Разговор об истории: школьное краеведение и 33 героические буквы

Разговор об истории: школьное краеведение и 33 героические буквы

5 сентября на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывали директор Новосибирского института современного образования Елена Плетнёва и редактор сайта «Библиотека сибирского краеведения» Людмила Кузменкина. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин

Евгений Ларин: В школах стартовал новый учебный год. В советских школах, помню, была традиция проводить 1 сентября уроки мира. Сейчас, насколько я понимаю, подобные занятия проводятся в несколько ином формате, но сути это особенно, кажется, не меняет. Поэтому давайте мы сегодня проведём в нашей студии что-то вроде урока мира. И этот выпуск я бы хотел порекомендовать к прослушиванию родителям школьников, педагогам средней школы, классным руководителям и учителям истории. Почему? Это очень скоро станет понятно.

Итак, Елена Юрьевна, недавно Новосибирский институт современного образования выпустил учебное пособие — «Азбуку подвига». И, насколько я понимаю, это уже не первая азбука. Она вошла в серию учебных пособий. Расскажите немного об этой серии. Что уже удалось издать и, может быть, уже известны какие-то планы на будущее?

Елена Плетнёва: С 2021 года по инициативе департамента образования мэрии города Новосибирска Новосибирский институт современного образования приступил к очень интересной, важной и нужной работе: начал разрабатывать учебные пособия, которые посвящены краеведению, истории нашего города. И они призваны помочь не только ребёнку, но и родителю, и учителю. Первая азбука так и называлась: «Азбука Новосибирска». Она была предназначена, в первую очередь, для первоклассников.

Особенности этого пособия в том, что на каждую букву специалисты института в тесном сотрудничестве с большим количеством специалистов краеведения, архива, учителей начальных классов, специалистов педагогического университета, тех, кто занимается образованием детей, подобрали информацию по городу Новосибирску. Практически на каждую букву там представлены очень значимые места города Новосибирска с их кратким описанием. Кроме этого, на каждую букву есть ещё и занимательные задания, разработанные с учётом возрастных особенностей ребятишек, первоклассников, второклассников, которые, играючи, изучают азбуку, повторяют буквы и закрепляют материал.

Евгений Ларин: Слово «Азбука» в названии издания говорит о том, что оно тоже адресовано если не самым маленьким, то очень юным читателям. А тема войны — это всё-таки очень сложная и тяжёлая тема.

И, знаете, опыт музейных уроков памяти для школьников, в том числе выездных занятий, говорит о том, что детям бывает иногда очень трудно понять даже самые элементарные вещи, например, каково это — жить на двух квадратных метрах. Норма заселения в Новосибирске в годы войны — два квадратных метра. Хоть какое-то понимание появляется, если, например, попросить представить чулан Гарри Поттера.

А говоря о войне, мы не можем не говорить о том, что война — это голод, разруха, боль, смерть, страх и ужас. Просто без этого понимания слово «война» может остаться пустым звуком. Ну, если не пустым звуком, то просто знанием о том, что это было когда-то, где-то и с кем-то. И мы должны говорить об этом детям. Что в вас вселяет уверенность, что с детьми говорить о войне нужно с этого юного возраста? И как им нужно это говорить, чтобы было понятно? Нужно ли это вообще ребёнку?

Елена Плетнёва: Современные дети, конечно, очень далеки от тех лет, от той войны, но, тем не менее, даже с детьми дошкольного возраста сегодня уже стало легко говорить. Наверное, это потому, что подача истории о войне в образовании не прекращалась.

Да, война — это горе, это страх, это смерть. Война — это те тягости, которые переживали не только бойцы в окопах, но и семьи, которые остались в тылу.

Евгений Ларин: И, может быть, в первую очередь, именно они.

Елена Плетнёва: Конечно! Первая азбука, «Азбука Новосибирска», у нас вышла для первых и вторых классов. Потом мы выпустили азбуку для третьих и четвёртых классов, которая была продолжением и как бы расшифровывала. И в той азбуке уже появлялись такие места, как Монумент Славы, уже какие-то события появлялись. И тогда мы подумали о том, что же нужно делать дальше. А когда настал год 80-летия Победы и год защитника Отечества, то мы подумали, а почему бы не продолжить азбуку для пятых-шестых классов, чтобы на примере подвига героев Новосибирской области и города Новосибирска показать им, что война имеет две стороны. Есть, с одной стороны, захватчики, а с другой — есть защитники. И на примере каждого героя, который помещён в азбуку, дети знакомятся с великим подвигом защитника и они на этом учатся. Но кроме этого, в этой азбуке рассказаны не только биографии героев и их подвиги. Там рассказано, каким образом сохраняется память о них.

Вы знаете, сегодня система воспитательной работы погружает детей в историю страны. Существует юнармейское движение, есть орлята, еженедельно проходят «Разговоры о важном», встречи с ветеранами, с сегодняшними ветеранами.

К сожалению, ветеранов Великой Отечественной войны остаётся всё меньше и меньше. Но у нас есть ветераны локальных войн. И сегодняшние ребята, которые приходят с СВО, идут к детям, разговаривают с ними. И дети с открытым ртом в тишине слушают, а потом хлопают. Я была на таком мероприятии. Дети встают и хором говорят спасибо. И, наверное, когда ребёнок живёт не параллельной жизнью, а внутри общества, вместе с нами, со взрослыми, то он правильно воспринимает войну.

Евгений Ларин: А если рассуждать с точки зрения педагогики, то не травмируют ли ребёнка психологически разговоры о войне? Если те, кто участвовал в военных действиях, говорят, как им было страшно, сколько они крови потеряли и какие у них пострадали конечности?

Елена Плетнёва: Я думаю, что нет, не травмируют, потому что дети сами описывают подвиги своих прадедов, рассказывают о том, с какими увечьями они пришли с войны. Дети сегодня участвуют в поисковой работе, разговаривают с поисковиками, которые разыскивают могилы неизвестных солдат. Нет, ребятам не страшно. Они все говорят, что сохранение памяти — это наш долг. И это же ребёнку нужно правильно подать! Можно рассказать ребёнку обо всех ужасах войны, а можно рассказать, что это тяжело, да, но ради чего солдаты испытывали все эти тяготы. А для того, чтобы мы с вами жили! И потому здесь большую роль играет педагог. Многое зависит от того, как он это донесёт, как он преподнесёт эту азбуку. Поэтому мы разработали программу для педагогов, которая поясняет, как работать с этой азбукой, сколько раз и как проводить занятия. Эту программу дополнительного образования уже реализуют 66 новосибирских школ.#SHOWMORE__637453#

Евгений Ларин: Я правильно понимаю, что уже с этого сентября в уроки истории включили дополнительный специальный модуль по краеведению? И для занятий как раз можно использовать вашу азбуку?

Елена Плетнёва: Да, всё верно. Можно использовать все три книги, которые мы издали. К следующему учебному году, думаю, мы и четвёртую успеем сделать. Действительно, изучение истории сегодня обязательно включает краеведение. На краеведческом материале ребят легко погружать во все проблемы, в том числе и войну. У нас есть большое количество материала о Новосибирской области. А Новосибирск — город трудовой доблести. Это не случайно.

Евгений Ларин: Людмила Анатольевна, вопрос вам как редактору. Расскажите, как шла работа над этим изданием, как бы вы могли её оценить? На мой взгляд, работать над изданием для детей намного сложнее, чем над взрослой книгой, потому что здесь мало собрать материал, мало сжать его до нужного объёма, но этот объём ещё нужно подать так, чтобы было понятно детям.

Людмила Кузменкина: Вы совершенно правы. Работа была непростой. Работал авторский коллектив информационно-издательской деятельности Новосибирского института современного образования. На первом этапе работы нужно было собрать информацию. Казалось бы, ничего в этом сложного нет. Про героев Советского Союза написано очень много книг, бери отрывки и публикуй. Но оказалось, что всё не так просто.

Мы перелопатили огромное количество литературы, воспоминаний, интернет источников. И оказалось, что во многих источниках есть разночтения. Поэтому мы начали проверять информацию, основываясь на архивных данных. Мы обратились в Государственный архив Новосибирской области, который оказал нам неоценимую помощь. Специалисты предоставили нам по каждому герою архивные справки, фотографии военных лет. Мы всё проверяли и перепроверяли.

Евгений Ларин: Таким образом, чтобы подготовить для печати даже один разворот, приходилось проделывать огромную работу.

Людмила Кузменкина: Да, мы работали больше года. Мы обращались к музеям и к библиотекам не только нашего города, но и всего сибирского региона. Дело в том, что некоторые герои родились в других регионах — в Алтайском крае, в Омской, Томской, Кемеровской областях. Мы делали запросы и в библиотеки, и в музеи, чтобы уточнить информацию. И они откликались на эти запросы, оказывали нам информационную помощь, высылали справки.

Евгений Ларин: С родными и близкими героев, наверное, тоже общались?

Людмила Кузменкина: Да, конечно, мы переписывались с родными и близкими. Например, с дочерью известной лётчицы Екатерины Филипповны Шиповой. Её дочь живёт где-то в Подмосковье, и она нам прислала много военных фотографий Екатерины Филипповны. Мы переписывались с родными Фрола Савельевича Далидовича, они предоставили нам много фотографий и много информации. Нам оказывали помощь музей Новосибирска, музей Дома офицеров. То есть у нас была комплексная работа.

Третий этап работы, наверное, был самым главным: всю собранную информацию нужно было адаптировать для детей, уменьшить её объём, чтобы она уместилась на развороте азбуки. И это был, конечно, очень большой труд. Мы выверяли буквально каждое предложение, каждое слово, не единожды всё переписывали. И когда мы уже отчаялись всё переписывать, мы даже призвали на помощь искусственный интеллект. Но нейросеть выдала нам такую белиберду, что мы сразу отказались от этой идеи и решили, что справимся сами.

Потом мы начали тестировать всё на всех наших родных, на учителях, наконец, детях и внуках соответствующего возраста, чтобы выяснить, насколько эта информация им понятна и как её лучше адаптировать. В результате, я думаю, у нас получилось хорошее издание.

Евгений Ларин: Материалы о героях фронта и тыла в «Азбуке подвига» расположены, как и полагается, в алфавитном порядке. Но есть некоторые особенности. Так, например, Плахотный у вас не на букву «П», на «И краткую», Пономаренко на «О», Бакуров на «Р», Старощук на «Щ», Бердышев на «Ы». Это, на мой взгляд, ещё раз говорит о том, что выбирать персоналии было чрезвычайно трудно. Я прав?

Людмила Кузменкина: Да, именно так. В Новосибирской области насчитывается 353 Героя Советского Союза. А букв — всего 33. Как выбрать?

Евгений Ларин: Да, что в основе этого выбора?

Людмила Кузменкина: Они все достойны и обо всех хочется рассказать, но это невозможно. Поэтому мы начали работу с составления словника. Брали каждую букву, выписывали несколько героев и потом уже начинали обсуждать и думать, кого мы возьмём в нашу азбуку. Критериев для отбора у нас было несколько. Конечно, в первую очередь, мы хотели рассказать о самых известных героях, именами которых названы улицы, школы, библиотеки. Например, Борис Богатков. Это на букву «Б». Но на эту букву у нас также Бакуров, Беневоленский, Бердышев. Все достойны, все интересны и значимы. Их именами названы школы нашего города. Что делать, как выбрать? Мы решили остановиться на Борисе Богатков, потому что его именем названа школа, в школе есть музей его имени, есть памятник, есть улица. Дети больше знают этого героя. Он воевал в 22-ой Сибирской добровольческой дивизии. Параллельно рассказываем также и об этой дивизии. Но мы не могли не рассказать и о Бакурове Дмитрие Алексеевиче, потому что это тоже достойный и известный человек. И вот так у нас появилась идея...#SHOWMORE__636403#

Евгений Ларин: То есть вы пошли на хитрость!

Людмила Кузменкина: Да, мы пошли на хитрость, использовали другие буквы слова. Но мы старались прибегать к такому способу лишь в исключительных случаях.

У нас в азбуке представлено 18 Героев Советского Союза. Но мы хотели рассказать детям не только о Героях Советского Союза, потому что есть другие люди, которые, не имея звезды Героя, проявили мужество и самоотверженность. Они тоже достойны, чтобы о них знали и говорили.

Поэтому мы рассказали, например, об Ивачёве Фёдоре Николаевиче — первом в Сибири мастере спорта по лыжам. Рассказали о лётчике-испытателе Старощуке Василии Ларионовиче, который ценой своей жизни спас многих горожан. Во время испытания самолёта в небе над нашим городом у него авария случилась, самолёт разбился на Красном проспекте, лётчик погиб, но никто из горожан не пострадал. Мы также говорим о писателе-фронтовике Мейсаке Николае Алексеевиче.

Ещё мы хотели рассказать о женщинах, которые наравне с мужчинами воевали и показывали образцы мужества и стойкости. Это санинструктор Жилина Ольга Васильевна, штурман Таманского женского авиационного полка Шипова Екатерина Филипповна.

И мы пытались затронуть ещё другие темы, связанные с Великой Отечественной войной, такие как, например, партизанское движение. Поэтому мы говорим о Заслонове Константине Сергеевиче. Оказывается, он какое-то время работал на станции Новосибирск-Главный, потом уехал в Белоруссию. Во время войны он был одним из руководителей партизанского движения в Белоруссии. Поэтому, говоря об этом герое, мы говорим и о партизанском движении.

Кроме того, мы также хотели донести информацию об узниках фашистских концлагерей. И пример тому — Симаков Николай Семёнович, который в первые дни войны попал в концлагерь Бухенвальд, испытал все его ужасы, но, тем не менее, не сломался. В итоге он возглавил русский подпольный штаб и стал одним из руководителей восстания в Бухенвальде, которое поднялось в 1945 году перед приходом освободительных войск.

Евгений Ларин: Самое удивительное, что это восстание на каких-то пару часов опередило акцию по уничтожению фашистами концлагеря.

Людмила Кузменкина: Также мы говорим и о малолетних узниках фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, среди них, например, Самуил Рафаилович Волк.

И мы хотели ещё рассказать о сражениях. То есть мы говорим о героях, но вместе с тем мы делаем тему шире. Мы говорим о сражениях Великой Отечественной войны. Наши земляки заслонили собой от вражеских войск Москву, участвовали в Сталинградской и Курской битвах, в снятии блокады Ленинграда, они брали Берлин и Прагу. Но больше всего, 101 житель Новосибирской области, получили звёзды Героев Советского Союза за форсирование Днепра. О них тоже мы подробно рассказываем в нашей азбуке.

Евгений Ларин: Поделитесь вашими впечатлениями, что вас больше всего во время работы над этим изданием удивило, поразило в самое сердце? Какая-то история, возможно, запала в душу? Словом, какие самые яркие впечатления вы вынесли для себя из этой работы?

Елена Плетнёва: Яркие впечатления были на каждой странице. Я уже долго прожила, в образовании уже много лет и в своё время изучала Великую Отечественную войну, сдавала экзамен по истории, но я узнала столько интересного! Я и внучке дала прочитать.

Каждая страница — это герой, это какой-то подвиг. Например, Пётр Яценко, который в 18 лет получил звезду Героя Советского Союза. Этот тогдашний мальчик обеспечил переправу, оставшись один и бегая от пулемёта к пулемёту.

Я просто не могу себе этого представить! Оставшись один, он защитил переправу и наши солдаты смогли перейти реку. А Екатерина Шипова! Из тех, кого называют ночными ведьмами... Когда начинаешь читать об этих героях, столько нового для себя о них узнаешь, столько делаешь пусть и небольших, но всё же открытий!

Евгений Ларин: Поэтому я всегда говорю, что рассказывать о войне и о героях надо начинать со взрослых. А уже потом они будут рассказывать об этом детям.

Елена Плетнёва: Конечно! Вот эту книгу родителям нужно читать вместе с детьми, обсуждать каждого героя. И мама с папой должны задавать ребёнку вопросы о том, что он из неё узнал, что увидел, о чём ему рассказали фотографии.

Кстати, в азбуке ещё есть стихи о Сибири во время войны нашего автора Краснова. Здесь же есть описания орденов, которые получали наши герои. Поэтому, мне кажется, что здесь каждая страница — это открытие.

Евгений Ларин: Ещё там есть список источников, которыми могут воспользоваться те, кто пожелает получить дополнительные знания.

Елена Плетнёва: Поэтому азбука может быть использована на уроках истории и для внеурочной и внеклассной работы.

Евгений Ларин: А для вас, Людмила Анатольевна, что стало самым главным открытием?

Людмила Кузменкина: Удивила жертвенность. Самопожертвование. Мальчишки и девчонки, которым было по 17-20 лет, защищая свою Родину, были готовы на всё. Шли, зная, что погибнут. Борис Богатков с песней поднял взвод и повёл в атаку. Он погиб, но он совершил подвиг. Алексей Гаранин. Его самолёт подбили, он мог катапультироваться, но он свой горящий самолёт направил на склад с боеприпасами. Естественно, он погиб, но он уничтожил фашистский склад. И таких примеров очень много. На каждой странице азбуки — герой и его подвиг.

Выбор редакции