Мы сделали навигацию в городе удобнее, понятнее и логичнее — Иван Михеев

Мы сделали навигацию в городе удобнее, понятнее и логичнее — Иван Михеев

Комиссия по переименованию остановок общественного транспорта в Новосибирске работала полтора года. Итогом стало решение о смене наименований 160 пунктов. Совсем скоро на остановочных павильонах должны появиться вывески с новыми названиями, в маршруты и речевые оповещатели перевозчики обязаны внести корректировки. Что стало самым сложным в работе комиссии, и с какими названиями было труднее всего расстаться, «Новосибирским новостям» рассказал начальник управления культуры мэр...

Лариса Сокольникова

— Иван Михайлович, какую задачу в процессе переименования остановок решало управление культуры?

— В комиссию по переименованиям, созданную при департаменте транспорта, я вхожу как руководитель управления культуры и наравне со всеми членами комиссии имею право голоса, участвую в обсуждении проектов наименований. На мой взгляд, логично, что представители сферы культуры входят в эту комиссию, потому что она обсуждает не только транспортную инфраструктуру города, но и историческую составляющую. У нас есть исторические локации, и наше управление вместе с музеем города призваны смотреть на процесс переименования как раз с этой точки зрения. И если есть какие-то исторические названия, то, кончено же, хотелось бы, чтобы на карте города они оставались. Несмотря на то, что наш город молодой, его история ёмкая и интересная. И нам нужно её сохранить.

Город растёт, расширяется, и транспортная инфраструктура постоянно меняется. Появляются новые микрорайоны, дороги, проезды. В старых местах уходят какие-то организации. Например, была остановка «Магазин №12». Этого магазина давно уже нет, а остановка присутствовала и вводила в заблуждение пассажиров. Понятно, что те, кто рядом живут, привыкли и понимают, где и что расположено. Для тех, кто этот микрорайон не знает, название этой остановки не говорит ни о чём. Кроме того, было большое количество остановок, которые дублировали друг друга.

— Работа по переименованию шла полтора года. Что вам больше всего запомнилось в ней? Смена каких названий вызвала самые жаркие споры среди экспертов?

— У нас есть крупные узловые станции, в которых пересекаются несколько видов транспорта — трамваи, автобусы, троллейбусы, метро. Остановки рядом с ними имели несколько названий, поэтому пассажирам было сложно сориентироваться. Такие локации требовали одинакового наименования всех остановок. Вот эти транспортные узлы и вызвали самые жаркие обсуждения. Очень сложно поменять названия, которые на слуху и к которым горожане привыкли. Комиссии приходилось крепко думать. К переименованию некоторых остановок подходили несколько раз. Рассматривали комиссией, предлагали варианты, но не могли прийти к какому-то общему решению, брали таймаут, переносили обсуждение.

Сложности возникали там, где рядом с остановкой не было ни одного социального объекта, и не к чему было привязаться. Тогда мы смотрели, какие рядом есть ключевые улицы.

Ряд остановок носили названия, потерявшие актуальность. Часть наименований вообще не были привязаны к местности. Например, остановки в промзонах. Промзона исчезла, а названия остались. И эта история не роднилась с географией города и с маршрутами для горожан.

Непросто было с наименованиями остановок, расположенных рядом с коммерческими организациям. От них поступали предложения наименовать пункты в честь них. Комиссия не одобряла такие предложения, поскольку мы должны исходить из интересов города. Поэтому прежде всего ориентировались на государственные и муниципальные объекты. Также за основу брали исторический контекст и географию города. Например, когда обсуждали вариант переименования остановки «Химзавод» на Фабричной, музей города предложил название «Сибирский мукомол». Оно подчеркнуло историчность места.

— Были ли такие названия, с которыми было жаль расставаться? Всё-таки навигация — дело привычки.

— Есть у нас несколько остановок, с названиями которых, нам самими было тяжело расставаться. Например, магазин «Кристалл» на площади Маркса или магазин «Чемпион» на площади Калинина. Эти наименования прошли сквозь года и уже так привычны горожанам, хотя фактически они уже не обозначают организации, которые тут существовали когда-то.

Комиссия всегда действовала из интересов пассажиров. Старались назвать остановку так, чтобы человек, услышав название, понимал, в каком она районе, или какое социальное учреждение находится рядом, или транспортный узел. Так, в итоге остановку «Магазин „Кристалл“» переименовали в «Метро „Площадь Маркса“», поскольку она входит в самый большой транспортный узел левобережья.

На карте города мы же запоминаем не остановку, а то, что рядом с ней находится. Это может быть школа, поликлиника, вуз, театр, сквер, библиотека. Поэтому мы старались наименовать остановки, ориентируясь на объекты, которые находятся рядом.

Если она носила какое-то неговорящее название, её называли именем социального объекта, расположенного поблизости. Это понятно для местных жителей и логично для человека, приезжающего из другого района, берега или региона.

— Самый первый вопрос, возникающий у горожан, узнающих о переименовании сразу 160 остановок — зачем? Для чего это людям, если и так всё работает?

— Вопрос «зачем» здесь резонный. Затем, чтобы город соответствовал его современной географии. Мы можем остаться со старыми названиями, но наши дети не будут знать, что такое магазин «Кристалл» на Маркса или «Детский мир» в Дзержинском районе. Они эти магазины никогда не видели, и наименования им будут непонятны.

В первую очередь, для ориентирования нужна внятная и логичная навигация. Особенно это важно для гостей города, даже несмотря на то, что электронные геосервисы облегчают нам жизнь.

Вопрос о количестве сменивших название пунктов — технический. Переименовать разом 160 пунктов проще и дешевле, ведь изменения тянут за собой ряд организационных задач, которые лучше решать комплексно.

— Как вы думаете, долго ли новосибирцы будут привыкать к новым названиям остановок?

— Приведу свой пример с остановкой «Колыванская» на Красном проспекте. Я всю жизнь знал эту остановку как «Автовокзал». Когда ушёл автовокзал, и её переименовали в Колыванскую, я очень быстро перестроился на новое название. И когда я слышу её название, то сразу понимаю, где я нахожусь, и когда мне выходить. Вопрос привычки есть, и понадобится какое-то время, чтобы люди привыкли к новым названиям.

Главное, что мы сделали навигацию по городу проще, удобнее, понятнее и логичнее. Возможно, где-то мы были не правы, и комиссия продолжит работу. Время, конечно, покажет.

Выбор редакции