28 мая в Новосибирске открылся второй Фестиваль польского кино. Почетный гость фестиваля польский режиссер Кшиштоф Занусси открыл фестивальную программу своим фильмом «Повторный визит», снятым в 2009 году. На встрече с журналистами режиссер рассказал о том, как обстоят дела в польском кинематографе, о главной роли актера, о своих собаках и времени, как наказании.
Россия – это моя слабость Организаторы Фестиваля польского кино не обещают зрителям легких впечатлений и развлечений под попкорн и кока-колу. Все фестивальные фильмы заставят задуматься о жизни. Разве что картина «Чудесное лето» отвлечет и приятно удивит. Польское кино может понравиться, а может не понравиться, но не оставит зрителя безразличным к происходящему. «Повторный визит» Что такое время? Девять собак и большой сад О современном кино Что посмотреть Поляки любят свое кино Румынское кино в тренде Где берут хороших актеров
«Боюсь я слишком часто приезжаю в Новосибирск», - пошутил Кшиштоф Зануссии, приветствуя собравшихся на пресс-конференции журналистов. …Но мне всегда приятно сюда возвращаться, потому что мой первый жизненный опыт общения с Россией произошел именно в новосибирском Академгородке в конце 60-х годов. Я приехал с моей первой полнометражной картиной и после надутых академических московских разговоров в Союзе кинематографистов я увидел совсем другое лицо России, другой характер. Здесь я встретил настоящих людей, смелые свежие мысли. И с того времени осталась моя личная слабость, и когда меня приглашают в Новосибирск, даже несмотря на то, что так долго лететь, я никогда не отказываю.
В программе фестиваля фильмы, снятые польскими режиссерами за последние два года. Это современные художественные фильмы, классические картины, документальные и анимационные работы. Открывает программу фестиваля мой фильм «Повторный визит», снятый в 2009 году. Это своеобразный эпилог моих предыдущих картин. Меня привлекала возможность показать на экране проход времени. Между первой и последней картинами расстояние в 40 лет. Без спецэффектов и без грима зритель видит тех же актеров. Как они выглядят сегодня и как выглядели 40 лет назад. И они играют те же самые роли. Я, как режиссер, который живет со своими героями, могу придумать, что с ними произошло. Мне так часто люди задают вопрос – а что с вашим героем было бы сегодня? Вот и получился такой диалог с историей, с самим собой и со зрителями.
Я физик. И не имею смелости отвечать на такой вопрос. Даже самые великие физики и математики имеют сомнение в этом вопросе. Это наказание. Мы надеемся, что смерть нас освободит от времени. И тогда мы будем существовать лучше. Так же как Бог – вне времени и в не пространства. Но мы к этому времени привязаны и хотим, чтобы тянулось долго. Хотим жить, радоваться жизни, а надежда, что следующая жизнь без времени будет лучше, приходит, конечно, но не на совсем. Мир так не согласен с тем, что время уходит. А оно уходит, и ботокс не поможет. Вот сейчас я готовлю новую картину, только что поставил несколько театральных работ. Преподаю, если нахожу время. Только что приехал из Китая, где читал лекции. В Америке были лекции. Это очень интересно. Постоянно что-то делаю, не сдаюсь.
Сейчас у меня дома живет девять собак и три кошки. Минувшая зима была чрезвычайно холодной, двух питомцев они нашли в лесу и приютили. У нас большой сад, места всем хватает.
В 70-годы я мог сделать такие вещи, о каких сейчас даже мечтать не могу. Так медленно репетировать, столько позиций камеры в одной съемке, столько позиции фокусов – все это сейчас невозможно. Значит, язык кино пошел назад. Киноязык 60-х и 70-х годов сегодня был бы слишком авангардным. Никто бы мне не разрешил снимать «Семейную жизнь» три месяца. Так уже не бывает.
Из программных фильмов я бы посоветовал обязательно посмотреть две картины режиссера Кшиштофа Кесьлевского – «Короткий фильм о любви» и «Короткий фильм об убийстве». Это шедевры польского кино. Это хорошее, умное, серьезное кино для взрослых. Не для подростков, а для людей, которые хотят задуматься над жизнью и взаимоотношениями людей. Из новых картин надо посмотреть фильм «Зал самоубийц», вышедший на экраны в 2011 году и имевший огромный коммерческий успех. Картина невеселая, но сердечная и сделана молодым режиссером с большим талантом. Она очень понравилась молодежи. Молодежь почувствовала, что это их картина. Ее посмотрели более миллиона зрителей. Для Польши это показательные цифры, это большой успех.
Польский кинематограф жив. Польша – одна из немногих стран Европы, где не произошло рецессии. Мы сами не можем в это поверить. Нам кажется, что нас государство обманывает. Как это мы не победнели, если все вокруг беднеют. Мы сами не можем поверить в наш успех. По-прежнему в Польше ежегодно снимают около сорока полнометражных художественных фильмов. В этом году на экраны вышла лента известного польского режиссера Ежи Гофмана «Год 1920-ый». Это большая историческая картина, к сожалению, снята в формате 3D. Но я рекомендую посмотреть вариант 2D. Он смотрится гораздо лучше. Но это мой личный взгляд. 3D уже пропадает, и мы были правы, когда издевались над ним, говоря, что это детское развлечение.
В мире смотрят в основном американское. Сейчас в моде румынское кино. И в Болгарии бывают хорошие картины, но они не покажутся за границей, потому что болгары не модны. Поляки тоже сейчас не модны, поэтому нас часто не показывают. В мире по-разному бывает. Есть узкий круг людей, которые смотрят более серьезные картины из других стран. А так, все смотрят американское кино. Польша – это страна, где после Франции люди смотрят больше отечественное кино. Процент зрителей на отечественном кино в Польше очень высокий. Поляки любят смотреть свои картины. Есть очень удачные польские блокбастеры, но есть и полные провалы.
Это проблема для Европы. В Америке таких проблем нет. Там люди, играющие в сериалах, не снимаются в большом кино. Это вообще два разных класса людей. Другая публика и другая эстетика. Принцип сериала – надо играть плохо, чтобы было хорошо. В сериале герой входит, говорит, что он чувствует и какие у него намерения, а потом в следующей серии он говорит, что было и заново что он чувствует и что он хочет сделать. Это снимать дешево, и так можно снять две тысячи серий. Такая работа портит актера, потому что он привыкает произносить абсолютно банальные диалоги. Актеру нельзя говорить то, что он думает. Если он говорит то, что он думает и что чувствует – это уже не игра. Это эксгибиционизм. Но на этом основаны телесериалы. Это очень низкий жанр. В Польше, как и Европе вообще, это все перемешано. Часто актеры из сериалов напрямую переходят в кино и там продолжают играть. Но есть молодые и амбициозные актеры, которые отказываются сниматься в сериалах. Да, им нелегко и нередко они голодают, поэтому все стройные. Настоящие великие актеры, конечно, в телесериалах не снимаются.