Весенний авитаминоз — проблема для новосибирцев суперактуальная. Какие вещества у жителей региона в дефиците? В чём виноват резко континентальный климат? Почему проблему не решить покупкой аптечных комплексов? Что такое терапия нутриентами и каким образом витаминка может изменить жизнь через 20 лет? Об этом «Новосибирским новостям» рассказала пульмонолог и терапевт ОРВИ-центра клиники «Здравица» Ольга Филоненко.
— Ольга Алексеевна, весной все устремляются в аптеку за витаминками. Сезонный авитаминоз — проблема, про которую слышали все. В Новосибирске есть своя региональная специфика?
— Это суперактуальная проблема для новосибирцев. У нас суровый климат, и наш регион — дефицитный по множеству витаминов и микроэлементов: йод, витамины D и группы B, железо. Врачи прекрасно знают, что у нас много людей с железодефицитной анемией.
Мы живём в холоде и темноте по полгода, у нас резко континентальный климат. Зимой мы едим жирное и мало пьём. Летом мы много пьём и мало едим. Кардинальная смена режима и характера питания приводит к сбоям в работе желудочно-кишечного тракта. Мы не можем усвоить нутриенты из продуктов. А в том, что мы едим, их становится всё меньше и меньше. По результатам исследований института Сеченова, за 70 лет яблоки потеряли 70% содержания железа, потому что обедняется почва.
Нехватка веществ в организме накапливается годами и десятилетиями. Раньше мамы не готовились к рождению ребёнка, принимая витамины и микроэлементы. Их никому не подбирали индивидуально. Малыш рождался с дефицитом по ним, и дальше ситуация усугублялась.
И это не просто витаминки, как принято говорить. Это биохимические соединения, которые участвуют во множестве реакций в организме. Дефицит не может не сказываться на самочувствии. Но, банально раздав всем комплексные витамины, мы не решим проблему.
— Что должно насторожить? Трудно проснуться утром, кожа шелушится, появились заеды в уголках губ?
— Это уже не звоночек, это набат, что нужно срочно бежать к врачу.
Как говорят? «Крутится на языке, не могу вспомнить». Это то, что врачи называют оборотом «когнитивные нарушения».
Сухость глаз, сухость кожи, выпадение волос, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, например, вздутие живота, повышенная возбудимость, может быть, невриты — они тоже могут указывать на дефицит необходимых микроэлементов.
Вообще любой новый симптом, которого у вас раньше не было, — это повод пойти к врачу и, в частности, посмотреть на уровень витаминов и минералов. Тут лучше не заниматься самолечением. Доктор будет смотреть, разбираться, когда появился симптом, какие есть хронические заболевания, какие препараты человек принимает на постоянной основе. Врач обратит внимание на ногти, кожу, цвет склеры, состояние языка, разницу в артериальном давлении на руках. И на основании симптомокомплексов предложит сдать кровь на конкретные витамины и минералы.
— Но есть же какие-то общие моменты. Витамин D, наверное, нужен всем.
— Да, в Новосибирске активный дефицит витамина D. Его целевой уровень — 70-90 нанограмм на миллилитр крови для взрослого человека при норме от 30 до 100 единиц.
Но даже дозировку препарата нужно выбирать, ориентируясь на исходный уровень витамина у пациента. Кто-то ежедневно гуляет, но есть люди, которые работают дома, пользуются службами доставки и на улице почти не бывают. Летом женщины у нас используют кремы с защитой от ультрафиолета — это затрудняет синтез витамина D. Также есть генетические особенности. Может быть поломка гена, отвечающего за его выработку у пациента.
Мы можем принимать витамин D, но не видеть эффекта. Если есть обострение гастроэнтерологического заболевания, витамины не могут усвоиться в полной мере. Препарат нужно употреблять утром, потому что он бодрит, и необходима подходящая среда — он хорошо усваивается в жирной, а не все на завтрак едят растительное и сливочное масла. Не все принимают магний, который влияет на усвояемость витамина D.
И самое главное — нельзя сказать, что абсолютно все испытывают нехватку этого вещества. У всех разный набор дефицитов и особенностей организма. Давать универсальные рекомендации даже по тому же витамину D — это история про среднюю температуру по больнице.
Мы не всегда правильно питаемся, не всегда завтракаем и не всегда хотим завтракать — и это, кстати, вопросик для врача: а почему? Потому что дело совсем не в лени.
Есть понятие «клиническое мышление». Врач годами и десятилетиями учится считать и складывать комплексы симптомов в 1+1. Витамины и минералы нужны, но вводить в свою жизнь нутрицептики важно в тандеме со своим доктором, потому что гипервитаминоз — это тоже плохо.
— Сколько раз в день нужно принимать витамины? Два: утром и вечером?
— Я назначаю три раза в день: утром, в обед и вечером. Знаю, что это не очень удобно. Есть исследования, что оптимально лекарства принимать один раз в день — утром, но витамины и микроэлементы необходимо разводить между собой по времени. И трёхкратный приём даст максимальный эффект.
Есть витамины и нутриенты, которые дружат и которые мешают усваиваться друг другу. Есть вещества, которые бодрят: это витамины D, С, группы В. Есть с успокаивающим эффектом. А вот действие магния, например, будет зависеть от его формы: магний глицинат успокаивает, его лучше пить вечером, а магний цитрат бодрит — он хорош в обед.
— Извините, так это же целый день нужно думать про приём витаминов.
— Терапия нутриентами — это не месячный курс. Это изменение стиля питания и образа жизни. Чтобы принимать тот же витамин D, днём нужно пообедать, а утром позавтракать, потом выпить определённое количество воды. И постепенно мы приходим к правильному питанию, как в советском пионерском лагере: 4-5 раз в день в одно и то же время. И это автоматически решает множество вопросов с желудочно-кишечным трактом, влияет на выработку полезных веществ в организме и гормональный фон.
И таким образом мы работаем на продление молодости и качество жизни в целом. За маленькими изменениями идут огромные. В этом соль персонифицированной медицины. Мы с пациентом работаем на изменение здесь и сейчас и достижение какой-то локальной цели, например, бодро вставать в пять утра, её достигаем, а заодно меняем жизнь в отдалённой перспективе. Потому что через 15-20 лет у этого человека будут другое самочувствие и вкус к жизни.
Вовремя поесть, попить и принять витаминку — это забота о себе и о качестве своей жизни. И от этого зависит, с каким КПД ты поработал и с каким настроением пообщался с близкими. Забота о себе расползается во все сферы жизни человека, потому что все они завязаны на него и то, в каком он состоянии.
— Через какое время чувствуешь изменения при терапии нутриентами?
— Обычно врачи превентивной медицины, которые занимаются профилактикой, назначают витамины на три месяца — это срок, когда объективные изменения увидит доктор. Сам пациент динамику начинает ощущать через 3-4 недели. Сегодня для такой терапии есть научная база и практика.
— А в чём суть превентивной медицины?
— Идеал профилактической медицины в том, чтобы врач стал не нужен. Чтобы человек приходил раз в год корректировать курс, потому что организм работает как нужно. Когда пациент появляется спустя два года и говорит: «Давно не виделись. Поводов не было» — это круто и классно. И это победа.
К нам ведь пока не приходят абсолютно здоровые люди. К врачу принято идти, когда что-то беспокоит. Хроническое заболевание — это состояние организма. Я как пульмонолог никогда не скажу пациенту с аллергическим бронхолёгочным заболеванием: «Давайте мы откажемся от фармакологического сопровождения». Это неверно.
Я посоветую ограничить сладкое и цитрусовое, добавить жидкости, восстановить желудочно-кишечный тракт и посмотреть уровень витаминов и минералов, которые влияют на состояние бронхолёгочной системы. Мы не уйдём от медикаментов, но снизим дозировки. Это тоже очень круто. Мы изменим образ жизни и придём к стойкой ремиссии. Это будет огромная победа.
Если подбирать витамины приходит не мой, пульмонологический, пациент, а, допустим, женщина с гинекологическим заболеванием, я отправлю её ещё к профильному доктору, чтобы он тоже посмотрел дозировки витаминов. Коллегиальность — важнейший принцип ведения пациентов с хроническими болезнями.
— А вы сами пробовали так жить?
— Конечно. Терапию нутриентами я начала со своей семьи. Самым сложным пациентом оказалась моя бабушка, она говорила, что все витамины получает из продуктов. Но так как она химик, анализ крови её убедил. По себе могу сказать, что это даёт силы и энергию в первую очередь. И очень хорошо нутриентотерапия показала себя, когда мы перенесли коронавирусную инфекцию. Мы все смогли быстро восстановиться.
Вообще ковид поменял приоритеты для всех. Люди осознали, что они уязвимы, что где тонко, там и рвётся. И хотят свои «тонкие места» подлатать. Каждый день ко мне приходит пациент, который говорит: «Я хочу больше знать о своём здоровье», или «Я хочу подготовиться к беременности», или «Я принимаю витамины, не могу понять, надо мне или нет». Раньше такого никогда не было.
Материал был впервые опубликован на сайте «Новосибирские новости» 20 марта 2023 года.