
Нужен ли в Новосибирске памятник Иосифу Сталину? Что по этому поводу думают сами горожане? Где хотят устанавливать скульптуру, и будут ли её устанавливать вообще? Какие аргументы приводят сторонники и противники этой инициативы? И нужны ли обществу памятники в честь Ивана Грозного, Николая Второго и Петра Первого? Об этом и многом другом рассказал председатель художественного совета Новосибирска Александр Ложкин в ток-шоу «Вечерний разговор с Артёмом Роговским» 18 октября.
Артём Роговский: «Вечерний разговор с Артёмом Роговским» в прямом эфире радио «Городская волна» на частоте 101,4 FM. Видеотрансляция для пользователей Instagram — @dinamit_84.
В каком месте города хотят видеть памятник Иосифу Сталину представители инициативной группы, и что по этому поводу думают власти? Об этом и многом другом расскажем сегодня [18 октября] в ток-шоу «Вечерний разговор с Артёмом Роговским».
Справа от меня мой гость — председатель художественного совета Новосибирска Александр Ложкин. Александр Юрьевич, добрый вечер!
Александр Ложкин: Здравствуйте!
Артём Роговский: Нужен ли памятник Иосифу Сталину в Новосибирске или не нужен? Я провел опрос в сообществе «Вечерний разговор с Артёмом Роговским» ВКонтакте. Итак, результаты от подписчиков: «Да, нужен» — 20 человек, «Нет, не нужен» — 39 человек, «Затрудняюсь с ответом» — 7 человек. В Instagram: «да» — 21 человек, «нет» — 42 человека.
Александр Юрьевич, совпадает ли эта статистика с данными, зафиксированными в Новосибирске?
Александр Ложкин: В марте 2017 года была очередная история с установкой памятника. Мэрия Новосибирска заказывала опрос в компании «Имидж Фактор». Было опрошено 1020 респондентов старше 18 лет. Мы получили довольно любопытные результаты.
Согласно этому опросу, нейтрально относятся к установке памятника Сталину 32,4%, скорее положительно — 34,3%, скорее отрицательно — 32,1%, остальные затруднились ответить. Практически результаты распределились на равные трети.
Артём Роговский: Александр Юрьевич, а с какого года идёт инициатива установки такого памятника?
Александр Ложкин: Это история началась где-то летом 2016 года. Тогда, собственно, и вышла инициативная группа, которую представляет Алексей Денисюк, с предложением установки памятника в сквере Героев Революции. Но сквер Героев Революции — это объект культурного наследия, и там ничего нельзя менять, там уже сложившийся облик.
И управление по государственной охране объектов культурного наследия отказало в возможности установки. И после этого начались поиски возможного места для размещения. В августе этого года инициативная группа заявилась на три места, где бы они хотели видеть такой памятник — это Дом офицеров на Красном Проспекте, это площадь Сибиряков-Гвардейцев рядом со стелой «Штыки». И там же рядом есть сквер Ефремова. Группа предложила разместить памятник в этом сквере перед заводом «Тяжстанкогидропресс».
Артём Роговский: Вот так, Александр Юрьевич! Где-нибудь на МЖК «воткнуть», и памятник станет точкой притяжения молодёжи.
Александр Ложкин: Инициативная группа требует место в центре города. Одно из предложений — это Дом офицеров. Но на сегодняшний день нет согласия с Министерством обороны на размещение этого памятника. Если оно не поступит — то это место рассматриваться не будет. А вообще, если говорить о том, кто «за» памятник, а кто «против», то установку памятника поддерживают мужчины старше 65 лет, имеющие общее или начальное образование. Отрицательное отношение высказывают преимущественно женщины в возрасте от 45 до 64 лет со средним образованием, занимающиеся бизнесом, а также новосибирцы, занятые в сфере IT-технологий, рекламы, туризма и промышленности.
Александр Ложкин: Кстати, у нас в Новосибирске много памятников учёным — и в Академгородке, и в самом городе. Что касается мнения позвонившего, то я с ним отчасти соглашусь ещё и потому, что памятники — это моё личное мнение — должны ставиться тем людям, в отношении которых существует согласие в обществе.
Если у нас сегодня половина против, а половина за, то, конечно, рано ещё ставить такой памятник. Всё-таки должно появиться сначала общественное согласие в отношении таких фигур. Это касается не только таких фигур, как Сталина. Это касается и таких фигур, как Николай Второй, Иван Грозный. Возьмём фигуру Ивана Грозного — с одной стороны тиран, с другой стороны — это человек, при котором Сибирь стала Российской территорией.
Артём Роговский: Вот такая интересная точка зрения! Хочешь памятник Сталину в Новосибирске — вступай в КПРФ!
Кстати, товарищу Алексею Денисюку сегодня 41 год, день рождения. Мы поздравляем Алексея Денисюка, несмотря на то, что он меня клеймит, я объясню позже, за что.
Артём Роговский: Александр Юрьевич, если я не ошибаюсь, Центральный парк раньше носил имя Сталина?
Александр Ложкин: Да, он был садом Сталина.
Артём Роговский: Вот вам Иван идею подал — переименовать Центральный парк обратно.
Александр Ложкин: Тоже не уверен, что новосибирцы будут однозначно «за».
Артём Роговский: Мы затронули отношение новосибирцев к установке памятника. А как горожане относятся к самой личности Сталина?
Александр Ложкин: К Сталину положительно относятся 49% новосибирцев, то есть почти половина. Но социология показывает, что жители не готовы публично высказывать свою позицию. ¾ новосибирцев не стали бы принимать личное участие в каких-то акциях «за» или «против» установки памятника. Публично готовы отстаивать свою позицию не более 20% горожан.

Мы пройдём сквозь шторм и дым. История новосибирского комсомола

Колпакиди о революции: большевики объединили вокруг себя лучших

Видео ожившего билборда с пионерами и комсомольцами выложили в интернете

Вечерний разговор: какие памятники нужны городу

Однажды в Новосибирске: «Фанфан-тюльпан», братская могила и факел революции
Артём Роговский: Александр Юрьевич, а вам предлагали установить памятник Брежневу?
Александр Ложкин: Нет, пока таких инициатив не было. Если будет — рассмотрим.
Артём Роговский: Уже есть первая инициатива.
Вы этому Денисюку скажите, чтобы свои деньги тратил на это! А мы хотим жить в современном мире, в информатике, в учёности... 70 лет прошло. Опоздали, уважаемые. И я против этой бредовой идеи. И этому Денисюку скажите, что он плохо информирован!
Александр Ложкин: Те мнения, которые мы сейчас слышим, показывают, что Гражданская война-то не закончилась. Она продолжается, но не в горячей форме, а в телефонных звонках. Ну а время ставить памятники наступит, когда мы достигнем какого-то согласия по поводу этих политических фигур.
Александр Ложкин: Мы вспомним, что и Петр Первый был неоднозначной фигурой, и бороды рубил. Есть те, кто и сегодня не любит Петра Первого, но страсти улеглись, и памятники воспринимаются более, чем нормально.
Артём Роговский: Мнение из Instagram: «Памятник Сталину абсолютно неактуален».

Александр Юрьевич, а почему именно эти три места рассматриваются для установки? Должен сказать, что был вброс в СМИ, который я, как пресс-секретарь мэра, вынужден был опровергать. Вброс о том, что памятник Сталину точно поставят. Это ведь не так?
Александр Ложкин: Нет, сегодня идёт общественное обсуждение. И, собственно, все желающие могут поучаствовать и высказать своё мнение. Его вы можете высылать на адрес: imiheev@admnsk.ru.
А по поводу того, куда ставить — было выбрано три места. Рабочая группа художественного совета проехала по этим местам. Но это ещё не говорит о том, что памятник будет установлен в обязательном порядке на одном из этих мест.
Именно поэтому и существует процедура общественных обсуждений. Её раньше не было, она была введена решением мэра Новосибирска от 29 августа. Поэтому теперь все объекты культурного наследия будут проходить не только художественный совет, но и процедуру общественного обсуждения. Я считаю, это правильно.
Потому что художественный совет решает художественные вопросы. А вот то, быть тому или иному памятнику, той или иной стеле, тому или иному арт-объекту — это всё-таки должно решаться мнением горожан.
Абсолютно неважно количество — сколько проголосует. Важно, чтобы позиция была аргументирована. И все аргументы будут учитываться при вынесении окончательного решения.
Александр Ложкин: Я лично категорически против того, чтобы убирать памятники. Это история. Тем более, что памятников Ленину у нас четыре или пять в городе, и два из них — на площади Ленина и перед университетом Водного транспорта — это объекты культурного наследия.
Памятник на площади сделан известным скульптором Бродским, поставлен в 1970-м году. А памятник перед вузом — это уникальный объект. Его поставили в 1925-м году, тогда как раз ставили скульптуру перед Смольным в Санкт-Петербурге, и этот памятник был отлит в четырёх экземплярах. И один из экземпляров привезли в Новосибирск и поставили тогда на крыльце Дворца труда.
Артём Роговский: А для меня самый известный памятник Ленину — так как я житель Дзержинского района — этот тот памятник, который стоит на улице Трикотажной, остановка «Гипроуголь». А он как появился, кстати?
Александр Ложкин: По-моему, там была какая-то история в 1990-е годы, когда директор завода его поставил.
Артём Роговский: Итак, нужен ли памятник Сталину в Новосибирске? Инициативная группа предложила три места в городе. Точнее, не она предложила, а инициативной группе предложили.
Александр Ложкин: Конечно, заявление именно идёт от инициативной группы. Мы вместе с ними ездили и смотрели, какие это могут быть места. Но смотрели без идеологической подоплёки, потому что это не функция художественного совета — оценивать идеологию.
И соответственно, есть три места, в которых может быть поставлен памятник. Но быть ему или не быть — будем решать в итоге по результатам общественного обсуждения.
Допустим, экскурсия: экскурсовод будет рассказывать, кто это, что это, и какую он память оставил в истории. Да, неоднозначная личность. Ну а кто был однозначной? А Владимир Высоцкий, а Сергей Есенин, а Владимир Ильич Ленин — кого ни возьми, они все неоднозначные. И конечно, я считаю, нельзя сносить никакие памятники — мы будем таким образом разрушать свою историю!
Артём Роговский: И в эфире у нас нет пока какого-то преимущества у сторонников и противников установки памятника Сталину.
Александр Ложкин: Кстати, обратите внимание, к Высоцкому действительно в Советское время было разное отношение и у власти, и у простых людей. Но сегодня нет никаких вопросов к Высоцкому, и мы не видели никаких протестов по поводу установки памятника Высоцкому в нашем городе.
Артём Роговский: Ни одного голоса против.
Александр Юрьевич, так три места было согласовано?
Александр Ложкин: Нет, они не были согласованы. Три места мы смотрели вместе с инициаторами, и эти места инициаторы и предложили. Это не инициатива мэрии.
Артём Роговский: Но места-то заметные! Что Дом офицеров, что площадь Сибиряков-Гвардейцев, что сквер Ефремова.
Александр Ложкин: По Дому офицеров нужно обязательное согласование Министерства обороны, поскольку это их территория. А площадь Сибиряков-Гвардейцев и сквер Ефремова — это муниципальные земли. И их, конечно, будем рассматривать на художественном совете уже в начале ноября. Потому что до 29 октября идёт общественное обсуждение.
Артём Роговский: В последнее время ещё появилась идея установить памятник Сталину на Большевистской, возле обкома КПРФ. Как эта идея возникла, и как её оценили заявители?
Александр Ложкин: Такая идея звучала, и мы её обсуждали с заявителями. Но пока нет официального подтверждения от собственника этой территории — коммунистической партии Российской Федерации. Но, по сути, наверное, это то решение, которое могло бы быть компромиссом. Потому что есть место, которое принадлежит сторонникам Сталина.
Кстати, тут есть ещё один момент — проблема, которая касается вандализма. Когда мы ставим памятники неоднозначным личностям, вероятность вандализма очень серьёзно повышается. Мы помним историю с памятником Николаю Второму, когда на него с топором кинулись.
Мы знаем, что было с установленными бюстами Сталину в Липецке и Сургуте, когда их обливали краской. В итоге пришлось их демонтировать. Поэтому установка памятника Сталину на территории обкома КПРФ была бы правильным действием — по крайней мере, он там был бы под защитой.
Но, к сожалению, это предложение не устроило инициаторов. Хотя эту тему мы с Алексеем Денисюком обсуждали, и вроде понимание было. Но на следующий день Денисюк в Facebook разразился язвительным постом, и категорически отказался от этого предложения. Значит, это предложение мы не будем рассматривать.
Александр Ложкин: Да, действительно были. Это подтверждено и коммунистической партией.
Артём Роговский: Но Алексей Денисюк всё равно настаивает на установке подобного памятника.
Значит, вы говорите, что он язвительно отнёсся к идее установить памятник на территории обкома КПРФ. Меня «приложили» ВКонтакте в группе сталинистов за то, что я якобы не так прокомментировал инициативу установку памятника Сталину в Новосибирске. Что я сказал, что не считаю, что есть актуальность установки.
Но я не говорил, что надо или не надо ставить. Я говорил о том, что это не первостепенная задача — что ради этого надо бросить всё огромное городское хозяйство, а заниматься только этим памятником.
Алексей не понимает этого. Более того, на его странице в мой адрес посыпались многочисленные оскорбления. Я сказал, что если они продолжатся — мы будем разговаривать в суде. А пока разговариваем на «Городской волне». Может, и Алексей Денисюк нам позвонит?
Артём Роговский: А кстати, сколько стоит возвести памятник?
Александр Ложкин: Муниципальных или государственных средств туда не предполагается вкладывать. Это средства инициативной группы, которые они сами собирают. Денисюк озвучил какие-то цифры, но я, честно говоря, сейчас их не помню.
Александр Ложкин: Есть же и другое мнение. Мы можем вспомнить мнение писателя Астафьева по этому поводу, и оно кардинально противоположное. А ведь он фронтовик, человек, который прошел войну...
Артём Роговский: Согласен.
Мы так и не смогли дозвониться до Алексея Денисюка, который является автором идеи установки памятника Сталину в Новосибирске. Но сегодня Алексей празднует свой день рождения. Может, он уже за праздничным столом, и не до Сталина ему сейчас. Хотя, глядя на этот ярый настрой, которым он меня «припечатал» ВКонтакте — что я не так прокомментировал новость об установке памятника в Новосибирске — думаю, что ему до Сталина всегда есть дело.
У меня в семье в послевоенные годы несколько родственников стали жертвами сталинских репрессий по доносам. Люди просто исчезли, и больше их никто не видел. Понятны и его заслуги как военачальника.
Но я не согласен, что Сталин выиграл войну. Войну выиграл народ, и есть много героев, которым можно было бы поставить памятники, а не упираться в этот советский культ личности — Ленин... Сталин...
Огромное количество талантливых людей, которые помогли сделать нашу страну великой. И памятники, которые можно было поставить. А о многих людях даже нет нигде упоминания. Мне кажется не то время...
Если поставить памятник Сталину на территории обкома КПРФ — то почему бы и нет? Люди, которые захотят на него посмотреть, будут приходить, приносить цветы — в этом нет ничего плохого, люди имеют на это право.
Но если поставить его на Доме офицеров — лично мне это будет категорически неприятно. А я представляю, какое у нас количество людей, особенно родственников жертв репрессий. Особенно если говорить про наш Искитимский ГУЛАГ. Мягко говоря, они будут не в восторге. Это вызовет накал в обществе!
Артём Роговский: Спасибо, Алексей! Внятная, аргументированная, взвешенная позиция.
Александр Ложкин: Я на самом деле разделяю эту позицию. Сегодня ещё не пришло время для таких памятников.
Артём Роговский: У Алексея Денисюка осталось несколько минут, чтобы перезвонить нам и озвучить свою позицию. Я его не стал выводить в начало эфира, потому что догадывался, что будет много звонков. Но не ожидал, что их будет такое огромное количество.
Всегда, когда еду на эфир, думаю — нужна или не нужна эта программа, потому что не хватает на неё времени ввиду занятости на основном месте работы. Но уж после сегодняшнего эфира придётся тянуть этот воз до победного. Как раз в подтверждение моих слов — очередной дозвонившийся!
Артём Роговский: Я думаю, что инициаторы идеи вряд ли захотят видеть надпись «Сталин кровавый».
Александр Ложкин: Мы можем вспомнить и Берию, который, с одной стороны, был руководителем НКВД и КГБ, и организатором репрессий, а с другой стороны — руководителем атомного и космического проекта. Ведь тоже фигура неоднозначная.
Артём Роговский: Александр Юрьевич, последние звонки как раз склонили чашу весов к тому, что не нужен такой памятник Новосибирску.
Александр Ложкин: Я не вижу, чтобы чаша склонялась. Я вижу, что есть серьёзное противостояние, есть два мнения, мнения полярные. Будем и их учитывать при принятии решения.
Артём Роговский: Я напомню, что сейчас есть процедура общественных обсуждений. Адрес — imiheev@admnsk.ru. Все дозвонившиеся могут отправлять свои соображения на этот адрес.
Здесь в Сибири была куча лагерей, и мы будем ставить памятник этому человеку? Я против! Выиграл народ войну! Из всего спецпоселения только папа вернулся, в штрафбатальоне трижды ходил в атаку, по несколько человек выживали... Не надо ставить памятник! Я категорически против! Тем более — в Сибири!
Артём Роговский: Спасибо вам за ваше мнение!.
Александр Юрьевич, итак, что мы можем подытожить? Во-первых, когда будет принято окончательное решение?
Александр Ложкин: Мне кажется, что сегодняшние звонки хорошо иллюстрируют ту ситуацию, которая сложилась в обществе.

До 29 октября проходит общественное обсуждение. Не позднее 6 ноября у нас появится протокол общественного обсуждения. И в первой половине ноября состоится художественный совет, который будет принимать решение — рекомендовать или не рекомендовать установку такого памятника.
Артём Роговский: Но в то же время инициаторы могут на частной земле...
Александр Ложкин: Не совсем так. Дело в том, что у нас положение распространяется на всю территорию города. Поэтому установка любого объекта должна согласовываться с мэрией города. Другое дело, что на частной территории принять такое решение проще, чем в общественном пространстве. Там всё-таки мнение собственника будет играть решающую роль.
Артём Роговский: Спасибо, Александр Юрьевич, за сегодняшний разговор! Сегодня мы общались с председателем художественного совета Новосибирска Александром Юрьевичем Ложкиным. Обсуждали, нужен нам или не нужен памятник Иосифу Сталину. Я благодарен сегодняшним радиослушателям — всем тем, кто дозвонился и высказал своё мнение. Очень интересный, на мой взгляд, состоялся диалог в программе «Вечерний разговор с Артёмом Роговским».
Добавлю к этому, что каждый четверг на радио «Городская волна», (101,4 FM) в 18 часов выходит программа «Вечерний разговор с Артёмом Роговским».
Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте — https://vk.com/vrazgovor. nsknews.info — сайт «Новосибирские новости». Там появляются текстовые расшифровки всех наших программ. И мой личный Instagram — @dinamit_84 — там много фотографий с эфиров, да и с основного места работа — мэрии Новосибирска.
Словом, подписывайтесь, добавляйтесь в друзья, пишите отклики, пишите идеи для будущих передач, потому что я работаю здесь для вас! Всем пока-пока. С вами был Артём Роговский. До встречи через неделю!
#История #Скандал #Проекты планировки #Вечерний разговор #Архитектура #Общественность #Дискуссия #Интервью #Городская волна #Город в лицах