Новосибирские
новости
Все материалы
Подписывайтесь:

Разговор об истории: боги, герои, динозавры и дрифтвуд

1 ноября на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывала методист музея Советского района «Чёмы» Марьям Гулиева. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
12:15, 06 ноября 2024

Евгений Ларин: Во время прошлой нашей с Марьям встречи, а дело было в середине августа, мы говорили о месте современного искусства в музее или наоборот, о месте музея в современном искусстве и о том, как художники из объединения центр культуры ЦК19, — участники паблик-арт-фестиваля «Чёмы», — были намерены воплотить историю места, то есть историю деревень Верхние и Нижные Чёмы, затопленных во время строительства Обского моря — я не оговорился. Именно строительства моря. 

А вот сейчас самое время подвести итоги прошедшего и состоявшегося паблик-арт-фестиваля, а главный его итог — это арт-тропа, которая появилась в парке «У моря Обского». О ней мы сегодня и будем говорить. Но сначала давайте всё же вкратце напомним историю о том, что происходило этим летом и ранней осенью на берегу Обского моря в окрестностях музея Советского района — музея «Чёмы». 

Марьям Гулиева: До конца мая у нас проходили два конкурса по отбору художников и участников паблик-арт-школы. Художники отсылали свои заявки с портфолио в ЦК-19, там происходил отбор. В итоге было отобрано 13 художников, а по условиям их должно было быть не менее десяти, то есть мы с этим справились. 

Далее мы отобрали участников паблик-арт-школы — ребят от 14 лет до 21 года, школьников и студентов, которые занимаются творческой деятельностью. 15 участников у нас было из города и 15 именно из Советского района — с ОбьГЭС и Академгородка. С этим мы тоже справились. 

В июне у нас проходила паблик-арт-школа для двух групп, она прошла успешно. Художники и кураторы поделились своим опытом с ребятами, для них были проведены краеведческие лекции, для художников также прошла краеведческая лекция, чтобы они познакомились с историей места, чтобы они понимали, что делать. И в июле они приступили к созданию арт-объектов.

WhatsApp Image 2024-10-29 at 18.27.14.jpeg
Фото: Марьям Гулиева

Евгений Ларин: И закончили в сентябре, верно? 

Марьям Гулиева: Вообще работу над арт-объектами они закончили уже в августе, но возникла проблема с установкой. У нас должна была быть арт-тропа от музея «Чёмы» через набережную, через пляж и через парк до арт-резиденции, которая находится рядом с конным клубом. Но из-за бюрократии, будь она не ладна, получилось так, что большая часть арт-объектов у нас стоит в парке «У моря Обского». Но мы не расстроились, администрация парка счастлива. С начала сентября мы начали водить по арт-тропе экскурсии. 

Евгений Ларин: Вы сказали, что над арт-объектами трудились 13 художников. А сколько получилось у них работ? 

Марьям Гулиева: По отдельности я насчитала 38, среди них есть и маленькие объекты, и побольше. Но некоторые из работ мы объединили в ансамбли — либо по размеру, либо по авторам. Например, художница Юля Барсукова создала три небольших арт-объекта, мы сделали из них ансамбль. В итоге у нас на арт-тропе обозначено 28 точек. 

Евгений Ларин: Все эти скульптуры или инсталляции сделаны из плавника или топляка, или как это правильно называется? 

Марьям Гулиева: И плавник, и топляк. Не все, но большая часть, процентов 80. Также у нас есть аэрография на старых строениях на пляже — это старые раздевалки, старое кафе, грибочки от солнца. Наши художники их обновили, нанесли на них изображения.

Евгений Ларин: Насколько я понимаю, использование этого материала, — деревяшек, найденных на берегу, — это очень модное направление в искусстве. 

Марьям Гулиева: Мода циклична. Топляк к нашим берегам прибивает уже много лет, и раньше, особенно в 1990-х, в кафе и ресторанах было модно использовать этот материал для дизайна. И сейчас это модное направление. Кстати, во время праздника День Чём, который мы проводили 28 сентября, среди мероприятий был мастер-класс по дрифвуду. 

Евгений Ларин: Дрифтующее дерево! 

Марьям Гулиева: Берёшь деревяшку, которая тебе больше всего понравилась, и рисуешь на ней всё, что угодно. Что взыграло в твоём воображении, то и нарисовал. 

Евгений Ларин: Я так понимаю, что сюжеты всё-таки подсказывал материал, а задачей художников была каким-то образом их интерпретировать, что-то разглядеть и усилить? 

Марьям Гулиева: Я уже говорила, что для художников прошли краеведческие лекции, кроме того, я дала им весь материал по мифам, легендам и реальным историям в письменном виде. Отдала всё, и счастливая ушла в отпуск. А когда я вернулась, то выяснилось, что полёт фантазии художников корректировать было некому, хотя в большинстве своём они попали в ту историю, которую мы предполагали. 

Но было и так, что я спрашивала, что это вообще такое, они объясняли, и мне приходилось искать для этого подходящие истории. Например, углубляться в мезозойскую эру, потому что у нас появились три динозавра: ископаемая акула мегалодон, зелёный динозаврик и любимый бронзозаврик Зоя.

Также мне пришлось обращаться к божествам тюркских народов, которые проживали здесь до русских, — среди арт-объектов есть бог Тенгри — и к легендам о мифических созданиях северных народов, обских угров. Из них у нас получились хранители Чемского бора и хранители Бобранчо. 

Евгений Ларин: Если вы порой сами не понимаете, что хотели изобразить художники, то как быть людям, которые будут прогуливаться по арт-тропе? Им нужен толмач, проводник, экскурсовод, который будет им всё объяснять? 

Марьям Гулиева: Вообще, это желательно. Надеюсь, что на следующий год будет стоять большая часть арт-объектов и мы продолжим проводить экскурсии. Но у нас сейчас возле каждого арт-объекта стоит табличка с краткой информацией, там написано, что это такое и к какой легенде привязано, указан автор и есть QR-код со ссылкой на аудиогид. А в аудиогиде всё рассказывается более подробно. Также есть видеогид для людей с нарушением слуха.

IMG_20241029_110048.jpg
Марьям Гулиева. Фото: nsknews.info

Евгений Ларин: Есть ли какая-либо идея, объединяющая арт-объекты, история, которую можно рассказывать, переходя последовательно от одного объекта к другому? Или по арт-тропе можно двигаться в любом направлении, перемещаясь в произвольном порядке? 

Марьям Гулиева: Объединяющая идея — это именно мифы, легенды и небольшие истории затопленных территорий водохранилища, нашего Обского моря, как мы его называем. Но размещались арт-объекты по желанию художников, в местах, которые им понравились. Тропа — не линейная, по ней можно гулять так, как вам удобно. Если вы откроете аудиогид, то там будет последовательная прогулка от 1-го до 28-го арт-объекта. При желании можно следовать за аудиогидом, если нет — можно гулять по своему собственному маршруту. 

Евгений Ларин: Были ли использованы при создании арт-объектов какие-либо факты и сюжеты из реальной истории деревень Верхние и Нижние Чёмы? 

Марьям Гулиева: Да. Свой арт-объект, например, делала и команда Музея Новосибирска — это «Деревенька Чомская». Именно так, через «О». Мы там рассказываем историю происхождения названия деревни. 

Также художник Кирьянов создал объект с таким интересным названием «Олень и забор». Кстати, он написал к некоторым скульптурам несколько небольших весёлых стихов — они тоже есть в аудиогиде. Так вот к этому забору мы привязали историю деревни Нижние Чёмы, рассказали о ней в фактах и цифрах для полного понимания. А рядом с этим забором стоит другой интересный арт-объект — красный указатель. Это просто красивая деревяшка с набитым на ней красным указателем. Он указывает в направлении, где была деревня Верхние Чёмы. Такое тоже у нас есть.

Евгений Ларин: Вам какая версия происхождения слова «Чёмы» близка? 

Марьям Гулиева: Конечно, весёлая! Про то, как на это место пришли переселенцы, ночью уснули, а утром проснулись — красота, солнце светит, Обь, поля кругом — и говорят, дескать, а чё мы здесь не останемся, чё мы куда-то дальше пойдём? 

Евгений Ларин: Так же как с Колыванью. Пришёл Иван, вбил кол, получилась Колывань. Но чтобы наши слушатели понимали, что это всё шутки, скажем, что есть более правдоподобная версия, которая говорит нам, что название «Чёмы» происходит от речки Чомка, которая протекала по территории современного Обского моря. А название реки в свою очередь возводится к индоевропейскому корню «кам» или «кем» — река. Я как-то уже высказывал предположение, что, возможно, название реки Чомки и реки Кем, на которой Кембридж, — это однокоренные слова. 

Хотелось бы вам выделить какие-то скульптуры, которые вас впечатлили, вдохновили, порадовали, удивили — произвели любые сильные эмоции? 

Марьям Гулиева: Не хотелось бы что-то выделять, потому что каждый постарался — и взрослые художники, и молодые ребята из паблик-арт-школы, и я, в том числе, — там есть один мой арт-объект. Но, наверное, вернёмся к нашей клубничке, о которой мы говорили во время прошлой беседы — она первой встала на арт-тропе, а также она стала символом фестиваля. У нас был мерч для участников, и там, на футболках, изображён эскиз нашей клубнички. Думаю, что это действительно самый яркий объект. Он яркий по цвету, он большой и с ним связан простой, но интересный факт: была клубника в Чемском боре, но потом исчезла. И, кстати, рядом с арт-объектом начала расти настоящая земляника, буквально в паре метров.

DSCF7006.JPG
Фото: Марьям Гулиева

Евгений Ларин: А я для себя выделил одну вещь, общую для многих арт-объектов. Поясню на примере. Есть история о том, как была ограблена почтовая карета с деньгами. Ограбил её один человек, у которого был брат, и брат был купцом. известным уважаемым человеком. А другой брат стал грабителем и душегубцем. Так вот эта история была рассказана с помощью двухголового оленя! Смысл в том, что два брата смотрят не в одну сторону, а в разные. И мне кажется, что этот пример очень ярко говорит о том, что большинство художников высказали своё стремление даже реальные истории рассказывать через их мифологизацию, через легенды, через всевозможные сказочные существа. Я прав? 

Марьям Гулиева: Здесь нужно сказать, что двухголовый олень был исполнен участниками паблик-арт-школы, то есть молодыми ребятами, под руководством Андрея Курченко. И самое интересное, что они сделали его неосознанно, начитавшись нашей информации. Почему возник этот образ, они пояснить не смогли, а когда я пересмотрела все материалы, я увидела, к чему это было. Вот!

DSCF7047.JPG
Фото: Марьям Гулиева

Евгений Ларин: Обращает на себя внимание то, что когда у художника есть материал, и он по замыслу автора должен рассказать какую-то историю, но в реальности этой истории нет, то автор в стремлении мифологизировать своё произведение эту историю просто придумывает сам. Это, по-моему, очень яркая идея, которая проходит через многие скульптуры. 

Марьям Гулиева: Когда я проводила экскурсии по арт-тропе, мы часто задерживались у этого двухголового оленя, рассматривали его с двух сторон. Он, действительно, как котопёс, только с более серьёзной историей. С ним связан большой пласт информации о том, что действительно был купец Иван Машинский, который радел за своё дело. Он был барнаульским купцом, но очень любил старый Бердск, жил там и помогал городу. И был у него брат Никандр, который в отличие от Ивана был не созидателем, а разрушителем. 

И эта история нашла такое необычное воплощение в виде двухголового оленя. Я люблю этот арт-объект, он мне нравится! Он очень простой в исполнении, но при этом непростой в плане воображения. У молодых ребят этот объект появился на подсознательном уровне. Они действуют нелинейно, и это действительно очень интересно!

Евгений Ларин: А откуда взялись драконы, динозавры, ископаемые акулы? Всё это, получается, интереснее, чем реальная история? 

Марьям Гулиева: Естественно! Дело в том, что в мезозойскую эру на нашей территории было тёплое море — Палеоазиатского океана. Вода приходила и уходила, намывала толщи осадочных отложений. Возможно, у нас тоже хранятся останки динозавров, но они слишком глубоко в земле, на поверхность они не выходят. А вот в Кемеровской области их находят, и в Красноярском крае, где был древний материк Ангарида, тоже находят останки динозавров. А нас обделили. Обидненько. 

Евгений Ларин: Так хочется своих динозавров! 

Марьям Гулиева: Вот и создали целых три штуки! Про мегалодона художница придумала свою легенду. Есть факт, что в 1882 году возле города Камень-на-Оби произошло землетрясение, из-за чего образовался Бердский региональный разлом. И она придумала, что во время этого землетрясения мегалодон, который спал все эти тысячелетия, проснулся, выплыл, но не смог выжить в нынешних условиях, и вот его останки теперь покоятся на берегу Обского моря. Это, кстати, очень красивый большой арт-объект. Он соединяет в себе аэрографию и работу с топляком. То есть голова мегалодона нарисована на старом кафе, а дальше, где идут решётки, расположен скелет из длинных палок, которые прибило к берегу. Такое соединение стилей тоже очень красиво смотрится.

IMG_20241029_110015.jpg
Марьям Гулиева и Евгений Ларин. Фото: nsknews.info

Евгений Ларин: Таким образом, реальная история художников, прежде всего, молодых, не устраивает. Им нужна легенда. А если нет легенды, они её придумывают и делают так, чтобы она подтверждалась арт-объектом. 

Марьям Гулиева: Да. Но мы как краеведы их немножечко приземляем. Мы рассказываем их историю, придуманную легенду, а в конце даём необходимые пояснения и приводим реальные исторические факты. Мы балансируем, чтобы люди понимали, что это бытовавшая или авторская легенда, и должны обязательно противопоставить ей верную краеведческую информацию. 

Евгений Ларин: А как же быть с волком, это тоже один из арт-объектов. И согласно интерпретации художника слово «волк» происходит от слова «воля», а это не так. 

Марьям Гулиева: Это аллегория! Ещё у нас на заборе висят три символа славянских богов. На тот момент, когда этими символами пользовались, русских на этой территории не было. Но мы решили их оставить, пусть они сейчас несут свой смысл: защищают и оберегают. Как и духи-хранители, которые оберегают остатки Чемского бора, который за последние 100 лет в 100 раз уменьшился, к сожалению. Если художники постарше брались за реальные истории, то молодые придумывали свои истории. И волк — это не столько легенда, столько аллегория. То же — жар-птица, которая символизирует возрождение этих мест. 

Евгений Ларин: Осталось два вопроса. Во-первых, хочется понять, почему у современных молодых людей, как у древнего человека, возникает стремление всё объяснять через миф? А во-вторых, нет ли риска, что за всеми этими легендами, более того, придуманными легендами, которые базируются только на воображении художника, мы потеряем реальную историю, которая не так уж хорошо известна современному горожанину? Всё облечено в мифологическое и легендарное, а где настоящее? 

Марьям Гулиева: А настоящее — в музее. К придуманным историям есть краеведческие противопоставления — и в пояснительных табличках к арт-объектам, и в аудиогиде. Это обязательно, потому что нельзя теряться в воображаемом мире. Альтернативная история — это хорошо, но когда в меру. Прогулявшись по арт-тропе, люди в итоге приходят к нам в музей, и мы рассказываем реальную историю.

Мифотворчество привлекает людей. Стоит признать, что большинству краеведческая информация кажется нудной. Альтернатива должна быть. Альтернативная история привлекательна и интересна, но в итоге она приводит людей в музей.

Евгений Ларин: Наверное, человек с древнейших времён не особенно изменился. Как он несколько тысячелетий назад объяснял мир с помощью мифа, так он и продолжает это делать. 

Марьям Гулиева: Как вы думаете, какой телеканал люди больше смотрят по вечерам — Первый или РЕН ТВ? 

Евгений Ларин: Тут к гадалке не ходи, всё и так понятно. 

Марьям Гулиева: Мы должны этим пользоваться и обращать во благо — своё и общества. Почему бы и нет?

Главные новости из жизни нашего города — подписывайтесь на нашу группу в Одноклассниках.

Что происходит

По льду с воздушным змеем: десятки сноукайтеров съехались на Обское море

Гостиницу построят возле метро «Октябрьская»: облик одобрили в мэрии

Спортивные праздники устраивают для детей с ОВЗ в Декаду инвалидов

Открыт бесплатный прокат устройств для новосибирцев со слабым зрением

Узнать свой биологический возраст сибиряки смогут на здоровом субботнике

Спасатели просят не ходить через Юго-Западный карьер во время ледостава

Канализацию построят для очистки реки Каменки в Новосибирске

В Новосибирске умный пёс спас хозяев от пожара

Посылки с иконами отправляют каждую неделю на СВО из Центрального округа

Мэр Кудрявцев: «Долгострой на Вилюйской получил разрешение на ввод»

Новые правила приёма в вузы до 2029 года утвердило минобрнауки

Показать ещё