Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Первомай из глубины веков: пляски у костра и чучело империализма

Светлое чувство, которое вызывают слова «первое мая» у рождённых в СССР, укоренилось настолько глубоко, что его не выветрить никаким ветром перемен. Но многие даже не подозревают, что в такие ностальгические моменты в них говорят и прыгающий через костёр кельт, и благородный римский патриций в тоге, и плебей с кружкой ячменного напитка, и пляшущая с метлой вокруг огня гражданка славянского происхождения, и даже советский дачник с шашлыком в одной руке и с лопатой — в другой.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
08:58, 01 мая 2021

И уж если Первомай пережил столько войн и революций (и не просто пережил, но приобрёл новые звучания и смыслы), то пандемию коронавируса он точно переживёт. И, возможно, уйдет в онлайн. Как Монстрация-2020.

День международной солидарности трудящихся

1 мая 1886 года социалисты, анархисты и коммунисты США и Канады устроили митинги и демонстрации. Эксплуатируемый рабочий класс добивался восьмичасового рабочего дня. Это капиталистам не понравилось, власти стали разгонять демонстрации. И без жертв не обошлось — пролилась кровь.

В июле 1889 года Парижский конгресс Второго Интернационала в память о погибших во время массовых волнений в Чикаго объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира и принял решение каждый год в этот день проводить демонстрации трудящихся.

Но на самом деле, как утверждает доктор исторических наук, профессор Владислав Кокоулин, рабочий Первомай зародился двумя десятилетиями раньше.

«Первомайский праздник в современном виде впервые возник в 1865 году в Австралии. Именно там впервые был выдвинут лозунг борьбы за восьмичасовой рабочий день. 1 мая рабочие провели митинг. А события 1 мая 1886 года в Чикаго просто получили громкий резонанс в связи с тем, что в митинге участвовали анархисты. Произошли столкновения, в результате которых восемь полицейских были убиты. Потом был суд, анархистов приговорили к смертной казни и в 1889 году казнили. А Парижский конгресс Второго Интернационала решил в честь памяти этих казнённых ежегодно 1 мая отмечать День солидарности с этими казнёнными», — говорит профессор Кокоулин.

В Российской империи 1 мая как День международной солидарности трудящихся впервые отметили в 1890 году в Варшаве проведением стачки 10 000 рабочих. С 1897 года политические выступления и демонстрации рабочих стали массовыми. На первомайские стачки и демонстрации 1912-1914 годов выходили более 400 000 человек.

В 1917 году, после Февральской революции, Первомай впервые отпраздновали открыто: миллионы рабочих вышли на улицы с различными лозунгами за свободу и в поддержку войны до победного конца. В Петрограде на Марсовом поле демонстрантов приветствовал Александр Керенский. В то время как большевики выступили с лозунгами «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам», «Долой империалистические войны!».

После Октябрьской революции 1917 года праздник стал официальным. В РСФСР первоначально он назывался «День Интернационала», позднее стал называться «День международной солидарности трудящихся — Первое Мая». Отмечают Первомай — Праздник Весны и Труда — и в современной России, и во многих странах мира. 

Всё это — новая история. Но корни первомайского праздника уходят гораздо глубже — в седую древность. Первый день мая практически во все времена и почти у всех народов мира имел особое значение.

 

Первомай: откуда ноги растут

В языческие времена месяц май играл огромную роль в жизни человека. Начало мая — время сакральное. Начало весны, когда всё живое просыпается для новой жизни.

Кельты 1 мая праздновали Белтейн. Праздник, посвящённый богу Белену, символизировал начало лета. Люди разжигали костры, плясали и прыгали через огонь — это был ритуал очищения. Символом праздника Белтейн было майское дерево, оно олицетворяло здоровье, плодородие, цветение, жизнь на Земле.

smoke-3328468_960_720.jpg
Фото: Glavo, pixabay.com

Греки в этот день тоже ставили майское дерево — священную сосну Аттиса (супруга матери-земли). У сосны Аттиса обрубали ветки, а само дерево символизировало воскрешение бога. Сосну наряжали полосками шерсти и торжественно несли к храму с песнями и плясками.

Дом и сад украшали молодыми побегами и цветами, а к ночи зажигали костры и прыгали через них. С праздником 1 мая в Греции связана традиция выбирать майских короля и королеву. Эту традицию как будто потом вспомнят новосибирские студенты. Но об этом позже. 

Кандидат исторических наук, учёный секретарь Музея Новосибирска Евгений Антропов говорит, что традиционно новый год в древности встречали именно весной.

«Название месяца „май“ происходит от имени древней богини Майи — богини плодородия и земледелия. В первый день этого месяца традиционно устраивались празднества, обрядовые, ритуальные, церемониальные действия в магическую поддержку вспашки земли и сева. В антропологическом смысле для культуры первично именно это понимание. Так или иначе, приукрашаясь, 1 мая в разное время вплоть до нашего в базовом смысле остаётся для человека именно таким днём», — поясняет Евгений Антропов.

Наши предки славяне 1 мая тоже не скучали. За полночь у них начинался весенний праздник — Живин день. Жива (сокр. форма имени Живена, или Ziewonia, что означает «дающая жизнь») — богиня весны и жизни во всех её проявлениях, подательница жизненной силы Рода. Она богиня весенних бурлящих вод, первых зелёных побегов, а также покровительница юных девушек и молодых жён.

В Живин день славянские женщины брали мётлы и плясали с ними вокруг костра, очищая место от нечисти. Все прыгали через огонь, освобождаясь от наваждений потусторонних сил, водили хороводы вокруг костра. А утром ели печенье в виде жаворонков и отпускали из клеток на волю живых птиц, призывая весну.

 

Сжечь ведьму!

В Европе в средние века считали, что ночь на 1 мая — это Вальпургиева ночь, когда ведьмы и черти собираются на свой шабаш на Лысой горе. В европейских деревнях в эту ночь принято было сжигать соломенное чучело ведьмы. В общем, почти как на Руси в Масленицу. Не отсюда ли традиция жечь чучело мирового империализма на студенческих маёвках, которые проходили в стране Советов?

Доктор исторических наук Владислав Кокоулин считает, что в представлениях о первомайском шабаше ведьм наслоились друг на друга две традиции.

«Первая традиция идёт от Древнего Рима, от языческих времён, когда 1 мая был днём встречи весны. Праздник был связан с богиней Майей, с началом сезона посадок, сельскохозяйственных работ. Это был радостный и счастливый праздник, никакой нечистой силы не было.

Когда в Европе появилось христианство, этот праздник стал постепенно приобретать другой характер. Многие продолжали праздновать языческий праздник, а церковь с этим боролась. Поэтому на праздник стали собираться ночью, сжигать чучело — и праздник оброс в шабаш ведьм.

fire-1202315_960_720.jpg
Фото: Juuste, pixabay.com

Почему Вальпургиева ночь? Здесь совершенно другой смысл. В 748 году из Англии на территорию нынешней Германии приехала святая Вальпургия. Она основала монастырь, занималась целительством, потом умерла, и её похоронили. Но примерно через 100 лет рабочие, которые реставрировали монастырь, случайно раскопали могилу — и осквернили.

И ночью Вальпургия явилась епископу в грозном виде, пообещала за разрушение её могилы наслать кучу неприятностей на монастырь. Тогда её мощи перенесли в грот в горе и захоронили там. А через некоторое время гора стала выделять благовонное масло, мироточить, как икона. Вальпургия была причислена к лику святых, был объявлен День святой Вальпургии, он как раз приходился на 1 мая», — говорит Владислав Кокоулин.

 

Пикник пролетариата

Но время шло, и древний языческий сельский праздник постепенно становился городским праздником встречи весны — с пикниками на природе. За город потянулись и революционно настроенные рабочие, там они проводили свои митинги.

«Это были неформальные подпольные мероприятия. Собирались рабочие. Тогда распространялась нелегальная литература, в том числе и газета „Искра“, рабочие зачитывали запрещённые газеты и листовки. Праздник имел то содержание, которое он имел в то время уже во всём мире: борьба за восьмичасовой рабочий день.

После первой русской революции 1905 года этот праздник стал плавно трансформироваться в пикник. В первомайском празднике всегда были две традиции — пикник на природе и политическое содержание. В разные эпохи то одна преобладала, то другая. Революционеры, конечно, тоже выпивали и закусывали. И песни пели, но революционные, это же был День интернационала. А если мы говорим о дореволюционных пикниках, то это был просто отдых на природе, день встречи весны. Это традиция, которая идёт из Древнего Рима», — говорит профессор Кокоулин.

В Ново-Николаевске революционно настроенная общественность города впервые тайно собралась на маёвку в лесу 1 мая 1902 года. Туда пришли рабочие-железнодорожники и члены социал-демократического кружка. Справочные издания по истории нашего города говорят, что с речью о рабочем движении выступил член Сибирского союза РСДРП, некто Николай Самойлович, но это был человек пришлый, не наш. О нём, к сожалению, нам неизвестно.

Вообще, по некоторым данным, первая организационная встреча марксистского кружка в Ново-Николаевске прошла в мае 1898 года. Тогда недалеко от здания железнодорожного депо собрались пятеро деповских рабочих и читали присланную марксистскую литературу.

Революционная пропаганда среди железнодорожников ширилась, и через четыре года активисты тайно собрались на свою первую маёвку, небольшой группой в лесу между первой и второй Ельцовками. По словам сотрудника Музея Новосибирска Константина Голодяева, первый пролетарский праздник в Ново-Николаевске завершился, как велит старинная русская традиция, обильными возлияниями и хоровым распеванием революционных песен. Так, по крайней мере, гласит легенда.

1_6_cr.jpg
Шалаш в лесу под Ново-Николаевском. Фото: bsk.nios.ru

«Собравшихся охраняли их дети, которые в это время рыбачили на Ельцовке и должны были предупреждать рабочих о проникновениях. Но всё шло спокойно, хотя встречал я рассказы о якобы бесследно пропавшем на подходе к маёвке шпике охранки. Вот шёл-шёл и не дошёл, следы теряются.

Кстати, по соседству там находилось как раз в 1902 году логово банды бежавших забайкальских каторжников — Харитона Посохова с товарищами. Вот этих убивцев и экспроприаторов железнодорожных вагонов — они грабили железнодорожные вагоны, которые, собственно, деповцы должны были охранять — вот этих, действительно, надо было опасаться», — рассказывает Константин Голодяев.

Впрочем, с датой первой маёвки возникла некоторая неразбериха. Даже сами революционеры в своих воспоминаниях часто называют 1903 год. Но, возможно, они путают её уже со второй маёвкой. Она, по словам краеведа Голодяева, прошла через год на берегу Оби за стройкой военно-сухарного завода.

Но тут даже и с местом есть путаница: кто-то говорит, что маёвка проходила в районе нынешней улицы Плановой, кто-то — что в районе площади Калинина. Но, так или иначе, это уже был край земли, дальше — только дремучий лес.

В последующие годы дружинники сформированной Обской группы РСДРП собирались на острове Медвежий — вот где можно было вволю поучиться стрелять.

 

Мы по улице идём с красными шарами, эти красные шары мы залили сами!

А дальше в нашей стране утвердилась советская власть. 1 мая стал официальным праздником, а демонстрации трудящихся — его неизменным атрибутом.

В наш город традиция первомайских демонстраций пришла не сразу. Так, демонстрации не было в 1920 году, в первый год установления в Сибири советской власти после разгрома Колчака. Но были всеобщий субботник и праздничная амнистия осуждённых ревтрибуналами дезертиров.

На следующий год на площади горожанам разъяснили задачи Первомая и устроили митинг-концерт. А в 1922 году колонны уже вовсю вышагивали по разработанным маршрутам: они собирались на площади Ленина (тогда Красной площади). Проходил военный парад, а потом колонны шли к братской могиле жертв революции.

Первомай становился всеобщим праздником с ежегодными демонстрациями и со всеми вытекающими. Но и тут, по словам профессора Кокоулина, новой власти пришлось бороться с глубоко укоренившимися в народном сознании представлениями о весеннем празднике.

Pervomayskaya-demonstratsiya.-1934.jpg
Первомайская демонстрация в Новосибирске, 1934 год. Фото: Музей Новосибирска

«1 мая действительно имеет давние традиции. Если мы вспомним первомайские демонстрации в Ново-Николаевске и вообще в Сибири и в России в начале 1920-х годов, то они же копировали Пасху, конкурировали с ней. В новой стране задача была — вытеснить пасхальные праздники на периферию сознания.

Шествия с портретами — это традиция Пасхи в чистом виде, только вместо икон — портреты. Потом эта традиция перешла на 7 ноября, также стали ходить с портретами вождей. Эти два праздника конкурировали. Сейчас шествий на 7 ноября нет, а 1 мая остаётся», — поясняет Владислав Кокоулин.

И всё же со временем Первомай стал настоящим всенародным праздником. Никто из советских граждан — от мала до велика — не оставался в стороне.

«В детских садах и школах изготавливали веточки с бумажными листочками, цветочками. Зелёные веточки к празднику мы выращивали дома на подоконниках. Дружными колоннами ходили на демонстрацию, ну и в магазин по дороге забегали. Обычно — больше на холодной, ноябрьской, демонстрации, но бывало понемногу и весной.

l-1.jpg
Новосибирский электровакуумный завод на демонстрации, 1 мая 1960 года. Фото: Музей Новосибирска

При подходе к площади начиналась скукотища, долго перестраивались, иногда бежали, иногда стояли, ждали очередь. И вот наконец-то проходили по площади мимо руководителей. Радовались уже, скорее, не от праздника, а от того, что всё наконец-то закончилось. Потом осаждали транспорт, кому повезло — от предприятия подавали автобусы. 

Ну а дома — стол, телевизор, по которому в Москве только ещё начиналась демонстрация, праздник. 

А дальше — у кого как. Кому утром на работу, а кому... Есть замечательная песня у нашего земляка, ныне уже покойного Володи Болотина, там такие слова про Первомай: „Эх, драками да за бараками отметим, братья, Первомай! Пей, Кузьма, да Ваську бей. Кузьма, да не робей, Кузьма, спинжак сымай!“», — цитирует Константин Голодяев.

 

Чучело мирового империализма

Первая политическая маёвка в НГУ состоялась 30 апреля 1966 года. И это уже была совершенно новая интерпретация изначально крестьянского праздника, того, что в честь богини Майи. Теперь — в духе времени. Креативные студенты творчески сплели воедино календарное земледельческое значение праздника, его общественно-политическое и некое абсурдистское, фестивальное значения.

«Первые маёвки посвящены борьбе с мировым империализмом, с традиционным набором лозунгов. К нам приезжали молодёжные представители братских компартий, были даже из Испании, из Чили, из других стран. Маёвки стали проходить с самых первых дней образования НГУ, а в 1970-х маёвка преобразовалась в „Интернеделю“, в 1990-е — плавно трансформировалась в первомайский праздник с концертом, с рок-группами.

audience-868074_1920.jpg
Фото: Free-Photos, pixabay.com

Сейчас проводится „Интернациональный Арбат“, но это не солидарность трудящихся, а просто представители разных народов, которые учатся в НГУ и живут в Академгородке, представляют свою культуру. Праздник поменял свои смыслы, политического подтекста у маёвки уже нет. Он есть в общем празднике Первомая. Первомайский праздник много раз менял своё содержание», — говорит доктор исторических наук Владислав Кокоулин.

Чучело мирового империализма, как в 1960-е годы, студенты, конечно, теперь не сжигают. Но большой костёр под занавес рок-концерта в наше время по-прежнему озаряет площадку перед главным корпусом НГУ. Вот, наверное, примерно на таком костре когда-то жгли европейские крестьяне соломенное чучело ведьмы, надеясь, что вместе с ним сгорят все их беды и несчастья.

 

«Кто явится без карнавального костюма, тот считается голым»

Ещё одна яркая традиция (которая в прежнем своём виде не сохранилась, но дошла до нас в виде Монстрации — уникального явления, которое появилось в Новосибирске, но уже давно вышло за пределы своего родного города) — это Весенний карнавал студентов.

Согласно официальной хронике НГУ, опубликованной на сайте университета, первый Весенний карнавал состоялся в мае 1966 года. По другим воспоминаниям, первый студенческий карнавал прошёл в мае 1967 года. Это было что-то из традиций средневекового студенчества, привнесённых в современность.

В течение одного дня студенты НГУ проводили шуточные представления, шествия по Академгородку в карнавальных нарядах. Причём порой в самых невероятных — там встречались и ангелочки с крылышками, и «негры», с головы до ног перемазанные ваксой, и «Петя-кантроп» в звериной шкуре дикаря.

«Кто явится без карнавального костюма, тот считается голым» — карнавал проходил именно под таким лозунгом. По словам доктора исторических наук, профессора НГУ Сергея Красильникова, ректора — Спартака Тимофеевича Беляева — садили в большое кресло, студенты впрягались в повозку и катали его, как на телеге.

«Каждый год на протяжении примерно восьми лет студенты выбирали своего короля и королеву. Каждый факультет выдвигал своих претендентов. Выбирали по громкости шума, и физики использовали устройство, которое замеряет уровень шума. Его назвали шумометр. И так случилось, что все годы, когда выбирались короли и королевы, физики и математики всегда соперничали между собой за короля, а королеву выбирали из девушек с ФЕНа, гумфака, экономического факультета. Даже заключались коалиции, чтобы король и королева шли одним махом. Это было совершенно замечательное мероприятие, чисто студенческое», — вспоминает Сергей Красильников.

Известная новосибирская Монстрация — это, в общем, тоже карнавальная часть праздника, пусть и крайне асбурдистского толка.

«В 1990-е годы, когда система ценностей и система праздников начала меняться, 1 мая перестал быть днём борьбы с империалистами, он просто стал Днём весны и труда. Но поскольку это время удачное, то разные политические силы стали использовать его как возможность проводить митинги с разными лозунгами, порой далёкими от изначального смысла Первомая.

Молодёжь тоже использует эту возможность для выражения своих политических, культурных, идеологических предпочтений. Монстрация — это в некотором смысле антикультурное мероприятие, или, скорее, это культура, доведённая до абсурда. Это внешняя форма, в которую уже не вкладывается никакого содержания», — считает профессор Кокоулин.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook — будьте в курсе актуальных новостей Новосибирска.

Материал впервые был опубликован на сайте «Новосибирские новости» 1 мая 2020 года.

Что происходит

Если вы пропустили: новый мэр, испытания самолёта и официант-робот

«Вещдок: папка с эскизами»: выставка узника ГУЛАГа в краеведческом музее

День комфортного голосования: волонтёры помогли выбрать парки в офлайне

Театр «Красный факел» смешал все жанры музыки в «Ромео и Джульетте»

Автобус для раненых передал на СВО новосибирский муниципальный перевозчик

Новосибирец требует полмиллиона за ожоги в аварии на Петропавловской

Парк для всех возрастов: как может преобразиться Сосновый бор

30 лет заксобранию: депутаты приняли поздравления от губернатора

Заезд для семей участников СВО стартовал в центре «Морской залив»

Фантастические инсталляции создал в стенах музея скульптор Сафардиар

Маршруты транспорта изменятся в Академгородке из-за полумарафона

Показать ещё