Новосибирские
новости
Все материалы
Подписывайтесь:

Основатель интегрального музея: «Люди чувствуют энергетику 1960-х годов»

В прямом эфире на радио «Городская волна» (101.4 FM) побывала основатель интегрального музея-квартиры Академгородка Анастасия Близнюк. Она рассказала о том, как возникла идея создания музея, кто помог её реализовать и чем учреждение занимается сейчас.

Регина Крутоус
Регина Крутоус
12:30, 27 апреля 2021

Досье: Анастасия Безносова-Близнюк родилась в новосибирском Академгородке в семье Германа Безносова и Светланы Рожновой — ярких общественников в годы оттепели и активистов клуба «Под интегралом». После школы поступила в Ленинградский госуниверситет на факультет психологии. В 1991 году вернулась в Новосибирск, работала в физматшколе и НГУ, с 1995 года параллельно с этой деятельностью трудилась в IT-сфере. В 2013 году Анастасия Безносова-Близнюк на собственные средства приобрела двухкомнатную квартиру в Академгородке и открыла интегральный музей-квартиру. Но очень быстро стало понятно, что двухкомнатная квартира становится тесной для всех экспонатов музея. И в 2014 году музей поменял свой адрес на Правды, 4. Сердцем музея стали архивы клуба «Под интегралом», а также винтажная одежда, коллекция старых «добрых» вещей, которые расскажут посетителям много любопытных подробностей из жизни Академгородка в советское время.


Регина Крутоус: Анастасия Германовна, здравствуйте, я очень рада вас видеть!

Знаю, что вам задают этот вопрос чаще всего, но всё же... Когда родилась идея открыть интегральный музей-квартиру Академгородка? И почему «интегральный»?

Анастасия Безносова-Близнюк: Идея открыть музей родилась вообще случайно, виртуально и во время интервью. Я сказала, отвечая на вопрос журналистки «о чем вы мечтаете», что мечтаю открыть музей Академгородка. И я не верила в это, это была такая совершенно спонтанная фраза.

И когда это реализовалось, я потом вспомнила, увидела и поняла, что эта такая удивительная история. Потому что идеи открыть, придумать, организовать не было, это получилось случайно, как многое бывает случайно. И в моей жизни тоже.

Я просто повстречала выброшенными предметы быта жителей Академгородка, для меня очень тёплые, а для многих оказались они такими важными — то чемодан на улице стоял, то лампа советского периода, платье могло лежать грустным комочком ткани, а ткань уникальная.

И потом просто я приносила всё это домой, и думала, что ограничусь тем, что в гараже сделаю полочки, шкаф поставлю, и там всё это будет храниться, и я буду приходить любоваться сама, потому что мне всё это очень дорого, близко. Но получилось, что я купила квартиру, вложив деньги в момент, когда могла себе это позволить, и там как раз организовала такой музей. Эта была первая версия, пилотная, так можно сказать, в 2013 году.

Но получилось, что эта идея оказалась востребованной у друзей, у гостей Академгородка: люди приходили, смотрели, спрашивали. Проводили мы там экскурсии тоже, записывали репортажи. И вот квартира в виде музея была в 2013 году первая.

А потом, уже когда появилась возможность действительно расшириться, и уже проект был, понятно было, что он должен быть самостоятельным. Тогда я купила ещё две объединённые квартиры в самом центре Академгородка, на улице Правды. И там уже получился интегральный музей.

Интегральный — это название, которое два смысла в себе несёт. В первую очередь клуб «Под интегралом» обыгрывается, где родители мои были яркими деятелями. И мы хотим, чтобы память об «Интеграле» сохранилась. А с другой стороны, там интегрируются эпохи, люди, вещи, судьбы, поэтому он тоже интегральный.

20201102_180946_cr_tn.JPG
Анастасия Безносова-Близнюк. Фото: nsknews.info

Регина Крутоус: А как отреагировали ваши родные, когда узнали о ваших планах создать музей?

Анастасия Безносова-Близнюк: Сначала мой сын был таким человеком, который с удивлением всё воспринимал. Он тогда был школьником, потом подрастал. И не разделял моё желание иметь много вещей. Он человек, который любит минимализм вокруг. Я обещала их перевезти в гараж и куда-нибудь переместить.

Ну и переместила. Для начала в соседний подъезд просто. Было очень удобно жить в одном подъезде, а в соседнем буквально иметь такой пилотный вариант.

Теперь у меня есть мой большой единомышленник, муж Александр Степанов, который мне встретился в моём же музее, пришёл 6 лет назад. И он меня поддерживает, во всём помогает. И наш музей теперь совместный.

Регина Крутоус: Насколько сложно было взять и создать музей? В тот момент вам кто-то помогал?

Анастасия Безносова-Близнюк: Мне помогала в этом очень сильно дизайнер Лена Плясова. Я очень благодарна. Она выступила моим таким большим соратником, тоже с большой любовью к винтажной мебели, к старым предметам.

Перед открытием 9 мая 2014 года, мы всё обустраивали. И последним движением Лена прямо перед выходом поставила старинную пишущую машинку, листочек, напечатанный на компьютере, где было написано: «Люди, интегрируйтесь».

Это девиз, который папа придумал для клуба «Под интегралом» и сам набрал на компьютере при жизни. И это последний штрих, который гармонично встал во всю эту концепцию, во весь этот интерьер. И я, когда вспоминаю, очень Лене благодарна за всё.

Регина Крутоус: Вы открылись в 2013 году, что изменилось за это время?

Анастасия Безносова-Близнюк: Мы открылись в 2013 году пилотной версией. Потом переехали в 2014 году. И уже с 9 мая 2014 года музей на этой площадке заработал, и изменилось очень многое.

Я уже говорила, что в моей жизни появился Александр Степанов, который пришёл реконструктором на вечеринку 1939 года с друзьями из его клуба — это были военные, одетые по форме довоенного периода, до 1941 года. И мы прямо погрузились в эту эпоху.

И я стала не одна развивать этот проект. Удивительно, что человека я увидела впервые, но было сразу понятно, что ему всё это интересно, дорого, близко. То есть такой удивительной истории в моей жизни никогда не было. Поэтому это очень изменило мою жизнь. А сам музей вырос из простой квартиры.

Люди узнали, что есть музей, и нам стали нести всё своё ценное семейное добро — это очень трогательно, мы очень благодарны всем, мы бережно всё храним. И квартира стала эклектичной, интегральной, вещи соседствовали из эпох. Либо люди привозили с собой что-то дореволюционное, даже хранили в квартирах, покупали что-то в 1960 годы, потом в 1980-е годы. И такая эклектика ещё сохранилась у нас в квартире.

Но мы переросли из музея повседневности в проект, объединяющий единомышленников и стали уже называться некоммерческим объединением, некоммерческой организацией культурно-исследовательского центра «Интеграл 2.0». И президентский грант выиграли. Многое изменилось!

Регина Крутоус: Анастасия Германовна, предлагаю поговорить о постоянной экспозиции, и вообще — что представляет собой музей-квартира Академгородка?

Анастасия Безносова-Близнюк: Нас называют иногда трогательным музеем. Это не мы придумали, это гости нас так назвали однажды. И это правда, потому что у нас можно прикоснуться к предметам быта, к эпохе, которую мы воссоздаем. А наша основная любимая тема — это 1960-е годы Академгородка. Самые золотые годы, когда только строился молодой научный центр, когда люди сами приехали и строили, атмосферу создавали. Они энергетику свою закладывали в то, что мы до сих пор чувствуем.

Молодые учёные, мои родители и друзья. Одно дело — увидеть за стеклом какой-то архивный документ с подписью Лаврентьева, основателя Академгородка, или письмо, которое они писали друг другу, или книжку того времени. А другое дело — взять в руки это. А другое дело — сесть на диван, на котором сидел Сергей Никитин — известный бард, который был в гостях у папы, и есть фотография, где он сидит на этом же диване.

У нас до сих пор этот диван сохранился. Сначала у родителей, потом он перекочевал в музей к нам. Пить из чашки, которая там стояла на столе у великого учёного, или наливать кофе из кофейника. И люди это чувствуют, особенно остро это чувствуют дети.

Кроме 1960-х годов мы же занимаемся всем 20-м веком. Нас порой пытаются так остановить, что уже «не хватайтесь за все эпохи». Но мы не можем, потому что... найденные наши знаменитые 200 фронтовых писем, забытых в подвале. А потом они могли оказаться совсем уничтоженными. Когда мы эти письма даём в руки детям, они их прижимают к груди, в прямом смысле нюхают, говорят: «Как это можно было выбросить?»

Поэтому экспозиция живая, мы в ней более того — живём. По-прежнему во всех этих интерьерах существуем как экспонаты. Мы пьём тот же чай, кофе, едим из винтажной посуды, пользуемся удобными креслами профессора Раушенбаха, генетика нашего. И приглашаем всех в гости. То есть люди просто с нами вместе проживают эти рассказы, которые мы им предлагаем.

Регина Крутоус: А не боитесь, что всё-таки большой поток посетителей, и они всё это трогают, сидят на этом?

Анастасия Безносова-Близнюк: Такая проблема существует даже в музеях, которые очень бережно относятся к своим экспонатам. Нас ругают профессиональные музейщики. Это проблема выбора. Пока мы на той стороне, которая считает, что лучше всё равно кому-то дать к этому прикоснуться.

Допустим, у нас есть сервиз — 10 тарелок одинаковых из семьи академика Будкера. Наверное, когда последняя тарелочка останется, мы её поставим под стекло, но пока они всё у нас ещё живы, мы из них предлагаем гостям поесть торт.

Если письмо будет совсем затираться от прикосновений — тогда, наверное, мы его поместим в надёжное место, а копию постараемся воспроизвести. Но от копии, поверьте, совсем другое, к сожалению, ощущение.

IMG_0093(1).jpg
Регина Крутоус. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Регина Крутоус: Анастасия Германовна, поговорим о посетителях. Кто к вам приходит? И как вы считаете, за чем в первую очередь — вспомнить детство, узнать больше об истории Академгородка, побывать в другой эпохе?

Анастасия Безносова-Близнюк: Люди, которые приходят — они как посетители любых музеев. Среди них есть те, которые просто любят и увлекаются этой темой, которым интересно посещать музеи, это гости Новосибирска.

Я всегда очень радуюсь детям, потому что дети, наши школьники — у них нет краеведения в школах. И мы немного восполняем эту нишу.

К нам приходят иностранцы, которые хотят узнать историю не только Сибири, Академгородка, но и страны — мы им рассказываем всё.

Люди, которые транзитом едут на Восток или на Алтай. Для них самая интересная тема — это тема «оттепели», диссидентства, потому что она представлена у нас свободно, такая очень ярко выраженная. Как правило, они на ней акцентируются и западают на неё.

Регина Крутоус: Вы живёте в этой квартире?

Анастасия Безносова-Близнюк: Мы живём сейчас в этой квартире, да, этом такая особенность. У нас нет другой площадки. В этом есть уникальность, изюминка отчасти, но в этом есть и сложность. Причём нас спрашивают: «А вам как энергетика людей, гостей?» Нам прекрасно! Мы, наверное, ею питаемся.

Но это сложно, потому что, конечно, быт семьи — это порой разбросанные вещи, некогда убрать одежду. А самое главное, что у нас такое большое поступление экспонатов, что мы не успеваем их обрабатывать. То есть нам приносят пакет — тук-тук в дверь. Мы сидим, ужинаем, у нас звонок в дверь: «Здравствуйте, мы пришли в музей, мы вам принесли вещи, вот!» И убегают сразу. Что там — мы не знаем, нужно же разобрать, что-то постирать, помыть.

И этот процесс перехода из просто вещей в экспонат, занимает время. Эти пакеты, сумки у нас стоят там же в квартире. У нас есть подвал-склад, у нас есть ещё склад, но везти туда, потом возвращать невозможно. Завтра переберу, завтра не успеваю, послезавтра. И вот это стоит, стоит, стоит. И всё это, когда проходит экскурсия, просто прячется в спальню. Это же известная такая шутка, что секрет чисто убранной двухкомнатной квартиры — наличие третьей комнаты. У нас 4 комнаты, поэтому у нас уже 3 запасные и одна гостевая.

Регина Крутоус: Анастасия Германовна, в справочнике 2ГИС нет информации о музее-квартире Академгородка. Получается, что это не бизнес-проект, и вы не планировали монетизировать это... хобби?

Анастасия Безносова-Близнюк: Это наше упущение, потому что 2ГИС нас долго очень держал у себя в справочнике. Более того, мы были одним из пилотных проектов, когда мы были даже с квартирой указаны, но мы никак не можем разместить красивую фотографию нашего входа с вывеской. Вывеска требует согласования. У нас в окне есть красивый плакат, но мы не можем его красиво оформить. Поэтому надеемся вернуться в 2ГИС. И мы монетизируемся.

Потому что, конечно, наше время стоит денег, наши усилия, наши экспонаты. У нас сейчас система в основном — это пожертвования. Потому что люди разную сумму готовы платить. Но это наш бизнес, и наша организация НКО «Интеграл 2.0».

Мы работали с корпоративными заказчиками с большим удовольствием, у нас получалось. Мы надеемся продолжать. Поэтому мы вполне себе как социальных предпринимателей себя воспринимаем. Дальше будем развиваться в этом ключе.

Регина Крутоус: Насколько я знаю, у вас психологическое образование. Почему выбор пал именно на психологию?

Анастасия Безносова-Близнюк: Я закончила ленинградский университет, факультет психологии. Страшно благодарна тому времени, своим однокурсникам, учителям, родителям, которые меня тоже к этому побудили.

В первую очередь родственникам, потому что папин брат Сергей Петрович Безносов и его жена Людмила Георгиевна — мои наставники в Ленинграде, люди, которые очень поощряли идею поступить в Ленинград. Потому что я была гуманитарной девочкой в школе. У меня был один путь в Академгородке — поступить на гумфак. И перспектива учиться на девичьем факультете в пяти минутах ходьбы от дома меня почему-то не прельщала. Хотелось чего-то большего.

Советское время, психологов готовили очень мало где. Был выбор: Москва, Ленинград, Ярославль, где-то там в сторону Кавказа ещё. Ленинград был городом моей семьи, и по маминой и по папиной линии все учились в Ленинграде. Мама окончила университет. Папа хоть и учился в Томске, но его брат в Ленинграде, его отец закончил ленинградский, и сестра экономический институт. Поэтому почему-то выбора особого не было — все пути вели в Ленинград. А факультет психологии почему? Это было интересно, там было перспективно, это очень было по мне. И я легко поступила.

Регина Крутоус: Как складывалась ваша жизнь после университета? Время непростое было — поступали в одной стране, окончили вуз уже в другой. Как эти события на вас повлияли?

Анастасия Безносова-Близнюк: 1990-е годы сейчас очень в тренде, их изучают, в них погружаются. Я так пока не готова.

Мы пережили страшный день, когда только что все было по цене нормальной, а потом ты заходишь в магазин, а ничего нет, и совершенно другие деньги. Мы стояли в очереди за хлебом на Невском проспекте. Тогда я поняла, что нужно делать выбор где жить. Я как раз ждала ребёнка.

И жить с ребёнком без еды, без денег, без работы в Ленинграде — это сложнее, чем вернуться домой, где все в пешей доступности, потому что транспорт тоже в Ленинграде не ходил. И доехать из университета до общежития... Пешком проще было дойти.

Поэтому я вернулась домой и здесь меньше чувствовалась та тяжёлая обстановка, потому что здесь была большая взаимовыручка, семейная поддержка. Люди менялись детской одеждой, вместе на картошку ездили, вместе в огородах выращивали помидоры, огурцы. Поэтому я не так остро переживала 1990-е, уже будучи здесь, в Академгородке.

И на работу пошла сразу же. Арсению, сыну моему, было 2 месяца, когда я вот уже 1 сентября вышла на работу в физматшколу. Я погрузилась в работу со школьниками и в воспитание ребенка. Мы пережили это время достаточно спокойно: с интересом, работая, решая проблемы школьников, коллег.

Я с удовольствием консультировала, как психотерапевт работала. Даже скучаю немного по этому времени, по этой работе, и, может быть, даже когда-нибудь к этому вернусь, вспомнив, подтянув свои знания.

Регина Крутоус: Кстати, о «другой стране» — чем было наполнено ваше детство?

Анастасия Безносова-Близнюк: Мое детство — это квартира, наполненная друзьями родителей, это те же самые вечеринки, это шарады, это музыкальные экспромты на пианино, это песни под гитару, это свечи из канделябра, который, возможно, видел Пушкин, это пластинки и песни. Поэтому у меня, конечно, самые светлые воспоминания о семье родительской, их друзьях.

Это школа, которая для меня очень позитивна. Я знаю, что есть разное отношение людей к школе, к тому, как они учились. Для меня школа — это всегда интересно, это одноклассники, мероприятия, моя активная деятельность — и пионерская, и комсомольская. То есть для меня это всё очень позитивно.

Регина Крутоус: Предположу, что создание музея — это своего рода машина времени, чтобы вернуться в то время?

Анастасия Безносова-Близнюк: Это машина времени, это желание сохранить всё лучшее. Я знаю, что в любом времени и в любой ситуации могут быть любые психотравмирующие вещи. Конечно, у меня тоже были вещи, которые были не такие простые. Но в общем и целом — да, это такое радужное восприятие моего детства, юности, жизни в Академгородке и в Ленинграде. Поэтому я это всё сейчас сохраняю.

Регина Крутоус: Анастасия Германовна, что лично вас заряжает энергией?

Анастасия Безносова-Близнюк: Меня заряжает энергией возможность делать много дел сразу. Это и плюс, и минус. То есть когда я вижу, что можно пробежать туда и тут что-то организовать, а здесь параллельно статью написать для конференции, а тут же из этого же материала сделать медиа-проект, и его же предложить для какой-то постановки. И я понимаю, что за единицу времени можно сделать несколько проектов. Это прямо такая синергия действий, она меня заряжает.

Регина Крутоус: Вы в отличной форме, прекрасно выглядите. Секрет в здоровом образе жизни?

Анастасия Безносова-Близнюк: Нет, мне просто повезло. Я веду неправильный образ жизни, я не слежу за питанием, я не занимаюсь спортом, мне просто повезло. Хотя, наверное, нужно задуматься. Мне неинтересно, например, есть. Я не люблю еду. Это лишнее в моей жизни, только если не связано с застольем как формой коммуникации.

Мне не важно, что есть, мне лучше что-нибудь другое сделать. Если отдыхать — то поспать. Либо пообщаться, почитать, перебрать архив, написать ответ на письма. Это интереснее, чем варить суп и его есть.

20201102_181745_cr_tn.JPG
Анастасия Безносова-Близнюк. Фото: nsknews.info

Регина Крутоус: Если бы появилась такая возможность взять и всё переиграть, вы бы хоть что-то стали менять в вашей жизни?

Анастасия Безносова-Близнюк: Наверное, только то, что связано с папой. Потому что его уход из жизни был очень скоропостижный. 6 месяцев ушло на понимание того, что, к сожалению, болезнь, онкология — это уже конец. Я правда не верила, я думала, что папа вечен. Я бы, конечно, гораздо больше времени проводила бы с ним именно в контексте разговоров про Академгородок.

То есть он меня побуждал и приглашал к тому, чем я занимаюсь сейчас. А мне казалось, что он эту миссию несёт, и этого достаточно. Что я могу заниматься карьерой, интересной жизнью, поездками. А он сохраняет, описывает, популяризирует архивы. Хотя мы нашли после его смерти уникальный архив, который он нам не показывал. Это просто огромное количество, 20 больших папок, которые мы сейчас обрабатываем.

Но всё остальное было достаточно логично и естественно. Как есть, так и есть.

Блиц-опрос:

— Ваш девиз?

— Я бы сказала, что «Люди, интегрируйтесь». Но это папин девиз. А мой оказался «Всё хочу, могу и буду». Тоже плагиат немножко, но так.

— Кто повлиял на вас больше всего?

— Папа, конечно.

— Что нужно воспитывать в себе?

— Смелость следовать своим желаниям, представлениям о жизни, не нарушая интересов других.

— Как нужно смотреть в будущее?

— Влияя на него.

— Что вы считаете своим долгом?

— Сохранять и распространять память об Академгородке 1960-х как о лучших годах и лучшем месте в мире.

— Что вас может вывести из себя?

— Наверное, монотонное занудство.

— Три главных качества, которыми должны обладать герои нашего времени?

— Свобода, из неё исходящая смелость и харизма.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook — будьте в курсе актуальных новостей Новосибирска.

Что происходит

Рядом с Красными казармами запретили строить здания выше 19 метров

«Нас ждёт прекрасный год»: культурные события Новосибирска — 2025

Вся заказанная техника для уборки улиц придёт в Новосибирск до конца года

«Мы — талантливы!»: дети с ОВЗ представили своё творчество на фестивале

136 новосибирских студентов и аспирантов наградили именными стипендиями

На «Белом фестивале» выступят музыканты из Японии, Китая и Монголии

Незаметные человеку гаджеты следят за ёлками в новосибирских лесах

Инновационную «подушку» для сноубордистов протестировали на Горском

Сквер с полем для мини-футбола появится на месте ДК имени Клары Цеткин

На Димитровском мосту хотят ввести режим повышенной готовности

Новосибирские компании передали дроны, бензопилы и инвекторы в зону СВО

Показать ещё