14 апреля на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В студии побывали сотрудницы Музея Первомайского района — заведующая Диана Камелина и экскурсовод Надежда Ходкевич. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.
Взгляд назад. Исторический календарь
С 10 по 16 апреля 1895 года небывалый паводок с ледоходом чуть было не сорвал график строительства железнодорожного моста через Обь. Затор выше переправы продержался более суток, вода поднялась так, что залила всю пойму на обоих берегах в районе села Кривощёково. Был значительно повреждён ледорезный камень на одной из опор, размыт подъездной железнодорожный путь к мосту. Но инженер Будагов организовал круглосуточные работы с повышенной выплатой зарплаты. Квалифицированным рабочим платили по 3-4 рубля в день. График строительства сорван не был.
10 апреля 1901 года постановлением томского губернского управления губернскому землемеру поручили летом 1901 года выполнить работы «по изысканию и проложению почтовой дороги от посёлка Новониколаевского до села Бердского».
10 апреля 1918 года в Ново-Николаевске началось радиовещание. Моряки-радиотелеграфисты с Балтфлота, направленные в город в марте 1918 года, установили в гостинице на углу Николаевского (ныне Красного) проспекта и улицы Тобизеновской (ныне Горького) первый радиоприёмник с диапазоном вещания 3000 километров. Он позволил принимать правительственные телеграммы.
12 апреля 1928 года газета «Советская Сибирь» сообщила, что в Москве заказаны копии-схемы планировки города, которые привезёт профессор Коршунов. Для обсуждения их горожанами они будут вывешены в Доме Ленина, во Дворце Труда и в нескольких новосибирских клубах.
13 апреля 1915 года в Ново-Николаевск прибыли французские путешественники-пешеходы супруги Мартен. В кинотеатре «Диана» они показали многочисленной публике собственный фильм с видами местностей, через которые прошли, рассказали о маршруте и некоторых эпизодах путешествия.
13 и 15 апреля 1916 года в зале Городского торгового корпуса, — это нынешний краеведческий музей, — состоялись концерты известного виолончелиста Богумила Сикоры. Выступления получили восторженные отзывы слушателей.
13 апреля 1955 года в длительную гастрольную поездку выехал Сибирский народный хор. В Москве хор выступал на сцене Большого театра и в других концертных залах, дважды его концерты транслировались по радио и телевидению. Потом хор побывал в Ленинграде, Кирове, Перми и Омске.
14 апреля 1906 года газета «Народная летопись» сообщала об открытии в Ново-Николаевске Комиссионной конторы. За некоторую плату эта контора предлагала посредничество между людьми, которые ищут работу, и работодателями.
15 апреля 1920 года в Одессе группа молодых актёров во главе с режиссёром Владимиром Татищевым создала передвижной театр «Красный факел». В 1932 году театр приедет на постоянное место жительства в Новосибирск.
15 апреля 2003 года Почта России выпустила в обращение специальную марку, посвящённую столетию присвоения Новосибирску статуса города. На марке изображён Театр оперы и балета, театр «Глобус», Городской торговый корпус, то есть краеведческий музей, фигуры юноши с факелом и девушки с колосом — часть скульптурной композиции памятника Ленину, а также эмблема Академгородка.
16 апреля 1958 года был образован Советский район Новосибирска. В его состав вошли Академгородок Сибирского отделения Академии наук СССР, посёлок ОбьГЭС, Верхние и Нижние Чёмы, Огурцово и Нижняя Ельцовка.
16 апреля 1906 года в Ново-Николаевске открылось Общество всевоспомоществования торговых служащих, проще говоря, общество приказчиков.
Однажды в Новосибирске. Он же памятник!
15 апреля 1957 года свои двери для новосибирцев открыл широкоэкранный кинотеатр «Металлист» со стереофоническим звуком. Но на самом деле это было уже второе открытие кинотеатра — после масштабной реконструкции.
В первый раз «Металлист» открыли в ноябре 1934 года. Кинотеатр возвёл завод «Сибметаллстрой», — первоначально «Сибкомбайн», а впоследствии «Сибсельмаш». Тогда при заводе в левобережье Новосибирска строили «социалистический город». В день открытия в «Металлисте» показывали фильмы «Дела и люди» и «Шторм». Но «Металлист» был и первым в городе звуковым кинотеатром, и в нём показали первый звуковой кинофильм. Это была знаменитая кинокартина «Путёвка в жизнь». Название «Металлист» кинотеатр получил около 1936 года.
Кинотеатр неоднократно реконструировали. В 1950-е годы зал дорастили на семь метров в высоту, экран стал широкоэкранным, вместимость зала составила 1000 мест. 15 апреля 1957 года состоялось открытие теперь уже широкоэкранного кинотеатра «Металлист» со стереофоническим воспроизведением звука. Зрителям показали фильмы «“Товарищ” уходит в море» и «Счастливая юность». «Тысячный» кинозал просуществовал до 1995 года.
2 августа 2018 года начался снос здания кинотеатра, но усилиями общественников и краеведов процесс удалось остановить. «Металлист», признанный памятником конструктивизма, уничтожать запретили.
Было — не было. О коллекциях и коллекционерах
Гости в студии «Городской волны» — заведующая Музеем Первомайского района Диана Камелина и экскурсовод музея Надежда Ходкевич.
Евгений Ларин: Сегодня мы будем говорить о «Коллекциях и коллекционерах». Выставка под таким названием открылась в Музее Первомайского района на прошлой неделе — 6 апреля. Что это за коллекции, какие предметы ожидают посетителей на выставке и о чём они могут нам рассказать, — обо всём этом мы и поговорим сегодня в нашей главной рубрике.
Говоря о любой выставке, — а мы это делаем нередко, — мы начинаем, конечно, всегда с традиционного первого вопроса. Не будем и в этот раз нарушать традицию. Что вас подвело или подтолкнуло к созданию этой выставки, как появилась идея? Почему вам вдруг захотелось рассказать о коллекциях и коллекционерах?
Надежда Ходкевич: Вообще, можно сказать, что любой музей — это уже собрание тематических коллекций. А в нашем случае, когда мы продумывали тематику выставок на весь год, то возникло предложение сделать выставку коллекционеров, — чтобы к 90-летию Первомайского района на этой выставке были представлены коллекции наших земляков, в основном, жителей Первомайки. Ключевой коллекцией мы для себя определили давно сданную нам в постоянное пользование коллекцию Валерия Павловича Лопатина, — это старинные монеты и боны. Это очень заметная коллекция. Человек приложил к ней много усилий.
Евгений Ларин: Собирание монет — это, наверное, самый исторический вид коллекционирования.
Надежда Ходкевич: Верно. И самый традиционный. В детстве также многие коллекционировали марки, значки, не говоря уже про фантики.
Евгений Ларин: Мы в детстве собирали вкладыши!
Надежда Ходкевич: Коллекционирование раньше было очень популярно, это было очень распространённое явление. А сейчас оно несколько угасает, и напрасно. Наша выставка служит примером того, насколько можно быть любознательным.
Евгений Ларин: Давайте разбираться с этим феноменом — коллекционированием. Я так понимаю, что коллекционировать, собирать или копить, как мы говорили в детстве, — я, мол, коплю вкладыши, а я коплю монеты, — можно вообще всё, что угодно. От жуков до самолётов. Всё зависит от фантазии и возможностей, в том числе, финансовых. Можно, наверное, и атомные ледоколы коллекционировать или, скажем, сосиски, как в известном анекдоте.
Приходит человек к врачу и говорит: «Доктор, моя семья преследует меня за то, что я люблю сосиски». Доктор: «Ну, и что? Я тоже люблю сосиски». А пациент ему: «Тогда пойдёмте, я покажу вам свою коллекцию!»
Скажите, кто-нибудь пытался обобщить и систематизировать знания и представление о коллекционировании? Наверняка же существует даже какая-нибудь специальная отрасль науки, которая это изучает? Что коллекционируют люди?
Надежда Ходкевич: Во всяком случае, к коллекционерам однозначного отношения нет. Кто-то говорит, что это одержимые люди. Человек, который что-то собирает, постоянно думает о том, каким будет следующий предмет его коллекции, возможно, даже о том, какой будет следующая его коллекция. Это накопительство.
Но есть мнение, что собиратели — это ячейка музея. Они зачастую пополняют музейные фонды. Кто-то открывает свои музеи и выставляет там свои коллекции, кто-то предлагает свои предметы другим музеям. Благодаря собирателям и коллекционерам музеи очень много могут показать и рассказать людям.
Евгений Ларин: Вот где провести грань между коллекционированием и собирательством? Я думаю, что коллекционирование начинается там, где возникает хотя бы минимальный научный подход и систематизация. А до этого — только собирательство, просто накопительство.
Надежда Ходкевич: Чаще всего коллекции возникают по принципу «нравится — не нравится». Понравились матрёшки или шкатулки, и хочется, чтобы они были. Об этом, как правило, узнают знакомые, начинают подпитывать эту коллекцию. Это тоже дарит хорошее настроение, и человек продолжает собирать.
Нередко люди углубляются в свою тему. Например, Валерий Павлович Лопатин собирал монеты, боны и награды, и прекрасно был информирован, знал историю той или иной награды, мог рассказать о монетах. Вот тут, наверное, и проходит граница между собирательством и коллекционированием.
Евгений Ларин: У меня есть два примера того, как частные коллекции легко и естественно превращаются в музеи.
В Енисейске есть потрясающий музей — музей рубанка. И рубанков там несколько сотен. Два зала, — восемь стен, и все они в рубанках. Владелец этой коллекции говорит, что у него нет даже двух одинаковых рубанков, они все разные. Вот насколько можно быть одержимым идеей! А в массе все эти предметы создают просто невероятное впечатление! Вот было бы их десять, ну, ладно, — просто интересно. А когда их несколько сотен — это просто фантастика.
Надежда Ходкевич: Масса всегда впечатляет. Можно даже в этом не разбираться и вовсе этого не любить. Будет ли обычный человек, женщина, часами рассматривать рубанки? Восхищение вызывает уже только то, человек всё так дотошно собирал.
Диана Камелина: Коллекционеры нам говорили, что в какой-то момент человека охватывает азарт, непреодолимое желание приобрести, например, какую-то статуэтку. И человек пускается в погоню за этой статуэткой. Он уже согласен заплатить за неё любые деньги, лишь бы только она стала его. Это же касается и других предметов, — шкатулок, матрёшек.
Евгений Ларин: И правильно вы говорите о том, что, когда друзья и знакомые узнают, что человеку всё это нужно, они ему эти предметы несут. Другой очаровательный пример превращения коллекции в музей — это музей чемоданов в Шушенском. Пока он только на стадии зарождения, пока ещё это только коллекция. Но её очень быстро пополняют, — друзья владелицы, родственники, соседи приносят ей всевозможные чемоданы, и очень скоро эта коллекция может превратиться в настоящий музей чемоданов.
Кстати, на страничке вашего музея вы опубликовали эту такую цифру: кто-то посчитал, что существует 200 видов коллекционирования.
Диана Камелина: Ещё говорят, что около 40% населения земли занимается коллекционированием. Если вы ещё что-то не коллекционируете, то вы ещё просто не нашли свой предмет, с которого вы начнёте.
Евгений Ларин: Или вы ещё не поняли, что вы это коллекционируете. Вот накопилось у вас, например, десять кружек с видами городов, и в какой-то момент приходит понимание, мол, а ведь это же коллекция! И теперь в неё нужно добавлять всё новые и новые предметы.
Расскажите, как вы построили свою экспозицию. Это какие-то коллекции целиком? Или вы представляете максимальное количество видов коллекционирования? Или вы показываете что-то самое интересное из каждой коллекции?
Надежда Ходкевич: На самом деле, сегодня у нас представлено не так уж и много коллекций. Мне хотелось бы думать о том, что это у нас будет многосерийный проект, поскольку нашу площадку можно предоставить и другим коллекционерам. Ну, а любой районный музей — это не такая большая площадь, чтобы устраивать там грандиозные выставки. Тем более, что мы берём предметы у коллекционеров на значительный срок, не меньше, чем на полгода. И кому-то нужно привыкнуть к этой мысли.
Диана Камелина: Да, не каждый может расстаться на такое время со своей коллекцией.
Надежда Ходкевич: Кто-то будет переживать, — конечно, совершенно напрасно. Люди смогут прийти на выставку, увидеть коллекции, прочитать аннотации о коллекционерах, задуматься и, возможно, предложить свои коллекции или вспомнить своих друзей, которые что-то собирают.
Конечно, нам хотелось бы удивить наших посетителей какой-то невероятной коллекцией, например, тех же рубанков. Тем не менее, выставок коллекций у нас давно не было, так что мы предоставляем нашим первомайцам посмотреть пусть даже на знакомые многим предметы.
Например, на коллекцию слоников. Казалось бы, тривиальная коллекция слонов, которых в своё время людям дарили надежду на благополучие и счастье. Люди собирали их, начиная с 1930-х годов.
А для кого-то, возможно, выставка станет толчком, чтобы начать собирать какую-то коллекцию.
Диана Камелина: Через коллекции мы хотим рассказать не только о самих собраниях предметов, но и о коллекционерах, — об этих замечательных людях, которые живут не только в Первомайском районе, но и вообще в Новосибирске, и собирают интересные предметы.
Евгений Ларин: Пока мы от слоников далеко не уехали, мне хочется поговорить о них более подробно. Действительно, в своё время эти слоники были потрясающим символом семейного благополучия. А чуть позже их превратили в символ пошлого мещанства. Если я правильно помню, в наборе должно было быть семь слоников разного размера. А как вы их считываете? Какой это символ для вас?
Надежда Ходкевич: Мы не стали отходить от традиции и от смысла, который вкладывали в этих слоников наши русские люди, начиная, вроде даже уже с 1920-х годов.
Евгений Ларин: Ну, какие же они русские? Кто у нас слонов видел? Или Россия — всё-таки родина слонов?
Надежда Ходкевич: Я задавалась этим вопросом. Давайте вспомним борецкую роспись по дереву, — на ней-то тоже не медведь, а лев. Африканских львов на наших просторах тоже не часто встретишь.
Евгений Ларин: А что такое борецкая роспись?
Надежда Ходкевич: Это народный промысел русского севера, роспись по дереву яркими красками — красным, жёлтым, зелёным по белому фону. Жизнерадостная картинка! Конечно, это было украшательство. Так вот там можно было увидеть льва. Слоны — тоже экзотические животные. Их, вероятно, могли видеть в цирках, и они восхищали простых людей своим могучим грандиозным видом, своей силой.
Евгений Ларин: Как говорил Шариков: «Слоны — животные полезные».
Надежда Ходкевич: Слоны восхищали своей силой и добротой, вот и оказывались на комодах, на полочках диванов. Удивительно, но это экзотическое животное вселяло радость и дарило надежду.
Евгений Ларин: Видимо, у нас поэтому ещё так полюбили чай со слоном!
Диана Камелина: Ещё у нас есть замечательная коллекция статуэток читающих женщин. Статуэтки объединены одной темой, — женщина с книгой.
Девушка, женщина, бабушка — все они читают книгу. Эту коллекцию нам предоставила Ирина Борисовна Фомичёва, библиограф библиотеки имени Толстого, — то есть уже Первомайский район. Рассказывая про свои коллекции, она снимает замечательные видеоролики.
Очень хорошая у нас коллекция матрёшек. Причём это матрёшки не в своём классическом виде. Каждая матрёшка расписана определённым образом. Одна серия, например, посвящена сказке «Гуси-лебеди», другая — сказке «Волк и семеро козлят».
Есть замечательная коллекция шкатулок, коллекция скобяных изделий, — очень необычная. Там ключи, замки...
Надежда Ходкевич: ...фурнитура прежних времён, которая использовалась, например, на комодах...
Евгений Ларин: Это тоже собирают?
Надежда Ходкевич: Во всяком случае, люди не хотят, чтобы всё это тлело где-то в земле, стараются собрать. Все эти предметы тоже представляют определённый интерес.
Диана Камелина: Ключи всевозможных размеров, от очень больших до одного сантиметра в длину.
Надежда Ходкевич: От шифоньеров, от изб, от навесных замков.
Евгений Ларин: Кстати, именно вот эти скобяные изделия, гвозди, дверные петли чаще всего находят на местах раскопок. Эти предметы выглядят чрезвычайно исторично.
Надежда Ходкевич: Ещё можно вспомнить наше детство, когда мы бегали с ключами на шее, — на шнурке. Если мама рукодельница, она могла связать какой-нибудь мешочек, чтобы не травмировать кожу ребёнка.
Евгений Ларин: Ещё ключи клали под коврик и писали записку, что ключ под ковриком.
Надежда Ходкевич: Если теряли ключ, лезли в форточку. В общем, этот предмет вызывает много эмоций.
Евгений Ларин: Также на вашей страничке я увидел пост о таком замечательном предмете, как прялка-самопряха. С прялкой много чего интересного связано. Считалось, например, что пряжу в доме может запутать кикимора. Или когда девушки собирались на вечёрки и пряли, они приглашали парней. И вот если парень запутает у какой-то девушки пряжу на прялке, то это значит, что он выбрал её. Дальше может последовать сватовство.
Надежда Ходкевич: Русский человек — большой выдумщик. Все предметы, которые его окружали и окружают, помимо того, что они функциональны, это обязательно знаковые предметы. Вот мы говорили про ключи. Ключ — это символ удачи. Если найдёшь ключ, то его нужно обязательно подобрать, оставлять его лежащим на дороге не стоит.
С прялкой связано много мифов, историй, всевозможных примет. Знаковый предмет. Прялки бывают разной конфигурации, у нас они механические с колёсами. Круг также для русского человека очень много значит. Многие и по сей день считают, что прялка в доме привлекает удачу.
Евгений Ларин: Наверное, из этих соображений каждый музей обязан иметь в своей коллекции прялку, даже если она не работает. Вы, кстати, писали на своей страничке про уничтожение прялки, подаренной невесте.
Диана Камелина: Да, в некоторых регионах России, действительно, существовала такая традиция, когда жених на свадьбе должен был сломать прялку, которую сделал для своей дочери отец невесты. А потом молодой муж должен был сделать новую прялку сам.
Евгений Ларин: Отец не обижался?
Диана Камелина: Наверное, наоборот — радовался. Это считалось окончанием девичества и началом новой, семейной жизни.
Евгений Ларин: А есть у вас такие предметы, которые рассказывают об истории района, города?
Надежда Ходкевич: У нас выросло несколько поколений, которые, в большинстве своём, не очень дорожили предметами, которые им доставалось от родителей, от бабушек и дедушек. И поэтому очень трудно насобирать такую душевную коллекцию, чтобы представить семейные реликвии. Они у нас представлены штучно. У нас размещена коллекция шкатулок, в которых можно увидеть броши, бусы того времени.
Наша выставка — камерная, она не для многолюдных экскурсий. Она для того, чтобы люди ходили и рассматривали предметы, углублялись, чтобы у них возникали какие-то ассоциации, чтобы они пытались угадать какую-то тему. И для этого нашим посетителям нужно быть достаточно внимательными, нужно постараться что-то увидеть, поработать над этим, порассуждать.
Евгений Ларин: А как может предмет рассказать какую-то историю сам?
Надежда Ходкевич: Человек всё равно должен быть наблюдательным. Вот лежит, например, брошь или фурнитура от комода. Такие предметы были у многих. И мы не говорим о личной истории этой броши или какого-то замочка. Они сами навевают тому, кто на них смотрит, какие-то воспоминания о подобных вещах. Например, о том, как ему досталась эта брошь. У кого-то она появилась в связи с каким-то событием, у кого-то — с первой зарплатой. Представители старшего поколения могут вспомнить, что у них были такие предметы, вспомнить связанные с ними события. Потому что предметы узнаваемые, они не какие-то эксклюзивные. Вот так это работает.
Евгений Ларин: Вы уже сказали, что коллекционирование монет — это самый популярный и наиболее распространённый вид коллекционирования. Монеты часто запечатлевают какое-то значимое событие в жизни страны, какой-то юбилей.
Диана Камелина: Монет у нас много видов, есть целый ряд юбилейных монет. Самая старая монета в нашей коллекции — полушка, сибирская копейка 1777 года. На ней вензель Екатерины Второй. Монета отчеканена на Сузунском монетном дворе. Коллекция монет как раз и рассказывает об истории нашего города, страны в целом. Рассматривая эти монеты, можно увидеть, как росла и развивалась страна в экономическом плане, в политическом. У нас есть, например, керенка, денежный знак Временного правительства.
Евгений Ларин: Это их метрами мерили?
Диана Камелина: Да. До того, как мы начали формировать нашу коллекцию, я никогда не видела керенок. Мне казалось, что они должны быть большими, как знаменитые «катеньки» и «петеньки», — царские банкноту в 100 и 500 рублей, — они же огромные! Но оказалось, что керенки размером с почтовую марку.
Надежда Ходкевич: Юбилейные монеты посвящены 55-летию Победы, юбилеям Пушкина, Лермонтова, Дню космонавтики, Олимпиаде и другим событиям. Конечно, площадь монеты не такая большая, но любая монета может рассказать много историй, ведь она кому-то принадлежала, она могла послужить расчётным средством как богатому, так и бедному человеку, кто-то сохранил эту монету.
Евгений Ларин: Коллекционеры монет рассказывают порой удивительные истории, в этой сфере происходят настоящие чудеса. Так, например, кто-то может собирать монеты достоинством в 1 пфенниг, — только такие! Но разных лет. И такое бывает.
Также коллекционеры могут обращать внимание на такие детали, на которые обычный человек и не подумал бы смотреть. Есть, например, рубль с Львом Толстым. И есть его разные виды — есть «добрый» Лев Толстой, а есть «злой». В зависимости от того, как сделан штемпель для монеты, у него разные выражения лица.
Надежда Ходкевич: Хотелось бы, чтобы и у нас были подобные изюминки, но мы рады и тем собраниями, которые у нас есть.
Конечно, такое узконаправленное коллекционирование — это очень высокий уровень. Люди усложняют себе задачу, сужают круг поиска предметов, хотят удивить, в том числе, и себя, добавить своему хобби ещё больше азарта. Таких коллекций у нас нет. Но мы, конечно, будем стремиться, чтобы нечто подобное появилось и у нас, и, возможно, мы тоже сможем удивить своих посетителей.
Евгений Ларин: А какой предмет сейчас вы можете назвать самым удивительным в вашем собрании? Возможно, есть предмет особой гордости?
Диана Камелина: Мне очень нравится коллекция цветного стекла — цветной посуды.
Надежда Ходкевич: Самым ярким моментом на выставке я считаю коллекцию монет и бонов.
Очень интересна коллекция миниатюрных сувенирных гитар, — любопытно увидеть в таком виде очень популярный музыкальный инструмент.
Цветное стекло, о котором говорила Диана Анатольевна, — это очень яркое пятно на выставке. Многие бабушки любили такую посуду. Не нужно забывать о том, что каждое такое приобретение для них было большой удачей, дарило прекрасное настроение. Это было событием в семье. Мы это тоже стараемся передать.
Диана Камелина: Каждая коллекция на выставке по-своему уникальна.
Евгений Ларин: С каким самым экзотическим видом коллекционирования вам пришлось столкнуться — лично или понаслышке?
Надежда Ходкевич: Меня, например, удивило то, что люди собирают газетные вырезки.
Евгений Ларин: Конечно, они маленькие, изящные, цветные, их много!
Диана Камелина: Меня очень удивила коллекция Бабы-яги. Человек собирает фигурки, картины — всё, что связано с Бабой-ягой. Есть и такие коллекции!
Надежда Ходкевич: Нередко люди собирают коллекции предметов, созданных своими руками. Но вообще, как бы это грустно ни звучало, коллекционирование сейчас иссякает как хобби, это явление становится всё менее распространённым. У меня сложилось такое впечатление, потому что найти коллекционеров нам было очень непросто. Но ещё мы столкнулись с тем, что коллекционерам сложно расставаться со своими собраниями предметов, пусть даже и на время. Они переживают за них, за их сохранность.
Диана Камелина: Но с другой стороны, некоторые с радостью отдают свои коллекции для выставки, дескать, вот стоит она дома, а теперь хоть поработает, люди на неё посмотрят.
Евгений Ларин: Да, коллекции нужно иногда выгуливать! Что ж, остаётся только пожелать, чтобы все эти выставленные предметы работали так, как они должны работать: рассказывать людям о чём-то тёплом, душевном, сокровенном, вызывать положительные эмоции. Думаю, что первая и главная задача у этих вещей именно такая.
Надежда Ходкевич: Мне бы очень хотелось поблагодарить всех, кто отозвался, всех, кто нам помогал в организации выставки. Я думаю, что люди порадуются этой экспозиции.
Евгений Ларин: Вспомнят, улыбнутся, задумаются.
Диана Камелина: А я просто хочу напомнить, что наша выставка будет работать до 31 августа. Мы всех ждём. Приходите, думаю, вы получите удовольствие!
Слушать аудиоверсии программы «Вечерний разговор об истории» теперь можно также в разделе подкастов на Яндекс Музыке.