Новосибирские
новости
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: неизвестное племя, эмегендер и рыбные пироги

9 декабря на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В студии побывал доктор исторических наук Владислав Кокоулин. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
17:22, 14 декабря 2022

Взгляд назад. Исторический календарь 

5 декабря 2006 года состоялось торжественное открытие отреставрированного кинотеатра «Победа». Посмотреть на пятизальный кинотеатр приехали Никита Михалков, Ольга Дроздова и Лариса Голубкина.    

8C5A9229.JPG
Фото: nsknews.info

6 декабря 1911 года в день тезоименитства Его Императорского Величества Государя Императора Николая Второго в Ново-Николаевске на Ново-Базарной площади произошло торжественное освящение Городского торгового корпуса. Ныне это здание Новосибирского краеведческого музея. Это был корпус торгового и административного назначения, который городская дума построила на городские деньги, отказавшись от предложений частных инвесторов. Договор на составление проекта, смет и ведение технического надзора за работами заключили с томским архитектором Андреем Крячковым. Договор, проект и основные строительные работы сделали в 1910 году, оставив на 1911 год лишь отделку здания. 

Помещения на первом этаже корпуса сдавались в аренду под магазины, а на втором этаже располагался большой зал на 1000 человек для заседаний городской думы, деловых собраний, а также вечеров, выставок и спектаклей. В обе стороны от зала отходили анфилады комнат, которые занимали городская дума и управа, казначейство и отделение Госбанка.    

NET_4929.jpg
Фото: nsknews.info

6 декабря 1965 года началась массовая газификация новосибирских квартир и домов. Первый газ приняли дома на улице Урицкого и на Красном проспекте. 

6 декабря 1985 года от станции метро «Октябрьская» до станции «Красный проспект» прошёл первый рабочий поезд. 

7 декабря 1919 года в Ново-Николаевске произошло восстание 2-го Барабинского Сибирского стрелкового полка под командованием полковника Аркадия Ивакина. Мятеж был направлен против власти Верховного правителя России адмирала Колчака, который, кстати, в ночь с 4 на 5 декабря покинул Ново-Николаевск и двинулся по Транссибу дальше на Восток. Восстание Ивакина было подавлено стоявшей в городе 5-й польской дивизией. Произошло это за две недели до того, как в город вошла Красная армия. 

7 декабря 1958 года в постоянную эксплуатацию сдали троллейбусную линию «Вокзал — Кировский район». На новый маршрут вышли 13 машин. Длина маршрута в два конца составила 22 километра.

7 декабря 1967 года новосибирский городской совет впервые принял решение о присвоении звания «Почётный гражданин Новосибирска». Первыми почётными гражданами в советской истории города стали революционер, большевик, борец за советскую власть в Сибири и участник гражданской войны Игнатий Громов, строитель, Герой Соцтруда Яков Еличев и трижды Герой Советского Союза лётчик Александр Покрышкин. 

9 декабря 1970 года в Новосибирске создали Ленинский район за счёт разделения Кировского района. Население Ленинского района составляло 240 000 человек, в нём было 34 промышленных предприятия. 

10 декабря 1913 года ново-николаевская городская дума под руководством городского головы Владимира Жернакова решила принять участие в международной выставке городов во французском Лионе и ассигновала на это деньги. Выставка была запланирована на апрель — май 1914 года. Руководство Ново-Николаевска решило использовать свой шанс заявить о себе на высоком международном уровне.

Открытие выставки состоялось 18 апреля 1914 года. Российский павильон был одним из наиболее популярных и посещаемых. Информацию о новом, развивающемся сибирском городе получили множество гостей выставки, которая, кстати, стала последней выставкой перед началом Первой мировой войны. А для молодого Ново-Николаевска это был первый официальный выход в свет. 

10 декабря 1943 года в Доме науки и техники Новосибирска состоялось совещание по вопросам организации Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР.

 

Однажды в Новосибирске. Всех посчитали 

6 декабря 1905 года в типографии Николая Литвинова вышла брошюра «Годовщина города Ново-Николаевска». Первая типография Литвинова находилась в небольшом деревянном домике на углу улиц Кабинетской и Воронцовской. Улицы эти сохранились, — теперь это Советская и Свердлова, а вот домик до наших дней не сохранился, он сгорел в пожаре ещё при Литвинове. Николай Павлович получил страховку и вложил деньги в новый дом, — на этот раз каменный, двухэтажный. Сегодня в этом надстроенном доме находится областная научная библиотека.    

IMG_4379.JPG
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Брошюру «Годовщина города Ново-Николаевска» называют первым книжным изданием будущего Новосибирска. Её написал городской староста Захарий Крюков на основе материалов однодневной переписи, которую провели в городе 23 октября 1905 года. Это были данные о количестве жителей, их расселении по районам, сведения о школах, больницах, промышленных и торговых заведениях города. 

Согласно однодневной переписи населения 1905 года всего в городе проживало 26 028 человек, из них 14 000 мужчин и 12 028 женщин. Любопытно, что квартиросъёмщиков было чуть больше, чем владельцев собственных домов — почти 12 000 человек. А домохозяев и членов их семей — меньше 11 000. 

1604 человека жили за чертой города в помещениях керосиновых складов компании «Нобель» и общества «Мазут», лесопильного завода, продовольственного пункта и др. Кроме того, в городе ежегодно находилось от 1000 до 1500 временных жителей, которые приходили в город на заработки.

В городе насчитали 203 квартала, 2500 застроенных усадеб, больше 3500 жилых зданий и три с небольшим тысячи хозяйственных построек.  

К производственным зданиям города относилось четыре паровых и 11 водяных мельниц, лесопильный, пивоваренный, кожевенный и десять маслобойных заводов, 12 прядильных мастерских и две шубные, 35 кирпичных сараев, 22 прачечные. 

К числу «городских и общественных зданий» относились скотобойня, холерный барак, биржа труда, здание больших весов и пожарной охраны, а также «обширный» ватерклозет. Многие предприятия размещались и в частных домах. 

В разделе правительственных учреждений были упомянуты полиция, находящаяся в ведении томского исправника, медицинские учреждения, ветеринарная часть, юстиция, отделение государственного казначейства, а также управление Томским имением и контора. 

Среди культовых заведений числились три православных храма, один римско-католический молитвенный дом, старообрядческих и иудейских молитвенных домов — по одному.

 

Было — не было. Кочевники Новосибирска 

Гость в студии «Городской волны» — доктор исторических наук Владислав Кокоулин. 

Евгений Ларин: О том, что территорию Новосибирской области люди начали осваивать в глубокой древности, учёным, безусловно, известно давно. Собственно, наверное, иначе и быть не могло. Археологические открытия говорят о том, что наша область заселялась в эпоху палеолита. Возраст самых древних поселений на территории области учёные датируют в 14 с лишним тысяч лет. Эти памятники находятся в Каргатском и Венгеровском районах. 

На территории собственно Новосибирска древнейший памятник археологии датируют неолитом, четвёртым тысячелетием до нашей эры, то есть это 6000 лет назад. Это памятник Разъезд Иня — 1 в районе современного жилмассива Весенний.

Всё это, конечно, очень интересная и очень долгая история. А Новосибирская область достаточно большая. Поэтому сегодня мы сузим круг нашего интереса до территории современного Новосибирска и поговорим о тех народах, которых мы можем называть нашими предшественниками на нашей новосибирской земле, а возможно, отчасти и нашими предками.    

NET_1374.JPG
Владислав Кокоулин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

А если говорить о времени, с которого мы начнём, то пусть это будет время освоения русскими Верхнего Приобья. Под этим мы подразумеваем территории, которые прилегают к Оби от Бийска до устья Томи. 

То есть мы будем говорить сегодня о тех людях, с которыми столкнулись русские первопроходцы и первопоселенцы в самом начале 18 века. Это как раз то время, когда возникло село Кривощёково, а чуть раньше него возник первый на территории нашей области острог — Умревинский. Думаю, о нём мы сегодня ещё поговорим. 

И вообще, мне бы хотелось сегодня хотя бы начать разговор на тему, к которой я уже давно подбираюсь, — это разговор о том, кем по национальности является житель Новосибирска. Соглашусь, что, на первый взгляд, возможно, этот вопрос звучит довольно странно. Но, думаю, вам, дорогие друзья, скоро станет понятно, что я имею в виду.

Итак. О том, что жители города Ново-Николаевска — не первые на этой земле, они, конечно, знали и понимали с самого начала, с первых лет жизни города. В 1912 году фельдшер Николай Павлович Литвинов, который приехал на стройку железнодорожного моста работать по специальности, но стал общественным деятелем, издателем и, по сути, первым хроникёром, летописцем нашего города, издал известный сегодня «Справочник по городу Ново-Николаевску». 

Так вот, в самом начале справочника, в разделе «Краткая история роста и развития города», Литвинов так прямо и пишет: «Ново-николаевцы являются не первыми обитателями на занимаемом ими месте. Давно, сотни лет тому назад, самая высокая часть настоящего города была заселена неизвестным нам племенем. Ещё видны и в настоящее время — то есть в то время их было ещё видно — на месте, которое именуется “Чёртово городище”, следы юрточных построек. На юго-восток от жилищных следов виден земляной крепостной вал. Противоположная валу сторона становища неизвестных нам обитателей ограждалась крутым и неприступным обрывом, спускающимся в реку Каменку. 

Невдалеке от крепостного вала, через лог, есть следы одиноко разбросанных холмиков, очевидно, следы могильников. Кто жил и когда покинул это место, мы, может быть, в состоянии будем узнать только тогда, когда археологи вскроют могильники...». Ну, и так далее. 

Как мы уже выясняли, те могильники археологи толком так и не вскрыли, поскольку они были утрачены окончательно ещё до того, как учёные смогли что-либо сделать. Но кое-что об этом месте учёным всё же известно. Поэтому я задам тот же вопрос, которым в своё время задавался Николай Павлович Литвинов: кто жил и когда покинул это место? Кто мог оставить следы, о которых Литвинов писал в начале 20 века? 

Владислав Кокоулин: Чёртово городище находится на территории современного Новосибирска, а если точнее, то на территории сада Кирова и на прилегающей к нему территории. 

Евгений Ларин: Сразу скажем, чтобы наши слушатели не путали этот сад Кирова с левобережным садом Кирова. 

Владислав Кокоулин: Да, он расположен недалеко от ГПНТБ. Это территория, где сейчас находится Сибирский институт управления РАНХиГС, банк, другие общественные здания и жилые дома. Это сад, где находится знаменитый Змей Горыныч. Именно там и было это Чёртово городище.    

IMG_5592.JPG
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Если говорить о его обитателях, то последними его жителями, чьи юрты и следы видел ещё Литвинов, были чатские татары. Но на самом деле история этого памятника более интересна. Дело в том, что в 1920-х годах там всё-таки были проведены сборы и раскопки. Часть найденных материалов отвезли в Эрмитаж для определения, часть оказалась в созданном краеведческом музее города Ново-Николаевска, то есть в нашем краеведческом музее. 

Но, к сожалению, ситуация сложилась так, что однажды в музее произошёл пожар. А находки были разложены по коробкам, и когда во время пожара стеллажи обрушились, находки смешались. И если мы сейчас придём в музей, то нам дадут несколько коробок, в которых часть находок — с Чёртова городища, а часть — из других мест. Что конкретно там с Чёртова городища, сейчас разобраться достаточно сложно. Если все эти находки с Чёртова городища, то мы можем говорить о том, что люди на территории современного Новосибирска жили ещё в те времена, когда расселялись скифы. Это 7-6 века до нашей эры, 2700–2600 лет тому назад. Самые древние находки с Чёртова городища датируют этим временем. То есть народы, которые там жили и оставили эти археологические памятники, были современниками скифов. Кое-что они у скифов даже заимствовали, шёл обмен. Скифы жили, конечно, южнее, — на территории Тувы, Алтая и Минусинской котловины, но связи были достаточно прочными. 

Достоверно известно, что здесь, на нашей территории, жили два тюркских народа: телеуты и чатские татары. Чёртово городище — это территория поселения чатских татар. Когда хана Кучума разгромили в Искере, — это территория современной Тюменской области, Тобольского района, — он откочевал в наши места. По преданию, он где-то здесь даже спрятал своё золото. 

Евгений Ларин: По преданию, он даже сам в этом городище укрывался от своих преследователей — русских казаков. 

Владислав Кокоулин: Да, вполне возможно. 

Евгений Ларин: Но, думаю, что за неимением каких-либо доказательств, это не более, чем легенда. Хотя и красивая. 

Владислав Кокоулин: Да, как и про золото Кучума. Его, конечно, искали, но, разумеется, не нашли. 

Евгений Ларин: Чаты и телеуты — вот два народа, которые упоминаются всегда, когда речь идёт о территории нашего города. Ещё коренным населением Новосибирской области называют барабинских татар, — и мы об этом в этой студии уже говорили.

Но барабинские татары — бараба — проживали на территории современных северо-западных районов Новосибирской области по рекам Омь, Тартас и Тара. То есть всё-таки это не наши татары. А телеуты в 16-18 веках кочевали в Верхнем Приобье по обеим сторонам Оби. Таким образом, это наши.

Владислав Кокоулин: Когда вели раскопки на месте, где сейчас строится новый автомобильный мост, а раньше было кривощёковское кладбище, то там даже нашли захоронения телеутов. 

Евгений Ларин: Сергей Владимирович Колонцов, который руководил этими раскопками, рассказывал, что помимо христианских захоронений, было раскопано несколько захоронений, которые были точно не христианскими. Это когда вместе с... 

Владислав Кокоулин: ...конём. 

Евгений Ларин: Да! Вместе с погребённым была уложена частично съеденная лошадь. То есть, вероятно, половину жертвенного коня отдали покойнику, половину съели, разделив трапезу с мертвецом. Очевидно, обряд кочевого народа. 

Владислав Кокоулин: Да, тюрки так хоронили. 

Евгений Ларин: По всей видимости, это говорит о том, что на одном месте жили и хоронили своих умерших русские и телеуты. Это левый берег Оби. 

Владислав Кокоулин: Да, они были перемешаны. Если мы говорим о смешении и поглощении, то мы знаем, что часть телеутов была поглощена чатскими татарами. Эти поглощённые телеты именуются татарами-калмаками. Поглощения телеутов русскими не было. Другое дело, что они жили рядом и вперемешку. 

Евгений Ларин: Я бы хотел разобраться с телеутами, с их наименованием и происхождением. Одни источники называют телеутов и теленгитов как и народ телес или тёлёс родственными народами. В других источниках можно увидеть «телеуты», а в скобках — «теленгиты», то есть между ними фактически ставится знак равенства. При этом в русских письменных источниках телеуты упоминаются под именем белых калмыков. 

NET_1373.JPG
Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

И давайте посмотрим, что говорил об этом русско-немецкий историограф и путешественник Герхард Фридрих Миллер, которого русские называли Фёдором Ивановичем Миллером. Он жил в 18 веке. И он считал, что называть телеутов калмыками необоснованно. Вот что он писал в своём «Описании Томского уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его положении, в октябре 1734 года»:

«Это, конечно, верно, что теленгуты гораздо белее и красивее на вид, чем собственно калмыки, только, на мой взгляд, это как раз является доказательством того, что их не следует считать одним народом. К этому следует добавить, что они как в языке, так и во всём образе жизни и религии отличны от калмыков и сами калмыки не признают их своими родственниками». 

То есть у нас есть, по крайней мере, три, даже четыре наименования: телеуты, теленгиты и теленгуты, они же и белые калмыки. Как их правильно называть и один ли это всё-таки народ? 

Владислав Кокоулин: Телеуты до сих пор живут в современном Кузбассе.

Евгений Ларин: Их чуть больше 2000 человек. 

Владислав Кокоулин: Да, их не очень много, но это тюркский народ, говорящий на тюркском языке и являющийся потомком тех телеутов, которые жили на территории Новосибирской области. Но история телеутов очень древняя. 

Племена теле известны с четвёртого века нашей эры, то есть их история насчитывает уже 16 веков. Они жили на территории современного Алтая, части Новосибирской области и Кузбасса. Вот такой был большой ареал проживания племён теле, хотя первоначально они жили в монгольских степях, а потом стали продвигаться сюда.

Самое интересное, что, когда образовался Томский острог, — а там у них джунгары давили, — телеуты передвинулись под защиту Томского острога. Здесь их часть смешалась с сибирскими татарами, в результате чего получились татары-калмаки, часть смешалась с алтайцами, а часть до сих пор как отдельный народ живёт в Кемеровской области. То есть этническая история телеутов достаточно сложная. 

Телеуты были независимыми во времена Чингисхана, когда шли монгольские завоевания, и монголы-татары из Центральной Азии оказали очень сильное влияние на многие народы — даже на их физический облик. Например, на казахов, — мы видим в них сильную монголоидную примесь. Телеуты же оказались практически не затронуты этим завоеванием. Они, вроде, и входили в состав этого большого образования Чингисхана, но сохранили свой образ жизни. Монгольскому влиянию они были подвержены в малой степени, поэтому они сохранили облик древних тюрок. 

Евгений Ларин: Калмыки и калмаки — это вариант одного слова? 

Владислав Кокоулин: Нет, это разные слова. Татары-калмаки — это наименование телеутов, которые были ассимилированы сибирскими татарами. 

Евгений Ларин: А почему телеутов называли белыми калмыками? И, если были белые калмыки, значит, должны были быть и чёрные! 

Владислав Кокоулин: Чёрные калмыки — это те, которые переместились собственно в Калмыкию. Почему возникло такое разделение? Дело в том, что раньше считалось, — и сейчас есть такая гипотеза, — что монголы и тюрки имеют один корень — народ хунну. Это, дескать, общий предок монгольских и тюркских народов. Другое дело, что тюркские народы подвергались разному влиянию. Взять якутов, которые имеют типично монголоидный облик, и взять турок или туркменов с их европеоидным обликом. Народы тюркские, а их этнические истории — разные. И культуры разные. Если мы возьмём телеутов и сибирских, или чатских татар, то их история тоже немного разная. 

Чатские татары оказались под влиянием ислама. А телеуты сохранили свои древнетюркские обычаи — тенгрианство, по сути, язычество. Телеуты были частично христианизированы, но это была поверхностная христианизация.    

NET_1515.JPG
Владислав Кокоулин и Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: А как выглядели телеуты? 

Владислав Кокоулин: Если вы видели современных сибирских татар, — на них можно посмотреть, — то вы знаете, как выглядели телеуты. Они примерно так и выглядели. Монголоидная примесь у них очень слабая. У них больше европеоидных черт и светлая кожа. Поэтому их и называли белыми калмыками. 

Евгений Ларин: Как они взаимодействовали с русскими? Я так понимаю, что они были не совсем дружелюбны? 

Владислав Кокоулин: В разные времена — по-разному. Когда они перешли под защиту Томского острога, то стали своеобразным буфером между джунгарами и самим острогом. Ведь Томский острог в 17 веке был пограничной территорией. А там собственно и проживали телеуты, это была так называемая Телеутская землица. 

Евгений Ларин: Складывается такое ощущение, что это был какой-то маленький клочочек земли, но, насколько я понимаю, Телеутская землица была достаточно обширной. 

Владислав Кокоулин: Да, достаточно обширной. Она, конечно, не совпадала с современной Новосибирской областью. Это была часть Новосибирской области, часть Алтайского края, часть Кузбасса и часть Томской области, её юго-восточные районы. Вот это была территория Телеутской землицы, то есть она была достаточной большой. 

Интересно то, что телеуты претендовали на главенство даже по отношению к ойротам, то есть к алтайскому населению. Дескать, они — главное племя, которое правит на Алтае. Они считали себя главными. А границы Телеутской землицы установить сложно, телеуты ведь были кочевым народом, городов как таковых у них не было. Они жили в степи до границы с тайгой. Но где-то у них были места зимовок, то есть они вели всё же полукочевой образ жизни. А кочевали они там, где можно было пасти скот.

Евгений Ларин: А что нам известно об их верованиях? 

Владислав Кокоулин: Верования у них были языческие, тенгрианские. У них был культ Тенгри, а Тенгри — это небо древних тюрок. Небо считалось божеством. Была у них также богиня Умай, женское божество. Скорее всего, они были шаманистами. Христианизация их затронула в очень слабой степени, хотя христианство среди телеутов распространять пытались. 

Евгений Ларин: Не так давно мне попалась научно-популярная, — больше, наверное, популярная, — передача, где речь шла о том, что телеуты отличались очень сложной системой верований и представлений о мире. Мир у них был многослойным. И так же, как у многих сибирских народов, у них был бог верхнего мира Ульгень и бог нижнего мира Эрлик. У каких-то народов они, кажется, были даже братьями, которые друг с другом соперничали. У хакасов, если я не ошибаюсь, при изготовлении шаманского бубна, его сначала нужно было показать Ульгеню, потом — Эрлику, чтобы они его одобрили. Но вот что я запомнил про телеутов — это то, что у них Ульгень почему-то был женским божеством. 

Владислав Кокоулин: Древнетюркская система верований была достаточно сложной. Она зафиксирована ещё в памятниках рунического письма. Она сохранялась достаточно долгое время. Что касается мужского и женского, то божества порой были вообще без какого-либо рода. Божество могло не характеризоваться мужским или женским родом. 

Действительно, у телеутов было представление о трёхслойном мире, который состоял из подземного мира, земного мира, в котором живут люди, и мира небесного, то есть высшего мира. Но такое представление было не только у тюркских народов, но и у древних славян. Это представление, которое не было заменено, видоизменено или поглощено какой-то мировой религией. Славянские представления сильно изменило христианство, хотя некоторые из этих представлений дожили и до наших дней. Иван Купала или Масленица — это праздники древних славян. 

На тюрок христианство не оказало особого влияния, оно не изменило традиционных верований. Они по-прежнему обращались к шаманам. Что касается калмыков, то на них влияние оказал буддизм, а на сибирских татар — ислам. Он очень сильно изменил, трансформировал мифологическую систему древних тюрок. А у телеутов она осталась. 

Евгений Ларин: По ходу вспомнилась одна вещь. У телеутов были куколки, которые были хранителями домашнего очага, и они передавались по женской линии, что характерно, — женское начало превалирует. Куколки эти назывались эмегендер, мать передавала их дочери, та добавляла к ним своих и передавала своей дочери. И так в роду все эти куколки хранились. В телеутскоим селе Челухоеве, что в Беловском районе Кемеровской области, была записана легенда о дочери хана, которая жила в семье, а потом вышла замуж и уехала в другую землю. Уехала и сильно там заболела. И тогда к ней во сне явились её куколки и сказали, чтобы она вернулась и забрала их к себе, так как болеет она именно потому, что оставила их. 

Владислав Кокоулин: Чем традиционно занимались мужчины? Ухаживали за скотом, охотились и воевали. Некоторые народы, такие как чатские татары, занимались ещё рыболовством, но для телеутов это не характерно. А кто хранит очаг? Женщина! Она воспитывает детей, занимается приготовлением пищи, поддерживает огонь, поэтому, естественно, женщина и выступает хранительницей очага. 

Евгений Ларин: На вопрос о том, куда делись телеуты с новосибирской земли, источники дружно отвечают, что они ушли в Джунгарию. А это Монголия! Они даже не ушли, а их туда увели. А кто увёл? Джунгары. Вот только вопрос: зачем? 

Владислав Кокоулин: Джунгарское ханство было очень мощным. Джунгары считали, что все кочевые народы — это их подданные. А у телеутов даже было своеобразное двоеданничество. С одной стороны, они были с джунгарами, а с другой — с русскими. Такое уж у них было положение. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на карту. На юге была Джунгария, с другой стороны — целая сеть русских острогов. Телеуты должны были быть и теми, с другими.    

NET_1400.JPG
Владислав Кокоулин. Фото: Евгений Ларин, nsknews.info

Евгений Ларин: Джунгары вынудили их покинуть эту землю? 

Владислав Кокоулин: То же произошло и с калмыками, только они ушли в Поволжье, где они живут и сейчас, а телеуты ушли в Монголию. Часть телеутов осталась здесь, в современном Кузбассе, часть смешалась с сибирскими татарами. 

Евгений Ларин: Теперь то, что касается сибирских татар. У нас есть бараба, про которых мы сегодня решили не говорить, и у нас есть чаты. 

Владислав Кокоулин: Надо говорить о сибирских татарах вообще. Одно время было представление, что сибирские татары — это некая подгруппа общей группы татар. Но если посмотреть внимательно на этногенез этого народа, — всех сибирских татар: и тобольских, и барабинских, и томских, а чаты являются частью томских татар, — то мы увидим, что это отдельный народ, имеющий свой этногенез и свою этническую историю. Другое дело, что на них одно время сильное влияние оказывали поволжские татары, но и то не на всех, — на тобольских меньше, на чатских больше. 

Евгений Ларин: То есть это совсем не те татары, которые живут в Казани или в Крыму? 

Владислав Кокоулин: Совсем не те. Это вообще другие народы. Сибирские татары — это отдельный народ.

Евгений Ларин: Откуда они взялись? 

Владислав Кокоулин: Их этническая история представляется в следующем виде. Когда в степях Центральной Азии стали расселяться различные тюркские племена, произошло их частичное влияние на самодийские племена, которые там жили до них. Но когда тюрки стали расширять свой ареал, те племена стали уходить на север и дошли до территории новосибирского и томского Приобья. Потом сюда пришли уже сами тюрки, застали здесь отюреченное население и смешались с ним. Это происходило в 7-9 веках. 

Здесь был Кимакский каганат, который тоже оказал влияние на сибирских татар, на их формирование. Частичное влияние оказали и кидани — монгольский народ. И шло постоянное влияние тюрок Минусинской котловины и тюрок Алтая. Сибирские татары, придя сюда, расселились на территории современных Тюменской и Томской областей, в Барабинских степях в Новосибирской области. 

Язык сибирских татар немного отличается от татарского языка в Поволжье. Самое интересное, что он сохранил очень древние тюркские формы, которых нет даже в тюркских орхонских письменных памятниках. То есть народ этот ещё раньше вышел из Центральной Азии и стал расселяться в наших краях. Под влиянием местного населения и географических условий они здесь занялись не кочевым скотоводством, а рыболовством. Татары мало едят рыбу, а у чатских, томских татар рыбные пироги — это обычное дело. Рыба у них вошла в питание. На сибирских татар также оказали влияние бухарцы, которые здесь жили, — от них сибирские татары заимствовали плов, потом частично повлияло русское население, а в 19 веке — татары Поволжья. Поэтому чатские татары, которые являются частью сибирских татар, — это отдельный народ с отдельной историей. 

Чёртово городище — это городище чатских татар на территории Новосибирска. Но в 1939 году раскапывали большое чатское городище на Берди, на территории, которая ушла под воду после постройки ГЭС. Также такие городища раскопали в Юрт-Ора и Юрт-Акбалык — это ныне существующие чатские деревни. На территории Тогучина тоже было чатское городище. Ояш — тоже территория чатов. Историю Тогучина и Ояша нужно вести от чатских татар, они там жили, а потом на этих местах возникли города. Чаты занимали территорию Новосибирска и северо-восточную часть Новосибирской области.    

NET_1448.JPG
Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: Первый острог на территории Новосибирской области — Умревинский острог, о котором я уже сегодня упоминал, был основан в 1703 году на месте, где маленькая речушка Умрева впадает в Обь. Это между современным селом Ташара на правом берегу Оби и селом Юрт-Акабалык на левом берегу. То есть собственно на месте чатских татар. Я полагаю, что именно для обороны от них и был основан острог. 

Владислав Кокоулин: Нет, с чатскими татарами не воевали. У них была немного другая история. Чаты, конечно, входили в состав Сибирского ханства Кучума, последнего сибирского хана. Но, поскольку они были очень далеко от его основного ядра, чаты сохраняли некую автономию и самостоятельность в этом ханстве. Оно при Кучуме вообще было достаточно рыхлое. Чатские татары были не очень многочисленным народом.

Когда здесь возник Томский и другие остроги, они с чатами не воевали. Наоборот, шла взаимовыгодная торговля и обмен. Угрозу представляли как раз не чатские татары, а те же джунгары. Ведь Томский острог был пограничным, он нужен был для защиты от южных кочевников. Сами чатские татары тоже прибегали под защиту Томского и Умревинского острогов. Так же, как и телеуты.  

Евгений Ларин: Когда возникло Кривощëково, а по последним данным, это произошло в 1707 году, это было уже не укреплённое поселение, а именно торговое. Причём, находилось оно на Телеутской меже. Кстати, как эта межа проходила? По Оби? 

Владислав Кокоулин: Нет, она проходила поперëк реки. И Кривощëково находилось как раз на этой меже. Но это же была очень условная граница. Для кочевого народа границей была тайга. А тайга всё-таки находилась севернее. Условно, да, она проходила здесь. Просто здесь пролегал торговый путь, здесь был брод через Обь, по которому перегоняли скот. На левом берегу стояло Кривощëково, а напротив, на правом берегу — то самое чатское Чëртово городище, которое находилось на возвышенном месте и этот брод контролировало. 

Евгений Ларин: Что ж, нам пора уже делать выводы. Итак, русские на территории нашего города взаимодействовали с двумя народами: телеутами и чатами. Хочу вернуться к нашему кривощëковскому кладбищу, о котором мы говорили. Раз уж мы встречаем там как русские могилы, так и захоронения кочевников, то мы, наверное, можем сделать вывод, что у этих народов были и личные связи. Насколько чаты и телеуты могли участвовать в формировании «человека новосибирского»? Мы понимаем, что кривощëковцы составили основу правобережного выселка, из которого потом вырос наш город, и фамилии перешли с левого берега на правый. Насколько глубокие корни могли пустить кочевники в будущих новосибирцев? 

Владислав Кокоулин: Если говорить о смешении, то, конечно, смешение было, но не сильное. Всё-таки здесь долгое время большое значение имел религиозный фактор. Чатские татары были мусульманами, телеуты были язычниками, а русские — христианами. Смешанное потомство было, это естественный процесс. Куда его причисляли — к русским, телеутам или чатским татарам — зависело от того, кем была мама. Процесс смешения был неизбежен, ведь все эти народы жили рядом. Но насколько сильно они смешались? Ведь и чатские татары, и телеуты, и русские сохранили свою культуру. Это было мирное сосуществование, взаимообмен. 

Евгений Ларин: Я обещаю, что в ближайшем обозримом будущем мы вернёмся к этому разговору, что у нас ещё много есть того, о чём нужно поговорить. 

Главные новости из жизни нашего города — подписывайтесь на нашу группу в Одноклассниках.

Слушать аудиоверсии программы «Вечерний разговор об истории» теперь можно также в разделе подкастов на Яндекс Музыке.

Что происходит

Легендарную неновую вывеску «Косметический кабинет» нанесли на карту 2ГИС

Хлебом-солью встретят в Толмачёво участников чемпионата мира по бильярду

Не просто взять ребёнка: кандидаты в приёмные родители сели за парты

Искусственный интеллект проследит за состоянием дорог в Новосибирске

Треть пассажиров «Экспресс-пригорода» ездит по Новосибирску

50 юных новосибирцев получили первые паспорта в большом зале мэрии

Штормовой ветер вырвал блок остекления с балкона дома на Палласа

Штраф за собаку — 4000 рублей: дендропарк стали усиленно патрулировать

Частный дом возле зоопарка выкупят под комплекс «Африка»

Ураган повредил крышу главного корпуса и оранжереи ботсада СО РАН

Бэкстейдж легендарного «Горячего снега» впервые покажут в Новосибирске

Показать ещё