Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: город для любви, недикие окраины и друг на день

1 июля на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывали куратор Городского фестиваля пеших экскурсий Елена Воротникова и сотрудник Музея Новосибирска Дмитрий Клунный. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
17:45, 05 июля 2022

Взгляд назад. Исторический календарь

27 июня 1897 года на основании постановления Томского губернатора в Ново-Николаевском посёлке образована пожарная охрана. Активное участие в организации пожарного общества принял инженер-путеец Николай Тихомиров.

27 июня 2007 года решением городского совета принят Устав города Новосибирска.

28 июня 2008 года на пересечении Красного проспекта и улицы Горького торжественно была открыта архитектурно-художественная композиция «Сибирские просторы». Четыре соболя держат стилизованный купол Новосибирского театра оперы и балета и фрагмент первого моста через реку Обь. Композиция посвящена истории присоединения Сибири к России, она отдаёт дань памяти созидателям, исследователям и первопроходцам Сибири.

IMG_5185.jpg
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

29 июня 2008 года в День города на площади Свердлова открыли памятник автору самых знаменитых зданий Новосибирска, архитектору Андрею Крячкову. Автором памятника стал Арам Григорян.

1 июля 1930 года открылся Новосибирский строительный институт, — Сибстрин. Ныне это Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет.

1 июля 1931 года начала выходить первая советская городская газета Новосибирска — «Новосибирский рабочий», которая сначала называлась «За большевистские темпы». В 1933 году издание газеты прекратилось и до 1958 года — до создания «Вечернего Новосибирска» — городской газеты у новосибирцев не было.

2 июля 1968 года первый секретарь Новосибирского обкома КПСС Фёдор Горячев и председатель облисполкома Алексей Зверев направили в Совет Министров СССР письмо «О разрешении разработки технико-экономического обоснования строительства метрополитена в городе Новосибирске».

2 июля 1977 года, в день 35-летия формирования 22-й Гвардейской сибирской добровольческой Рижской дивизии в Октябрьском районе торжественно открыли памятник герою-земляку, воину дивизии, поэту-комсомольцу Борису Богаткову. Автор памятника — скульптор Михаил Меньшиков.

2 июля 1993 года возле молодёжного театра «Глобус» открыли первый в Новосибирске цветомузыкальный фонтан, который получил название «Театральный».

3 июля 1941 года в Новосибирск прибыл первый эшелон с эвакуированными жителями западных районов страны.

3 июля 1964 года аттестаты зрелости вручили первым выпускникам физико-математической школы при Новосибирском государственном университете.


Однажды в Новосибирске. Путь открыт

27 июня 1957 года на Новосибирской ГЭС прошло пробное шлюзование. Именно с этой даты судоходный шлюз и ведёт свою историю. Прошедшие тогда по каналу и шлюзу теплоходы открыли путь на Алтай и в районы Новосибирской области.

Первоначальную схему использования Оби Госплан СССР разработал ещё в 1930-х годах. В 1945 году ленинградскому институту «Ленгидропроект» поручили составить проектное задание и рабочий проект строительства Новосибирской ГЭС. В этом же году на место сооружения гидроузла, в Нижние Чёмы, прибыла изыскательская партия. Строительство шлюза началось в 1950 году. Вместе с началом сооружения гидротехнического узла началось и строительство нового микрорайона Новосибирска — Шлюзов, а также набор штата и обучение персонала, который стажировался на Волго-Донском канале.

IMG_9288.jpg
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

По воспоминаниям очевидцев, в день пробного шлюзования, 27 июня 1957 года, у шлюза с раннего утра стали появляться празднично одетые люди. К 13 часам все места, откуда можно было видеть камеры шлюза, были заняты строителями гидроузла и просто желающими посмотреть, как поток воды впервые заполнит камеру, а к причальной стенке будут подходить теплоходы с высокой комиссией на борту.

Первое шлюзование продолжалось 1 час 28 минут. Затворы камер, водопроводных галерей и аварийные ворота работали нормально. Новосибирский гидроузел был открыт и начал свою работу. 

Но первая навигация, по воспоминаниям работников шлюза, была самой тяжёлой. Людям для безошибочной работы не хватало опыта.

Вместе с тем, одновременно с судоспуском, велись строительные работы — это неизбежно приводило к сбоям. При этом судопропуск был интенсивным — до 17 шлюзований в сутки, особенно в сентябре. Но это был и необходимый опыт: сразу были назначены дополнительные занятия по технической учёбе, а саму конструкцию шлюза слегка изменили. Была упрощена схема управления механизмами ворот и затворов. 1 августа 1961 года Новосибирский гидроузел был принят в постоянную эксплуатацию.


Структура момента. Над широкой Обью

Новую художественную выставку открыли в Музее на набережной в День города, 26 июня. В новом выставочном зале вниманию посетителей представили малоизвестные картины двух новосибирских художников, — Григория Ликмана и Павла Якубовского. Картины написаны ими в конце 20-х — в 30-х годах прошлого века, в непростой для нашей страны межвоенный период.

Послушаем заведующую Музеем на набережной Оксану Кузнецову.

Оксана Кузнецова: «Однажды к нам в музей пришёл коллекционер Андрей Владимирович Ковалёв и подарил нам картину — которая оказалась для нашего музея очень символичной. Она называется „Баржи на Оби“.

Как возникла идея этой выставки „Над широкой Обью“? У нас была одна комната, которая раньше как экспозиционный зал не использовалась. И мы решили, что подаренная нам картина Павла Якубовского должна находиться в этом зале. Это совершенно небольшой зал, а вид из его окна — это бывшая пристань. Там видно первый железнодорожный мост. И мы стали думать, как можно развить эту тему, стали её дополнять. Картина „Баржи на Оби“ была создана в 1930-х годах и мы сразу вспомнили, что в наших фондах есть предметы мебели этого периода, которые стояли в кабинете главного редактора газеты „Советская Сибирь“. А художники Павел Якубовский и Григорий Ликман в 1930-х годах работали в „Советской Сибири“.

Фото: Евгений Ларин

Андрей Ковалёв коллекционирует живопись Григория Ликмана, и картины эти, по словам коллекционера, очень редкие — они относятся к началу творческого пути художника.

Стали думать дальше, как раскрыть все темы, представленные на картинах этого периода. Съездили в гости к коллекционеру, выбрали работы, среди которых была картина Ликмана „Над широкой Обью“, самая большая. Она написана намного позже, в 1985 году, но она для нас стала ключевым сюжетом. Мы решили показать нашу реку Обь и то, что происходило над широкой Обью, какие были глобальные перемены. Мы изучили биографии художников. Оказалось, что семья Григоря Ликмана переезжала из Москвы в связи с революцией. И в картинах он отражал этот сюжет — ветер революционных перемен. Мы увидели чёткую границу дореволюционной и советской эпохи. С одной стороны пахарь с плугом, с другой — женщина на тракторе. 

С одной стороны — портреты пожилых, измождённых трудом мужчины и женщины, с другой — молодые люди с красными знамёнами, ребятишки с лозунгами, советские плакаты.

А между ними — река, она вне времени, она течёт и течёт, жизнь идёт дальше. Смены эпох на реке не отражаются».

Художественная выставка «Над широкой Обью» в Музее на набережной на Обской, 4 продолжит свою работу до конца августа.


Было — не было. Прогулка для друзей

Гости в студии «Городской волны» — куратор Городского фестиваля пеших экскурсий Елена Воротникова и участник фестиваля прошлого года, сотрудник Музея Новосибирска Дмитрий Клунный.

Евгений Ларин: Предстоящий фестиваль экскурсий будет уже пятым счёту — он будет проходить пятый год подряд, — а значит, это фестиваль уже с историй и со своими традициями. Мы о нём в этой студии говорили уже неоднократно, но не лишним будем напомнить нашим слушателям о том, как всё начиналось.

Елена Воротникова: Начиналось всё пять лет назад, в 2017 году. Тогда мы заметили, что по городу пошла волна, огромный всплеск интереса к авторским экскурсиям, к пешеходным экскурсиям. В Музей Новосибирска поступали заявки от горожан, чтобы мы предоставили экскурсии разных форматов, по разным районам. И мы решили сделать такой фестиваль, чтобы дать путь авторам экскурсий, которые могут представлять свои проекты. Мы с ними работаем, отбираем их и потом помогаем гидам, авторам стать действующими экскурсоводами. А нашим горожанам мы даём возможность побывать на самых разных экскурсиях.

Вообще, авторская экскурсия — это очень хорошее дело. Люди, которые любят город, знают его глубоко, подходят к экскурсиям с душой. Такие экскурсии идут изнутри, от человека. Плюс ко всему фестиваль экскурсий стал подарком горожанам в честь Дня рождения Музея Новосибирска, который, помимо всего прочего, специализируется на экскурсиях. Фестиваль стал действующим, сегодня его все знают, ждут его. И задолго до того, как мы начинаем принимать заявки, нам уже о нём напоминают.

NET_1707.JPG
Елена Воротникова. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: А ещё, думаю, стоит сказать, что фестиваль экскурсий проходит по времени рядом с Днём города, который мы отмечаем в последнее воскресенье июня, что тоже придаёт веса этому событию.

Думаю, что за пять лет фестиваль не мог не поменяться. Менялись, наверное, предлагаемые темы, безусловно, менялся состав участников, форматы экскурсий. Какие основные изменения произошли за это время?

Елена Воротникова: Каждый год мы проводим фестиваль в разных форматах. Остаётся авторский подход, но каждый раз мы делаем какой-то новый акцент. Например, в прошлом году фестиваль назывался «Удивись Новосибирску», и участникам нужно было придумать что-то нестандартное, неординарное. Рассказать пусть даже и о знакомых местах, но таким образом, чтобы это была новая информация, новое видение. И получилось всё замечательно, фестиваль был просто потрясающий!

Евгений Ларин: Кстати, чем удивил фестиваль, чем удивил Новосибирск, представленный на фестивале?

Елена Воротникова: Во-первых, тем, что любое место Новосибирска, как оказалось, может стать ресурсом для новой экскурсии. В прошлом году у нас появились такие проекты, как экскурсии по кладбищам — по некрополям, экскурсии с заходом внутрь зданий.

Существует очень большой запрос на то, чтобы заходить в такие места, куда обычно не попадёшь. 

В прошлом году у нас была экскурсия по Дому с часами — нашему знаменитому памятнику авангарда. Проводили по галереям, показывали часы, был выход на крышу. Это вызвало большой ажиотаж, дом еле вместил 50 человек. В прошлом году был настоящий фестивальный формат, кажется, что весь город был на этих экскурсиях, центр города был заполнен людьми, которые перемещались от точки к точке.

Евгений Ларин: Вы уже неоднократно произнесли слова «авторская экскурсия». А чем всё-таки авторская экскурсия отличается от не авторской? Ведь даже если бы говорим о народной песне, в которой слова и музыка народные, всё равно был человек, который первым эту песню придумал и спел, стал её автором.

Елена Воротникова: Каждая экскурсия имеет свой сюжет, сценарий, свой контекст, в котором мы хотим что-то показать или рассказать, свой формат проведения, взаимодействия с экскурсантами. Авторская экскурсия включает в себя все эти аспекты. Например, есть обзорные экскурсии по центру Новосибирска — классические экскурсии. Вот приехал к нам человек на два часа из другого города — что мы ему показываем? Красный проспект, оперный театр...

Евгений Ларин: Джентльменский набор!

Елена Воротникова: Именно так. Это будет краткая информация, беглый показ.

Евгений Ларин: Это не авторская экскурсия?

Елена Воротникова: Если взять экскурсии, которые проводят учреждения или туристические организации, то по ним составляются методические разработки, где прописываются тексты, маршруты, указываются объекты. По такой методичке любой новый гид может вести экскурсию.

NET_1752.JPG
Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: То есть такая экскурсия не будет сильно зависеть от экскурсовода, от любого гида мы услышим примерно то же самое?

Елена Воротникова: Конечно. В этой экскурсии главный человек — это методист. У Музея Новосибирска, конечно, тоже есть такие методички, по ним мы обучаем новых гидов.

Евгений Ларин: Дмитрий, как вы считаете, насколько велика роль автора-экскурсовода? Даже так: может ли автор-экскурсовод влиять на окружающую действительность и каким-то образом менять её в глазах экскурсантов?

Дмитрий Клунный: Да, конечно! Я считаю, что экскурсия — если мы говорим об авторских экскурсиях — это именно видение автора. Это то, как сам экскурсовод видит местность, как он видит те или иные достопримечательности. В такой экскурсии может даже присутствовать какая-то его личная история. Вполне возможно, что она будет подана от третьего лица, но мы будем понимать, что речь идёт о каких-либо реальных событиях. Мастерство и талант экскурсовода, думаю, заключается в способности гида передать это экскурсантам.

Евгений Ларин: А вас чем удивил фестиваль прошлого года? Или, возможно, прошлых лет?

Дмитрий Клунный: Меня не столько удивило, сколько порадовало то, что, действительно, есть запрос на экскурсии не только по центру города. О центре мы говорим много. Но есть запрос на видение Новосибирска в целом. Были экскурсии и по Первомайскому району, и по Западному — и люди приходили. 

Людям это интересно, запрос есть. Вот это порадовало — что люди действительно интересуются своим городом.

Евгений Ларин: Дмитрий, как раз ваш просветительский променад «Недикий Западный. Культурная окраина» стал в прошлом году ярким примером экскурсии по совершенно нетуристической, на первый взгляд, местности. Об этом я вас ещё расспрошу, а вначале расскажите, как вы стали экскурсоводом. Давайте на вашем примере попытаемся понять, как люди приходят в это дело, начинают вести экскурсии. Уж не знаю, насколько ваш пример характерный, но давайте им воспользуемся.

Дмитрий Клунный: Я считаю, что для этого нужно просто любить свой город, любить то место, где ты живёшь. А что значит любить? Когда мы любим человека, мы стараемся о нём всё знать, узнавать о нём всё больше и больше. Так же и с городом. Я считаю, что нужно постоянно развиваться, самообучаться, узнавать о городе больше.

Евгений Ларин: Хочется услышать вашу историю, которую вы рассказывали на своей экскурсии. Слова «Недикий Западный» почему-то сразу вызывают в воображении распахивающийся пендельтюр и выходящего из салуна ковбоя, а в нашем случае, вероятно, гопника с Западного. Почему ваш выбор пал на это место?

Дмитрий Клунный: У нас так повелось, что любую городскую окраину, взять хоть Западный, хоть Первомайку — таких мест в городе много, — у нас ассоциируют с какой-то «дикостью». Но везде можно найти какие-то объекты, которые могут стать основой экскурсии.

Евгений Ларин: Везде ли? Точно?

Елена Воротникова: Но экскурсия состоит не только из культурных объектов. Объектами показа и рассказа может быть всё что угодно!

Евгений Ларин: Экскурсовод вытянет?

Дмитрий Клунный: Если нет культурных объектов, найдутся объекты природные. В любом случае, если ты своё место любишь, знаешь его — ты найдёшь, что о нём рассказать.

Елена Воротникова: Это такой стереотип, что экскурсия — это показ каких-то знаковых достопримечательностей. Показывать и рассказывать можно о чём угодно. Можно составлять из этого истории, особенно если экскурсовод знает и любит своё место, находится в его контексте.

Евгений Ларин: А можно провести экскурсию, стоя на одном месте, только размахивая руками в разные стороны?

Елена Воротникова: Конечно! Кстати, на первом фестивале была такая экскурсия, которая называлась «Пять шагов». Экскурсанты стояли на набережной, делали пять шагов в одну сторону — открывалась панорама на мост, пять шагов в другую сторону — становилось видно старинную улицу Инскую, и так далее.

Евгений Ларин: Так что там с достопримечательностями Западного?

Дмитрий Клунный: Во-первых, это Троице-Владимирский собор. Это знаковая достопримечательность не только Западного жилмассива, не только Ленинского района и не только левобережья, но, наверное, всего Новосибирска. Лаконичная архитектура, которая, в общем, соответствует русской традиции, традициям русского зодчества, поражает своим размахом.

NET_1646.JPG
Дмитрий Клунный. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: Кажется, это самый большой храм в городе.

Дмитрий Клунный: 36 метров в длину, 21 метр в ширину, а высота его до верхней точки креста — 60 метров.

Евгений Ларин: С какого расстояния его нужно рассматривать?

Дмитрий Клунный: Храм видно из многих концов Ленинского района. В 2002 году святейший патриарх Алексий II подписал грамоту на основание собора, в 2008 году было совершено освящение нижнего храма. Храм состоит из двух приделов. Нижний придел — Сергия Радонежского и Святой Троицы, верхний — равноапостольного князя Владимира. Освящение верхнего придела состоялось в 2013 году патриархом Кириллом. С этого момента собор функционирует в полной мере. Но первая служба в нём прошла ещё в 2003 году.

Во-вторых, возле собора находится Троицкий сквер. В 2009 году был заложен камень в честь его основания, а в 2010-м поставлена стела о единстве трёх славянских народов — русского, белорусского и украинского. Но в дальнейшем эту стелу заменили памятником равноапостольному князю Владимиру, это состоялось в 2018 году.

Евгений Ларин: Ещё в этой местности есть известный ДК «Сибтекстильмаш».

Дмитрий Клунный: Да, дворец культуры функционирует. Его построили в 1970-х годах. Там работает множество кружков — хореографический, песни и танца, есть театр «Свои люди». К знаковым праздникам там проводятся концерты. Так что ДК — это тоже одна из достопримечательностей Западного жилмассива.

Государственный ансамбль песни и танца «Чалдоны» располагается в здании по улице Колхидской. Этот ансамбль от «Сибтекстильмаша», который был образован в 1989 году, — лауреат множества премий, он узнаваем за границей. 

В 1989 или 1990 году «Чалдоны» побывали в своём первом заграничном турне в Швейцарии. 

Завод «Сибтекстильмаш» сотрудничал со швейцарскими предприятиями, и ансамбль ездил представлять сибирскую культуру. «Чалдоны» участвовали в фестивале «Казачий круг» и много где ещё.

Евгений Ларин: То есть Западный жилмассив неожиданно оказался культурной окраиной Новосибирска в соответствии с подзаголовком вашей экскурсии. Но там ещё и прорывные медицинские технологии представлены!

Дмитрий Клунный: Да, медицинских туристов привлекает межотраслевой научно-технический комплекс Святослава Фёдорова «Микрохирургия глаза». Сюда приезжают не только жители Западно-Сибирского региона — Новосибирской области, Республики Алтай, Кемеровской и Томской области. 20% пациентов — это жители ближнего зарубежья. МНТК «Микрохирургия глаза» был основан в 1986 году. Это была государственная программа, указ о постройке МНТК был подписан тогдашним, как сейчас говорят, премьер-министром Николаем Ивановичем Рыжковым.

Евгений Ларин: Давайте вернёмся к предстоящему фестивалю, который пройдёт — когда?

Елена Воротникова: Предстоящий фестиваль пройдёт 8 и 9 июля, это пятница и суббота. В этом году фестиваль называется «Прогулка для друзей», и, как всегда, наша концепция — в самом актуальном туристическом тренде.

Какой запрос сейчас идёт от туристов на формат проведения экскурсий? Когда они звонят в туристические организации и в Музей Новосибирска, то очень часто спрашивают гида, который им покажет город таким, какой он есть. Чтобы не было «посмотрите направо, посмотрите налево», чтобы гид смог сориентировать, где можно купить интересные сувениры, где можно посидеть в кафе, чтобы с ним можно было поговорить за жизнь, чтобы он не только рассказывал, но и слушал туристов, в том числе. Такой формат сейчас достаточно распространён, он называется walk and talk («гулять и говорить» — прим. автора) или «друг на день». И мы решили дать возможность нашим гидам представить свои экскурсии, адаптировав их именно к такому формату. То есть экскурсия должна быть не только серьёзным исследованием, но и лёгкой прогулкой, которая включает в себя разные виды удовольствия.

Евгений Ларин: Мне кажется, что эта задача не из лёгких! Новичку и так достаточно сложно совладать и с материалом, и с публикой, а вы ему такие задачи ставите!

NET_1726.JPG
Дмитрий Клунный, Елена Воротникова и Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Елена Воротникова: Для этого у нас в Музее Новосибирска есть кураторы, и со всеми гидами, которые прошли отбор, мы работаем, репетируем, подсказываем.

Евгений Ларин: Сколько заявок поступило в этом году?

Елена Воротникова: Сейчас поступило 18 заявок. В прошлом году было примерно такое же количество. Если я не ошибаюсь, было 20 заявок, из них прошли 17 или 18.

В фестивальной экскурсии, конечно, должно быть историческое исследование, обязательно должны быть краеведческие аспекты, все те базовые вещи, которые относятся к экскурсиям — сюжет, сценарий, управление группой.

Евгений Ларин: Требования, которые применяются к классической экскурсии, к фестивальной экскурсии тоже применимы?

Елена Воротникова: Да, конечно! Но должно быть ещё что-то интересное. Наши гиды ещё должны проделать исследовательскую работу в пространстве, договориться, например, с кафе, куда они могут зайти. Мы им, конечно, в этих организационных моментах помогаем.

Экскурсия — это ещё и промо разных мест в Новосибирске, это сотрудничество с бизнесом. Я считаю, что это очень хорошо, когда прогулки получаются многоаспектными, потому что на это есть запрос.

Евгений Ларин: А с какими проблемами, по опыту прошлых лет, может столкнуться экскурсовод во время проведения экскурсии? К чему нужно быть готовым?

Елена Воротникова: Нужно быть готовым к тому, что к вам придёт не 20-25 человек, как обычно, а человек 60. В прошлом году (видимо, во время пандемии люди соскучились по настоящим прогулкам) практически на каждой экскурсии, даже на окраинах в жару, было под 50 человек. И не все гиды были к этому готовы.

Евгений Ларин: Дмитрий, к вам в прошлом году сколько экскурсантов пришло?

Дмитрий Клунный: Ко мне, конечно, не 50 человек пришло, а где-то в районе 20 человек.

Евгений Ларин: Для вас же тогда это была первая экскурсия. Расскажите, как себя чувствует экскурсовод впервые на публике?

Дмитрий Клунный: Если человек с публикой работал, то он теряться не будет. А я раньше работал в школе.

Елена Воротникова: Когда вопрос касается проведения экскурсии, я бы рекомендовала всегда обращаться к профессионалам. Можно составить действительно роскошный сценарий и даже отработать его на своём друге, но когда мы работаем с аудиторией, там есть свои нюансы, есть свои сложности. Экскурсия — это не только показ и рассказ, но это ещё и движение. Нужно предусмотреть точки, где вы останавливаетесь, как вы располагаете аудиторию, где и какую вы сообщаете информацию. Это отдельные методики. Именно поэтому Музей Новосибирска берёт кураторство над авторскими экскурсиями, чтобы не только новую историческую информацию или новые локации разместить в культурном контексте, но ещё и обучить тем самым методикам. Хорошая экскурсия — это совокупность всех свойств плюс — обязательно — харизма экскурсовода, его коммуникационные качества. Это то, чего требуют и о чём даже умоляют наши туристы, — чтобы человек общался, чтобы он был позитивным, чтобы всё было свободно, расслабленно. Экскурсия — это отдых и впечатления.

Евгений Ларин: Какие места выбрали в этом году экскурсоводы? Что характерно в этом году для выбора тем, куда поведут экскурсантов?

Елена Воротникова: Меня удивило, что у нас снова очень много заявок по центральной части города, о которой, казалось бы, уже всё рассказали и всё там показали. Много заявок по центру, но они нестандартные. Есть прогулки по скверам, по Красном проспекту, но они построены с точки зрения авторов-гидов, которые показывают интересные фотографии, заводят в какие-то уголки, закоулочки, рассказывают истории от старожилов. У города настолько богатый культурный пласт, что когда люди интересуются, то они могут такие вещи раскопать и увидеть, которые при стандартном подходе были бы невозможны.

Кроме экскурсий по центру, есть экскурсии по Первомайскому району, который за счёт фестиваля стал достаточно популярным. Кстати, многие фестивальные экскурсии потом становятся действующими, мы помогаем их продвигать.

Как я уже говорила, в этом году мы сделали акцент на включение инфраструктуры — кафешки, сувенирные магазинчики. У нас будет ЗОЖ-экскурсия по барам с дегустацией, но — по «приличным» барам. Сейчас появляется много таких баров, кафе с кухней здорового питания, это всё очень современно, в тренде. И вот у нас один из гидов делает такую экскурсию с дегустацией в поддержку развития ЗОЖ-движения в Новосибирске.

NET_1643.JPG
Дмитрий Клунный и Елена Воротникова. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Кроме того, гиды предлагают прекрасные квесты. Есть даже заявка на экскурсию с заплывом по Оби, но пока мы её рассматриваем, не знаем, пройдёт она или нет. Во всяком случае, идея прекрасная.

Евгений Ларин: А как насчёт проверки на достоверность, которая звучит в экскурсиях? Экскурсии-то авторские. А автор может сказать: я художник, я так вижу.

Елена Воротникова: Проверка фактов, конечно, проводится, тем более что уже были случаи, когда недостоверная информация с фестиваля как-то вошла в эфир. Мы сейчас усилили работу над этим. Историческая и краеведческая информация обязательно проверяется. 

После отбора заявок прикреплённый куратор отсматривает экскурсии, слушает и смотрит, что гид показывает и что говорит.

Евгений Ларин: Дмитрий, я знаю, что в этом году вы принимать участие в фестивале не будете, но поделитесь своими планами, идеями экскурсий, которые вы бы хотели провести в будущем.

Дмитрий Клунный: Я бы хотел провести экскурсию по ставшему мне родным Ленинскому и району и по месту, где я вырос — по посёлку Пашино. Там, поверьте, тоже есть что показать и посмотреть. Там расположен завод «Искра», который был эвакуирован в годы Великой Отечественной войны. Внутрь, конечно, никто не пустит, но, тем не менее, показать это место можно. Есть дом культуры «Заря», недавно построили хороший сквер. Ранее закрытый военный городок «Гвардейский» сейчас открыт. Также там есть школа, в которой учился Герой Советского Союза Сергей Аммосов. В общем, много чего.

Елена Воротникова: Ещё, анонсируя экскурсии, заявки на которые нам поступили, я хотела бы обратить внимание на то, что у нас есть несколько экскурсий в природу. Это тоже здорово — экскурсия в не совсем городском пространстве. Планируется экскурсия по Ключ-Камышенскому плато с поиском ключей, с показом панорамы города с высоты. Будет экскурсия по набережной с наблюдением за птицами, с показом редких растений, которые есть на набережной. Заявок на экскурсии, которые связаны с флорой и фауной, тоже достаточно много. И такие у нас тоже будут.

Когда будет готово расписание фестиваля, его, думаю, можно будет посмотреть на всех городских порталах, на сайте Музея Новосибирска, в соцсетях. Информация о фестивале экскурсий обычно звучит везде.

Я приглашаю горожан и туристов обязательно поучаствовать в нашем фестивале, это очень много эмоций, незабываемые впечатления, а кроме того, полезный опыт. Когда к вам потом приедут друзья, вы уже будете знать, куда с ними сходить, что рассказать. Такие экскурсии всегда запоминаются.

Евгений Ларин: И, возможно, кто-то из экскурсантов, потом и сам станет экскурсоводом.

Елена Воротникова: Конечно! Мы всегда рады новым кадрам. 

Не упускайте важное — подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Что происходит

Где потанцевать под открытым небом в Новосибирске: расписание и адреса

Фотошедевры любителей и мастеров с билбордов показали в музее

Рекордный объём жилья ввели в 2022 году в Новосибирской области

Ночной ремонт дорог: как кладут асфальт на Ядринцевской

Богема и хай-тек: как выглядит новый театр Афанасьева

Если вы пропустили: новый аэропорт, экскурсия на дно и воробей Сеня

Добровольцев на военную службу набирают в Новосибирской области

Личный кабинет помогает новосибирцам решить дела с налогами

Мэр Локоть поздравляет с Днём военно-воздушных сил России

Суперлуние и звездопад могут увидеть новосибирцы на выходных

Ушёл из жизни ветеран Великой Отечественной Войны Степан Станков

Показать ещё