Когда слышишь «бетон», то сразу представляешь себе стройку и серьёзных мужчин в робах и касках. И никак не связываешь это слово с домашним декором, художественным творчеством и хрупкими девушками. Вместе с тем бетон, творчество и девушки вполне совместимы. «Новосибирские новости» посетили крохотный заводик в центре города, где мастер Елена Лисина превращает грубый строительный материал в лаконичные и стильные предметы интерьера. Подробнее — в нашем фоторепортаже.
Заниматься производством интерьерных украшений Елена Лисина начала около полутора лет назад вместе с подругой Анной Нагорной. Девушки по образованию архитекторы, знакомы давно, и у них уже был удачный опыт сотрудничества. Сначала Елена попробовала сделать в подарок маме настенные часы из гипса. Предложила своей подруге Анне поддержать эту затею. В итоге идея увлекла обеих настолько, что они не смогли остановиться и продолжали экспериментировать и совершенствовать своё мастерство работы с гипсом.
Вместе с тем, начав с этого материала, девушки быстро поняли его минусы. Прежде всего он не даёт время на творчество.
Тонкие детали из скульптурного гипса получаются хрупкими. Часы для мамы девушка всё-таки сделала из него, но через какое-то время решила попробовать бетон. Он гораздо крепче, но и тяжелее. Проблему с весом изделия можно решить с помощью облегчающих наполнителей.
С другой стороны, тяжесть бетонных изделий может стать и их преимуществом. Так, например, горшки для цветов у заведений в центре города просто обязаны быть увесистыми и крепкими. Украсть большую ёмкость не так-то просто. Никто её не унесёт и не сломает, если она из бетона.
«Главное, чтобы не переусердствовали и ноги не сломали об этот горшок», — шутит мастер.
«После первых проб работы с бетоном у меня появилась мечта сделать раковину из этого материала на кухню или в ванную. Мечта непростая, и для неё надо нарастить опыт. Я уже сделала кофейный столик и большое кашпо, то есть к своей цели я приближаюсь. Планирую разработать настольные лампы. Скорее всего, это будут художественные формы, где используются два материала — бетон и дерево», — рассказывает Елена Лисина.
Когда девушки начали с работать с бетоном, то первые несколько месяцев ушли на эксперименты. По словам Елены, это был сплошной кайф, процесс исследования оказался очень увлекательным. Подруги учились всему сами методом проб и ошибок и с помощью мастеров, делившихся своим опытом на просторах YouTube. В итоге поняли, что это самый подходящий материал.
«Первым этапом нужно было освоить базу работы с раствором, затем можно начинать эксперименты с дизайном, техниками. Мы в данный момент работаем с силиконом. Силикон — важный материал в нашем деле, основой процент форм для заливки изделий изготовлен именно из силикона. Если научиться делать формы самому, это расширит разнообразие и оригинальность интерьерных объектов.
Для работы с силиконом сначала изготавливается мастер-форма с опалубкой, например, печатается на 3D-принтере. Затем заливается в неё силикон. Когда застынет, в него уже заливаем бетон», — поясняет Елена.
По её словам, многие считают, что бетон вообще не предназначен для оформления интерьера, поскольку «тяжёлый и пылит». Эти убеждения можно спокойно преодолеть с помощью пояснения всех этапов работы с материалом.
В своей мастерской Елена показала нам, как изготовить из бетона мыльницу и блюдо в технике «терраццо». Когда имеешь дело с цементом, нужно надевать защитную маску, перчатки и то, что не страшно запачкать. Песок смешали с белым цементом и влили воду. Туда же насыпали цветные элементы.
Иногда мастер добавляет в состав содержимое бытовых фильтров для воды, которое представляет собой контрастную смесь. Она опускается на дно и в итоге придаёт изделию дополнительный декоративный эффект.
«С водой надо быть аккуратным. Зависит от пропорций раствора, но если перелить, то это может повлиять на крепость изделия», — предупреждает Елена.
В зависимости от плотности раствора и форм заготовки можно вынимать через сутки или 2-3 недели. Затем нужно, чтобы те просохли в течение 2-4 дней. На следующем этапе изделия набирают крепость. Потом их шлифуют, убирают неровности и огрехи, а в финале грунтуют и покрывают лаком.
Поначалу девушки не преследовали цель получить доход и первые 8-9 месяцев работали вхолостую. Начали с изготовления мыльниц, подставок под горячее, кашпо, декоративных блюд и ваз. Постепенно они получались всё лучше. Мастера стали показывать их друзьям, знакомым, создали группы в соцсетях, дарили изделия и получали обратную связь, узнавали, как интерьерные украшения из бетона ведут себя в эксплуатации, проводили краш-тесты, улучшали рецептуру раствора.
Через год после начала экспериментов авторы принялись участвовать в ярмарках и маркетах, появились заказы — первым большим стало кашпо размером 130 на 100 см. Его можно увидеть в центре Новосибирска на Советской, 33, в кальянной «Фабрика». Кашпо отделяет входную зону от основного зала.
География распространения бетонных изделий не ограничена Новосибирском. Этим летом Елена ездила в арт-лагерь от ARTWEEK на Алтай, на базу отдыха «Берель», где было несколько интересных проектов, например, оформление бетоном зоны медитации на берегу Катуни и украшение коворкинга предметами интерьера. Также изделия из бетона нашли своих хозяев и в культурной столице России — городе Санкт-Петербурге, и в Томске, богатом памятниками деревянной и каменной архитектуры.