Останки старинных деревень, затопленных при создании Обского моря, станут видны в середине апреля и через две недели снова уйдут под воду. Это время увлекательного созерцания сокровищ и артефактов. Где их искать и почему лучше найти, сфотографировать и оставить там, где лежало, «Новосибирским новостям» рассказал историк и краевед Вячеслав Карманов. Далее — от первого лица.
Где искать сокровища
«Всё побережье Обского моря — это зона для поиска. Сегодня практически все населённые пункты по берегам водохранилища — перенесённые выше или укрупнённые. Деревни и сёла, попадавшие в зону затопления, объединяли. Например, село Ордынское увеличилось после появления водохранилища в три раза. Там есть целые улицы, возникшие из переехавших деревень, прежние территории которых попали под затопление.
Сибирская Атлантида для большой науки интереса не представляет, потому что поселения здесь возникли не в далёкой древности, а в основном в XVIII веке. К тому же для исследователей интересна реконструкция прошлого, а размывающийся берег способствует тому, что исторический контекст теряется.
Ты можешь прикоснуться к прошлому, появившемуся на короткий миг. И это действительно сильное и классное впечатление.
Карты в помощь
В качестве карты сокровищ можно пользоваться электронным сервисом „Это место“ — занимательным ресурсом, который впечатлит, даже если ты не историк и не краевед.
Открываешь: слева — современная карта местности, справа — историческая. Можно выбрать любой век и знать, что здесь было в XVII столетии, что — в XIX. Карты между собой соотносятся, можно их использовать как 2ГИС: встал на место, посмотрел, что на нём было 200 лет назад, и пошёл, сверяясь с картой.
Навык видеть на пустом берегу улицы исчезнувших поселений появляется быстро. Жители свои дома перед подтоплением переносили, делали рекультивацию земли, то есть выравнивали поверхность в ноль. Но деревянные дома имеют свойство подгнивать на уровне нижних венцов.
Строение перенесли, а кучки трухи от нижних венцов, следы погребов и печки остались. Печку из кирпича перенести невозможно, потому что материал крошится, на новом месте их клали заново. И там, где стояли дома, остаются развалы битого кирпича.
Смотришь и видишь: кучи кирпича выстаиваются в линию, тут же заметны остатки нижних венцов и погребов — и ты понимаешь, что это улица. Дальше пустая полоса. Это дорога между деревенскими улицами. А потом опять кирпичи, погреба и труха.
Все главные диковинки — казанки, чугунки, кольца, вещи — находятся там, где были дома. Поэтому видишь груду кирпича — начинай нарезать круги вокруг. Сокровища здесь.
Артефакты ценные и не очень
Ничего, кроме предметов крестьянского быта, вы здесь не найдёте. Монетки, крестики, топоры. Самые ценные — кованые изделия. В сёлах были свои гончары и кузнецы. Если берёшь в руку четырёхгранный гвоздь со следами кузнечного дела — это предмет XVIII или XIX века.
Если вы видите черепки без эмали и глазури — это XXII-XIX век.
Семь впечатляющих мест сибирской Атлантиды
Артефакты на берегах Обского моря можно встретить везде, но вероятность находки многократно возрастает на месте крупных старых поселений. Выделю самые „рыбные“ места, где я был сам, о которых слышал и куда собираюсь добраться.
Старый Бердск. Самый яркий, самый крупный и самый удобный объект исследований для жителей Новосибирска. Это клондайк для поиска сокровищ. Остатки города, основанного в 1716 году, можно увидеть в апреле в окрестностях острова Кленовый.
Дойти до артефактов можно с пляжа „Старый Бердск“. На длинной песчаной косе видна даже квартальная разметка. В местах, где стояли дома, остались следы венцов срубов, квадраты погребов и кирпичные развалы печей. Всё усеяно битой керамикой, возраст которой начинается с 1700-х годов, коваными гвоздями XVIII-XIX века и прочими интересными вещами. Время здесь остановилось в 1953-1957 годах. Попадаются человеческие останки с размытого кладбища.
Остров Красный Яр. Он расположен посреди Обского моря напротив деревни Красный Яр в Ордынском районе. Все сёла и деревни строили на холмах, после затопления некоторые стали островами. Чтобы добраться до бывшего поселения, понадобится лодка.
В северной части острова, когда уровень воды падает, виден фундамент церкви. Она была деревянной, но на каменном основании. В 2003 году православная экспедиция по затопленным церквям искала здесь захоронения священников и нашла их.
Елбанские острова. То, что осталось от деревни Елбань, существовавшей с 1750 по 1954 год. Расположены они на Обском море рядом с Усть-Хмелёвкой. Иногда на эти острова плавают детские исследовательские отряды и много чего там находят.
Село Чингис на острове Чингис. Самая жуткая точка на карте сибирской Атлантиды. Поселение основано в начале XVIII века на месте крепости татарского мурзы Тарлавы. Берег буквально усыпан костями. Раньше была высокая детская смертность, и любое старинное кладбище на две трети состоит из захоронений малышей. Их черепа хрупкие, как скорлупки. И жутью веет от места, усеянного ими.
Там сохранился старинный храм Петра и Павла, вода остановилась буквально в нескольких метрах от церкви. Все экскурсионные автобусы паркуются на пустыре возле неё. Стоит знать, что это тоже заброшенное кладбище.
Крепость здесь существовала примерно с 1625 по 1630 год, названа была в честь Чингисхана. Вдоль берега у храма много артефактов — керамика, кованые гвозди и подковы, предметы утвари.
Старое Милованово. Находится на этом же острове в Ордынском районе, всего в 6-7 км от села Чингис. Основано примерно спустя десять лет после него, в начале XVIII века.
Но если Чингис — православное поселение, то это, скорее всего, образовано староверами. Территория здесь рекультивирована и засажена лесом, но осталось одно из старых кладбищ, которое Обское море размыло. Из обрывистого берега в буквальном смысле торчат гробы-колоды с останками людей. В колодах хоронили именно староверы.
Атамановский остров. Расположен на месте села Атаманово, появившегося в начале 1700-х годов. Это напротив современной Быстровки в Искитимском районе. Весной море отступает на десятки метров и позволяет увидеть петляющее русло реки Атаманихи, которое летом скрыто водой. Находки примерно такие же, как и везде: монетки, подковы, керамика.
Каменный остров. Находится вблизи посёлка Тула в Искитимском районе. Когда-то это была деревня Старая Тула. Здесь тоже можно обнаружить предметы крестьянского быта. Практически каждая деревня, стоящая на берегу Обского моря, имеет своё отражение в виде ушедшего под воду прошлого. И каждую весну эти две реальности становятся гораздо ближе друг другу.
Почему сокровища лучше оставить на месте
Прелесть сибирской Атлантиды — возможность подержать в руках осколки былого. Когда ты находишь артефакт, то испытываешь подъём, думаешь: утащу-ка я эту скляночку домой, буду вечерами за чашкой кофе ею любоваться.
На самом деле яркую и запоминающуюся эмоцию радости даёт не сама вещь, а факт её находки. Когда этот предмет приносишь домой, эмоциональный контекст пропадает, и вещь становится просто скучной безделушкой.
Если это кованый гвоздь, то в иле он может лежать столетиями и радовать следующие поколения искателей сокровищ. Но если вы его забрали, то он начнёт разрушаться сразу же после того, как обсохнет. Предмет буквально разваливается на части. Сохранить его можно только с помощью специальных реставрационных методов, что вряд ли возможно в домашних условиях.
Артефакты — как цветы: сорвали (забрали) — и они погибли. Либо буквально развалились в руках, либо в переносном смысле слова: они теряют эмоциональную ценность.
Пусть порадуются ваши дети и внуки, когда тоже его найдут когда-нибудь.
Видел, как по берегу ходят люди с металлоискателями. Я как человек, который много ездил по экспедициям, призываю: не нужно, это не любовь к истории, это подножка исследователю, который придёт изучать это место. Потому что для тех, кто будет исследовать, важен исторический контекст. Учёный найдёт крестик и сделает вывод, что церковь была православной, а если артефакты изъяты — картина прошлого исказится».