Архитекторы Новосибирска признаются, что им бывает обидно, когда они слышат, что наш город скучный, серый и в нём нет красивых зданий. Это не так. Красота у нас присутствует, найти её несложно, что мы и сделали. А по дороге расспросили известных экспертов, какие объекты, возведённые в XXI веке, через 50–70 лет могут стать историческим и культурным наследием и почему.
Новосибирский архитектор и педагог Игорь Поповский считает, что в число претендентов на статус памятников могут войти объекты, получившие награды в профильных российских и региональных конкурсах, в том числе «Золотая капитель».
К этой категории можно отнести новый ЛДС «Сибирь-Арена», ЖК «Чикаго» (архитектор Тимур Насыров), БЦ «Скала» и школу в микрорайоне «Европейский берег», БЦ «Бутон» (автор Денис Герасимов), комплекс «Лодочная станция» рядом с Бугринским мостом (архитектор Дмитрий Ощепков), бизнес-центры «Гринвич» и «Кобра», жилые дома «Нобель», «Наследие» и «Ричмонд», три высотных корпуса ЖК «Панорама» на едином стилобате, а также отмеченную симпатиями горожан гостиницу «Марриотт» (теперь это «Гранд Автограф»).
Основатель и руководитель архитектурной компании KANURA Артур Лотарев добавил к этому списку линейный объект — Бугринский мост.
«Мне очень обидно, когда говорят, что наш город серый и что у нас нет красивой архитектуры. Вот мы с вами сейчас перечислили столько зданий. Разве этого мало?» — рассуждает Игорь Поповский.
По словам главного архитектора артели «2ПБ» Олега Беляева, мы должны беречь то, что есть в нашем городе.
«Среда у нас разорвана, есть объекты, которые получились немного странными. Но как уж получились. Я за то, что ткань среды надо сшивать. Всякая архитектура должна быть уместна, должна соотноситься со своим окружением даже не столько по стилю, сколько по масштабу», — поясняет эксперт.
Артур Лотарев подчёркивает, что нынешние архитекторы работают либо в контексте, либо в контрасте, и соглашается с Олегом Беляевым, что нужно аккуратно относиться к тому месту, где ты находишься.
«Если площадка и амбиции заказчика позволяют эксперименты, то архитектору везёт. И он должен быть морально готов к этому и не бояться. Работа с экспериментальными, необычными объектами — это всегда дороже. На всех уникальных проектах мы как компания понесли убытки, но любой такой объект — это плюс к портфолио», — добавляет глава компании KANURA.
В качестве примера исторической отсылки в современной постройке, то есть работы в контексте, можно привести жилой комплекс «Чикаго» на Кирова. Один из авторов проекта архитектор Тимур Насыров отметил, что ансамбль из двух корпусов не только отражает стиль Чикаго первой половины XX века, здесь можно уловить и мотивы советского модернизма. Рисунком светлой части фасада высотки перекликаются с ритмичной геометрией фасадов здания законодательного собрания и ГПНТБ, расположенных на этой же улице.
Артур Лотарев поясняет, что строения признают культурным наследием через 50–70 лет после ввода. Если здание доживёт до этого момента как элемент, который держит место, формирует его и к которому подстраиваются другие объекты, то тогда у него есть шансы стать охраняемым. Такие ЖК, как «Чикаго», «Наследие», «Онега», определяют среду. Поэтому, возможно, со временем они получат охранный статус.
«Чтобы прогнозировать, сначала надо поменять мышление, представить, что будет через 50 лет», — констатирует архитектор.
По его словам, в первую очередь у претендентов на звание памятников должен быть смысл. Возможно, в ближайшие 5–10 лет появятся объекты, у которых он будет глубоким. В этом плане новосибирские застройщики сейчас находятся на этапе поиска.
«Почему сохраняют уже разваливающиеся на части дома, построенные Фрэнком Ллойдом Райтом? Потому что они построены Райтом. Так имя архитектора становится защитником его объектов. Репутация автора работает. Крячковские здания реально промерзают и протекают, но это Крячков. Он строил свои школы на 30 лет и не предполагал, что они станут культурным наследием. Репутация архитектора живёт дольше, чем построенные по его проектам здания», — комментирует Артур Лотарев.
«В психологии существует такое понятие, как синдром Стендаля. Это когда вы попадаете в музей, ходите два часа по залам и начинаете испытывать реальную физическую боль, уже не можете воспринимать красоту и вам хочется уйти. Большинство творческих людей с таким сталкивались.
Впервые этот синдром описал Стендаль. Он приехал во Флоренцию, долго ходил, смотрел на красоту, и в итоге его от неё вытошнило. Когда я обдумывал эту тему, то понял, что невозможно сделать все здания в городе необычными и интересными. Обязательно должна быть фоновая застройка, которая оттеняет уникальные объекты», — говорит Артур Лотарев.
Таким фоном, по его словам, служат панельные дома, в том числе хрущёвки.
Архитектура 60-х годов функциональна по своей фундаментальности, поскольку была сделана под человека. Эксперт убеждён, что её непременно нужно сохранять, потому что именно она формирует основную визуальную массу, которая позволяет городу становиться цельным организмом.
Архитектор Валерий Филиппов рассказывает, как однажды водил по Новосибирску голландского коллегу.
«Он, посмотрев на наши хрущёвки, сказал: „Какая эстетика, как красиво! Это настоящая жилая архитектура, к которой нужно стремиться“», — вспоминает Филиппов.
Архитектор Дарья Кисельникова добавляет, что для названия панельного домостроения недавно появилось модное слово «префаб». Это своего рода показатель возрождения функционального жилого строительства. По мнению Олега Беляева, в ближайшие десять лет типовая периферийная застройка существенно обновится, в эконом-сегменте будет жёсткая конкуренция.
Артур Лотарев отмечает, что новый ЖК «Кварталы Немировича» на левом берегу сейчас выглядит современно, однако если рядом всё снесут и возведут аналогичные здания, то это уже будет фоновая масса.
Говоря о сегодняшнем облике мегаполиса, главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин подчёркивает, что жилая застройка должна быть разнообразной и экспериментировать можно, но в рамках — то есть в заданные градостроительные регламенты всё-таки придётся уложиться. Эксперт напомнил, что уже год в Новосибирске действуют строгие требования к облику новостроек, это прокрустово ложе, серьёзно ограничивающее архитекторов.
«Для территорий, где у нас уже есть сложившаяся городская среда, где её надо „сшивать“, требования направлены на сшивание. Отличный для этого пример — ЖК „Наследие“ возле площади Калинина, спроектированный командой Олега Беляева. Сначала в проекте была 17-этажка. Я предложил поддержать линию карниза дома, формирующего площадь. Это единственный случай в моей практике, когда 17-этажка в итоге снизилась до 10 этажей», — сообщил Александр Ложкин.
#Архитектура #Дом в городе #Городская история #Культурный город