Увидеть единственный в России затопляемый парк с мельницами новосибирцам предстоит в следующем году. Сейчас здесь кипит работа. Пока за ходом преображений наблюдают ответственные лица и немногочисленные собачники. «Новосибирские новости» побывали на месте строительства.
Голоса птиц здесь смешиваются с визгом пил — убирают аварийные клёны. О снесённых гаражах напоминает специфический мусор: очень много автомобильных покрышек. Редкие собачники пробегают быстро. У места нехорошая слава: то находят трупы, то встречают наркоманов.
По словам представителя подрядчика ООО «ПСК «Развитие» Владимира Башкеева, объект сложный в первую очередь из-за социальной значимости: не хочется ударить в грязь лицом.
«Тут ведь и утки есть, и другие птицы. Это заставляет с особым трепетом относиться к работе. Мы с удовольствием тут работаем. Очень хочется, чтобы не было здесь бомжатника и наркоманских закладок, а чтобы было всё цивилизованно. Есть проблемы из-за того, что подорожали все строительные материалы, в сметах не было того уровня цен, который реально есть сейчас. Но мы согласовываем это с заказчиком. Заказчик понимает наши трудности», — пояснил «Новосибирским новостям» Владимир Башкеев.
«Главное, сделайте всё качественно, остальные проблемы мы будем решать», — сказал подрядчику председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству совета депутатов Новосибирска Игорь Кудин.
Территория будущего парка — 20 гектаров. За то, чтобы в этом месте построить парк, проголосовали сами жители. Городские власти мониторили пожелания, проводили обследования территории: геологические, геодезические, дендрологические.
«Мы в течение года наблюдали за этой территорией с дрона, потому что должны были понять, в какой момент вода разливается в Каменке, какой она становится в норме, чтобы проектировать по заданным параметрам, чтобы не было никаких нюансов», — рассказала вице-мэр Анна Терешкова.
По её словам, социологические исследования и наблюдения за территорией подтвердили, что сегодня это место выгула собак и транзитная территория, которую жители близлежащих домов стараются побыстрее пройти. Культурный код разрабатывали совместно со специалистами краеведческого музея. Историки подняли документы и выяснили, что это место — первая в Новосибирской области промышленная зона. Сто с лишним лет назад там, где Каменка красиво изгибается, стояли 12 мельниц и маслобойни. В новом парке решили строить здания в виде мельниц — как дань истории.
Каменка — речка, почти половина которой протекает внутри трубы. Многие горожане вообще не знают, что осталась открытая часть, удивляется вице-мэр. Поэтому проект парка так и назвали: «Возвращение реки». Её возвращают горожанам и городу.
Реку решено принять такой, как есть — живой и выходящей из берегов по весне. Поэтому в парке не будет твёрдых покрытий. Только приподнятые дорожки в местах весеннего подтопления. Зато будут велодорожки и две площадки для культурного выгула собак. Одна для больших, вторая — для маленьких, чтобы псы и владельцы не ссорились.
Выяснилось, что проект подтопляемого парка для России уникален.
Как объяснил Игорь Кудин, это всё для жителей и по их инициативе: «У нас знаете, какие люди активные? Они не сидят и не ждут, они чётко формулируют задачу. А мы эту задачу должны выполнять. Когда появилась формулировка по парку у Каменки, то задачу нужно было решать.
В рамках проекта „Комфортная городская среда“ у нас появилась Михайловская набережная, это уже культовый объект, где отдыхают новосибирцы. Появился Затулинский дисперсный парк, знаковая зелёная зона левобережья. К юбилею Победы благоустроили Монумент Славы. Идут серьёзные государственные бюджетные инвестиции, появляются очень значимые объекты».
Затраты на создание парка у Каменки составят 400 млн рублей. Бюджет работ, которые проводят сейчас, — 299 млн рублей.
Мы задали Анне Терешковой несколько вопросов.
— Анна Васильевна, в чем изюминка проекта?
— Здесь у нас в первую очередь ландшафтный подход. Мы принимаем нашу реку, принимаем нашу природу, открываем её для жителей и Дзержинского района, и города Новосибирска. Возвращаем исторический контекст этой территории. Получается многослойный проект, который возвращает людей к реке.
Из 11 километров реки Каменки в Новосибирске только шесть бежит без коллектора. И вот эта часть с прекрасной излучиной, которая здесь находится, — это, можно сказать, сохранившаяся часть Каменки и вообще наших малых рек. Для нас это первый опыт работы с малой рекой, и думаю, что после этого мы как раз отработаем методики на малой реке, на Каменке. Будем переходить к другим рекам, потому что у нас их много. Они находятся, к сожалению, в плачевном состоянии.
В последнее время реки использовались как место для сброса мусора.
Я очень рада, что новосибирцы выбрали это место. Это значит, что у них есть потребность быть рядом с рекой, чтобы можно было прогуляться там, где поют птицы.
В прошлом году мы сделали тут много скворечников, с жителями выходили сюда на субботник. Надеемся, когда парк будет построен, это будет уникальное место не только для Новосибирска, но и для всей России.
— Другие реки тоже ждёт подобная трансформация?
— Готовы три проекта. У нас есть великая река — это Обь. Средняя — Иня. По парку на Ине мы тоже разрабатываем дизайн-проект. Есть малая река — Каменка. И, конечно, каждый проект будет уникален по-своему. Но везде пытаемся использовать ландшафтный подход.
И когда мы вмешиваемся: выпрямляем реки, делаем коллекторы, то человеку потом труднее и дороже содержать эту территорию. А когда мы следуем природе, ищем компромисс взаимоотношений человека с ней. Наша задача — найти его на территории Новосибирска. Чтобы у нас не серая инфраструктура преобладала, а чтобы мы развивали наш зелёный каркас.
— А что не так с нашей инфраструктурой?
— Если заехать в этот жилмассив, то у вас через пять минут начнётся клаустрофобия, потому что ты находишься среди гранитных мешков. Тут дома, дома, дома. У человека есть потребность где-то погулять, где-то побыть одному, послушать птиц, полюбоваться нашей природой. Она ведь уникальна. К сожалению, мы мало на неё обращаем внимание. Нам казалось, что если что-то кричащее, яркое и заморское, то это здорово. А у нас уникальная лесостепная природа, которую просто нужно восстановить и показать. У нас есть чем любоваться.
Когда меняется территория, меняется и менталитет людей. Если люди будут больше находиться на природе, больше общаться с птицами, смотреть на этих уточек, то станут меняться. Наше дело — менять людей, меняя пространство.
Сейчас идёт голосование за название парка в пойме Каменки. Выбрать понравившийся вариант можно до 30 мая. Организаторы предлагают шесть имён: «Каменка», «Мельница», «Луговой», «Ива», «Речной» и «За Каменским шоссе». Принять участие в голосовании имеют право новосибирцы в возрасте от 14 лет. Для этого нужна учётная запись на портале госуслуг.
Как обустраивают парк — смотрите в сюжете «Новосибирских новостей»:
#Парки #Благоустройство #Зеленый город #Развитие города #Фотогалерея