Центр реабилитации хищных птиц и диких животных в Новосибирске известен далеко за пределами Сибири. Сюда везут и несут раненых лис, сов, заплутавших ёжиков и беспомощных журавлей даже с других регионов. Хищникам — а они основные постояльцы центра — помогают встать на крыло и залечить раны. С теми, кто стал для птиц сиделками, встретились корреспонденты «Новосибирских новостей».
Коршунёнки Лялька и Рыбка стали жертвами разбушевавшейся погоды и были найдены неравнодушными прохожими после шторма. Малыши вывалились из гнёзд и их принесли в Центр реабилитации хищных птиц. Лялька совсем скоро будет окольцован и возвращён в «родные пенаты», а вот Рыбке ещё нужно кормиться и отращивать ювенильное перо, рассказывают работники центра.
«Лето — всегда самый „горячий“ сезон для нас, а сейчас — особенно: ведь теперь мы помогаем не только пернатым хищникам, но и диким животным, которых приносят нам люди», — комментирует представитель центра Алиса Богомолова.
Стационарный приют ЦРХП находится недалеко от Бердска. В основном там содержат птиц, которые уже вряд ли смогут жить на воле. Остальных подопечных волонтёры забирают себе на передержку домой. Сейчас на выкорме у работников центра по квартирам находятся более десятка воробушков, растут мелкие певчие насекомоядные птички, а также готовятся к выпуску синицы, врановые подростки и совята-слётки.
Скворец Сырник, синица Муни и соколиная парочка Ирис и Стар — вот такая пернатая компания обосновалась в квартире волонтёра центра Анастасии Федоровской. Каждое утро в квартире начинается с птичьего шума и гама. Птицы весело летают по комнате за своей хозяйкой, играют носками и тряпками и едят живых мышей.
— Настя, и откуда их столько к вам «налетело»?
— Чеглока Стара нашли с травмами, у него проблемы с крыльями и он — самый замкнутый парень в нашей компании. Синица Муня появилась где-то месяц назад. Это не совсем обычная птичка: черно-белая, в природе с такой вряд ли кто-то будет водиться и захочет завести потомство. Поэтому у нас дома она обосновалась на ПМЖ. Ещё у меня сейчас живёт птенец дрозда — рябинника и три птички заряночки, я планирую их выходить и выпустить на природу.
— Это ещё надо осмелиться поселить у себя дома диких птиц?
— Ваши птицы, кажется, достаточно комфортно чувствуют себя в стенах квартиры.
— Любая хищная птица спокойно существуют в неволе, имея в достатке то, чего она добивается в природе — еду и безопасность. В городских квартирах можно, например, держать амбарных, ушастых, болотных сов, домовых и мохноногих сычей, сплюшек — самых маленьких из домашних сов. Своим птицам я делаю присады: смотрю, где они облюбуют место себе, там и делаю им жёрдочки разные. У нас излюбленные места — это коридор, столешница на кухне и микроволновка.
— И сколько стоит содержать у себя дома того же сокола, например?
— Накладно, признаюсь. Обычное мясо из магазина хищникам категорически не подходит. В рационе этих птиц обязательно должны присутствовать кости и шерсть жертвы. Такая уж у них особенность пищеварения. Я покупаю своим питомцам мышей: живых или замороженных. В зоомагазине грызуны продаются, в среднем, от 50 рублей. Самая затратная часть меню — насекомые. Например, один сверчок стоит три рубля, а сокол за день может уплетать до двух десятков таких сверчков.
— Маникюр, педикюр, водные процедуры птицам проводите?
— Конечно. Чеглокам регулярно клюв и когти подрезаю, так как вне природы они сами не могут себе их стачивать. Также у птиц в неволе образуются мозоли на лапках, особенно если они массивные. Для профилактики я им делаю астратурф — это такой искусственный газон из травы, где птицы могут порезвиться, как надо. Все птицы охотно купаются, чистят пёрышки в тазу. Пробовала поливать их из брызгалки, но мои — боятся, а так многим брызгалки нравятся.
— Птиц, наверное, можно дрессировать? Говорят, что даже скворца можно научить разговаривать, как попугая.
— Обычно хищных птиц используют в ловчих целях, для охоты. Есть даже такой вид дрессировки — прилетать по зову на перчатку хозяина. Прирученные птицы быстро привязываются к человеку. Самый любвеобильный у нас в этом плане Сырник. У него такая любовь щенячья, он будет весь день за тобой по дому летать, на плечо садиться и заглядывать в лицо. Синица не такая прилипчивая, ну а соколы — они просто доверяют.
— А как можно стать птичьим волонтёром?
Центр — благотворительная волонтёрская организация и зарплату за это не платят. Ну и нужно быть готовым к тому, что твои родные пенаты могут понадобиться пернатым, возможно на всю жизнь.
#Животные #Активный город #Благотворительность #Общественность #Интервью