В Тихом центре Новосибирска есть небольшая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Три года назад приход отметил 120-летие храма. В чём особенность этой церкви, как она появилась и какие святыни хранит, «Новосибирским новостям» рассказал протоиерей Виктор Демьяненко, который служит тут уже почти 30 лет.
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы — один из первых в нашем городе и один из немногих сохранившихся с дореволюционного времени. Он был заложен 16 мая 1901 года и построен на средства местных благотворителей.
Эта церковь стала третьей в Ново-Николаевске после церкви Даниила Пророка (1898 год) и храма в честь святого благоверного князя Александра Невского (1899 год).
Отец Виктор напомнил, что в конце XIX века в правобережье недалеко от железнодорожного моста через реку Обь располагался посёлок рабочих, которые его строили. Тогда по только что проложенным рельсам в поисках лучшей доли в Сибирь активно стремился бедный люд, территория быстро зарастала убогими времянками переселенцев. 10 октября 1895 года жители попросили у епископа Томского и Барнаульского Макария благословения на строительство церкви во имя Александра Невского.
На время, пока растёт кирпичное здание, возвели деревянный молитвенный дом.
В 1899 году постройку разобрали и перенесли на участок церковно-приходской школы, принадлежащей храму во имя Александра Невского. Это территория на пересечении улиц Болдыревской и Гондатти (ныне Октябрьской и Урицкого). В 1901 году по благословению епископа Макария в этом месте решили построить храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы — небесной покровительницы и защитницы России.
Освящение церкви состоялось 10 декабря 1901 года. Обряд провёл благочинный восьмого округа протоиерей Фёдор Сосунов.
В 1906 году к храму прирубили обширные помещения для классов, притвор с колокольней и крытые сени. Строительство вели по инициативе, за счёт и под присмотром видных Ново-Николаевских предпринимателей и меценатов Маштаковых — Фёдора Даниловича и его братьев Григория и Гавриила.
Первым настоятелем церкви стал протоиерей Диомид Чернявский. Под его попечением в 1906 году рядом с храмом построили здание для первого в городе приюта «Ясли», поначалу размещавшегося на площадях церковно-приходской школы. Это был дом «для призрения бесприютных детей обоего пола и для дневного ухода за малолетними детьми матерей, выходящих на подённую работу». До наших дней постройка не сохранилась. Сейчас на её месте находится корпус медицинского колледжа. В 1913 году приют перенесли туда, где сейчас парк «Берёзовая роща».
С 20 мая 1913 года настоятелем Покровской церкви стал иерей Александр Васильев. Спустя 20 лет его арестовали и приговорили к смертной казни. Но расстрелять не успели: 30 мая 1933 года, находясь в заключении, батюшка умер. Похоронили его в ограде Успенского храма, который до 1961 года стоял на месте концертного зала «Евразия» (бывший ДК «Строитель»).
«Наша церковь изначально была необычной. Она была задумана как церковь-школа. Такая форма соединения начального образования детей с православным воспитанием стала реализацией политики государства в области просвещения, когда школы рассматривались не только как места обучения, но прежде всего как хранители российских традиций, религиозных устоев и нравственных норм. Обучение в Покровской церкви Ново-Николаевска с самого начала проводилось именно на этих принципах. Государство в то время ставило задачу не просто дать знания, но воспитывать духовно-нравственных граждан. Учителями в школе были священнослужители. Храм был центром и милосердия, и просвещения», — рассказывает отец Виктор.
11 мая 1909 года в Ново-Николаевске вспыхнул большой пожар. Выгорела почти половина города, пламя уничтожило 22 квартала — 794 дома и все находящиеся возле них приусадебные постройки, много магазинов и складов. Огонь быстро подошёл к Покровской церкви, но, по словам священника, случилось настоящее чудо — здание уцелело, только крест на нём оплавился.
«Службы в храме проходили до 1938 года. 8 марта 1938 года колокола с колокольни сняли для нужд индустриализации. А 4 августа 1939 года храм закрыли по постановлению Новосибирского облисполкома и передали здание под театральное училище.
В дальнейшем здесь размещался дом народного творчества. С 1959 года в здании работал коллектив Сибирского народного хора, а с 1981 года оно было передано „Новосибирскреставрации“. В 60-е годы XX века каменный цокольный этаж отдали под жилой фонд — там были квартиры», — описал ситуацию священник.
Позже подвал стали использовать под склад. От первоначального интерьера храма сохранилась лишь пологая арка, выделяющая алтарную часть. В 70–80-е годы прошлого века внутри также располагались некоторые аудитории городского медучилища №3.
«Прошло более полувека, и необходимость возрождения православных традиций стала осознаваться многими людьми в нашем обществе. По ходатайству епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона в 1993 году вышло постановление администрации Новосибирской области о передаче здания церкви в ведение Новосибирской епархии. Изрядно обветшавший, с провисающими потолками и почерневшими, подгнивающими венцами сруб вернули Церкви. Я здесь служу с 1995 года», — рассказал отец Виктор.
В 1998 году здание обследовали и выявили, что износ превышает 96%. Службы шли до случая, который заставил срочно начать перестройку церкви. Это произошло в 2001 году: во время литургии со стены в алтаре сорвалась Казанская икона Божьей Матери, которая крепилась на 12-сантиметровых гвоздях.
«Мы с настоятелем иереем Виктором Сметанниковым обсудили произошедшее, и в скором времени в храме началась реконструкция. Позже когда сняли штукатурку со стен, то увидели, что конструкции настолько ветхие, что могли рухнуть в любой момент», — отметил священник.
Первоначально церковь возводили методом «в лапу» без единого гвоздя. Когда в 2002 году приступили к реставрации, то обнаружили, что нижние венцы сложены из лиственницы. Поскольку она оказалась невредимой, из неё изготовили крестики. Здание выстроили заново из бруса по старым чертежам — в тех же объёмах. На момент реконструкции храм имел статус памятника архитектуры и деревянного зодчества, и сегодня он под охраной государства.
Богослужения здесь проходят ежедневно. По воскресеньям — в сопровождении колокольного звона. В пристройке и на цокольном этаже работает детская воскресная школа, где занимаются ученики в возрасте от 5 до 14 лет. Есть и воскресная школа для взрослых, которые, по словам отца Виктора, также нуждаются в духовном попечении.
«У них много вопросов, на которые мы вместе стараемся найти ответы», — говорит он.
При церкви несут послушания два сестричества. Одно — в НИИТО на Фрунзе, а второе — в военном госпитале, где лечат солдат, вернувшихся с СВО. Особенность храма — это окормление общины слабослышащих и глухих, в которую входит не менее трёх десятков человек. Каждую субботу проводят службы с сурдопереводом.
Главная святыня церкви — икона Покрова Пресвятой Богородицы — вернулась на своё место в 1996 году. Её принёс дедушка, семья которого, как оказалось, долгие годы хранила образ. В 2005 году его дополнил мощевик — крохотный футляр с частичкой омофора (покрова) Божьей Матери, подлинность которого подтверждает документ.
«Вторую икону Покрова мы нашли в подвале. Она была частью двери. Её отреставрировали, и сейчас она находится в часовне в НИИТО», — добавил священник.
Ещё одна святыня храма — Казанская икона. Её привёз из Алтайского края прихожанин, который занимался поставками мяса и в одной из деревень увидел, как его рубят на большой доске с изображением Богородицы. Мужчина выкупил образ, его восстановили, и он стал украшением церкви.
«Это икона московского письма XIX века. Мы её очень любим. Большой подсвечник перед ней всегда полон свечей», — говорит отец Виктор.
Удивительная история и у иконы Святителя Николая. Когда она появилась в храме, то была почти чёрной. Но со временем обновилась: стали проявляться краски, лик и пурпурные облачения засияли.
«В храме я служу уже почти 30 лет, и у нас есть прихожане, с которыми мы шагаем вместе все эти годы. Практически 80% присутствующих на службах — это костяк прихода. На воскресные богослужения собираются 100–120 человек. Когда я начинал в 1995 году, как сейчас помню — я служу, а у меня за спиной одна баба Катя мне подпевает. Жизнь продолжается. Люди приходят», — рассуждает священник.
На цокольном этаже здания находится просторный актовый зал воскресной школы. Там, по словам отца Виктора, на праздники собирается до 100 человек. В этом же помещении проводят и собрания. Есть место для чаепитий — трапезная. При ней работает просфорня — пекарня, где изготавливают просфоры — хлеба для Божественной литургии.
#Культурный город #История #Фотогалерея #Религия #Дом в городе