Фото: Ксения Макарова
Девять яблонь-клонов с Михайловской набережной высадили в открытый грунт
В Новосибирске высадили в открытый грунт яблони Недзвецкого, выращенные в пробирках лаборатории НГАУ. Размер высокодекоративных малышей — 40-60 сантиметров. Это клоны тех самых деревьев, которые украшают Михайловскую набережную. В Сад Мичуринцев растения переехали во время экстремальной жары.
Елена Мухачёва
«Очень переживаем за наши экспериментальные экземпляры. Но они попали в руки опытных сотрудников.
Не сомневаюсь, что они сейчас попробуют все способы снизить стресс для растений: отливать, отливать и отливать, притенять, может быть, придумают что-то новое. А мы все потом получим список рекомендаций для ухода.
Питомники, когда закупают растения, размноженные микроклональным черенкованием, всегда просят такие рекомендации», — пояснила доцент кафедры ботаники и ландшафтной архитектуры Новосибирского аграрного университета Анастасия Беланова.
С клонами деревьев с Михайловской набережной она возится уже почти год: отбирает устойчивые экземпляры и размножает ценные генотипы. В пробирках решено было вырастить два сорта яблонь: «Рудольф» с ярко-розовыми цветами и Недзвецкого — с пурпурными листьями и нежно-розовыми лепестками. Каждому нужно было подобрать оптимальную среду, и не одну: по мере подрастания условия для малышей необходимо менять.
Яблони «Рудольф» на Михайловской набережной. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info
До мая деревца росли медленно, что связано с естественным периодом покоя. С наступлением тепла яблони «Рудольф» решили оставить в лаборатории, а Недзвецкого — высадить в открытый грунт. В Сад Мичуринцев приехали девять экземпляров. Рост каждого — 40-60 сантиметров.
«Есть много разных предположений насчёт клонов, которые нам предстоит проверить на практике. Мы считаем, что они должны быть более жизнеспособными, чем обычные яблони, быстрее расти, лучше адаптироваться, скорее зацветать и давать больше урожая.
Сейчас пройдёт гормональная перестройка после пересадки, и продолжим эксперименты. Нам нужно создать наиболее подходящие условия для выращивания не только в условиях инвитро, но и в открытом грунте.
Тут всё просто: сажаем в разные условия, сравниваем результаты и разрабатываем рекомендации по адаптации клонов. То, что их пока девять штук, эксперименту не мешает — в лаборатории можно получить любое количество растений очень быстро. Для исследователей технология микроклонального размножения очень важна, без неё разработка каких-то новшеств занимает долгие десятилетия», — объяснила «Новосибирским новостям» Анастасия Беланова.
Клоны сорта «Рудольф», оставшиеся в теплице. Фото: Ксения Макарова
Сотрудникам Сада Мичуринцев предстоит дать ответ на вопрос: повреждаются ли микроклоны плесенью, вредителями и грибами. Есть предположения, что такие растения должны быть более устойчивы к трудностям жизни на воле.
А яблони «Рудольф» этим летом будут переживать изменения лабораторной среды. Для проснувшихся клончиков уже подобрали разные почвенные смеси. Исследователи предполагают, что понадобится несколько лет, чтобы определить идеальные условия для выращивания.
В перспективе яблони Недзвецкого и «Рудольф» из пробирки планируют продавать и использовать в озеленении Новосибирска.