Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Распрекрасный проспект: топ-7 самых известных домов Новосибирска

Так уж вышло, или, как часто говорят, так сложилось исторически, что Красный проспект для Новосибирска — это не только главная дорога, центральная транспортная магистраль, и не только галерея самых дорогих в городе магазинов и ресторанов. Это настоящий архитектурно-исторический музей под открытым небом.

Евгений Ющенко
Евгений Ющенко
08:00, 25 апреля 2023

Где, как не на Красном проспекте с прилегающими улицами, можно разом познакомиться с архитектурой Новосибирска в её разнообразии и развитии — от старинных купеческих особняков до невероятных в своём ужасающем величии небоскрёбов?! Есть, конечно, Богдашка, Расточка и другие чудесные уголки. Но так сложилось исторически, что наиболее выдающиеся дома Новосибирска сосредоточились вдоль Красного проспекта. «Новосибирские новости» составили свой небольшой рейтинг самых известных горожанам домов.

Стоквартирный дом (Красный проспект, 16, Сибревкома, 1)

Стоквартирный дом на Красном проспекте — это, вне всякого сомнения, самое известное жилое здание Новосибирска, из серии визитных карточек, городских открыток. Дом стоит на площади Свердлова — как ни странно, но об этом не здесь — за спиной у своего создателя, архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова. Вернее, за спиной памятника Крячкову. Вообще, Крячков — автор нескольких десятков зданий, которые во многом и определили облик старого Новосибирска. Но стоквартирный дом, в котором на самом деле 110 квартир, — самое выдающееся творение этого архитектора.

Здание построили в 1937 году. Дом предназначался в первую очередь для партийной номенклатуры — работников исполкома Западно-Сибирского края. А потому там есть даже пятикомнатные квартиры с помещениями для прислуги. Но с началом репрессий жильцы там стали меняться очень быстро.

Впрочем, в разные времена там жили не только «заправилы». Несколько мемориальных табличек рассказывают, что здесь жили, например, основоположник отечественной хирургии сердца и почётный гражданин Новосибирска Мешалкин, дирижёр Мравинский, олимпийский чемпион биатлонист Тихонов, актёр Черкасов и директор Новосибирского приборостроительного завода Галущак. В гости к художнику Грицюку приходил Владимир Высокий. Но сам Крячков, конечно, в этом доме не жил.

Стоквартирный дом называют ярким примером постконструктивистских неоклассических поисков архитектурной стилистики.

На международной выставке искусств и техники в Париже 11 декабря 1937 года его проект удостоили диплома 1-й степени, золотой медали и Гран-при. Впрочем, проект и критиковали. Так, вице-президент академии архитектуры СССР А. И. Гегелло писал о здании:

— Мне оно представляется чересчур эклектичным. Оно даёт черты не нашего, советского дома, а скорее дома в капиталистическом городе, и основной дефект — эклектичность. Там есть элементы модерна, элементы классические, элементы той бурно повременной архитектуры наших крупных городов. Объёмное решение, особенно эти выпадающие углы, мне представляются неправильными не только для данного места, но вообще разрушающими простой объёмный вид прямоугольника. Здание оказало сильное влияние на ряд проектов, построенных в Новосибирске в последние годы.

Говорят, что такой же дом по крячковскому проекту построили и в Париже. Но это не точно.

Городской торговый корпус (краеведческий музей, Красный проспект, 23)

Ещё одно творение Андрея Крячкова. Здание, в котором сегодня находится краеведческий музей, построили в 1911 году под административно-управленческие нужды в центре Ярмарочной площади, в тогдашнем центре деловой и общественной жизни города. Хотя кое-кто в Городской думе сопротивлялся выбранному месту постройки.

На первом этаже здания находились торговые помещения, их сдавали купцам. А верхний этаж занимали городская управа, казначейство, отделение госбанка, там же был и городской зал на 1000 человек. Все доходы от сдачи помещений в аренду поступали в казну города, поэтому торговый корпус часто называли «доходным корпусом».

Здание городского торгового корпуса стало в Ново-Николаевске главным во всех отношениях: административный центр посреди огромной базарной площади, которая занимала целых восемь городских кварталов, и к тому же ещё и в геометрическом центре всего города.

Исторические источники утверждают, что именно в большом зале Городского торгового корпуса в ночь с 13 на 14 (с 26 на 27) декабря 1917 года на совместном заседании исполкома Советов рабочих и солдатских депутатов и исполкома уездного Совета крестьянских депутатов объявили в городе власть Советов.

15 апреля 2003 года городской торговый корпус стал известным на всю страну. Он, наряду с изображением новосибирского оперного театра и эмблемы Академгородка, попал на специальную марку, которую Почта России выпустила к 100-летию присвоения Новосибирску статуса города.

Жилищный комбинат «Динамо» (Красный проспект, 28)

Здание это сегодня прекрасно известно не только новосибирцам, но многим жителям соседних сибирских городов, ведь в нём до недавних пор располагалось генеральное консульство Федеративной республики Германия в Новосибирске. Этот дом построили в самом начале 1930-х годов, и тогда он был известен как жилищный комбинат «Динамо».

Комплекс зданий жилищного комбината «Динамо» запроектировала творческая группа из архитекторов Б. А. Гордеева, С. П. Тургенева и инженера В. Н. Никитина. Их содружество дало немалые результаты и выдвинуло членов группы в ряды ведущих проектировщиков в Новосибирске. Комплекс «Динамо» относится к их лучшим работам.

Весь комплекс на углу Красного проспекта и улицы Октябрьской был разделён на две части. Первая, наиболее посещаемая публикой и более «парадная», включала в себя гостиницу на 250 человек с рестораном, парикмахерскую, механизированную столовую с транспортёрной лентой для блюд, магазин и контору «Динамо». Во второй части вдоль Октябрьской располагался жилой корпус квартирного типа. В 56 квартирах, снабжённых большим количеством стенных шкафов, не было кухонь, но были ванные комнаты. Первоначально гостиница называлась «Гостиница Советов» или «Гостиница Дома Советов», позднее — «Сибирь».

Новостройку «прославил» писатель, публицист и журналист Илья Эренбург. Он побывал в Новосибирске во время поездки по стране в 1932 году. Эренбург писал: «Гордостью города была новая гостиница. Её звали „Динамо“. В номерах расставили громкоговорители и самый лучший из номеров назвали „наркомовским“. В гостиницу как-то приехал настоящий нарком из Москвы. Он смущённо оглядел комнату — в ней не было ни зеркала, ни полотенца. Жизнь в Сибчикаго начиналась с большого — с громкоговорителей... При гостинице имелся большой зал. Там собирались съезды и совещания. Делегаты из глухих сёл Алтая слушали доклады об апатитах и о лицемерии Лиги наций... Город распределял, настаивал, правил. Не переводя дыхания, днём и ночью город повторял: „слушали — постановили“. Даже сны его были протоколами. В городе было не менее тысячи машинисток. В городе был обком и облисполком. Город всё рос и рос...»

Дом под строкой (Красный проспект, 30)

Жилой дом НИИ-39 на Красном проспекте, 30, более известный как «Дом под строкой», построили в 1956 году по проекту архитектора Г.Ф. Кравцова. Специалисты называют здание типичным представителем советской послевоенной архитектуры, выполненным в формах классицизма. Эти формы приспособлены к конструктивно-тектонической основе многоэтажного жилого здания. Но обычному горожанину эти слова мало о чём говорят. Среди новосибирцев это здание приобрело широкую известность по другим причинам. И, кстати, кажется, этот дом — рекордсмен по числу прозвищ, народных названий.

В жилом доме на Красном проспекте, 30 были квартиры сотрудников и общежитие секретного оборонного института измерительных приборов (НИИ-39). Здание это называли «Пентагоном», и вот почему: многоугольный, неправильной формы дом вместе с другими домами образовали большой и запутанный внутренний двор, а в нём — вход в огромное бомбоубежище времён холодной войны.

В 1959 году на первом этаже здания открыли самый большой на тот момент продовольственный магазин в Сибири — гастроном №2. И в народе магазин, а вслед за ним и весь дом, окрестили «кишкой» — за изогнутую вытянутую форму. В гастрономе было пять торговых залов общей площадью 1630 квадратных метров. Был там и кафетерий, который славился на весь город своим настоящим — большая редкость в 1960-е годы — кофе.

Название «Под строкой» дом получил в 1971 году, когда на его на крыше появилось световое буквенное табло — 28 метров в длину и два в высоту. Это была бегущая строка, «электронная газета» с городскими новостями.

Вслед и гастроном получил название «Под строкой». Магазин просуществовал почти полвека. Кстати, в 1996 году на первом российском архитектурном фестивале «Золотая капитель», который прошёл в Новосибирске, авторы вывески гастронома «Под строкой» Т. Иваненко и А. Кудашев получили премию в номинации «Дизайн архитектурной среды».

В начале 2000-х годов магазин разделили на три предприятия: магазин элитных товаров Grand Diner, гастроном «Под строкой» с алкоголем и кондитерскими изделиями и супермаркет «Под строкой». Раньше всех — через полтора года — закрылся Grand Diner. Продуктовый супермаркет прожил на пять лет дольше. В мае 2008 года на месте гастронома «Под строкой» открылись магазин сети парфюмерии и косметики «Иль де Ботэ», кофейня «Кофе Хауз» и винный бутик «Строка-люкс».

Вообще, «Дом под строкой» вместе с Домом социалистического земледелия (тот что напротив, через Октябрьскую магистраль) образуют этакий въезд в Октябрьский район со стороны Красного проспекта и обозначают начало Октябрьской магистрали. В Доме соцземледелия как раз и разместили в 1941 году эвакуированный институт измерительных приборов (НИИ-39, завод Коминтерна). В 1960-х годах этом доме находился телетайп, и звук работающих телетайпных машин был хорошо слышен в окрестностях, так что «Дом под стройкой» тогда называли «домом у телетайпа».

А ещё дом называли «штанами». Тут не сложно догадаться почему. Просто выделите дом на электронной карте города — вот вам и штаны. В 1930-х годах, по некоторым сведениям, на месте «штанов» находились первый валютный магазин и ресторан «Инснаб».

Дом с часами (Красный проспект, 11)

В народе чаще — «Дом под часами». Ещё один из самых узнаваемых символов Новосибирска, он входит в список наиболее интересных шедевров эпохи русского архитектурного авангарда. Спроектированный группой архитекторов, авторов жилищного комбината «Динамо», и построенный в 1931–1934 годы жилой дом крайснабсбыта стал настоящим прорывом для конструктивистов того времени. В нём воплотилась их мечта о доме-коммуне. Прежде таких домов в Новосибирске не строили.

Дом с часами — это дом-галерея. Единственный за Уралом, кстати. Вместо привычного подъезда в нём длинный коридор вдоль всего здания, в который выходят не только двери квартир, но и окна кухонь. Правда, по первоначальному проекту кухонь в доме вообще не было. Там, где сейчас кухни, раньше были печи для отопления. Питаться советские снабженцы должны были в общей столовой там же, в доме. Там вообще было практически всё для не обременённой бытовыми проблемами жизни — от прачечной до детского сада.

Часы в угловой башне с лифтом — предмет особого разговора. Они ровесники дома. По двум неподтверждённым версиям, часовой механизм сделали на новосибирском заводе «Труд» — или привезли из Германии. Но сегодня это единственные в городе механические часы, и они идут по сей день, правда, после капитального ремонта. Сохранить их удалось благодаря усилиям одного-единственного человека, легендарного смотрителя Анатолия Ольшановского, который ухаживал за ними более 30 лет.

Болгарский дом (Орджоникидзе, 23)

Сегодня довольно трудно поверить, но так называемый Болгарский дом рядом с пересечением Красного проспекта и улицы Орджоникидзе построили только в 2001 году на месте, где долгие годы был просто пустырь. Кажется, что «так оно и было», настолько это здание в конструктивистском стиле вписалось в своё окружение.

Почему дом «болгарский»? Да потому что его по заказу Новосибирского завода химконцентратов построил трест «Болгарстрой». Причём «по бартеру». Так предприятие расплачивалось с НЗХК за поставки ядерного топлива на болгарскую атомную электростанцию «Козлодуй».

Говоря о Болгарском доме, обычно напирают на его элитность. Упоминают об особом мраморе, который привезли для отделки фасадов специально из Италии, говорят о пешеходной террасе (оригинальное и неожиданное для Новосибирска решение!), которая соединяет улицы Орджоникидзе и Трудовую, о вместительных парковках. Архитектор Колесников даже получил за проект дома премию «Золотая капитель». Впрочем, Болгарский дом, и даже скорее место его расположения, архитекторы и урбанисты немало критиковали.

Вот что говорил о нём Александр Ложкин: «Построенное на пустовавшем несколько десятков лет участке в самом центре города здание продолжает линию застройки магистрали, начатую 7-этажными домами, построенными ещё в сталинскую эпоху. Оно не сильно отличается от них по архитектуре, но выделяется бело-зелёной цветовой гаммой. Стилистика сооружения откровенно ретроспективна, обоснованность размещения на данном участке именно жилого дома весьма сомнительна. „Элитное“ здание расположено на шумной и загазованной улице, почти лишено дворовой территории. Занимаемый им участок оказался выключенным из кипящей вокруг жизни».

А так отзывался о Болгарском доме архитектор Игорь Поповский: «На южном фасаде летом — явный перегрев, но окна открывать нельзя: внизу шумная Вокзальная магистраль. А другие окна квартир выходят в тихий двор, но, увы, на север. Элитный это дом или нет? А ведь здесь было отличное место для создания торгового или делового центра, подобного, например, центру Жоржа Помпиду в Париже. Такой общественный центр, объединившись со зданием облпотребсоюза через атриум, мог бы стать любимым местом досуга для горожан. Это был прекрасный „квартальный остров“ для общественного строительства, но только не для жилья...»

«Бэтмен» (Коммунистическая, 50)

Жилой дом с административными помещениями на Коммунистической, 50 — это один из первых небоскрёбов Новосибирска. В нём 20 этажей, отметка шпиля находится на высоте почти 90 метров. Его закончили строить в 2003 году. За свой нелепый вид здание получило множество прозвищ — «Двухвостка», «Распальцовка», «Электрошокер», «Штепсель». Но самое известное в народе «погоняло» этой высотки, прозванной так с самых первых эскизов, — «Бэтмен».

Его история удивительна. «Бэтмен» навсегда изменил облик центральной части Новосибирска и стал одним из символов города начала третьего тысячелетия. Ещё до того, как возвыситься над сибирской столицей, этот мнимый супергерой на пути от проекта к воплощению смог перессорить между собой архитекторов и проектировщиков, их же — с застройщиками, застройщиков — с горожанами, а также и всех — между собой.

Один из создателей небоскрёба архитектор Игорь Поповский, который работал над его планировкой, говорил, что это здание — логичный результат продолжения в Новосибирске строительной политики, существующей со времён «нахаловок»: захват земли и освоение её по капиталистическому принципу, когда властвуют жёсткая конкуренция и экономия — только прибыль, всё остальное уходит на второй план.

Первоначально высотный дом задумывался как асимметричный небоскрёб с лаконичным силуэтом в конструктивистской традиции. Прорабатывался вариант с круглым монолитным сердечником и уступами. Но после многочисленных изменений проекта вышло то, что вышло. Технократический симметричный небоскрёб с двумя башнями, к тому же синий. А силуэт здания в виде «русской козы» вообще родился как шутка.

Относиться к «Бэтмену» можно, конечно, по-разному, но отвертеться от него точно не получится.

Не упускайте важное — подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Материал впервые был опубликован на сайте «Новосибирские новости» 4 октября 2018 года.

Что происходит

Показать ещё