Городская волна
Настрой город для себя

Без коронавируса

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Без коронавируса

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: мир дворцам, свет Октября и мёртвое сердце города

17 января на радио «Городская волна» (101,4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывал хранитель фондов Музея истории архитектуры Сибири имени С.Н. Баландина Сергей Филонов. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
16:13, 22 Января 2020

Взгляд назад. Исторический календарь

4 января 1926 года образован Сибирский краевой совет народного хозяйства — Сибкрайсовнархоз. Он руководил всеми отраслями промышленности края вплоть до своей ликвидации в 1932 году.

4 января 1976 года в Кировском районе Новосибирска открылся первый в Сибири фирменный рыбный магазин «Океан».

7 января 1986 года на станции «Площадь Ленина» состоялся торжественный митинг, посвящённый открытию первой очереди Новосибирского метрополитена. Красную ленточку разрезал первый секретарь Новосибирского обкома КПСС Александр Павлович Филатов.

9 января 1942 года в Новосибирске умер участник Парижской коммуны 1870 года, «последний коммунар» Адриен Лежен. В Советском Союзе он жил с 1930 года. В начале Великой Отечественной войны Лежена эвакуировали в Новосибирск. Первоначально его похоронили в сквере Героев революции. В 1971 году по просьбе французского правительства останки «последнего коммунара» перевезли на родину и захоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже.

12 января 1903 года общество любителей конских бегов и скачек решило открыть в районе Оби на пожертвования членов общества временный ипподром для выездки лошадей.

12 января 1993 года решением Малого Совета городского Собрания утверждены новый герб и флаг Новосибирска.

15 января 1952 года в Новосибирске открылся планетарий. Первоначально он располагался в парке имени Сталина (сейчас это Центральный парк).

16 января 1981 года заложена первая опора для будущего метромоста через Обь.

17 января 1912 года ново-николаевская городская дума рассмотрела и утвердила план «введения всеобщего обучения в городе».

17 января 1987 года во Дворце спорта «Сибирь» состоялась запись популярной передачи Центрального телевидения «А ну-ка, девушки!». Новосибирск впервые стал местом проведения этой передачи. Поддержать землячек пришли больше 6 тысяч зрителей. Победительницей стала студентка театрального училища Елена Зайцева.

18 января 1928 года Иосиф Сталин приехал в Новосибирск, чтобы принять участие в совместном заседании бюро Сибирского крайкома ВКП(б) и представителей заготовительных организаций.

 

Однажды в Новосибирске. Театр для актёров

15 января 1967 года в Новосибирске открыли Дом актёра.

Театр расположился в реконструированном здании дореволюционной постройки на улице Серебренниковской. Проект реконструкции представили Григорий Павлович Зильберман и его жена Алиса Павловна. Творческие работники получили зрительный зал на 300 человек.

Кроме того, в театре разместились большая библиотека и читальный зал с книгохранилищем на 15 000 экземпляров, также были отремонтированы холл и фойе здания, реконструирован конференц-зал. Архитекторы предусмотрели различные комнаты для звукозаписи и кабинетов. Внутренним оформлением занимался сам архитектор Зильберман, строительные работы вёл «Горремстрой».

В здание Дома актёра перевели филиал научной библиотеки Союза театральных деятелей, созданный в 1950 году в театре оперы и балета. Сейчас эта библиотека насчитывает более 80 000 журналов и книг о театре, произведения литературы и искусствоведения.

В 1973 году появился театральный музей. В его фондах около 30 000 экспонатов. В 1998 году в Доме актёра создан театр «Актёрская антреприза». В 2005 году открылся молодёжный культурный клуб, в котором актёры, журналисты, театроведы, театральные критики и студенты собирались, чтобы посмотреть образцы киноклассики, видеозаписи спектаклей и подискутировать.

За всё время существования в Доме актёра прошло множество творческих вечеров, конкурсов, музыкальных салонов, поэтических гостиных. Артисты собирались в Доме актёра на конференции, где обсуждали качество спектаклей, репертуар, проблемы театров и творческих союзов. Там работали секции артистов, режиссёров, драматургов, художников и критиков, проводились выставки сибирских художников. В Доме актёра находится и одноимённый ресторан, где есть сцена для спектаклей и развлекательных программ.

 

Было — не было. Немеркнущий свет Октября

Гость в студии «Городской волны» — хранитель фондов Музея истории архитектуры Сибири имени С.Н. Баландина Сергей Филонов.

Евгений Ларин: 13 января, а по другим данным — 15 января, 1926 года в Новосибирске открыли кинозал «Пролеткино». Это нынешний кинотеатр «Победа».

Жители нашего города уже давно были знакомы с кинематографом. Свой театр-синематограф Федот Махотин открыл в Ново-Николаевске ещё в 1908 году, хотя кино в нашем городе крутили и раньше. И после Махотина в городе было несколько кинотеатров, между ними была большая конкуренция. Но там, видимо, крутили не то кино, буржуйское. А теперь появилось кино пролетарское! Перед кинозалом «Пролеткино» стояли какие-то особые задачи?

NET_0748(1).jpg
Сергей Филонов. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Сергей Филонов: Да, конечно. Задачи определил ещё в 1918 году Владимир Ильич Ленин: «Важнейшим из искусств для нас являются кино и цирк». Это была программа культурной революции, которая подразумевала, что страна будет покрыта сетью кинотеатров, поскольку кинематограф на тот момент был самым массовым видом искусств, самым доступным. Даже психологически.

Неграмотный человек, которых в стране было где-то 70%, мог прийти в кино и посмотреть фильм, конечно, немой фильм в то время. Человек мог там прослушать лекцию, перед фильмами такое практиковалось, мог послушать выступления различных партийных лидеров местного уровня. Кинотеатр являлся и клубом одновременно, поскольку клубных зданий не хватало тогда.

Что же касается новосибирского кинотеатра «Пролеткино», то он являлся частью Дворца Труда. Кинотеатры у нас тогда развивались. Андреем Дмитриевичем Крячковым был построен на Красном проспекте кинотеатр, который назывался «Первый Совкино», в народе — «старый Маяковский». Это было середина 1920-х годов. В районе площади Ленина, в центре располагалось несколько кинотеатров. Была густая сеть. Зачем же ещё один кинотеатр?

Как я уже сказал, «Пролеткино» было частью комплекса Дворца Труда. Дворец Труда сегодня — это и университет водного транспорта (ранее — институт инженеров водного транспорта), и кинотеатр «Победа». Как памятник архитектуры он является единым, он не разделяется. Без кинотеатров такие объекты, как Дворец Труда, не строились. Там проектировалось либо несколько залов (и один из них — под кинематограф), либо была какая-то пристройка.

Дворец Труда запроектировали инженеры Загривко и Шестов в 1923 году. Это был год начала массового строительства в Ново-Николаевске. Причём строили в основном, так сказать, казённые дома и культурные объекты. Тут же подключился Андрей Дмитриевич Крячков, он был ведущим архитектором-проектировщиком того периода. Этот период продолжался с 1923 до 1936 года. За это время Крячков построил в городе 22 объекта, которые он сам указывал и считал важными для себя. Так-то зданий и проектов было больше. В эти годы шла массовая программа строительства культурных объектов, которых у нас в городе не хватало.

Кроме того, Ново-Николаевск стал столицей Сибири. В связи с этим много надо было чего строить, и многое было построено. Дворец Труда сначала проектировался не таким, каким мы его знаем, но в принципе он похож. Идея была сделать его чуть ли не главным зданием города. По проекту здание было высотой аж 30 метров. Высокое по тем временам. Понятно, что построенный рядом театр оперы и балета имеет высоту 42 метра, то есть он на четверть выше. Высота Дворца Труда — 30 метров, но это с башней. Её венчал огромный стеклянный шар, который одновременно являлся и светильником. То есть, по сути, это был маяк. Он символизировал немеркнущий свет Октября.

Это здание, спроектированное в 1923 году, предшествовало Дому Ленина. Дому рабочих собраний, или Дому собраний имени Ленина, как оно называлось. Дворец Труда был, по сути, первым общественным зданием в нашем городе после революции. Отчасти оно дополняло собой другие здания, которые на тот момент уже существовали. Например, такие, как здание нынешнего театра «Красный факел», тогда — Коммерческое собрание, или торговый корпус.

Но Дворец Труда был именно советским объектом, с этим символом — немеркнущий свет Октября. Представьте ночной, погружённый во тьму город, и посреди города на высоте 30 метров — огромный маяк! Его видно было бы если не из Бердска, то с окраин города тех времён — точно.

deefi9p3dp5rzykhbx.jpg
Дворец Труда в 1937-1939 гг. Фото: pastvu.com

Евгений Ларин: Правда ли, что первоначально, по задумке, форма здания с высоты птичьего полёта должна была напоминать серп и молот?

Сергей Филонов: Нет, там просто угол. Расположение на диагональной магистрали, которая пересекала квартал. Поэтому здание больше похоже на какой-то клин. На серп и молот это не очень тянет. Обычно, когда говорят про серп и молот, имеют в виде здание НИИЖТа. Там плавный изгиб в сторону улицы Залесского. Но это больше легенда.

Инженер Иван Загривко проектировал город в целом, составлял первый советский генплан 1925 года. А здание Дворца Труда было ещё как бы самостоятельным, генплана ещё не было. А учитывая генплан, оно становилось центральным зданием города вообще. И главным советским зданием города, и главным центральным зданием в смысле градостроительства. От этого здания шли так называемые хорды, магистрали, которые разлетались, как веер, по всему городу. Это был тот самый город-сад.

Обычно мы говорим о левобережном городе-саде, о соцгороде. Но тогда он был на правом берегу. Его центр находился на большой ярмарочной площади, которая стала площадью Сталина, а потом Ленина. Дворец Труда изначально нужно рассматривать как самостоятельное здание. Уже потом в привязке к нему шли Дом Ленина, Дом науки и культуры, то есть оперный театр, и вообще весь этот пресловутый культурный центр советской Азии.

Что было во Дворце Труда? Башня имела больше символическое значение, поэтому при постройке от неё отказались, потому что её было не очень удобно и легко возводить. Или рабочих не нашли, но это отдельная тема.

Евгений Ларин: То есть город остался без маяка Октября?

Сергей Филонов: Город остался с другим зданием — Домом Ленина, который в символическом смысле всё перетянул на себя. Основной частью главного корпуса Дворца Труда, который сейчас занимает университет водного транспорта, был конгресс-зал на 300 человек. По теперешним временам это очень мало, но по тем временам довольно много.

Кем были посетители этого зала? Это были делегаты съездов. Был Сибирский край, который делился на более мелкие регионы, и представители этих регионов должны были съезжаться сюда. 300 — это интересное число. 300 спартанцев, 300 бояр Господина Великого Новгорода, 300 сенаторов. 300 — это сакральное число. 300 представителей от народа, они этот народ символизируют. 300 спартанцев принесли в жертву, они должны были погибнуть, чтобы спасти государство.

Иван Загривко был интересным человеком. Он учился в Томске и, будучи студентом, жил в одной комнате с Сергеем Мироновичем Кировым. Загривко был человеком знающим, не прожил много лет, умер примерно в одно время с Брежневым. Загривко-Загреев — такова была его полная фамилия. Он спроектировал город-сад, центром которого был даже не Дворец Труда, а кладбище — сквер Героев революции.

Это была московская тема: Ленин, вокруг него лежат товарищи — в кремлёвской стене. Кладбище героев. В центре Ленинграда — Марсово поле. Столичные советские города, города-сады, формируются вокруг кладбищ, на которых лежат жертвы колчаковщины, царизма, герои. Крупный советский город формируется вокруг мемориала, где лежат герои советской власти.

На огромной площади проводились парады, демонстрации, рядом — наш аналог Марсова поля, здесь Дом Ленина, разные казённые дома — столичный центр. Это всё очень сложно, здесь можно искать разные вещи, в том числе мистические. Хотя советская власть формально считалась атеистической, оккультизм отвергался. Но на самом деле всё было не так просто. Свои оккультные символические вещи здесь были.

Итак, во Дворце Труда был зал на 300 человек, вспомогательные помещения, 20 профсоюзных контор. Были помещения, условно говоря, гостиница для делегатов, которые приезжали, как писали, «из глухих сёл Алтая» и слушали доклады об апатитах и лицемерии Лиги наций. Там же была столовая. То есть делегаты жили там несколько дней, пока проходили съезды. Профсоюзники работали там, конечно, на постоянной основе.

Примыкающий к зданию кинотеатр вмещал в себя 800 человек. По тем временам это было очень много. Кинотеатр нельзя было вместить в объём здания, поэтому сразу по проекту Дворца Труда 1923 года была сделана пристройка с отдельным входом с улицы Ленина.

Что это было за место ещё? Это была часть наших больших базаров, а кроме того, там рядом ещё до революции в сквере находился цирк. Это был культурный центр. А площадь была бы нужна для парадов. Когда Андрей Дмитриевич Крячков делал конкурсный проект на Дворец Труда, он и нарисовал парад или демонстрацию: люди подходят к главному входу здания. Проект остался нереализованным, но была идея площади для парадов.

Позже, в 1927 году, там поставили типовой памятник Ленину, дублированный, авторства скульптора Козлова. Это не была оригинальная вещь для Новосибирска. Люди бы шли к памятнику Ленину, стояли на площади, там проходили бы митинги. По проекту там был не сквер, а свободное пространство. И ещё по проекту там был фонтан с бассейном круглой формы — по диагонали в дальней точке от главного входа в здание.

Евгений Ларин: В 1930-х годах «Пролеткино» реконструировали и назвали кинотеатром «Октябрь». Когда и что там произошло?

Сергей Филонов: Произошли если не смена парадигмы, то определённые изменения в стилистике. Это было связано с изменениями в политической жизни. Конструктивистские или построенные в стиле революционного романтизма здания, как Дворец Труда, перестраивали, обогащали. Кроме того, изменялась техника, шёл технический прогресс, нужно было что-то менять в оборудовании, в механизации, в техническом наполнении всех этих объектов. Это 1936-37 годы. Переделывали здание Алексеев и Бардт — основной проектировщик оперного театра. Были изменены башни, они получили более обтекаемые формы.

В 1937 году Вера Фёдоровна Штейн сделала горельефы. Они изображают рабочих, спортсменов, детей и советских матерей, которые этих детей несут и ведут. Сам кинотеатр был переделан в 1936 году Виктором Семёновичем Масленниковым. Это тоже известный человек, который вместе с Крячковым проектировал Стоквартирный дом. Он оформил здание, которые получило название «Октябрь». Шёл 1937 год, приближался юбилей Великой Октябрьской социалистической революции. В этом виде кинотеатр простоял до 1947 года.

Евгений Ларин: Во время войны там, как и на многих площадках подобного рода, располагалось оборонное предприятие?

Сергей Филонов: Да, оборонные предприятия из Ленинграда, завод Коминтерна и другие крупные заводы, они располагались на нескольких площадках. У нас не было для них подходящих помещений. Они были разбросаны по городу, в том числе в частном секторе работали конторы этих заводов. Обычное дело.

Евгений Ларин: Я бы предположил, что производство оборонной продукции вообще убило это здание.

Сергей Филонов: Есть знаменитый рисунок архитектора Василия Касаткина. Там виден главный фасад кинотеатра в 1947 году. Он похож просто на какой-то завод, — возвышается труба, которая совершенно портит вид, стены деформированы, вид здания достаточно грустный. Так оставлять было нельзя, поэтому здание было переделано и получило название «Победа».

1082-1-f.jpg
Оборонные мастерские в здании кинотеатра «Октябрь». Акварель Василия Касаткина, 1947 г. Фото: nsk-kraeved.ru

Здание стало гораздо богаче, чем основной корпус Дворца Труда. Изменили зал, но главные переделки коснулись декораций. Это так называемый «сталинский ампир», советская неоклассика в наиболее пышном своём варианте. В Новосибирске это, наверное, самое богатое здание в плане декора. Там есть и военная тема — стилизованный орден. Там есть десюдепорты, что означает «поверх дверей». Это украшения над дверями, лепнина. Советская символика и расходящиеся в виде лучей солнца колоски. Появились боковые пристройки, которые оформили аванплощадь.

Также примерно выглядит ДК Ефремова. Аванплощадь нужна для того, чтобы люди, которые пришли посмотреть фильм или послушать лекцию, там собирались. Там располагались афиши, там можно было поговорить, обменяться мнениями после фильма. Приглашающая форма служила и композиционным целям. Все эти переделки закончились в 1959 году.

Евгений Ларин: И тогда появился кинотеатр «Победа» примерно таким, каким мы его знаем?

Сергей Филонов: Да. Была послевоенная эпоха, эйфория победы, поэтому кинотеатр назвали «Победа», хотя могли назвать и именем Сталина, почему бы и нет.

Евгений Ларин: Вернёмся к важнейшему из искусств. Хочется понять, насколько кино было доступно простым жителям? Ведь когда открылось «Пролеткино», его ругали за высокую цену билетов, почти неподъёмную для пролетариев.

Сергей Филонов: В принципе, кино было доступно, человек мог посетить кинотеатр. Возможно, если шёл интересный фильм, был ажиотаж, а у кого-то, возможно, не хватало денег. Каждый день они не могли ходить в кинотеатр. Роль советского кинематографа была особой. Это не развлечение, как при буржуазном строе, при капитализме. Это не выкачивание денег, это воспитание гражданина в первую очередь.

Евгений Ларин: Известно, что за фильмы там крутили по преимуществу?

Сергей Филонов: Какой-то акцент сделать было невозможно. Какие фильмы тогда снимали, их там и показывали. Это позже появились сугубо идеологические фильмы, такие, как «Путёвка в жизнь», который показали в кинотеатре «Металлист».

В 1920-х годах это было несколько полегче. Публика была ещё в объятьях буржуазной идеологии. Среди молодёжи был, например, популярен фильм «Три мушкетёра». Очень был популярен «Тарзан» — известный фильм с диким криком. Дети и подростки, насмотревшись этого «Тарзана», прыгали по деревьям, ломали их, граждане жаловались в милицию и в партийные органы.

Уже потом сняли «Ленин в октябре». В 1920-е годы могли показывать что-то не очень идеологически выверенное, фильмы были немые. А деньги люди как-то могли найти. Кого-то, может, этот репертуар не интересовал, кто-то хотел чего-то более интеллектуального. Но это появилось потом, Шекспира и прочую классику стали экранизировать для более образованных слоёв населения. И в 1920-х годах всё было гораздо проще.

Евгений Ларин: 1990-е годы стали для кинотеатра «Победа» очень печальным периодом, он фактически пришёл в забвение, там почти ничего не происходило. Одно время на полуразбитой площадке располагался театр Афанасьева. И вот последняя реконструкция. 2002-2006 годы. Что она изменила в облике и внутреннем убранстве?

Сергей Филонов: Внешне попытались вернуться к классическому образу 1949-50-х годов, потому что сам этот фасад уже стал узнаваемым брендом. Внутренние изменения были связаны с развитием кинематографической техники. Делали проект эстонцы. У нас в музее есть эскизы. Изменения произошли для того, чтобы улучшить акустику, обозреваемость и так далее. Улучшение технических характеристик здания.

Евгений Ларин: Что в современной «Победе» осталось от прежнего «Пролеткино»?

Сергей Филонов: В 1940-х годах здание стало более «ровным», изначально оно выглядело коряво. Для человека дореволюционной поры, который привык к неоклассике и модерну, оно выглядело ужасно. Весь комплекс был ассиметричным. Двойные башни, возвышающиеся над основным корпусом. Обычно у нас либо одна глава доминирует, либо три, либо пять, а две башни не очень хорошо воспринималось. Кроме того, вокруг комплекса был забор, стены были решены в достаточно радикальной манере, чтобы это было резко, бросалось в глаза.

Эпоха 1920-х годов — это эпоха плаката. Дворец Труда выглядел как плакат в духе Эль Лисицкого. Резкие формы. По тем временам это было новинкой, инновацией. Это хорошо ложилось на идеологические рельсы, но для человека, которые привык к классике, это здание выглядело не очень хорошо. Поэтому его стали сглаживать: округлили башни основного корпуса, главный фасад кинотеатра сделали приближенным к классицизму, — с пилястрами. А после войны сделали портик, украшенный богатой лепниной. Кроме того, добавили детали аванплощади. Здание приобрело классические черты.

NET_0745(1).jpg
Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: То есть, по сути, оно изменилось до неузнаваемости?

Сергей Филонов: Да, можно сказать и так. Если бы мы увидели сейчас стоящее там прежнее здание, то мы бы не поняли, что это кинотеатр «Победа». Основной корпус Дворца Труда ещё похож на прежний, только башни приобрели другую форму. Ну, конечно, изменился интерьер. Кстати, изменилось цветовое решение здания «Победы». Старые фотографии-то черно-белые, мы точно не можем сказать, как оно выглядело. Здание, видимо, изменило цвет: на чёрно-белых фотографиях оно более резкое. Оно приобрело более тёплые тона.

Вообще конструктивизм — это не тёплые тона, а резкие, в основном, контрастные. Здания революционной романтики — Дом Ленина и Дворец Труда — изменили свой вид. Дворец Труда — бело-зелёные мягкие тона, кинотеатр «Победа» — тона тёплые, песочные.

Вернёмся к 1920-м годам. Почему это Дворец Труда? Специалисты отмечают, что у простых людей того времени был комплекс по отношению к дворцам. С одной стороны, они хотели их разрушить напрочь и разрушали дворцы помещиков, капиталистов, царя. А с другой стороны, они хотели жить во дворцах и возводили новые. Мотивацией многих людей, которые шли умирать на фронты Гражданской войны, было пожить во дворцах. Многих это действительно стимулировало.

Дворец у народа вызывал благоговение. Дворец — это что-то святое, что-то, к чему нужно стремиться. Говорили: «Мир хижинам, войны дворцам». На самом деле — наоборот. Но поскольку индивидуальных дворцов строить было нельзя, было много других вариаций: Дворец Труда, Дворец Советов, Дворец Рабочих, Дворец Культуры. Потом они стали поскромнее — Домами.

Идею Дворца Труда как таковую озвучил Сергей Миронович Киров в 1922 году. Это было связано с мероприятиями по основанию Союза Советских Социалистических Республик. Образ Дворца Труда и вообще Дворца для пролетариата был связан с идеей самого Советского Союза, они были в одном комплекте, в одной обойме. Советский Союз был немыслим без таких зданий — Дворцов или Домов. Это распространилось и за пределы Советского Союза, там это называлось Домами Советской культуры.

Дворец для нас — это очень сильный образ. Но почему Дворец Труда? Потому что он для собраний профсоюзов. В Новосибирске есть ещё одно здание — Дом профсоюзов в районе станции метро Красный проспект, построенное позже. Оно находится в том квартале, где Крячков проектировал первый, или сталинский, Академгородок. Его и сейчас занимают работники профсоюзов.

Здание расположено на углу Красного проспекта и улицы Гоголя напротив Дома офицеров. Там на фасаде ещё есть мозаика, изображающая трудящихся. Рядом с ним — вход с метрополитен с надстройкой с кафе, которая закрывает часть изображения на фасаде. Здание Дома профсоюзов, как его до сих пор называют в народе, получило новое оформление, его обшили, и оно утратило первоначальный вид.

У него была та же функция, что и у Дворца Труда, ӣ это здание для съездов профсоюзов, для профсоюзной работы, разных клубных мероприятий. Во Дворце Труде ведь и клубные помещения во всех проектах подразумевались. То есть в Новосибирске два здания на одну тему.

Кроме того, в 1911 году Андрей Дмитриевич Кряков проектировал Народный дом, которые тоже, по сути, был местом съездов. Также есть знаменитое здание — Дом приказчиков (Чаплыгина, 65 — прим. автора). Это было тоже профсоюзное здание, ещё дореволюционное.

Приказчик — это как сейчас менеджер зала. В те времена это были абсолютно бесправные люди. Клиент всегда прав. Менеджер зала ошибся, его уволили без выходного пособия. У них не было ни выходных, ни отпусков, ни медицинского страхования и обеспечения.

И создали организацию — общество приказчиков, занимали дом на улице Чаплыгина, у них там была библиотека, они могли там почитать. Хотя когда им было этим заниматься? Там, кстати, велась революционная пропаганда, поэтому это здание при советской власти стало культовым, одним из памятников революционной борьбы начала XX века. Это тоже вполне можно назвать профсоюзным зданием — Дом приказчиков. А Дворец Труда был всеобъемлющим. Все трудящиеся считали, что это их Дворец.

Евгений Ларин: Чтобы поставить точку в нашей беседе, хочется сказать, что здание кинотеатра «Победа» — место намоленное. Оно по-прежнему остаётся ярким культурным центром, местом притяжения любителей не только кино, но общественной жизни, и лекций, и всевозможных праздников.

Главные новости из жизни нашего города — подписывайтесь на нашу группу в Одноклассниках.

Что происходит

Показать ещё