Приют «Кошкино лукошко»: «Сейчас даже суперкотёночку тяжело найти дом»
В прошлом году в новосибирском приюте для животных «Кошкино лукошко» случился пожар. Кто-то поджёг забор вокруг дома, а потом ещё и угрожал хозяйке. Почему это произошло, удалось ли поймать поджигателя, как сейчас живут обитатели «Кошкина лукошка» и сколько питомцев удаётся пристроить в семьи горожан — на эти и другие вопросы «Новосибирских новостей» ответила владелица приюта Алёна Ищенко.
Виталий Лукин
— Алёна Васильевна, с чего началась эта неприятная история, которая привела к поджогу?
— С того, что знакомые девочки-волонтёры гуляли на МЖК со своими собаками и наткнулись на заброшенный дом в дачном обществе. Одна из собак убежала, и когда её искали, то пришли к этой постройке. Дачное общество абсолютно заброшенное, протоптана там была только одна дорожка. Когда девочки подошли ближе к дому, услышали оттуда лай собак.
Обратились к сотрудникам полиции. Сначала выяснили, что это за дом: как оказалось, его снимает некая женщина. В доме живут собаки, когда приходит их хозяйка, непонятно — собаки орут от голода. Девочки с сотрудниками полиции, в присутствии директора СНТ приехали изъять этих собак, так как на их хозяйку выйти не удалось.
Лично я в эту ситуацию оказалась вмешана косвенно. Животных забирали уже очень поздно вечером, и только для части собак удалось найти передержки. Ещё часть оставалась в «Газели», на которой их вывозили. Куда их деть, просто никто не знал. И, когда искали приют, чтобы их хотя бы до утра разместить, единственным человеком, который откликнулся поздно вечером, была я.
Алёна Ищенко. Фото: личный архив Алёны Ищенко
— Из-за чего же впоследствии возник конфликт?
— Когда эта женщина решила вернуть своих собак обратно, она почему-то подумала, что все они живут у нас в приюте. Хотя ей много раз говорили, что там их может не быть. После этого она самовольно залезла на территорию приюта в моё отсутствие, прыгала там через заборы. В результате мне пришлось ставить камеры видеонаблюдения. Она обошла все вольеры и прекрасно понимала, что её собак в приюте нет. Собаки у меня вообще всего одну ночь были, а потом их официально забрали с полицией. После этого начались угрозы от этой женщины. Полгода она ходила пугала и в итоге, как я считаю, совершила поджог.
Граф. Фото: личный архив Алёны Ищенко
— Какой был ущерб от поджога?
— Ущерба, собственно говоря, абсолютно никакого не было. Кроме того, что пострадала часть забора. Повезло, что мы с мужем были на месте. Мой муж заметил, как что-то начало дымиться. Мы экстренно начали тушить, вызвали пожарных, нам помогали соседи — поэтому погасили всё очень быстро. Ни животные, ни вольеры не пострадали — просто небольшой кусок забора, штакетника, который мы потом восстановили.
Фото: Алёна Ищенко
— Удалось ли в итоге поймать преступницу или установить её личность?
— Хотя инспектор и подтвердил, что это был именно поджог, участковый найти подозреваемую не смог. Пришла отписка, и всё. Так что ничего ей не было: не пойман — не вор...
— Насколько известно из вашего Instagram-аккаунта, приют постоянно пополняется новыми обитателями. Как вам удается их находить? Или люди вам их сами приносят?
— Я, если честно, никого нигде не нахожу. Если раньше, пока идёшь от дома до приюта, в подвале какую-нибудь кошку увидишь, быстренько тут же её поймаешь, стерилизуешь, потом либо выпускаешь на место, если она «дикошарик», либо пристраиваешь, если она адекватная. А сейчас звонки идут практически 24 на 7.
Ёжик — один из обитателей приюта. Фото: Алёна Ищенко
— От кого чаще поступают звонки?
— В основной своей массе от людей, у которых умерли родственники — бабушка, дедушка, мама, папа, но остались их питомцы. Там может быть даже одна кошка, которая всей семье создаёт проблемы — прям вот «заберите или выкинем». Либо могут быть травмированные животные, то есть где-то кто-то там из людей нашёл, и начинают обзванивать приюты. Частенько вот натыкаются на меня и просят взять. Если у меня есть возможность принять животное — и финансовая, и физическая, то я, естественно, не отказываюсь.
— Удаётся ли вам принимать всех животных?
— Сейчас приют просто переполнен. Доходит до того, что я забираю их к себе домой — у меня там уже зоопарк. Потому что в приют просто некуда. Поэтому я думаю, что на ближайшие месяц-полтора приём у меня точно будет закрыт — нужно довести до ума тех животных, которые уже приехали. А это и по пять, и по шесть кошек за раз от умерших бабушек.
— А сколько сейчас кошек живёт в приюте?
— Сейчас в нас в приюте живут 78 кошек и 19 собак.
Эльза. Скриншот: instagram.com/cat_nsk_lukoshko/
— Как вам с мужем удаётся ухаживать за всеми ними? Помогает ли вам кто-то ещё?
— Муж мне помогает постольку-поскольку: в основном ремонтом и физически в свои выходные. Так мы экономим средства, которые могли бы потратить на работников — муж всё это делает сам. Ещё у меня есть девочка-работница. Два дня она помогает мне в приюте, два дня занята своей основной работой. Поэтому худо-бедно как-то справляемся. В основном я с утра до вечера в приюте — животным нужны лечение, кормление, уход. Кого-то отвезти в новый дом, кого-то забрать из нового дома, если там животное не прижилось. Кого-то в клинику отвезти, кого-то в приюте лечим.
— Какой у приюта основной источник средств для существования?
— В основном помогают люди из Instagram. И кормами, и с оплатой клиник, и физически помогают: кто-то снег почистить, кто-то животное перевезти. Личные средства вкладывают. До ковида мы проводили различные благотворительные акции и фотосессии. Сейчас на это всё ограничения. Раньше у нас были масштабные акции на День города. А в связи с отменой всех массовых мероприятий мы зажаты в рамки. Дела обстоят гораздо хуже.
У нас всегда животные ели корм премиум-качества, а сейчас пришлось опустить планку до масс-маркета. Как-то пока держимся по чуть-чуть, помаленьку.
— Как вы находите семьи для кошек из приюта? Многих удаётся пристроить или большинство остаётся жить у вас?
— С пристроем тоже стало гораздо хуже, чем в прошлые года. Сейчас ситуация очень напряжённая с ковидом. Люди сильно переживают и за обстановку в стране, и за своё финансовое благополучие, и за здоровье своё, поэтому реже стали брать кошек и собак. Вполовину, наверное, сократилось количество желающих взять животное из приюта. И так не только у нас, в целом такая динамика сейчас в Новосибирске. Даже при наличии суперкрасивых фото, при том что животное полностью подготовлено: чипировано, привито, приучено к выгулу, знает какие-то минимальные команды. И пусть там кошечка-мимимишка, суперкотёночек с замечательными фотографиями — даже им очень тяжело найти дом.
— Какие у вас планы на будущее приюта? Планируете ли расширяться? Или есть какие-то иные мысли о продолжении вашей деятельности?
— Не знаю, как насчёт расширения. Тут бы удержаться в тех рамках, которые есть, чтобы обеспечить животных всем необходимым. Но есть в планах на этот год открытие центра стерилизации, причём не просто льготной, а бесплатной для пенсионеров и зоозащитников. Чтобы такие категории граждан, которые содержат действительно много кошек или собак и понимают, что их бесконтрольное размножение ни к чему хорошему не приведёт, могли прийти и бесплатно стерилизовать животное.
Новенькая. Фото: Алёна Ищенко
— Этот центр будет специализироваться исключительно на стерилизации?
— Возможно, и на других мелких хирургических операциях, какой-то небольшой терапевтической помощи. Главное — бесплатно. Не знаю, конечно, получится ли у меня это. Всё будет зависеть от того, удастся ли найти помещение. Неизвестно, пойдут ли депутаты навстречу и смогут ли выделить помещение в муниципальную аренду. Но я буду пробовать. Под лежачий камень вода не течёт, поэтому как-то буду за этот год пытаться свои планы реализовать.