Новосибирск был первым городом Сибири, открытым для иностранцев, и первой «баней» для интуристов после четырёх дней пути знаменитого поезда Москва – Пекин. В 1980-х наши челноки первыми открывали Таиланд, ОАЭ и Хайнань для русских. Как заправляли самолеты за счёт Пентагона, спасались от Пражской весны и мог ли Джеймс Бонд гостить в нашем городе, узнали «Новосибирские новости».
Международная парилка
Новосибирск стал первым городом Сибири, открытым для посещения иностранцев. В конце 1950-х годов в СССР был запущен ставший знаменитым экспресс «Восток» (поезд маршрута Москва – Пекин) — первая возможность для интуристов проехать через всю Россию, правда, под бдительным присмотром. К слову, этот поезд фигурирует в одном из первых фильмов бондианы «Из России с любовью» с Шоном Коннери.
Новосибирск стал одной из остановок экспресса и местом, где путешественники могли помыться после четырёх суток в пути. Прямо с поезда их вели в баню на ул. Владимировской, располагавшуюся на месте нынешнего автомобильного кольца Димитровского моста.
В 1967 году город окончательно открыли для иностранцев, здесь заработало отделение «Интуриста» и отделение бюро международного молодежного туризма «Спутник».
«Мы были единственной организацией, которая принимала валюту. В СССР валюты было мало, и доллары шли на рекламу „Спутника“, а также на мероприятия и съезды ВЛКСМ и компартии, куда надо было привезти комсомольцев из Африки и Азии. Уже в перестройку одна группа американцев попросила сверх программы: „Хотим съездить посмотреть колхоз“. Мы договорились с Ордынским колхозом, а сколько брать с них за это, не знаем. Я сказал экскурсоводу: проси 100 баксов с человека и смотри на глаза. Если всё нормально, то скажи: „Плюс транспорт“, а если нет, то: „Обед включён в стоимость“. Вот так мы зарабатывали деньги для страны», — вспомнил бывший директор БММТ «Спутник» Александр Дудинов.
Путёвка в Пражскую весну
Сейчас сибирских туристов с радостью принимают в Праге, но так было не всегда. Группа в 30 человек гостила в Чехословакии в 1968 году накануне массовых беспорядков и протестов — знаменитой Пражской весны.
«Обычно советских туристов хорошо встречали в других странах, но в этот раз было не так. Мы пошли на футбольный матч чемпионата Европы по футболу, нас посадили в отдельный сектор. Вокруг на стадионе было почти 30 000 чехов и словаков, они пили пиво, кричали и свистели. В какой-то момент на нас обрушился град картонных стаканчиков с пенным напитком, пока наш чешский гид отстранённо смотрел на это. Полиция помогла нам покинуть стадион, нас увезли в гостиницу и не выпускали. Утром, конечно, приехал мэр Праги с извинениями, и нас посадили в автобус. Отступали мы практически с боем — в автобус летели бутылки и камни, чехи побили нам все стекла. А потом мы узнали, что туда ввели войска. Видимо, чехи уже предчувствовали это и были озлоблены на туристов из СССР», — вспоминает хранитель музея федерации профсоюзов Новосибирской области Галина Тютерева.
Как дождь среди пустыни
Новосибирск был первым городом в СССР, который открыл туристические полёты в Объединённые Арабские Эмираты.
До этого все советские пассажирские рейсы останавливались на дозаправку в аэропорту Шарм-Эль-Шейха, но людей из самолёта не выпускали. Саудовская Аравия всегда считалась протекторатом и союзником США, и холодная война сказывалась на отношении к «руссо туристо».
«За горючее платит Пентагон!»
Первые туристические полёты советских граждан в любимый сибиряками Таиланд совершали из Толмачёво.
«Всё началось с того, что в 1982 году наш город посетил личный посол короля Таиланда Рамы XI Касим Перон с делегацией. Уже в 1985 году мы решили открыть рейс в Таиланд, договорились и начали продавать путёвки. Однако „флайты“ — сами разрешения на полеты — мы не смогли пробить. Затем компания „Сибирь-Авиа“ (сейчас это S7) смогла договориться сделать рейс на пять дней. Компания запросила Бангкок, где сказали: „Посадка возможна, но стоянки самолёта не будет“. Пришлось ехать к послу в Москву, напомнить об обещаниях принять в гости. Он решил вопрос за три дня и дал нам „сита“ — код аэродрома, которого не было в общемировом сборнике. Но нас заверили, что примут и посадят на аэродроме в Паттайе», — поделился бывший директор БММТ «Спутник» Александр Дудинов.
Набрался самолёт в 50 человек, в основном летели «челноки» за товарами. «Мы подлетаем к аэродрому, и тут капитан начинает ругаться и кричать. Я глянул в иллюминатор и обомлел: внизу рядами стоят американские „Фантомы“, „Локхиды“ и „Дугласы“. Нас посадили на аэродром военной базы Пентагона среди истребителей. Другого аэродрома там вообще не было», — вспоминает он.
Чтобы перевезти все тюки до самолёта, новосибирским туристам пришлось тормозить на улицах десятки маленьких грузовичков. И когда вся процессия сгрузила товар, завалив весь первый этаж небольшого аэропорта, таможенник отказался выпускать наших туристов.
«Пришлось дать взятку в 100$, и мы сразу стали „друзьями“, у них тогда самая крутая зарплата до 10$ считалась. К тому же самолёт бесплатно заправили горючим для самолётов Пентагона», — говорит Александр Дудинов.
Китайский остров Хайнань новосибирцы также открыли первыми. Тогда Китай проводил политику жесткого протекционизма, когда прилететь можно было на своём самолете, а улететь — только на китайском. Новосибирцих туристов два дня не выпускали из Пекина, но затем разрешили улететь через Хайнань. Для китайцев это был первый визит русских на остров, и подготовились они основательно.
«Мы выходим из самолёта, и прямо на полосе проходит многотысячный митинг. Нас встречают губернатор острова, мэр, другие официальные лица, они выходят на трибуну и начинают говорить свои речи. При этом на улице жара около 30 градусов, и наши стоят в шубах, на всё это смотрят», — рассказывает бывший директор БММТ «Спутник».
Культурный шок и путёвки по «блату»
Новосибирцы ездили за рубеж бесплатно, кандидатов для поездки выдвигали коллективы и профсоюзные организации предприятий. В каждой группе было по представителю той или иной сферы народного хозяйства — от колхозов до научных институтов. Однако многие новосибирцы отказывались ехать за границу даже за счёт государства.
Почти 80% зарубежных путёвок выдавали в страны соцблока: Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию, ГДР и Прибалтику, часто ездили в Югославию. Остальные поездки приходились на капстраны.
«Одним из обязательных пунктов программы были встречи с дискуссиями. В конце 1970-х годов я поехал с группой передовиков сельского хозяйства в Гамбург, и там у нас была встреча. Западные немцы хвастались, что у всех есть автомобили, мы напирали на развитый общественный транспорт. А потом наши очень удивились, когда уезжали почти ночью в полупустых трамваях, они там ходят круглосуточно», — отметил Александр Дудинов.
Том Сойер на Оби
Когда в 1979 году Новосибирск и Миннеаполис связал «Кон-тики клуб», инициатива путешественников привела к побратимству. Города обменялись делегациями школьников. Эти дети стали первыми американцами, приехавшими в Сибирь не с официальным визитом, а просто отдыхать.
«Группу в 25 школьников мы посадили на огромный плот и поплыли вниз по Оби до Томска. К их приезду там сразу выделили деньги на ремонт здания местного Дворца пионеров, томичи до сих пор вспоминают это с благодарностью», — подчеркнул Александр Дудинов.
Материал впервые был опубликован на сайте «Новосибирские новости» 14 июля 2017 года.