Шутки про офисных работников Академгородка заменили политические карикатуры в интернете, однако прибыль авторам приносят картины с философским юмором.
Популярные в советское время карикатуристы остались без заказов после кризиса 2008 года. Пик популярности карикатуры начался с 1985 года и завершился в конце 1990-х. Авторы утверждают: рисование «веселых картинок» для соцсетей приносит копейки, но можно заработать на книжных иллюстрациях. Шутки над офисным планктоном Проблема сидячей, безрадостной работы возникает у жителей всех крупных мегаполисов и популярность карикатур на эту тему растет. Сообщество «Шутки, кайф, явления хохота» «Вконтакте» собрало более 10 тысяч подписчиков. «Внутренний мир моих лирических героев совпадает с моим – большую часть времени провожу в офисе, а облик персонажей я придумываю. Прибыли это точно не приносит, ну вот разве что футболки и сувениры с этими картинками иногда покупают из интернет-магазина. Количество славы тоже затрудняюсь измерить, несколько человек поставило на аватарки менеджера Илью и Мистера Кутежа, а это уже значит, что жизнь прожита не зря», – рассказала «НН» автор блога «ШКЯ» Евгения Морозова. Напомним, девушка прославилась своими пародиями на рекламу «Скайпа» в феврале 2015 года. Сэкономили на политике Современная молодежь не понимает советской политической карикатуры – уровень образования упал и большинству сложно понять, как художник обыгрывает сюжет, например из греческой мифологии. «В 90-е людям нравилась карикатура, ее иносказательность, эзопов язык. Все газеты и журналы имели полосу под карикатуры. А сейчас люди смотрят мои рисунки и не понимают, что там нарисовано. К тому же газеты перестали заказывать – это вопрос даже не цензуры, а экономии. Я перестал работать в журналах, теперь рисую шаржи по заказам и нигде не публикуюсь», – отметил в беседе с «НН» член союза художников России, международный карикатурист Владимир Степанов. Детские книги вместо острых выпадов Новосибирские авторы ценились в перестройку. По их признанию, тогда проходили политизированные международные конкурсы в Европе, и российские художники получали много премий. Но в конце 90-х началась перестройка в Китае, и европейские премии стали давать китайским карикатуристам. «Сейчас карикатура ничего не стоит, газеты не могут заплатить нормальные гонорары. В данный момент я иллюстрирую детскую книгу – есть свой контингент постоянных заказчиков из числа издателей и авторов. Еще в Москве два журнала обслуживаю – вот и хватает на жизнь. Когда совсем тяжело было, рисовал акварели, продавал их. Но никогда не хотел быть живописцем, писать маслом или акрилом – это очень рискованно, ведь художественного рынка в Новосибирске практически нет», – поделился карикатурист Александр Медведев. Юмор становится классикой Мэтры живописи предупреждают – с годами художники перестают «балдеть» и придется отказаться от широкой популярности.видеосюжетВыставка картин Сергея Мосиенко открылась в центре искусств«Вопрос больной, большинство людей не делают различия между хохмой и юмором. Над юмором смеются, над хохмой ржут. И хохмачей сейчас все больше и больше. Интернет дарит вседозволенность и у некоторых появляется наглость достать всех своими «рисунками», навязывать «детские» вещи», – отметил член союза художников России Сергей Мосиенко. Рисовать глубокие, ироничные сюжеты в картинах может быть выгодно, такие работы покупают в частные коллекции. Картины на холстах Сергея Мосиенко стоили больше 50 тысяч уже в 2012 году, рассказали в частной художественной галерее «Декарт». Графику этого художника тоже отлично покупали – за 25-30 тысяч. Самое главное в его работах – великолепное чувство юмора, отмечают искусствоведы.
Иллюстрация предоставлена Владимиром Степановым
Карикатура А.Медведева. Иллюстрация предоставлена автором
Картина Сергея Мосиенко. Фото предоставлено автором