Опера «Тангейзер» всегда неоднозначно воспринималась публикой, а музыку ее создателя Рихарда Вагнера запретили в Израиле. Новую трактовку с «развязными» танцами в 2010 году предложил Королевский оперный театр Лондона. Постановка «Тангейзера» в декорациях концлагеря возмутила жителей Дюссельдорфа. Новосибирскую трактовку Вагнера обвинили в оскорблении чувств верующих. Директор НГАТОиБ предлагает РПЦ сесть за стол переговоров.
Опера «Тангейзер» и ее создатель – немецкий композитор Рихард Вагнер вызывали неоднозначную реакцию еще в XIX веке. Основная мысль произведения – спасение души любовью чистой девушки. Фото http://www.wagneropera.net Но 1861 году после восьмого спектакля оперу исключили из репертуара в Париже. Известно, что поклонником творчества Вагнера был Адольф Гитлер, а в Израиле произведения немецкого композитора запрещены – подчеркнули «RT». «Новосибирские новости» нашли самые скандальные постановки вагнеровской оперы. «Тангейзер» и партизаны В декабре 2010 года Королевский оперный театр Лондона поставил «Тангейзера» в современных декорациях, костюмах времен гражданской войны XX века. Автор рецензии на «Independent.co.uk» Анна Пикард пишет – «Отсылки к гражданской войне в действии наводят на мысли больше о Чечне, чем о Тюрингии. Во втором и третьем актах показан прогрессирующий распад, театр заполняют седые, вооруженные до зубов партизаны и кроткие женщины в платках. Это такое же клише, как и движения актеров». Фото http://www.wagneropera.net Однако другие критики восторгаются работой постоянного дирижера Королевского Оперного театра Семена Бычкова и современной хореографией, «тела танцоров гнутся и вращаются, они бросаются друг на друга, максимально развязно двигаясь в такт сексуальной музыке». Новаторство постановки не вызвало протестов среди широкой общественности. «Тангейзер» и холокост В мае 2013 года в немецком Дюссельдорфе состоялась премьера необычной постановки Тангейзера. «Любители оперы в немецком Дюссельдорфе выдержали только первые 30 минут на премьере новой постановки «Тангейзер». Некоторые из них покинули зал в ярости, некоторым людям потребовалась помощь медиков», – сообщает «Russia Today». Фото http://www.ntv.ru Во время увертюры к опере актеры залезали в стеклянный куб, который постепенно наполнялся дымом. Зрители догадались, что им показывают пленников концлагерей, которых нацисты убивали в газовых камерах. В другой сцене актёры изображали, как членов еврейской семьи бреют наголо и отправляют работать. Главный представитель еврейской общины в Дюссельдорфе уже назвал постановку «безвкусицей». При этом он заявил, что оригинальное произведение Рихарда Вагнера не имеет ничего общего с Холокостом. Режиссёр оперы Кристоф Меер признал, что, возможно, некоторые сцены стоит заменить, и отметил, что не хотел никого обидеть. «Тангейзер» – нарушитель Новосибирская постановка «Тангейзера» оскорбляет чувства верующих, по мнению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. По жалобе митрополита, прокуратура Новосибирска 24 февраля возбудила в отношении директора Оперного театра Бориса Мездрича и режиссера-постановщика спектакля «Тангейзер» Тимофея Кулябина заведено административное дело по ч.2 ст.5.26 КоАП РФ – «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем». Следственное управление Следственного комитета РФ по Новосибирской области начало проверку постановки спектакля «Тангейзер» по статье 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий», сообщает ТАСС. Создатели новосибирского «Тангейзера» утверждают, что стремились выразить боязнь современного общества потерять современные ценности. «Была ли провокацией задумка режиссера? Нет, это было значительно раньше, концепция готовилась больше года. Вероятно, носилось что-то в воздухе, настроение общества. Это некоторое отчаяние и боязнь потерять святыни общества, по всему миру», – рассказал на онлайн-конференции «НГС» музыкальный руководитель и дирижер оперных и балетных спектаклей НГАТОиБ Петр Белякин. Директор театра Борис Мездрич призывает разрешить скандал с «Тангейзером» в формате переговоров с Новосибирской епархией. «Так, оказалось, что Новосибирск стал испытательным полигоном, такого не было еще в современной российской истории. Есть закон 256-ФЗ — независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры. Я прочитаю только одну фразу: «…независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры не проводится в отношении создания, исполнения, интерпретации произведений литературы, искусства». Законодатель установил эту норму в июле 2014 года», – сообщил директор Оперного Борис Мездрич.