Федоровские бани были самыми популярными у новосибирцев почти целый век. Три общественных бани привлекали сотни горожан, несмотря на плохие отзывы. Советские бани породили собственную культуру, целые мужские клубы с пивом и задушевными историями. Однако в 1990-е годы небольшие сауны стали вытеснять общественные помывочные.
Первые бани Ново-Николаевска
Бани обычно строились на подворье частных домов. Однако существовали и бани общего пользования. К 1910 году в Ново-Николаевске насчитывалось три общественных помывочных пункта. Здания этих бань были двухэтажными, каменными, сами бани без канализации, с номерной системой. Общее количество номеров в общественно-помывочных пунктах в 1910 году было 113. Существовали также солдатские бани при железнодорожной станции, сейчас там один из корпусов психиатрической больницы на ул. Владимировской.
Старова баня
В 1906 году в Ново-Николаевске функционировала баня господина Шап, бывшая Старова, открывшаяся примерно в 1904-м году. Однако она была не вполне пригодна для пользования в санитарном плане. Газета «Народная летопись» писала, что для стока банной воды используются два колодца, но профильтрованная через них банная вода — мыльная, закисшая и имеет запах селитры и сероводорода. И вода стекает в лог не по закрытой канаве, а наружным ручьём.
Федоровские бани
«Федорова баня» была построена на ул. Советской в 1907 году. Зиновий Федоров привлек к делу купца Луканина и сразу построил большие бани, так как помывочный бизнес сулил прибыль.
Другая проблема была — душ. В бане не было даже отдельных кабин, вместо них — ячейки в два этажа, куда банщица складывала нашу одежду в узлах и называла номер места. Выйдя из моечного отделения, нередко приходилось стоять в очереди за узлами на холодном затоптанном полу» — вспоминают современники.
Однако, со временем бани становились все лучше и стали для Новосибирцев культовым местом. Лучше наших Фёдоровских, надо отметить, было не так много. Конечно же, Сандуны, да, пожалуй, относительно современные Краснопресненские в Москве и Невские в Питере на Марата.
Советское время
Старожилы отдавали первое место Фёдоровским баням. Когда большинство остальных бань (на Петропавловской, Плахотного, Расточке, Восточном, Гурьевской, 25 лет Октября, Владимировской) всё еще выдавали пар из крана, Фёдоровские уже парили каменкой.
Советские бани тридцатых годов отличают имперский стиль архитектуры и имперский же размах: открытый бассейн, стадион, парк — вот непременные атрибуты пролетарской бани. Они больше напоминают дворцы съездов или театры, чем пресловутые банно-прачечные комбинаты. После войны бани снова стали комфортными, но былой размах уже не вернулся - пишет портал «Сиб.фм».
Очереди просуществовали еще лет 30. Но с 1992 года бани перевели на самоокупаемость, расценки повысились, очереди в общее отделение исчезли.
Как ходили в баню
Чтобы избежать массовки, в баню лучше было ходить с утра. Сборы в баню это была целая эпопея. Выбор бани, сборы белья, рукавиц, шапок, тапочек, заварка чая с травками, подготовка веников. Веники продавали и в самой бане, но брать веники в бане было дурным тоном. Веников брали два, чтоб в обе руки, дома их предварительно замачивали в холодной воде (чтобы неторопливо «раскрывались»). В 1975 году появилась книжка Алексея Галицкого «Щедрый жар», зачитанная до дыр. Сразу после парилки принято было выбегать на улицу, во внутренний двор. В некоторых банях были подвесные ведра с ледяной водой, которые опрокидывались веревочкой. После последнего, «на чистую» захода в парилку мужики собирались в раздевалке с травным чайком или с пивком и разговаривали – снова же о деде Лёне, о Штирлице и Иронии судьбы, о провидце Достоевском, умнице Пушкине, да ещё о женщинах. Целые клубы собирались в общественных банях.