Новосибирские
новости
Все материалы
Подписывайтесь:

Самые богатые бизнесмены Новосибирска – часть 1

Никита Манько
Никита Манько
16:40, 07 января 2015

Список главных миллионеров и миллиардеров Новосибирска всех времен начинают составлять «Новосибирские новости». Кем были первые олигархи дореволюционного Ново-Николаевска, в каких сферах экономики зарабатывали состояние, как жили и вели себя? И кто из современных миллионеров занимает сегодня бизнес-нишу знаменитых купцов начала ХХ века – публикуется в цикле «Лучшие материалы «Новосибирских новостей» за 2014 год».

Кто привлек инвестиции и сделал поселок Новониколаевский промышленным городом,  поведала «Новосибирским новостям» кандидат исторических наук Лидия Воробцова. А руководитель комитета по поддержке малого и среднего предпринимательства мэрии Сергей Дьячков прокомментировал, кто из современных новосибирских мультимиллионеров сегодня занимает бизнес-ниши лидеров экономики дореволюционных времен.

Также в цикле «Самые богатые бизнесмены Новосибирска» читайте: «Миллиардеры Новосибирска сдают позиции в рейтинге Forbes»

Луканины

Михаил Егорович Луканин был учредителем Южно-Алтайской мукомольной компании, открыл торговлю на ул. Кривощековской и в конторе завода «Труд». Продолжили дело отца два брата – Александр Михайлович и Иван Михайлович – выходцы из мещан города Уфы. В 1900 году построили четырехэтажную мельницу с паровой 1-цилиндровой машиной производительностью 600 тыс. пудов зерна в год и электрическим освещением. Сумма производства предприятия накануне мировой войны составляла 1 млн царских рублей. Для Сибири это было нетипично – другие мельницы «вырастали» и надстраивались постепенно, а четырехэтажное здание было сразу рассчитано на переработку огромных объемов зерна. Это задавало стандарт – Ново-Николаевск поставлял большой объем зерна высокого качества, а в европейской части России перекупщики ставили на него свое клеймо и продавали дальше. Пекари добавляли эту муку в тесто, чтобы улучшить его вкус. Продукция получила серебряную медаль на Омской выставке и экспортировалась в столицу.

fabr33_01_Луканин.jpg
Контора Луканиных. Фото с сайта nsk.novosibdom.ru

В 1906 г. Луканины стали учредителями «Южно-Алтайской мукомольной компании». Основной капитал компании составлял 150 тыс. рублей, производительность мельницы накануне Первой мировой войны была 1,3 млн пудов. Луканины участвовали в депутации к императору Николаю II, которая просила царя о преобразовании поселка «Новониколаевский» в город. Оба брата избирались гласными городской думы.

Сергей Дьячков: Сейчас ОАО «Новосибирская макаронная фабрика» производит макароны «Луканинъ». Еще одна аналогия Луканину – владелец «Сибирской хлебной корпорации», депутат Законодательного собрания Новосибирской области Дмитрий Терешков.

Жернаковы

Евграф Александрович Жернаков, богатый колыванский купец активно добивался, чтобы Транссиб прошел в Колывани. Однако он одним из первых переехал в Ново-Николаевск и открыл первый магазин на базарной площади. 20 марта 1894 года «новониколаевские купцы считали открытие магазина Жернакова днем рождения города» – писал приказчик купца М.В. Можаров. Его племянника Владимира Ипполитовича Жернакова современники характеризовали как жесткого и волевого человека – он проявлял осведомленность и напористость на заседаниях городской думы. Был избран городским головой дважды. Жернаков – выходец из мещан, отличался высшим образованием, он получил диплом Санкт-Петербургского юридического колледжа. В 1914 году стал одним из учредителей «Сибирского табачного товарищества» с уставным капиталом в 300 тыс. царских рублей, владел обувным магазином в городском торговом корпусе. Помогал восстанавливать Ново-Николаевск после пожара, который уничтожил 22 квартала в 1904 году.

стр_67_Комммунистическая_43-1_жернаков.jpg
Дом Жернаковой. Фото с сайта kraeved.ngonb.ru

Сергей Дьячков: Жернаков, без сомнения, был серьезный мужчина. Что касается торговли и коммерции, ему можно сопоставить современных братьев Насоленко. Или, к примеру, Николая Скороходова, совладельца торгового холдинга «Холидей Классик», и Александра Манцурова с его «Гигантом». Конечно, сейчас торговля другая – не в лавках, а в супермаркетах, но по роду деятельности они схожи.

Кетов

Показательна история становления Николая Михайловича Кетова в Ново-Николаевске. Скопив небольшой капитал, он в 1896 году в возрасте 18 лет переехал в Ново-Николаевск, в 1904 году открыл пряничную мастерскую с лавкой, на базарной площади. Также при магазине было организовано фабричное производство карамели, пряников, кофе, сушек овощей и прочее в специальном здании на Гудимовской улице №15 с тремя складскими помещениями и конюшней на несколько лошадей. Годовое производство предприятия – 14 000 р., работали там 13 человек. В первые годы, по словам предпринимателя, он «сам вел все книги и работал с 6 часов утра до 12 часов ночи, т. к. любил только работу и больше ничего». Вскоре, к площадям купца прибавилось помещение городском в торговом корпусе (здание Краеведческого музея), появились еще несколько магазинов, в том числе в других городах. Кетов владел тремя домами в Ново-Николаевске, собственными конюшнями и помещениями в Городском торговом корпусе. Заслуга выходца из народа в том, что Кетов первый привез в город пианино и рояли Шредера из Санкт-Петербурга, что было редкостью для Сибири в те годы. Во время ареста в январе 1920г. у Н.М. Кетова конфисковали более 1 млн рублей, принадлежащих ТД. «Крупный буржуй», как значилось в деле, умер в своей камере в возрасте 43 лет.

Каган

Двинский купец 1-й гильдии Аарон Йоселевич Каган приехал в Ново-Николаевск в начале 20 века. Он выкупил часть паев в «Алтайской фабрично-промышленной компании» на 250 тыс. рублей и занялся экспортом местной муки, в том числе за рубеж. Впоследствии стал председателем русско-английской торговой палаты. Уступил часть паев Русско-Азиатскому банку, в результате чего было образовано совместное акционерное общество «Алтайской фабрично-промышленной компании». Кагану принадлежал 41% акций стоимостью 410 тыс. царских рублей. Роскошный дом Кагана в перестроенном виде можно увидеть на улице Коммунистической – сейчас там располагается роддом №1.

Урицкого_2_1908-1916_дом_кагана.jpg
Дом Кагана, сейчас здание роддома №1. Фото с сайта kraeved.ngonb.ru

Ельденштейны

Василий Евгеньевич – выходец с Урала. Бывший крестьянин сделал свой капитал на торговле в Томске, в том числе лесом. В 1895-1899 годах построил три парохода: «Любимец», «Евгений» и «Товарищ». Однако в 1900 году он погиб на своем корабле «Евгений» при взрыве бака. Его сын Евгений Васильевич Ельденштейн продолжил дело отца, после отчисления из Томского реального училища в 1890 году и демобилизации в 1897 году. После смерти отца, расплатившись с долгами, открыл вместе с братом торговый дом «Наследники В.Е. Ельденштейна». К 1914 году вместе с братом имел 6 пароходов: «Россия», «Любимец», «Алтаец», «Александр Невский», «Нарымец», «Помощник», 16 барж и мастерские. Капитал пароходства составлял около 400 тыс. рублей при 65 тыс. прибыли в год.

Купчиха или «леди-предприниматель»?

Супруги сибирских купцов отличались от жен богатеев центральной России деловой хваткой – большинство вели дело наравне с мужьями, выступали как общественные деятельницы, занимались благотворительностью. Показательно, что глава семьи часто завещал дело не старшему сыну, а своей жене. Жена Жернакова, Мария Даниловна старалась помогать мужу – работала в лавках городского торгового корпуса, в 1909 г. учредила свой торговый дом. Жернакова устраивала благотворительные вечера, а также взяла под свою опеку женское училище. Анна Васильевна Рейхзелигман – томская купчиха владела крупнейшим пивоваренным заводом «Вена» и сетью пивных лавок – около 19 штук, 2 трактирами 2-го разряда и 3 трактирами 3-го разряда. Мало кому известна история Либо – Лисю Аштьевны Талан, врача-стоматолога, которой удалось выкупить маслобойный завод и мельницу у Туркиных. Анна Федоровна Щепочкина владела десятком бакалейных и винных лавок и сдавала квартиры.

Сергей Дьячков: Из современных бизнес-вумен можно выделить Наталью Филеву, которая вместе с мужем владеет авиакомпанией «Сибирь». В семейной паре лидер этого бизнеса, конечно, Наталья Филева. В целом, женщин-предпринимателей в Новосибирске немало. Наталья Жданова с партнерами создала «СЛК-Моторс». Сейчас это второй по мощности автодилер в Новосибирске.

«Золотая тысяча»

Уже к началу 20 века в нашем городе сформировалась одна из наиболее влиятельных и сильных групп сибирских предпринимателей. Количество предпринимателей в конце XIX-начале ХХ в. превысило, по самым скромным подсчетам, 2 тыс. человек, так как только торговых учреждений в городе насчитывалось более 1,5 тыс., кроме которых еще существовали различные промышленные заведения, предприятия транспорта и сферы услуг. Наиболее крупные предприятия города принадлежали двум-трем владельцам.

Большинство местных предпринимателей выбрались из мещанства, больше половины из них приехали из городов Сибири. Новониколаевск привлекал предприимчивых крестьян – здесь было меньше конкуренции, чем в старых торговых городах. Дворян – предпринимателей было всего девять человек – граф Кайзерлинг А.Г., действительные статские советники Токовин А.Г. и Злоказов В.П. Иностранцев с делом было столько же, сколько и дворян,  а сообщество предпринимателей помимо русских включало в себя украинцев, поляков, евреев и татар.

Сразу несколько сословий объединяла мукомольная промышленность – в основном, именно купцы, дворяне и почетные граждане владели мельницами, пекарнями и складами. Также гильдейское купечество Ново-Николаевска преумножало капиталы в сфере торговли, логистики и транспорта.

Сергей Дьячков: Торговля и транспорт – абсолютно естественные для Ново-Николаевска сферы бизнеса. Город находится на перекрестке транспортных путей, а в те времена еще и Обь была очень оживленной транспортной артерией. Сюда весьма редко заходят московские торговые и даже промышленные капиталы. Скорее барнаульский предприниматель (к примеру, Александр Ракшин с «Марией-Ра») или бийский (Юрий Никитин с «Аникс») «заходят» со своими проектами в Новосибирск. Есть здесь и владивостокский капитал – сеть DNS. Но вот контрпример – «Магнит» Сергея Галицкого из Краснодара. И все-таки большая часть капиталов, заходящих в наш город, – сибирского происхождения. Другая ментальность сибирского рынка – наша характерная особенность.

Власть местная и власть царская

Самые богатые купцы занимали должности гласных в городской думе и органах местного самоуправления (Суриков – городской староста, А.М. Луканин – его помощник, И.М. Луканин – гласный городской думы и др.), возглавляли комитеты и ассоциации, Жернаков дважды избирался городским головой. Была и особая категория жителей в звании почетного гражданина, которое было выше купеческого, но ниже дворянского. Почетными гражданами Ново-Николаевска стали братья Луканины, И.Д. Жильцов, М.Д. Фальков, Н.Е. Жернаков – отец городского головы Жернакова, В.Б. Фредерикс и другие.

Многие конфликты с властью и друг с другом купцы решали в мировом порядке, но нередко дело доходило до суда. В 1913 году ТД «А.И. Винокуров и сыновья» судился с владельцем шоколадной фабрики «Виктория» П.К. Панганским и взыскал с него более 3 тыс. рублей. Также известен случай, когда Луканин судился с кабинетом императорского величества, речь шла об уплате налога на землю под одной из его мельниц. Он доказывал, что новое постановление не дает права чиновникам описывать мельницу, но проиграл дело. Сумма для него была небольшая, но миллионер затеял тяжбу из принципа.

«У богатых свои причуды»

Старший миллионер Винокуров часто страдал тяжелыми запоями. Сын Кухтерина Иннокентий был убит в 1911 году в пьяной драке. Туркин слыл известным в Сибири игроком в вист. Показателем богатства и состояния в Ново-Николаевске была недвижимость. Богатые купцы имели по нескольку домов, которые строились в два и три этажа из кирпича или из бруса. Окна украшали наличниками.

Однако даже самые богатые купцы питались обычно, за исключением праздников и званых ужинов в ресторанах. Купцов Ново-Николаевска отличало от «московских» то, что жены часто сами готовили еду и одновременно помогали в делах. Торговали всей семьей – дети служили помощниками, старшие работали приказчиками. Жены богачей были значительно моложе своих супругов, разница в возрасте могла доходить до 50 лет. Купец мог жениться в своей жизни только три раза, и если первая жена была ровней, то вторая и особенно третья были моложе мужа больше чем на 10 лет.

Сергей Дьячков: От купцов в Новосибирске остались дома, но это скорее артефакты. Торговый капитал в истории и Ново-Николаевска, и Новосибирска накапливался постепенно, а потом вкладывался в другие отрасли – в строительство, в промышленность, в банковскую сферу. У нас нет сырьевых капиталов, было мало промышленных – город торговый. В любом случае, город – перекресток торговых путей генерировал накопление больших торговых капиталов. Это и есть наша главная особенность, эти капиталы и «сделали» Новосибирск. 

Фотографии статьи


Что происходит

Если вы пропустили: карусель для коровы, арки для гномов и победный борщ

«Увидим отголоски»: мороз −25 проскользнёт мимо Новосибирска

На берегу озера у «Локомотив-Арены» создадут пляж и спортивный кластер

Первые в этом сезоне катки заработали в Новосибирске

Библиотечный вагон с автографом Горького запустили в метро Новосибирска

Протекающую крышу на проспекте Дзержинского заменят к середине зимы

Музей истории улицы Чаплыгина хотят создать в Новосибирске

«Весёлые старты» открыли декаду инвалидов в Калининском районе

Пять миллионов рублей вложили в проекты ТОСов в Советском районе

Тротуары на Октябрьском мосту открыли для пешеходов спустя два года

Ключи от новых школьных автобусов раздали в Новосибирской области

Показать ещё