Архитектура Новосибирска разнообразна: дореволюционные дома купцов, памятники эпохи индустриализации и конструктивизма. Искушенных иностранцев в наш город привлекает советский авангард. О том, какие памятники исчезли из Новосибирска, почему памятникам архитектуры необходимы частные руки и где в городе самые недоступные архитектурные шедевры «Новосибирским новостям» рассказал автор скандальной «хулиганской» экскурсии по дворам Новосибирска, руководитель центра устной истории Музея Новосибирска Евгений Антропов.
– Какие экскурсии по историческому Новосибирску пользуются популярностью?
– Наибольшей популярностью пользуется хулиганская экскурсия по дворам. Новосибирск интересует иностранцев как город, появившийся благодаря Транссибирской железной магистрали.
Хулиганская экскурсия по дворам новосибирска. Фото предоставлено Музеем Новосибирска
Чаще других приезжают немцы, в рамках путешествия по Транссибу на туристическом поезде «Императорская Россия», они останавливаются в городе на несколько дней. Иногда среди интуристов встречаются любители русского авангарда, но крайне редко.
– Насколько стремительно менялся исторический облик Новосибирска?
– Если сравнить карту Ново-Николаевска 20-х годов и карту Новосибирска конца 30-х, а затем взглянуть на карту города в 60-х годах, то становится понятно, что город изменился до неузнаваемости. Сносили не только памятники – перекраивали целые улицы, «прорубили» Вокзальную магистраль. Каждое новое поколение городской власти видело Новосибирск по-своему, даже в рамках советской парадигмы градостроительства.БИОГРАФИЯ
БИОГРАФИЯ
Евгений Антропов окончил НГПУ по специальности «учитель истории» в 2005 году. Работал сотрудником отдела этнографии института Археологии и этнографии СО РАН. С 2011 года занимает пост руководителя центра устной истории Музея Новосибирска. Евгений является автором и экскурсоводом проекта «Михайловская роща, дядя, будь проще!».
Новосибирск пережил как минимум пять концепций градостроительства, и в каждой было свое понимание, что такое памятник. Например, нынешний Краеведческий музей – бывший Городской торговый корпус работы архитектора Крячкова напротив мэрии планировали снести, так как он не вписывался в общий комплекс зданий на площади Ленина.
– Какие памятники важны для истории города, но не попали на открытки?
– К примеру, улица Богдана Хмельницкого – это целый исторический район. До сих пор один из самых интересных примеров комплексной застройки, претендующей на архитектурное и историческое единство. Улица ведомственная, она строилась от завода «НЗХК». Это уникальный пример попытки застройки Новосибирска в едином стиле, образец советского градостроения. Таким же является проспект Дзержинского, который в свое время принадлежал Новосибирскому авиационному заводу им. Чкалова.
– Могут ли здания новосибирских заводов претендовать на статус памятника?
– Промышленная архитектура – это вообще великолепный пример истории развития города на фоне очень редкого присутствия в Новосибирске. Здание Бугринского солодовенного завода на левом берегу – необходимо что-то делать с ним.
Бугринский солодовенный завод. Фото nsk.novosibdom.ru |
Он забыт, недоступен для публики – даже зайти на территорию невозможно. К примеру, если ехать на автомобиле с проспекта Энергетиков на Димитровский мост вечером, можно увидеть подсветку труб на ТЭЦ-2 . Сам комплекс зданий ТЭЦ-2 не представляет никакой ценности в плане архитектурно-исторического наследия, но с подсветкой выглядит шедеврально. Нужно искать способы, формы продления жизни промышленным памятникам, может быть поставить стеклянный забор, подсветить. Хотя бы грамотно оштукатурить контуры исторической кладки и современной кладки – способы есть. Памятник должен быть доступен и генерировать информационные поводы.
– Какие памятники остались от Ново-Николаевской промышленности?
– Есть великолепные образцы еще дореволюционной архитектуры в районе «ДК Кирова», по ул. Сухарная и ул. Дуси Ковальчук, часть бывшего мясоконсервного комбината «Сухарный». Это несколько бывших административных корпусов на территории современного мясокомбината. К сожалению, потеряны дореволюционные здания соседнего мясохладобойного комбината, сейчас там современная фабрика «Корс». Мясоконсервный и мясохладобойный комбинат были построены в 1905 году, для обеспечения русской императорской армии провизией, так как Ново-Николаевск был важным стратегическим пунктом снабжения на «Транссибе». На ул. Фабричной есть успешный пример сохранения промышленных памятников – современные бизнесмены используют исторический бренд и корпуса «Луканин и Ко» – фирмы по производству макаронных изделий.
Здание макаронной фабрики построено в 1910 г. Фото с сайта 101hotels.ru
– Какие памятники уже потеряны для города?
– В этом смысле самые ветхие памятники – это памятники на забытых, заброшенных местах, лишенных внимания горожан, журналистов, правительства. До начала «нулевых» таким был «Тихий центр», угол ул. Коммунистической и ул. Революции, сейчас там идет реконструкция дореволюционной гостиницы «Метрополитен». Есть объекты историко-культурного наследия, значимые в историческом плане, но не имеющие охранного статуса. Это ряд зданий на ул. Владимировской, от остановки «ДК Кирова» до остановки «Маслозавод». Тот же «ДК Кирова» в прошлом году отделали сайдингом, после чего этот великолепный образец советского авангарда был потерян навсегда. И таких примеров много, нужно чтобы у памятника был социально ответственный хозяин.
– Можно ли отдавать памятники в частные руки?
– Продажа зданий, признанных архитектурным наследием, может продлить им жизнь. К примеру, здание женской гимназии на пересечении ул. Ленина и ул. Урицкого – собственник купил плохой памятник, вложил средства в реконструкцию и поддержание – теперь там ресторан. Еще есть бывший «Дом Крюкова», тоже был в свое время продан под ресторан «La Maison». Собственник отреставрировал дом новониколаевского купца и на сегодня это интереснейший особняк. Конечно, пройти во двор с фотоаппаратом и экскурсионной группой в 10 человек затруднительно, нужно заранее договариваться. У памятника должен быть собственник, вот что главное.