Новосибирские
новости
Все материалы
Подписывайтесь:

Сценарист блокбастера «Метро» рассказал, как делают кино в Новосибирске

Лариса Сокольникова
Лариса Сокольникова
08:04, 13 марта 2013

Автор сценария одной из самых громких кинопремьер февраля - фильма-катастрофы «Метро» Денис Курышев родился в Новосибирске. Когда-то он был актером в молодежном театре «Глобус», а затем уехал в столицу и волею судеб стал сценаристом. На встрече с киноманами и журналистами Денис Курышев рассказал, как пишут сценарии, как делают кино, кто такие «усмешнители» и «сюжетчики», почему «мыльные оперы» так популярны, и с чего начинать тем, кто хочет попробовать свои силы в киноидустрии.

- Денис, где вы взяли столько денег на съемку фильма «Метро»?

IMG_3554.jpg- Я всего лишь сценарист. Доставать деньги – дело продюсера. А вообще, деньги и кино – это вещи неразделимые. Одно без другого не бывает. Но деньги не первичны. Понятно, что они двигатель всего. Сначала выкупили книгу у Дмитрия Сафонова. Это было пять лет назад. Потом со мной заключили контракт, сказали – напишите по вот этой хорошей книжке сценарий. Я читаю книгу – задаю студии вопрос – насколько у меня развязаны руки? Мне ответили, что я могу делать с книгой все, что хочу. Поэтому многое было изменено. На этапе предварительной работы для «Метро» я просмотрел все фильмы катастрофы. Наши и не наши. Но особенно внимательно смотрел наш «Экипаж», в котором драматургическая линия гениально прописана. И помимо катастрофы там много чего происходит. Денис КурышевРодился 28 августа 1968 в Новосибирске. Актер, сценарист и начинающий режиссер. В кинематографе с 2001 года. Живет и работает в Новосибирске. Четыре года служил актером в новосибирском театре «Глобус». Снимался в сериалах и полнометражном кино. Автор сценария  к более десяти сериалам и фильмам. Я добавил свое личное видение сюжета – это выделение человеческой составляющей. Даже в самом детективной детективе, когда астероид летит к земле, очень важно, что у главного героя происходит в личной жизни.

Первый драфт был полностью написан, и я ждал больших правок, но студия и инвестор приняли его практически без правок. Прошло года три-четыре, я вносил правки, а затем студия привлекла к работе над сценарием еще автора. Им стал режиссер фильма.

- Почему сценарий называется драфтом?

- Драфт – это не сценарий, а то, что уже пошло в производство, но и оно еще будет переделываться в процессе. Драфт кажется окончательным. Там все незыблемо – мотивировки и диалоги, классные герои и искрометные шутки. Но вдруг через два месяца от того, что вы считали окончательным вариантом, остается 10%.

rg9ozk3m.jpg
Кадр из фильма "Метро" Фото rblogger.ru

- Насколько высока конкуренция в среде сценаристов и как становятся востребованными сценаристами?

Сценаристов сейчас мало, и они очень востребованы. Я пришел в сценаристы из актерской профессии (четыре года прослужил в театре «Глобус»). Пару лет назад перепробовав много стран и континентов, я понял, что в Новосибирске мне работается лучше всего. Я вырос в Академгородке и здесь я дома,  мне здесь комфортнее всего. Я даже не был на московской премьере фильма «Метро», но на новосибирской премьере присутствовал. Еще года два или три назад появилась мысль создать в Новосибирске киношколу на базе университета или, может быть, кинотеатра «Победа». Я буду рад, если в Новосибирске появятся эффективные сценаристы. Видите, я сказал эффективные, а не талантливые. Потому что кино – это производство. Это дипломатия, необходимость повернуться лицом ко всем. И важно – сделать это искренне. Непростая это задача – писать для кино. 

- Несколько дней назад в Новосибирске проходили съемки третьей серии фильма «Елки». А в целом как обстоят дела  с кинопроизводством в Новосибирске?

- Сегодня в Новосибирске есть один крупный инвестор, который уже реализовал два проекта во всероссийском прокате. Это фильмы «Беременный» и «Мамы».

Они созданы при финансовой поддержке директора «Большой медведицы» Андрея Алексеева. Один из этих фильмов окупился «в ноль», а другой принес прибыль. Насколько мне известно, инвестор и дальше планирует продолжать работу в киноиндустрии и развиваться как кинопродюсер.

1309209769_beremennyy_1.jpg
Кадр из фильма "Беременный". Фото informportal.org

- Чем сценарий отличается от книги?

- Две этих сущности также похожи друг на друга, как ветер похож на помидор. Дело в том, что выразительные средства в кино и литературе абсолютно разные. Если в книге мы можем написать – «он шел и думал о том, что…». То в кино у нас будет идти грустный герой, он может даже ежиться от транцедентального холода, но вы никогда не догадаетесь, о чем он думает, если к этому не приложить определенных усилий. Существует масса различных приемов, как этого добиться. Есть например «эффект Кулешова». Это один из первых советских режиссеров, который уже в конце своей жизни узнал, что на западе есть такой термин – «эффект Кулешова». Суть его в том, что если мы показываем похороны, а затем нейтральное лицо, то оно будет выглядеть грустным. Если мы показываем клоуна в цирке, а потом то же самое нейтральное лицо – оно будет читаться как веселое.

- С чего начинается путь сценариста?

- Я в свое время начинал с мыльных опер. Обычно развитие сценариста происходит так – человек что-то пишет, и ему удается найти работу сценаристом в, как правило, долгоиграющем шоу (типа мыльной оперы, тягомотины и занудства по 200 серий), которое смотрят наши бабушки-прабабушки. Вот это всё кормит молодых сценаристов. И на первых этапах не надо этого гнушаться. Потому что, когда вы пишете о том, что первая швея поссорилась со второй швеёй, а муж третьей швеи давно уже любит первую швею, и, если вы все это пишете адекватно, то начинаете понимать, что все это не особенно глубоко. Но, как ни странно, рейтинги у этих сериалов сумасшедшие. И наши бабушки, которые прожили не самую простую жизнь, доверяют этим программам. Посмотрите ради интереса, как это просто снято и незатейливо написано, но драматическая структура там железобетонная.

Сценаристы бывают разные – одноклеточные, двухклеточные и трехклеточные, также как фильмы и сериалы.

Помните первый отечественный сериал «Горячев и другие»? Так вот там началось все примерно так – отец нашего российского «мыловарения» Юрий Михайлович Беленький, с которым я знаком уже лет 20, пришел как-то к великим сценаристам и предложил – давайте напишем сценарий мыльной оперы серий на 20-40 про становление российского бизнесмена. «Сколько серий? – спросили его именитые сценаристы. – Да вы с ума сошли? Как можно так издеваться над зрителем? Это никогда не приживется. Это работает на Западе. У них там мир чистогана, и идите все лесом».  Затем Беленький пришел к Валерию Фриду (автор сценария к фильму о Шерлоке Холмсе) на курс, где он преподавал, и писать это сериал начинали студенты.

IMG_3571.jpg
Автор сценария одной из самых громких кинопремьер февраля - фильма-катастрофы «Метро» Денис Курышев

- Из чего состоит технологическая цепочка написания сценария для кино?

- Сначала составляют поэпизодный план серии ли фильма. Последовательно описывают, что будет происходить в каждой сцене. И так весь фильм. На этапе поэпизодного плана еще нет диалогов, и его можно корректировать. Здесь всё увязывается, поэтому необходимо соблюдать причинно-следственную связь, мотивировки героев, не выходить за рамки характеров. Кроме того, сценарист должен влезть в шкуру того, для кого он пишет сценарий. Если ему поставлена задача, писать для людей от 23 до 30 лет, то им надо с ними пообщаться, понять, что их греет, чего они хотят, какие у них базовые страхи (а их трогать нельзя). И только тогда садиться за работу.

Каждая сцена (в серии их бывает 20-25) расписывается подробно. В Голливуде сценаристы заполняют специальные бланки. Мы заполняем графы, за которые сценаристы, окончившие ВГИК, готовы меня убить. В каждой сцене нужно написать, в чем конфликт, сопутствующие обстоятельства, где в ней поворот, эмоции. Всегда хочется сказать – да, я же и так понимаю, в чем здесь эмоции. И когда вы осваиваете это ремесло, то вам гораздо проще подкладывать другую проблематику и осваивать новый инструментарий. Если человек научится это формулировать словами, потом ему это очень помогает.

- Что сложнее всего в сценарии – сюжетная линия или диалоги?

- Именно сюжетная конструкция (то, как увязано все внутри) – это самое сложное в сценарной работе. Обычно считают, что сложно писать диалоги. Нет. Если вы видите персонажа, представляете его психофизику, знаете, кто его мама-папа, как зовут его собаку, и храпит или не храпит он во сне, то вам будет очень легко сделать так, чтобы он заговорил. Мне в этом смысле повезло – я пришел из актерской профессии. Самые маловостребованные люди в телеиндустрии – это диалогисты (те, кто по готовым планам пишут диалоги). Им на 30 страницах спускается серия сериала от сюжетчиков, и они за неделю должны написать не больше и не меньше 42 минут диалогов.

На Западе студия не имеет права подписывать сюжетчикам договор раньше чем через два месяца. Причина этому очень простая – американские сюжетчики – самые частые посетители клиник для умалишенных.

Потому что у них бешенная нагрузка. Представьте себе – у вас 16 персонажей с бэкграундом, 20 серий уже за спиной и еще 20 впереди. И сценаристу нужно все это одновременно держать в голове, переплетать должным образом и делать интересно. И неудивительно, что у людей едет крыша. Я когда занимался этой работой, просыпался с криками – «У него нет мотива!» Поэтому просто необходимо ставить мозг на место.

IMG_4914.jpg
Подготовка к съемке фильма "Елки 3". Новосибирск. 3 марта

- В чем главное отличие кино от мыльных опер с точки зрения сценариста?

- В кино мы можем уже не рассказывать, а показывать какие-то вещи. Посмотрите фильм «Бал», снятый без единого слова. Человек способен очень быстро считывать информацию, не имея вербальной поддержки. Когда к нам подходит пара мужчина и женщина, мы через 20 секунд понимаем, на каком этапе их отношения. Если это муж и жена, которые прожили вместе долгую и счастливую жизнь, то мы это понимаем, хотя они еще ни слова не сказали. В этом случае беспомощный сценарист делает так – ну, мы с тобой же уже прожили 20 лет, ты могла бы и запомнить, что я пью кофе с тремя ложками сахара (и это кстати не самый плохой вариант).

Вообще, за последние 10 лет технология построения сценарной структуры взлетела реактивной ракетой в совершенно другое измерение. Если вы сейчас пересмотрите фильм с Пьером Ришаром «Укол зонтиком», то увидите, какое это занудство.

Темп повествования, драматургические приемы стали другими. И даже за то время пока студент учится во ВГИКе с первого курса до четвертого, уже много чего изменяется.

- Помните свой первый сценарий, который был реализован?

- Когда у меня еще не было никакого статуса, я продал сценарий следующим образом – я написал подробный синопсис на 20 страницах. По сути это получился поэпизодник, после этого мне позвонил главный редактор и сказал, что если я напишу первую серию, то они заключат со мной договор. В итоге получился четырехсерийный фильм «Защита» с бюджетом в полтора миллиона долларов (это очень хороший бюджет).  А после этого появились другие заказы.

Как руководитель сценарной группы я реализовал два проекта – один из них сериал «Острог. Дело Федора Сеченова». Я набирал сценарную группу из 48 человек. Так вот из 48 дипломированных специалистов самых разных возрастов адекватных людей, которые могли решать те задачи, поставленные перед нами, было шестеро. Из них только с двоими можно было обговорить сюжетный ход, и через две недели они присылали серию. У меня самого две ипостаси – в одной я говорю о коммерческих вопросах, в другой – о творческих. И переход из одной в другую подобен персонажу фильма «Чужой» когда вроде из нормального человека вылезает какая-то тварь с зубами и щупальцами.

1717.jpg
Рабочий момент съемок сериала "Острог. Дело Федора Сеченова". Фото kino-teatr.ru

- Почему телевидение переполнено сериалами сомнительного качества про бандитов, ментов и тюрьму? 

- Продюсеры всегда играют наверняка. Их поведение подобно поведению стайных рыб – все в одну сторону головой поворачиваются и плывут. Выстрелило что-то, они анализируют и пытаются бить в ту же точку. Это, наверное, нормально, но индустрия от этого не слишком быстро развивается. Рано или поздно выигрывает тот, кто рискует. Но, к сожалению, рынок пока дикий, и риски очень большие для всех.

- Как придумывают смешные ситуации? Сценарий сразу обрастает ими или это происходит потом?

- Чтобы сделать сценарий смешнее, его отдают усмешнителям. Как правило, это КВН-щики, уже набившие руку в таких делах. Существует набор комедийных ситуаций. Например, «человек не на своем месте», когда охранник вынужден играть роль секретаря. Есть стандартные гэги /комические эпизоды/. Например, когда несколько раз повторяют и без того навязчивое выражение. В «Криминальном чтиве» помните? Хозяин дома спрашивает: «Ты, когда ехал сюда, видел там табличку «кладбище мертвых нигеров»?  - Нет, я не видел, - отвечает тот. - А знаешь, почему ты не видел там табличку «кладбище мертвых нигеров»? Да потому что там нет таблички, что у меня дома «кладбище мертвых нигеров». Это рабочий гэг, его можно реализовывать из раза в раз, и никто не поймет, что это один и тот же прием.

IMG_4971.jpg
Рабочий момент съемок фильма "Елки 3". Новосибирск. 3 марта

- Над чем вы сейчас работаете?

- Сейчас мы со студией «LBL-production» заключили контракт со студией Бондарчука «Арт-пикчерс» на 16 серий сериала. Из них написаны только три, поэтому нам нужны авторы. Я работаю вместе с нашим детективщиком Александром Черешневым, который издается под псевдонимом Духнов. Мне, если честно, уже не очень интересно писать сериалы. И согласился я именно потому, что он будет сниматься в Новосибирске. В съемках примет участие новосибирский режиссер Павел Меняйло, с которым мы сняли фильм «Главбух» для журнала «Главбух».

13306213770.jpg
Кадр из фильма "Главбух" с котом главного редактора "НН" в одной из главных ролей. Фото glavbukh.ru

- Короткометражка «Главбух» известна в редакции «НН» тем, что там снимался кот нашего главного редактора. Что это за проект?

- «Главбух» – это короткометражный фильм. По сути это абсолютно пионерское, беспроблемное и бесконфликтное кино. Но это ни в коем случае не характеризует его создателей. Это характеризует задачу, которая перед нами стояла. Нам принесли деньги и сказали – вот за эти деньги вы должны снять фильм, который понравится женщинам-бухгалтерам. Не мужчинам дальнобойщикам и не 23-летним скейтбордистам. У нас была задача показать, что главный бухгалтер – это мегамать для всех бухгалтеров, и даже начальство и коммерческий директор начинает ее слушаться в определенных ситуациях.

Фотографии статьи

Что происходит

До 6 декабря 2025 года продлили ограничение движения на площади Труда

66 млн выделили на восстановление трёх бомбоубежищ ГЭТ в Новосибирске

Спасатели опубликовали данные о толщине льда на водоёмах Новосибирска

86-летний рыбак провалился под лёд на озере в Первомайском районе

ДОМ.РФ продаст с молотка под застройку промзону возле рынка в Бердске

Поезд Деда Мороза постоял полчаса на вокзале Новосибирск-Главный

40 нарядных ёлок установят к праздникам в Новосибирске: смотрим адреса

Новосибирские учёные запатентовали макароны с кислотами кузбасского угля

На четверть вырос спрос на вторичное жилье у новосибирцев

Жительница Новосибирска пожаловалась на вечерних дрифтеров

Несколько улиц Бердска осталось без воды

Показать ещё