«Серебряную медаль Дельвига» и 500 тысяч рублей, прилагающихся к этой литературной премии, получил новосибирский поэт Владимир Берязев за выпуск антологии «Поэты «Сибирских огней». «Новосибирским новостям» лауреат рассказал, почему не смотрит телевизор уже 10 лет, почему писатель не может себе позволить быть аутистом, как Перельман, какую пошлость произнес Евтушенко, и сколько тысяч читателей заходят на его блог. Главный редактор журнала «Сибирские огни» Владимир Берязев в интервью из цикла «Писатели Новосибирска».
- Владимир Алексеевич для вас означало получить «Серебряного Дельвига»? - Четверть века трудов и... вот оно! чаемое душой и в честолюбивых помыслах – признание небесполезности твоего пути. На самом деле, и безо всякой иронии, это событие наипервейшей важности и не только для меня, поскольку одним махом делает журнал «Сибирские огни», его редакцию и редколлегию, ведущим в России. Пусть это пока касается только поэзии. Но, надеюсь, это лишь пока.справкаВладимир Алексеевич Берязев— поэт, эссеист, переводчик, публицист. Родился на юге Кузбасса в шахтёрском городе Прокопьевске в 1959 году. Был впервые опубликован в журнале «Сибирские огни» N 8 за 1982 г. Заочно окончил Литературный институт им. Горького (83-89 гг.). Публиковался во многих журналах, альманахах и антологиях России. Стихи Берязева входят в школьную хрестоматию «Шедевры русской поэзии второй половины XX-го века» (Издательство «Внеклассное чтение» — 2011 год). Более шести лет являлся автором писательской радиопрограммы «Слуховое окно» (93-99 гг.). В настоящее время - главный редактор журнала «Сибирские огни», а также секретарь правления Союза Писателей России.
- Подобные события расширяют твои возможности, твою свободу и уверенность в действиях. Ты обретаешь союзников, получаешь право на смелые шаги, что в будущем может принести ещё большие плоды. Разумеется, я говорю о разумной и адекватной для ответственного за своё творчество человека реакции. С нашим братом бывало всякое...
- Можно ли стать популярным поэтом, не уехав в Москву?
- Популярный – это от слова «пипл»? Пипл хавает? Это не ко мне вопрос. У меня и телевизора-то нет уже, почитай, лет 10. И всё популярное давным-давно вызывает тошноту. А русским писателем можно стать в любом конце планеты (и в Америке, и в тюрьме, и на Колыме). И история русской литературы ХХ века тому прямое и не опровергаемое свидетельство.
- Вы следите за тем, что происходит в интернет-сообществе?
- Мой блог http://beryazev.livejournal.com/ посещает иногда до тысячи человек в сутки, а ежемесячно не менее 15 тысяч. Активно участвую в дискуссиях на «Фейсбуке», там сложился обширный круг единомышленников-литераторов. В прочих социальных сетях принципиально не участвую. Чтение на планшетах и ридерах стремительно растёт. Да и книги продолжают читать. Если в России останется 10-12 млн читателей, уверен, нашей независимости, русскому языку и будущему страны ничего не угрожает. Всё перемелется. А останется куда больше, вот вам из стихотворения «Русский язык» Ярослава Смелякова:
...Вы, прадеды наши, в неволе,
мукою запудривши лик,
на мельнице русской смололи
заезжий татарский язык.
Вы взяли немецкого малость,
хотя бы и больше могли,
чтоб им не одним доставалась
ученая важность земли.
Ты, пахнущий прелой овчиной
и дедовским острым кваском,
писался и черной лучиной
и белым лебяжьим пером.
Ты - выше цены и расценки -
в году сорок первом, потом
писался в немецком застенке
на слабой известке гвоздем.
- Пользуются ли популярностью книги современных писателей и поэтов Новосибирска у читателей города?
- Спросите об этом у читателей города, может быть, ответят. Опять же – что вы разумеете под популярностью? Бред сексуально озабоченных псевдобеллетристок? Или всё-таки нечто иное?
- О каком читателе вы мечтаете?
- «...И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать», – сказано классиком. Круг сочувствующим моим стихам и моему сочинительству в более широком смысле достаточно широк. Это питает душу, и этого мне вполне хватает для поддержания огня в комельке. По большому счёту, читатель в абстрактном понимании мне не нужен. Это читателю для душевных чистых слёз и катарсического преображения, в идеале, нужна поэзия. Вот пусть и ищет! Если повезёт, то и обрящет. Дай-то Бог того нам всем...
- Должен ли писатель быть публичным человеком?
- Должен. Это математик Перельман может быть аутистом, на то он и Перельман. Поэт и царь – абсолютно российская дихотомия. Русское поэтическое Слово есть оборотная сторона Державы и Веры. А Евтушенко произнёс банальность, если не пошлость...
- Какую книгу вы читаете в настоящий момент?
- Вопрос для главного редактора, прямо скажем, на засыпку, тупиковый. Читаю всё время и разное: рукописи, публикации, новые книги (присылаемые и по ссылкам из Сети), в классику то и дело заглядываю, чтобы освежить мозги и хлебнуть из Святого источника.
- Как вы относитесь к коммерческой литературе?
- Не отношусь. Мы обитаем в разных мирах. Поэзия и коммерция есть вещи несовместные, при встрече происходит аннигиляция.
- Есть в Новосибирске такое явление как «литературные негры», работающие на большие московские издания?
- Не знаю таковых. Если только не считать негритосками самоприковавших себя к сочинительской галере полусумасшедших авториц женских романов. Дык они от самого писания-словоизвержения получают кайф.
- Можно ли новосибирскому поэту зарабатывать писательским трудом или приходится искать дополнительные источники заработка?
- Писательским трудом можно было зарабатывать стихотворцу лишь в период после первого горьковско-сталинского Съезда писателей СССР и до 1991 примерно года, до крушения Империи. Вообще, ещё с античных времён поэту требуется для свободно-независимого сочинительства Меценат. И во все эпохи в том или ином обличье таковой Меценат возникает. Думаю, в ближайшие год-два он снова персонифицируется в некую госструктуру. Иного не дано.
- Что нужно делать, чтобы стать известным и востребованным?
- Дурака валять. Юродивые у нас испокон веков известны и востребованы. Вон даже на главной площади страны стоит храм Василия Блаженного.
- Тогда скажите, как добиться успеха?
- Под успехом я понимаю владение Словом. А никак! Работать, пахать, слушать мир своим слухом, а не заёмным, тащить себя за волосы из болота ничтожества и мерзости душевно-духовной, подобно Мюнхаузену барону. И так из года в год... Вот стишок про паучка (и одновременно о миссии поэта), который я прочёл на церемонии, после вручения мне Дельвига:
* * * Паучок, дружище восьмирукий, Ты зачем плетешь среди зимы Пряжу одиночества и скуки — Сеть для ловли пыли или тьмы? На окне мороз, а не ромашки, Для охоты — снулая пора. Ничего, ни мушки, ни букашки, Ни зануды вечной — комара. И жилец ничем тебя не сможет Поддержать. Он сам такой же лох — Вяжет, нижет, все не подытожит, Все никак не выкупит залог |
Жизни... Ты же кружево антенны Слушай дальше, затаясь в углу: Звон Вселенной? рокоты Геенны? Сон младенца, неподвластный злу? |
- Расскажите о планах на ближайшее будущее?
- Не расскажу. Это вопрос неприличный и весьма. Это как в чужую спальню заглядывать, м-мда...
Справка: Премия Дельвига была учреждена 1 октября 2012 года «Литературной газетой» и названа именем русского поэта — первого издателя газеты, одноклассника Александра Пушкина. Владимир Берязев стал лауреатом всероссийского литературного премии в номинации «Поэзия» за верность классической традиции русской поэзии и творческое развитие евразийских идей.
Стихи Владимира Берязева «Цветущий шиповник» в журнале «Сибирские огни» №11 за 2012