Причудливо остекленные фасады бизнес-центров «Кокон» и «Бутон» ловко встроены в сложившуюся архитектурную среду центра Новосибирска. Эти объекты невозможно не заметить. Они созданы, чтобы будоражить воображение мимо проходящих людей. «Кокон» и «Бутон» появились благодаря автору идеи и заказчику в одном лице Денису Герасимову. Беседуя с создателем самых дерзких в нашем городе архитектурных идей с использованием стекла, корреспондент «Новосибирских новостей» лично убедился: он - абсолютный романтик.
- Денис Васильевич, как получилось построить такие объекты, как «Кокон» и «Бутон»? Ведь они довольно агрессивно резонируют со сложившимся образом города, с его типовой застройкой и рубленым конструктивизмом. Как удалось реализовать задуманное?Денис Васильевич ГерасимовРодился в Новосибирске в 1969 году. Закончил НИИЖТ по специальности инженер-экономист. Семь лет назад увлекся архитектурой и конструированием.- Наверное, как и у многих новосибирцев, у меня накопилась усталость от однообразия нашей архитектуры. И ввиду того, что строительство предстояло в видовых местах, хотелось построить что-то настоящее передовое и новое. А раз новое – то и сложное. Хотелось архитектуру для настроения, чтобы отвлечь взгляд, обновить и освежить привычный вид. Начали смотреть в интернете, изучать, что есть в мире интересного. Рисовали полтора года, и получилась форма, как кокон. Он вполне удачно вписался в небольшую площадку между двумя зданиями на Октябрьской.
Но возник вопрос, как это изготовить и смонтировать? Самое сложное в проекте – это стеклопакеты большой площади, изогнутые в двух плоскостях. Мы искали, кто может изготовить такое стекло?
В России не нашли такую машину, чтобы гнула стекло такого объема в разных плоскостях. Но потом вспомнили, что в 90-х годах были умельцы, которые научились изготавливать автостекла для иномарок на замену.
Тогда как раз пошел большой поток машин из-за границы, стекла бились, но заменять их было нечем. Мы нашли этих людей, и они согласились попробовать. Специально для производства мы изготовили огромную ванну, рассчитали матрицы для стеклопакетов, и дело пошло.
Бизнес-центр «Кокон» победил в конкурсе архитектурного фестиваля «Золотая капитель-2011», завоевав Гран-при.
- «Кокон» и «Бутон» – в некотором роде архитектурные объекты–«паразиты». Они пристроены к старым зданиям и противоречат их стилю. Чтобы создать такие объекты, надо не только обладать достаточной смелостью, но и суметь заразить ею людей, принимающих решение о строительстве в центре города.
- Когда происходит локальное развитие уже застроенной территории, такой процесс называют точечной застройкой. Позвольте с вами не согласиться. Здание, как бы выпадающее из контекста среды, не всегда будет «паразитом». Оно может служить и украшением места. Это очень тонкая сфера. И здесь необходимо учитывать множество аспектов. Но главное для успешного результата – это не бояться предстоящей огромной работы.
- Павильон «Шарик» возле театра «Глобус» - это ваш первый опыт применения такой технологии строительства? Все ваши стеклянные объекты построены довольно быстро. Как вы пришли к такой технологии?
- Да, начиналось всё с «Шарика». Он самый простой из трех объектов. Конструкция «Бутона» – это наша гордость. Мы изучали разные объекты за границей, но только внешне. Ведь никто эти технологии в интернете не выкладывает. По фотографиям, по ощущениям, интуитивно мы пришли к конструктиву. И даже получили на него патент. Технология имеет несколько названий: шарово-стержневая конструкция, структурные или сетчатые системы. Начал это наш великий русский инженер-конструктор Владимир Шухов, а мы пытаемся продолжить. Все элементы, из которых собран «Бутон», разной формы. Их около двух тысяч и каждый сегмент индивидуален. У «Шарика» элементы разделяются по размеру по поясам, а у «Бутона» каждый элемент имеет свою геометрию.
- Это же адский труд.
- Согласен (смеется). Если вдруг какой-то элемент будет утрачен, то его очень просто заменить, т.к. он имеет код, по которому его легко изготовить.
- Насколько реально нашим архитекторам реализовать свои идеи и амбиции?
- Было бы желание, всегда можно найти, как воплотить проект в жизнь. Можно и ремесленническим способом построить интересное здание, а можно использовать современные конструкторские технологии, интеллектуальное программное обеспечение. Сейчас доступно любое оборудование, с помощью которого можно быстро получать конструкции необходимой формы.
Мне кажется, что новосибирские архитекторы ленятся. Считается, ложные проекты дорогостоящи. Конечно, программы – вещь дорогая, а для обучения нужно время. Но программу попроще можно скачать из интернета. На ней учиться. Главное – что-то делать, и тогда всё получится. Мне очень повезло с коллегами и партнерами.
Главный конструктор – Алексей Кашин – очень смелый человек. Он приложил руки ко всем объектам. Архитекторы Евгений Савин и Валерий Филиппов. Валерий Николаевич – это мой наставник. А начиналось, извините, всё с меня, мною и заканчивается. У меня нет конструкторских навыков и архитектурного образования.
Каждый жаждущий человек, если он чем-то увлечется, может научиться и уже работать совместно с профессионалами.
Западные архитектурные бюро – это в первую очередь конструкторы, а не только художники-архитекторы. Они доводят объекты до конца. Особенно это касается экспериментальных зданий. Проектировщики находят технологии, внедряют их в строительство и фактически участвуют в стройке.
- И вы идете по их стопам. Тоже живете на стройке?
- Да, нам повезло, что стройка рядом.
- Насколько экономически выгодно строить такие объекты?
- Конечно, себестоимость этих зданий очень высока, не только из-за дорогостоящих материалов, но и еще потому что в процессе производства мы учились. Следовательно, случались ошибки, которые дорого обходились. В итоге приходилось переделывать. Постоянно происходила корректировка проекта. Поэтому вышло очень дорого. Но такие здания привлекают, в них приятно находиться и комфортно работать.
Несмотря на высокую себестоимость, окупаемость все-таки присутствует. Год назад БЦ «Кокон» сдали в эксплуатацию. Сейчас он заполнен на половину. Как ни странно, причина такой медленной наполняемости не в высокой цене за аренду, а в необычности объекта – его эстетике. В Новосибирске часто арендуют большие офисные площади филиалы московских компаний. Когда филиал ищет себе офис и начинает согласовывать с Москвой, сначала всем всё нравится, а затем возникают сомнения – как так, в такое здание и за вполне нормальную цену – похоже, вы берёте откаты.
- Как родилась идея создать «Бутон»?
- Хотелось, чтобы это здание было значимое и в то же время не давило своей фундаментальностью и грандиозностью. Мне виделось здание в виде бутона, потому что бутон – это всегда жизнь. Было много эскизов. Одной из задач было не слишком натурализовать, не превратить архитектурный объект в биоформу.
Нельзя, чтобы здание было абсолютно похожим на цветок. Нам нужен лишь намек на живую природу.
- Каждый видит в этом объекте что-то свое. Включаются какие-то ассоциации. А с точки зрения функциональности для каких нужд предназначен «Бутон»?
- Я еще даже до конца не знаю, что там будет внутри. Но функционально – это здание общественного назначения: магазины, кафе, какие-то услуги.
- Мы живем с Сибири, и большую часть года нам необходимо отопление. Как организовано теплоснабжение в зданиях, построенных из стекла? Это какие-то новые инженерные системы и технологии?
- Нет, здесь проведены традиционные системы с конвекторами. Для фасада использовали современные стекла со специальным покрытием – теплосберегающим и солнцезащитным. Теплоэффективность стеклопакета близка к показателям стены в два с половиной кирпича.
- Выходите в другие регионы со своей уникальной технологией?
- Да, мы проектируем и строим не только в Новосибирске, но и в других регионах. Так сделали расчет пространственных конструкций для нового зоологического сада в Санкт-Петербурге. В городе Великие Луки монтируем авиационный ангар для ИЛ-76. В Воронеже предстоит строительство шоу-рума и мебельной фабрики для ИКЕИ, где применяются большепролетные конструкции до 80 метров в длину.