Андрей Чернов – архитектор, создающий концепты, генерирующий смелые идеи, воплощение которых может и не состояться. Но это не мешает ему быть один из самых ярких представителей новосибирского архитектурного сообщества. В интервью «Новосибирским новостям» Андрей Чернов предложил дерзкий взгляд на город будущего, на заказчиков, не способных воспринять архитектурные шедевры, а также о том, зачем взрослым людям играть в игрушки.
- Андрей Александрович, как вы оцениваете развитие Новосибирска? Что хотелось бы изменить? - Какие архитектурные объекты могут служить символом города – якорные объекты Новосибирска? - Что-нибудь в городском пейзаже доставляет вам эстетическое удовольствие? - Он же был серым и депрессивным? Архитектура должна вызывать возглас – «АААА, что это такое?» Или удивление, по крайней мере. А когда этого нет, то это не архитектура – это застройка - Сейчас новостройки в спальных районах красят в разные веселенькие цвета. - Как становятся архитекторами? - Вы призываете к революции? - Это уже в чистом виде коммунизм получается? Дом моей мечты – космический корабль. У меня мастерская выполнена в космическом стиле – серебристая. Мне очень нравится. Это тоже игра - И откуда возьмется творчество при таком раскладе сил? - Архитектура может формировать мировоззрение человека? - А вы-то тут что делаете? Что вас здесь держит? Почему не уезжаете? - У талантливого выпускника архитектурной академии есть возможность реализоваться в Новосибирске? Повзрослел – значит потупел. Взрослый – это тупой и злобный старик. Ворчащий тролль - «вот молодежь пошла». Новый вид – человек играющий. - А как же техническое задание? - Сегодняшнюю транспортную проблему можно как-нибудь решить? - А зачем? - Город будущего? А каким вы его видите? - В каком доме хотели бы жить? - Судя по тому что, вы говорите, вы так и не повзрослели.
- Надо создавать научный мозговой центр, который изучал бы именно Новосибирск с его географией и экологией. Такого понятия как «умный город» пока нет, это шаг в будущее. Должна быть система управления, основанная на программе, которая бы регулировала развитии города. Ученые должны управлять городом, а не депутаты. Чтобы поднять интеллектуальный уровень Новосибирска, достаточно сделать бесплатный интернет. Нужен свободный обмен информации. Это такой волшебный пирог – чем его больше ешь, тем он больше становится. Я считаю, что надо запретить авторские права. Государство должно за творчество платить творцу пенсию. Он создает, и все этим пользуются. Тогда будет интенсивнее развиваться научный потенциал. Чернов Андрей Александрович (Новосибирск)Известный новосибирский архитектор-дизайнер, художник, галерист. По образованию архитектор (градостроитель), работал в проектных институтах Новосибирска, преподавал. один из авторов нашумевшего проекта «Бумажная архитектура» Лауреат премии профессионального сообщества «Творческий архитектор», один из соавторов проекта БЦ "Кокон".
- У нас он один – Оперный театр. Все остальные объекты по сравнению с ним карлики. Не бывает маленькой архитектуры – бывают маленькие архитекторы. Можно и из досок слепить шедевр, приятный глазу.
- А если глаз, т.е. мозг не понимает, что это красиво?
- Архитектура должна вызывать возглас – «АААА, что это такое?» Или удивление, по крайней мере. А когда этого нет, то это не архитектура – это застройка. Наши заказчики никогда не построят здесь шедевра, потому что они не понимают и не любят красоту. У них задача - делать деньги, а не красоту создавать. Единственный человек, который делает все наперекор – это Денис Герасимов («отец родной» для БЦ «Кокон» и БЦ «Лепесток»). Он упертый и, пожалуй, единственный, кто что-то делает в архитектуре Новосибирска.
- Промышленная архитектура. Элеватор мелькомбината, например. Потому что она чистая. «Бантики» и «рюшечки» на нее не вешают. Она не укладывается в контекст ни европейской, ни даже азиатской архитектуры. Мне нравился Новосибирск советский.
- А сейчас он еще более депрессивный. Засилье глупой рекламы вызывает еще больше отрицания. Без нее была бы чистота. Если нормально покрасить старые девятиэтажки, они будут выглядеть гораздо веселей панельных новостроек. Вообще-то, неважно, какая архитектура. При желании любую форму можно превратить в арт-объект.
- Да, но все эти «бантики» и «рюшечки» не спасают. В целом красота города у нас понимается как развешивание корзинок с цветами вдоль разбитых улиц.
Концепт нового здания Новосибирской филармонии
- Нет, архитекторами рождаются, так же, как и композиторами, например. Это дар божий. Искра. Родился с этим даром и все. Сколько бы ты не смотрел на Даниэля Либескинда (американский архитектор-деконструктивист, прим. «НН»), ты им не станешь, как не старайся. Надо учить быть таким, как он или как Заха Хадид (британский архитектор арабского происхождения, прим. «НН»). Таких людей надо вытаскивать и давать им развитие. Помогать им. Талант должен быть отдельно, потому что в толпе он умрет. У нас по-прежнему действует сложившийся в советский период культ коллектива, на Западе в отношении таланта – культ личности. Фестиваль «Золотая капитель» показал состояние российской архитектуры. Ставишь наших рядом с голландцами – небо и земля. Как будто они в другом мире и в другом времени живут. Поэтому систему надо ломать.
- Я не призываю. Я уверен, что она произойдет. И совсем не так, как все думают. Никто камнями кидаться не пойдет. Просто народ в какой-то момент откажется платить налоги, откажется голосовать, потеряет интерес к политикам. Сейчас на место человека умелого приходит человек творческий креативный. Нужно творчество.
Реализация концепта. БЦ "Кокон"
- В некотором роде, да. Но скорее это анархизм, где в основе самоорганизация и самоуправление. Ведь Всемирная паутина – это же вообще-то анархическая вещь. Она самоорганизуется. Людям же ничего кроме счастья не нужно. Творческий процесс дает гормоны счастья - эндорфины. И архитектура должна делаться играючи. Смысл жизни в творчестве. В созидании. А 99% нашего населения подсело на жратву.
- Но один-то процент есть. Все мы на самом деле дети, и весь интерес в играх. Это заложено в нас с детства.
- Разумеется, может и, безусловно, влияет. Безобразная среда эмоционально воздействует. Да, наш город депрессивный, он не радует глаз. Некоторые места вообще ужасны. Новосибирск – это монстр с умирающей промышленностью, с какой-то дикой торговлей. Перевалочная база. Я вообще не понимаю, что тут полтора миллиона человек делают?
- А куда? У меня тут гнезда, точки, завязки. Друзья. Сформирована своя среда. Дача в конце концов. Уехав, ты лишаешься сразу круга общения. Вот сейчас будем создавать арт-парк. Проект в Колывани с острогом, гостиницей и полигоном для инсталляций накрылся медным тазом. Но нашлась другая площадка – «Парк у моря Обского». Там есть 130 гектаров парковой зоны, двухэтажный дом, который вполне приспособлен под арт-резиденцию, где можно поселить художников, и полигон, на котором они художники и архитекторы будут создавать арт-объекты. В конце июля прошел первый летний арт-фестиваль – «Елки-палки – 2012!». Далее мы планируем провести осенний и зимний фестивали.
- Нет. Что такое реализация? Это заказчик. Наш частный капитал еще недостаточно просвещен. Они родились и выросли в СССР, эстетика и понятия советские. Пример тому – «золотой дом» «Александровский сад». Это же елочная игрушка. А заказчик счастлив.
Проблема в том, что архитекторы неспособны создавать простые вещи. Простые, как делают голландцы или японцы. А заказчики приходят уже со своими идеями. И все то, что они придумали и нарисовали, им архитектор должен сделать. Заха Хадид так говорит, когда к ней приходят заказчики: «Я делаю то, что я делаю. Это символ. А вы пользуетесь». Понятия красоты в ТЗ (техническом задании) - это не для нее. Она сама знает, как красиво и как должно быть. Ты приходишь к художнику и говоришь ему - напиши мне картину вот так и так. Он тебе что ответит? Бери и пиши сам. Ты же все знаешь. Правильно? Но наши архитекторы считают, что все это не так. Что надо слушаться заказчика, любить его деньги.
- Архитектор придумывает форму и планировку. А панели, узлы и перекрытия – все это делает инженер. Происходит дифференциация – несущие, ограждающие, декоративные конструкции (оболочка). Несущие изобретать не надо – все каркасы уже придуманы. Конструктив стандартный – типовые узлы, типовые утеплители. Изменяются только оболочки.
- Наш город 19-го века. А на дворе век 21-ый. Конечно, можно решить. Все решаемо. И упирается это не столько в деньги, сколько опять же в систему управления. Новосибирск устроен нерационально и чахнет из-за того, что развитие его идет по устаревшей модели. Отсюда возникает недовольство, негатив, протестные настроения в обществе. Например, американцы сейчас пытаются в качестве эксперимента построить свой идеальный город – город будущего, без жителей.
- Они создают действующую модель, чтобы изучить, как должен функционировать город, чтобы человек чувствовал себя комфортно. Там досконально продуманы все системы жизнеобеспечения.
- Ручной труд будет постепенно сведен к минимуму, и город, каким мы привыкли его видеть, возможно, вообще умрет. Как только будет найден достаточно компактный источник энергии и высокотехнологичная связь, все расползутся.
- Дом моей мечты – космический корабль. У меня мастерская выполнена в космическом стиле – серебристая. Мне очень нравится. Это тоже игра.
- Повзрослел – значит потупел. Взрослый – это тупой и злобный старик. Ворчащий тролль - «вот молодежь пошла». Появляется новый вид – человек играющий. Спонсоры приехали на «Елки-палки-2012» - серьезные такие, в костюмах, галстуках. Мы им лопаты в руки, и вперед - копайте. Получили люди удовольствие. Сами от себя не ожидали. Не просто пришли, попили вино и разъехались, а поучаствовали в процессе, отдохнули.