Что происходит, когда человек видит иначе? Незрячим людям в этом помогает слух — с его помощью создаётся эффект присутствия, тактильные ощущения — человек может потрогать какой-то предмет, чтобы понять, как он выглядит, и когда ему описывают какой-то предмет, то в его голове возникает образ и, чем точнее описан предмет, тем ярче окажется образ. Незрячие новосибирцы рассказали, что и как им помогает увидеть окружающий их мир.
Игорь Мельников
Справка: Любит узнавать новое. Готовится проводить свою экскурсию по Новосибирску. Жалеет, что в зоопарке или художественном музее нет подготовленных экскурсоводов. Мечтает попасть на большой хэви-метал концерт, чтобы проникнуться атмосферой. Для этого нужен сопровождающий-единомышленник, одному есть риск растеряться из-за сильного шума.
«Не нравится мне фраза „Слепые выживают в мире зрячих“. Они там не „выживают“, а вполне себе нормально живут! Да и к тому же, что значит „В мире зрячих“? Мир — он один для всех, и для таких, и для других. Все в нём одном живут. Незрячие — это не какие-то там пришельцы, что пришли в „мир зрячих“».
Что происходит?
Сотрудница ассоциации «Интеграция» Елена Шабала вот уже несколько лет отвечает на этот вопрос и показывает незрячим детям мультики.
«Мультики смотрим такие же, как и все: „Гуси-лебеди“, „Снежная королева“, „Приключения Бонифация“, „Волк и семеро козлят“. Выбираю отечественные, они добрее. Моя задача — правильно прокомментировать, что происходит на экране. Вообще у тифлопедагогов есть такое правило: объяснил — дай потрогать. То, что мы видим глазами, незрячие дети видят руками. С мультфильмами так не получится. Я только описываю действия героев, и место, где всё происходит. Например: заяц прыгает по кочкам, дует ветер, деревья колышутся, нагибаются, в лесу холодно. Если говорю „вода плещется“, дети уже сами понимают: значит где-то речка, лисья шуршат — осень, снег хрустит — зима. Мы помогаем увидеть только какой этот заяц: белый или серый, описываем, во что одет, его настроение. Стараемся сделать всё эмоционально, но не показывать своё отношение к герою, чтобы ребёнок его сам определил», — говорит Елена.
Самое сложное — объяснять то, что нам совсем ясно и понятно. Например, мультик «Кот-рыболов». В момент, когда звери прыгают в воду и ловят рыбу, Елена Шабала говорит: «Волк, лиса и медведь начинают барахтаться». Дети спрашивают: «Что такое „барахтаться“? Что они такое делают?» У неё тоже возникает вопрос, а как объяснить: ныряют, друг у друга отбирают, или по-другому?
В таком случае женщина берет тайм-аут, чтобы все понятно объяснить на следующем уроке.
Недавно вместе с детьми они смотрели мультфильм «Про бегемота, который боялся прививок». Елена описывала бегемота: высокий, крупный. Дети искреннее не понимали, как он такой большой и прививок боится. Ещё спросили, почему бегемоты жёлтого цвета. Тогда она добавила к его описанию, что он болеет желтухой, а цвет шкуры у него коричневый или тёмно-зелёный. Это важно, чтобы у детей создался правильный зрительный образ.
Или мультик «Дрям, здравствуйте!». Если сказать, что герои запрыгнули на облака и полетели, у детей возникнет закономерный вопрос — как можно запрыгнуть на облака и полететь? Незрячие дети зачастую реалистичнее мыслят, облака для них — скопление влаги, как им объясняют в школе или родители. Поэтому их удивляет, как герои не проваливаются. Елена и её коллеги показывают мультики и читают сказки, чтобы развивать у детей воображение. Потому что воображение — это и есть их зрение.
«Театр отличается от кино, он как-то воздействует на зрителя, он может его своими движениями, своим голосом вовлечь. Как- то у артиста это получается. Даже не имея зрения, ты чувствуешь, что артист играет именно для тебя».
Станислав Белов
Справка: Мастер ориентирования в пространстве. Спортсмен, парашютист, парапланерист, скалолаз и марафонец. Любит наслаждаться каждым мгновением жизни.
Эффект присутствия
«Слух — одно из главных чувств, на которое мы опираемся. Мы топаем ногами. Гости слышат глухой звук — значит мы на ковре, а здесь — паркет, доски, а если услышите в спектакле такой звук — значит, актёр встал на половик, и так далее. Нам достаточно просто было понять, если у человека какое-то из чувств выпадает, есть другие — с ними и нужно работать. Мы пришли к тому, что можно показывать голосом», — рассказывает культорганизатор отдела творческих проектов театра «Глобус» Анастасия Гибалкина.
Всё это незрячим зрителям помогает смотреть спектакль, понять масштаб сцены и понимать, как двигается актёр, где он находится.
Анастасия Гибалкина утверждает, что со зрительным залом похожая история. Но кроме голосового обозначения объёма, она вместе с экскурсантами играет в такой урок по математике: в зрительном зале всего 500 мест, 14 рядов. В каждом ряду разное количество стульев. В первом — 28, с каждым рядом прибавляется по два стула. В конце зрительного зала ряд вырастает до 42 мест.
В билете указан 6 ряд 29 место. Как его найти с закрытыми глазами? У многих незрячих гостей театра это получалось сразу. Конечно, в условия задачи ещё обязательно входят разные нюансы, в том числе, и количество ступеней, и откуда идёт нумерация.
В этом году «Глобус» открывает уже третий сезон подобных экскурсий. По словам Анастасии, три года назад удивительно совпали желания отдела творческих проектов и самих незрячих.
«Человек из своей маленькой организации помощи незрячим и слабовидящим обратился к нам. Он хотел показать своим товарищам, что кроме дома есть ещё много различных мест. Так они попали в стены нашего театра. Мы представляли, что будут трудности, изучали этот вопрос, хотели создать для них максимально комфортные условия. Это сейчас мы прошли курс повышения квалификации, а когда начинали, нас вела вперед интуиция. Понимали, что обязательно нужно предупреждать обо всех препятствиях на пути. Завязывали глаза и пытались пройти маршрут сами. Ходили по лестнице с закрытыми глазами, водили друг друга, и понимали, что это как-то страшно всё-таки. Поддержка необходима, в любом случае. Мы проходили весь путь от входа: кассы, фойе, гардероб, зал. Понимали: главное вовремя сказать, где находится ступень, предложить руку. Обо всем этом нам потом рассказывали на курсах, а мы уже знали. Единственное, что было новым и полезным — как правильно предлагать человеку руку. Например: „Давайте, я вас провожу. Нужна вам моя рука?“ Потом просто прикасаться к человеку, а он сам уже, как ему удобно, берёт вас либо за руку, либо под руку, либо отказывается от помощи», — комментирует девушка.
Например, с понятием «забор». Если гости видят один забор, он у них из досок состоит, а другой, сплошной, нет — это, оказывается, не забор. Был момент, когда приходилось объяснять, как выглядит шёлк. Тогда гостям давали кусочек потрогать и опускали его на руку, как лёгкое перышко. Но большинство из них всё-таки очень социализированы, и для них многие вещи знакомы. Анастасию поразил момент, когда показывали экскурсантам гардеробную стойку. Экскурсанты потрогали её и всего лишь по изгибу поняли, что здание круглое. И им рассказали, что театр внешне похож на корабль, он изначально задумывался как бригантина.
Анастасия Гибалкина хочет как можно больше работать с такими людьми, потому что нужно уметь приспосабливаться под возможности разных людей. Иногда, сидя на рабочем месте, она берёт в руки любой предмет и пытается понять, какую информацию можно с него считать.
«Ровно такие же экскурсии водим и для зрячих зрителей. Отличаются они от специальных лишь языком повествования», — рассказывают в театре.
«Мы в процессе будем придумывать что- то ещё. Может быть, рассказывать про театральные профессии, как создаётся спектакль от макета до выхода. О тифлокоментировании спектаклей задумываемся, но это очень сложно реализовать. Пока скорее мечтаем», — добавляет Анастасия.
«В книгах я очень часто встречаю фразу: „Я же не слепой — я вижу, как у тебя это сделано“ или „Я же не слепой — я вижу, что ты его не любишь“. Вот мне очень хочется с автором поговорить по этому поводу, а почему он решил, что, если он не слепой — то видит, а если бы он был слепым — то этого не увидел. На основе чего он, собственно говоря, такой вывод сделал».
Анастасия Боброва
Справка: Любимая группа «Ночные снайперы». Любимый запах — дороги. Любит путешествовать. В паспорте на месте прописки хочет, чтоб стояло «Транссибирская магистраль». Особенно нравится ездить на Байкал. Друзьям шлёт оттуда сообщения с шумом волн. Хочет, чтобы в прессе не выходили материалы из серии «Слепая пара поженилась» — считает такое выделение предвзятым и обидным.
Тектоника чувств
Для тех, кто никогда не был где-нибудь в Мексике, не ходил в гости к настоящим индейцам, слово «темаскаль» будет просто набором букв или звуков, то есть никакой картинки перед глазами не возникнет. То же самое случается, когда человеку, который имеет серьёзные нарушения зрения, говорят: «Это храм, это оперный театр, а это часовня».
«Человек с нарушением функции зрения всегда может прийти в библиотеку и получить информацию, допустим, об устройстве инженерных систем в многоэтажном доме или о планировке сложного подземного перехода, прочитать о художественных ремеслах и тактильно ощутить изделия известных русских промыслов — каслинское литьё, городецкая роспись, дымковская игрушка. Мы создаём тематические тактильные аудиовизуальные комплексы», — объясняет редактор библиотеки Галина Фромичева.
Каждый из них включает трёхмерный масштабный макет и многоформатное пособие, в котором информация представлена во всех доступных незрячим и слабовидящим людям форматах: рельефно-графическом, рельефно-точечном (шрифт Брайля), крупношрифтовом и аудио. Эти пособия универсальны. Посмотреть, тактильно исследовать, обсудить их будет интересно людям, как с нарушением функции зрения, так и с нормой.
Заместитель директора библиотеки Марина Копысова продолжает: «Если говорить об архитектурных объектах, то у нас есть десятки макетов разных достопримечательностей, храмов, зданий. Но даже максимально приближенные к оригиналу масштабные копии, аудиобеседы и альбомы, с рельефными планами объектов, схемами их расположения, не всегда позволяют составить полное представление об экспонате. Поэтому мы, как правило, ознакомительную экскурсию, проводим в два этапа: сначала заочный, где участники знакомятся с макетами, читают альбомы, задают вопросы ведущему; а потом уже очный, с посещением объектов. Например, в ходе посещения храмов иногда помогают священнослужители. Посредством громких хлопков дают понять незрячим экскурсантам, какой высоты и ширины залы церкви и оценить общий масштаб собора».
Один из посетителей библиотеки — Егор — прикасается к макету. У него в Новосибирске два любимых места — часовня Николая Чудотворца и Театр оперы и балета. В многоформатном альбоме написано: «Пространственная композиция Театра оперы и балета симметрична, состоит из примыкающих объемов параллелепипеда вестибюля, цилиндра зрительного зала и фойе, возвышающегося куба сценической коробки». По мнению Егора, все эти цилиндры, кубы и параллелепипеды важны, но больше всего оба храма, православный и культуры, он любит за атмосферу. «Там люди становятся другими, они выглядят и говорят иначе», — отмечает он.
«Ну, да, я не вижу, что дальше? Зато я вот это могу, это могу, тут могу. Да, придётся где-то спросить у зрячего, ну и что. Я же ничем не отличаюсь, я же общаюсь с вами наравне. Наравне с вами радуюсь, смеюсь, получаю какие-то радостные ощущения. Я такой же, как вы».
Даниил Соколкин
Справка: Любит музыку, смотреть сериалы и кино о необъяснимых явлениях. Поёт. Любимый исполнитель — Наргиз Закирова. Любит путешествовать, гулять по городу. Хочет, чтобы люди понимали, что слепой — звучит обидно, лучше говорить незрячий.
Даниил Соколкин — любитель прогулок и экскурсий. Он делится, что лично его удивляет мнение экспертов в сфере невизуальной доступности, которые считают, что главное — понять принцип модели, как она устроена.
Опиши мне
«Вы увидели в социальной сети весёлую картинку, от которой мгновенно поднялось настроение. Расскажите, что было там изображено! Пусть незрячий человек тоже рассмеётся! Опишите, что вы увидели: как были одеты люди, что происходило вокруг, каков основной сюжет, что вам показалось наиболее интересным и запоминающимся», — призывают авторы сайта «Опиши мне». Этот ресурс посещают сотни зрячих и незрячих со всей России. Проект создали пару лет назад, и с каждым годом количество участников растёт.
Но никакие технологии ещё не позволяют читать вслух фотографии. Если на какой-то странице есть фотография, синтезатор речи произносит её просто как picture, photo, как набор букв и цифр или вовсе молчит.
Волонтёры сайта оказывают персональную помощь незрячему. Например, помогут выбрать одежду в интернет-магазине. Описывают внешность знаменитостей, подбирают точные слова, для передачи красоты пейзажей, зданий, картин, рассказывают о достопримечательностях в разных городах и странах. Добровольцем может стать любой желающий.
Глубокий взгляд
Хорошее, точное описание человека — сложная задача, такого мнения придерживаются многие незрячие. Как выглядит человек, Анастасии Бобровой и её коллегам по зрению знать важно.
«Безликих людей не бывает. Ты должен иметь полное представление. Вся жизнь — это как художественная картина, как книга. Ты должен свою жизнь читать как книгу. Ты общаешься с человеком, значит, ты должен знать, как он выглядит. Вы же, когда читаете книгу, представляете себе, как выглядят герои? Пытаетесь представить, чем они занимаются, как вообще живут? Так и мы, когда начинаем общаться с людьми, нам хочется узнать о них максимально. Они же не бездушные, они же не предметы. Мы даже о предметах хотим знать всё, а о людях тем более», — подчёркивает Анастасия.
Представление о человеке она в основном пытается составить на основе голоса. Но иногда голос бывает обманчив. Помогают ей и ощущения, когда она стоит рядом с человеком, то чувствует, что от него что-то исходит. Может задать ему уточняющие вопросы, чтобы прояснить для себя какие-то моменты. Бывает так, что в любом случае приходится соприкасаться, рука к руке, либо брать человека за руку, вести его или позволять ему вести. Исходя из руки, можно понять, какой это человек — толстый или тонкий, высокий или нет.
— «А у меня глаза треугольниками», — говорит Даниил Насте.
— «Это как?»
— «Не знаю, я вот их трогаю — они треугольные какие-то».
В действительности у Даниила разрез глаз, который можно описать как глаза с весёлым и хитрым прищуром.
«Наверное, эти вещи для меня так и останутся непостижимыми, и входят, пожалуй, в разряд тех, которые объяснить невозможно. Их очень трудно донести. Я всё могу себе представить, но, когда говорят или пишут, что у него были смеющиеся глаза или сердитый взгляд, или это был очень глубокий взгляд — это для меня загадка», — отвечает Настя.
Татьяна Архипова проворно орудует лопаткой у плиты и двигается, и смотрит на тебя во время разговора так, что даже не возникает мысли спросить, нужна ли помощь. Что Таня не видит — просто забываешь.
«По-разному видят те, кто потерял зрение и те, кто с рождения незрячий. Например, у меня знакомый один, рассказал, что представляет мир на уровне того, что может потрогать. Поэтому каждое имя у него ассоциируется с предметами. Я — Таня, а Таня — это дверная ручка, такая треугольная, на которую нажать можно. Вот, думаю, интересно, дверной ручкой меня ещё никто не представлял!» — продолжает она.
«А я воспринимаю больше по вкусу. Голоса у меня со вкусом, ассоциируются. Голос у Насти — ананасовый. У моего педагога по вокалу — яблочный», — говорит Даниил.
По его мнению, интересно происходит, что незнакомых людей он может поделить для себя на две категории. Первая — люди, с которыми непременно нужно познакомиться. Для них у него всегда наготове вопрос: «Который час?». Несмотря на то, что у него на руке всегда часы. Вторая — те, с кем ему категорически не хочется находиться даже рядом. Очень часто он это замечает в общественном транспорте. В автобусе, например, кто-то садится рядом — и тут же ему хочется поговорить, услышать голос. А случается наоборот — сразу же хочется встать и уйти. Человек молчит, и это точно не зависит от того, как именно он садится. Почему так — он сам себе пока не может объяснить.
«Потеря зрения ни в чём не ограничивает, желания и потребности остаются такими же, просто есть специфика. В силу необходимости незрячие люди более внимательно относятся к некоторым вещам. По сути, мы одинаковые, нас нельзя отделять. Все мы чувствуем», — подводит итог Анастасия Боброва.