13 марта известному новосибирскому фотографу Андрею Геннадьевичу Копалову исполнилось бы 65 лет. Полгода назад он погиб в результате несчастного случая на железной дороге. Накануне юбилея родные и друзья фотографа собрались вместе, чтобы открыть небольшую, но очень трогательную выставку его работ в галерее «Формуляр» и вспомнить, каким был Андрей Геннадьевич. Выставка будет доступна для просмотра до 31 марта.
Андрей Лашков, почётный член Союза фотохудожников России:
«Копаловы — это фотографический клан. Первое поколение — Александр, старший брат Андрея, с ним я познакомился первым, а чуть позже в фотографию пришёл и Андрей. Для меня как человека, который курировал развитие фотографии, было очень важно, что они разные. Андрей событийный, Александр — придумщик и цветной фотограф. Андрей пришёл в областное общество фотоискусства и потом в Союз фотохудожников в 1999 году.
В этих работах, что представлены в экспозиции памятной выставки, Андрей проявил себя как автор, тонко понимающий человеческий характер, натуру. Вы видите портреты нынешних звёзд, и у него они ещё простые люди — моложе и без налёта звёздности. Они открыты и откровенны.
Я эти работы Андрея отобрал для альбома о новосибирской фотографии. Они показывают, насколько он был жизнерадостный и оптимистичный человек. Для меня он ценен тем, что в трудную минуту оставался рядом и приезжал ко мне, несмотря на то, что живу я далеко. И мы общались без всяких дел, просто так, как мужик с мужиком».
Николай Копалов, сын Андрея Геннадьевича Копалова:
«Отца с нами нет полгода. Нет новых кадров, и нет новых историй. Все его работы связаны с историями. И даже если я звонил ему просто так, он говорил: „Подожди, я тебе сейчас расскажу“. И через полчаса ты мог спросить, о чём хотел, если, конечно, помнил.
На выставке 24 работы. За каждым из этих кадров своя история. И мы поняли это во всей глубине, только когда пришло время сочинять к ним подписи. Целый день я писал 12 подписей. Оказалось, что там столько всего за каждым — и в этом весь отец.
13 марта ему исполнилось бы 65 лет, и мы подумали, что нужно сделать такую выставку памяти. Когда всё случилось, то мы простились на бегу. Осознание приходит потом, и мне кажется, что оно ещё не пришло. Такая выставка памяти — это хороший повод вспомнить отца. Он, скорее всего, был бы недоволен. Он вообще не очень всё это любил. У него была всего лишь одна выставка — совместная с братом, Александром Копаловым. И большинство работ — оттуда. Он не готовил выставочные работы, говоря: „Какой смысл выставляться, если у меня каждый день выставка?“ — имея в виду полосы газеты „Комсомольская правда“».
Александр Копалов, старший брат Андрея Геннадьевича Копалова, член Союза фотохудожников России:
«Спасибо всем, кто помог подготовить эту выставку, и всем, кто пришёл. Думаю, что Андрей был бы рад вас всех видеть.
Фотография — это осколок зеркала, в котором отражается образ жизни фотографа. То, что мы оба фотографы, не означает, что при встрече мы обсуждаем выдержку или диафрагму. Когда мы встречались, он всегда говорил: „Вот вчера была съёмка, там такие люди, ну я тебе скажу...“ Была одна история: собрались мы с ним в центр погулять, ему нужно зайти в консерваторию, чтобы сфотографировать Арнольда Михайловича Каца. И чем дальше мы идём, тем больше понимаем, что ему незачем фотографировать Арнольда Михайловича, поскольку я пять лет назад его снимал и портрет у меня есть. И мы решили, что лучше пива выпить.
Самое смешное, что журналистка, которая должна была писать, сказала, что придёт через полчаса после Андрея. Она пришла, поговорила с Кацем. Наутро Андрей приносит ей фотографии, а она смеётся: „Не понимаю, как за полчаса Кац умудрился так помолодеть, а главное — переодеться“».
Михаил Периков, фотограф:
«Мы с Андреем были очень давно знакомы и даже как-то выяснили, что учились в одном и том же техникуме. Это техникум при приборостроительном заводе. Андрей учился в оптико-электронной группе, а я — в оптико-механической.
То, что произошло полгода назад, это всё очень грустно, и очень жалко, и надо сказать какие-то правильные слова, но не получается, потому что ещё нет понимания. У Андрея Копалова было два больших плюса: во-первых, он хорошо снимал, а во-вторых, он был очень добрым человеком».
Евгений Иванов, председатель новосибирского регионального отделения Союза фотохудожников:
«Когда Андрей умер, я был в Москве и на похоронах не присутствовал. В голове у меня до сих пор не включилось понимание того, что это на самом деле с Андреем произошло.
У Андрея были безусловная любовь к фотографии и высочайший профессионализм. Те, кто работает в СМИ, понимают, что такое — делать работы каждый день. Андрей был членом Союза фотохудожников, однако не обладал, простите, тупыми амбициями. Он был профессиональный человек. Жаль, что работ мало. Но у него сохранился большой архив. И его нужно обработать, он не должен пропасть. Оказалось что все ролики в архиве подписаны. И это говорит о любви Андрея к тому, чем он занимался, к системной, качественной работе.
Копаловы — это уже фотографическая династия в Новосибирске. Это не шутки. Вслед за Александром и Андреем пошёл Валентин Копалов, тоже замечательный фотограф».
Фотовыставка Андрея Копалова в галерее «Формуляр» на втором этаже научной библиотеки на Советской, 6 будет работать до 31 марта. Вход свободный.