Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Владимир Ким: «Молодёжь просит спеть Высоцкого, пенсионеры — Сектор газа»

Самый известный уличный музыкант Новосибирска Владимир Ким после годового перерыва вновь выступает в Первомайском сквере. Концерты собирают десятки слушателей, многие из которых специально для этого приходят в центр города. «Новосибирские новости» встретились с Владимиром и узнали, что по образованию он пчеловод и теолог. Сколько песен в его репертуаре, какие просят исполнить зрители, сколько удаётся заработать уличному музыканту и что ещё, кроме денег, кидают в кофр от гитары — вы узнаете из интервью. А также бонусом — два видеоролика с выступлениями Кима в Первомайском сквере.

Лариса Сокольникова
Лариса Сокольникова
09:00, 05 августа 2021

— Владимир, как давно вы выступаете как уличный музыкант? Помните свой первый выход в народ, страшно было?

— Я выступаю уже лет двадцать, наверное. Первый опыт, конечно же, помню. Раньше в Новосибирске жил уличный музыкант Николай Петровский, известный под прозвищем Новосибирский Курт Кобейн. Сейчас он живёт в Москве. С его подачи я и вышел первый раз. Это было в переходе метро с «Красного проспекта» на «Сибирскую», который в народе называют «кишкой». Коля там уже какое-то время стритовал и однажды предложил мне тоже выступить. Тогда мне даже представить это было страшно. Одно дело где-то в деревне возле костра играть, а другое — когда мимо тебя в метро одновременно проходит сто человек.

Николай посоветовал сначала попробовать поиграть в паузе между поездами, пока пассажиры не идут по переходу. Дал гитару и сказал петь песню «У тебя глаза как омут». Я подумал, что пока никого нет, можно и попробовать; запел. Звук мне понравился — акустика там великолепная. Поезд пришёл, пошли пассажиры, и я остановился. Хотел убрать гитару, но Коля меня остановил — говорит: ничего страшного, ты не пой, просто постой с гитарой, посмотри на людей. Стою — а меня потряхивает. Поток прошёл, и ничего страшного не случилось. В следующем потоке я согласился спеть куплет песни. Попробовал — и почувствовал, что могу.

1970-01-20-030959942.jpg
Фото: Мария Казакова

— Вы тогда понимали, зачем вы выходите петь на улицу? Исключительно ради денег или всё-таки какие-то другие причины для этого были?

— Изначально деньги абсолютно не подразумевались. Мне нравился процесс выступления. Возможно, хотелось внимания публики. Хотелось побороть свой страх перед публичными выступлениями, оставшийся ещё со школы.

— У вас есть музыкальное образование?

— Нет, я самоучка. Родился я в Уссурийске в Приморском крае в 1978 году. Когда мне было семь лет, мы с мамой переехали в Черепановский район к её родне. Образование у меня странное. Я выучился на пчеловода, на священника и на теолога. На пчеловода отучился по направлению от совхоза, когда жил в деревне. Затем окончил семинарию и четыре с половиной года проучился в теологическом институте, но диплом не получил, бросил. Тем не менее такое образование помогает лучше понимать себя.

Когда выходил с Николаем в метро, то меня потряхивало, и я это подавлял. Но люди это состояние чувствуют. Потом начал разбираться и понял, чего боюсь. 

Больше всего боялся, что меня увидит один мой знакомый и спросит — чего ты здесь побираешься?

Но тогда я сам себе ответил, что не побираюсь, а несу людям творчество. И когда отвечаешь на такие вопросы, то страхи развеиваются.

— Принято считать, что все молодые гитаристы учатся играть на песнях Цоя. А вы на чьих песнях учились?

— Первое серьёзное произведение, которое в 12 лет я научился играть на одной струне, была песенка «В траве сидел кузнечик». А взрослые первые песни — это был Петлюра (Юрий Барабаш). Его унылые песни как раз подходили под моё настроение тогда.

Сначала я учился играть на гармошке. У меня был друг, которого играть на гармошке учил отец, а он передавал свои знания мне. Он был младше меня года на три. Я его приводил домой, сажал на табуреточку, говорил — мама, сейчас Алексей Михайлович будет учить меня играть на гармошке. Пару песен на гармошке я подобрал, но её пришлось отдать, и мама, видя печаль на моём лице, купила мне гитару. И тот же Алексей стал меня учить на гитаре играть — начали с «Кузнечика». Потом мой родственник показал мне три аккорда, и я их месяц гонял. В деревне парни играли на гитарах, и я то у одного подсмотрю, то у другого — и постепенно начал подбирать песни. Так и учился.

— Как часто вы сейчас выступаете? Есть у вас график концертов в Первомайском сквере или просто захотелось и пошёл петь?

— Расписание сложно составить, потому что семейные дела, дети, стройка. Мы недавно купили участок, баню построили, планируем дом поставить. Бывает, что приглашают выступать на корпоративах и днях рождения. Многое зависит от погоды — если дождливо и слякотно, то не выйдешь. Хотя бывало, что и в дождь люди стояли. Но для инструмента это не очень полезно. Настроение, кстати, тоже не последнюю роль играет.

1970-01-20-030959950.jpg
Фото: Мария Казакова

— Как для вас прошёл 2020 год, когда действовали строгие ограничений из-за пандемии?

— В прошлом году я не играл. Хотел устроить квартирник на берегу, в соцсетях объявил об этом. Но меня пригласили в полицию к участковому и выдали письменное предупреждение о запрете на публичные выступления. Хорошо, что в этом году полиция не запрещает петь.

Раньше разрешения я получал в мэрии, в них были прописаны все требования к уличным выступлениям. С таким разрешением я играл года три. 

Сейчас разрешение в мэрии получать не нужно: Центральный отдел полиции сам всех музыкантов знает.

— Этим летом в Первомайском сквере выступает много разных музыкантов. Как они договариваются об очерёдности концертов?

— Между собой мы договариваемся по месту выступления. На центральную площадку я выходить перестал после того, как там вокруг вырубили деревья. На солнце долго не постоишь, и зрителям тоже тяжело. Хотя место хорошее — здесь сходятся все дорожки. Я сейчас выхожу на площадку со стороны краеведческого музея. Там удобно, тень, люди могут сесть на ступеньки, а кафе разрешает подключить аппаратуру.

— Чувствуете конкуренцию в отношениях с коллегами музыкантами в Первомайском сквере?

— Особой конкуренции я не чувствую. Если одно место окажется занятым, то я встану в другом. Просто люди меня знают, уже привыкли ко мне, и им неважно, где какие музыканты, они приходят ко мне.

1970-01-20-030959938.jpg
Фото: Мария Казакова

— Вы когда-нибудь считали, сколько в вашем репертуаре песен и сколько вы можете исполнить с ходу?

— Никогда не считал, но можно сказать, что несколько сотен.

— На одном из ваших недавних выступлений к вам подошёл зритель и попросил исполнить песню. Вы тогда предупредили в микрофон, что сейчас будет шансон. И слушатели очень хорошо это приняли, несмотря на то, что вы как будто бы извинялись. У вас какие-то сложные отношения с шансоном?

— Да, у меня сформировалось особое отношение. Я раньше был не против шансона, но заметил, что когда начинаешь его играть, то собирается такой контингент, что впору собирать вещи и убегать. 

Здесь, в парке, для солидных людей я готов исполнить и шансон — в виде исключения.

— У вас есть любимый репертуар, песни из которого вы исполняете чаще?

— Я играю те песни, которые мне нравятся самому. Песню я начинаю подбирать, когда она меня чем-то зацепит или когда услышу, как кто-то её красиво перепел. После этого заражаюсь песней и начинаю её подбирать. Всё, что я пою, — это моё любимое.

Видео: Мария Казакова

— Бывает, что слушатели просятся спеть вместе с вами? Как вы относитесь к такому энтузиазму?

— Да, бывает, и довольно часто. Со мной поют и дети, и взрослые, и молодые девчонки. Бывало, что устраивают танцы. Один раз целая группа девушек устроила практически профессиональное выступление — с чёткими отработанными движениями.

— Кроме просьб исполнить какую-то песню, ещё какая-то обратная связь от слушателей есть?

— Здесь, в сквере, часто можно встретить студентов-художников, которые рисуют на пленэре. Они мне иногда дарят свои рисунки. У меня уже собралась целая коллекция. Как-то зрители в кофр положили целый арбуз, бананы закидывали, конфеты, чупа-чупсы, цветы. 

Однажды на концерте в Академгородке молодая красивая девушка подошла, сняла бюстгальтер и закинула в кофр.

— Вот это я понимаю зрительская благодарность. На выступлениях вы узнаёте своих постоянных слушателей?

— Многих узнаю. Есть люди, которых вижу почти в каждое выступление. Возможно, они где-то рядом живут и ходят через парк. Несколько пенсионерок часто вижу — они подходят, здороваются со мной, иногда разговаривают. Это вдохновляет.

1970-01-20-030959959.jpg
Фото: Мария Казакова

Вообще люди попадаются очень интересные. Бывает, что юные школьницы просят спеть из репертуара Валерия Ободзинского, Владимира Высоцкого или что-нибудь ещё старее. Или поёшь «Сектор газа» — подходит бабушка, кидает сто рублей и говорит, что это её любимая песня.

Как-то по скверу ходил парень с табличкой «Ищу девушку». Встал рядом со мной. И тут местная пенсионерка тётя Вера, которая постоянно гуляет в сквере, увидела эту табличку — и к нему. Люди сильно смеялись, я даже петь не смог. Один раз на концерте были бездомные ребята, и один из них вышел и начал крутить сальто. Видимо, когда-то профессионально занимался спортом.

Однажды на моём выступлении группа парней даже устроила настоящее фаер-шоу. Мы пели тогда песни «Короля и шута».

Как-то я ездил в Анапу и Ростов. В Анапе мне не очень понравилось, люди там прижимистые, а в Ростове такие же, как в Новосибирске. 

Здесь мне люди очень нравятся, особенно в Академгородке, куда приезжаешь, и происходит магия — сознание меняется.

Осенью планируем съездить на разведку в Калининград, посмотреть, как там пойдёт. Может быть, в итоге соберёмся и переедем.

— Не жаль вам расставаться с Новосибирском?

— Дело в том, что уличные выступления — это сейчас основная статья доходов, и, по сути, я больше ничем не зарабатываю. Зимой здесь тяжеловато зарабатывать. Бывало, что и в январе при минусовой температуре играл. Но тяжело: две-три песни спел, и всё — руки надо греть. Но если честно, то накопилась усталость. Когда найду ещё какое-то дело по душе, то, возможно, отойду от музыкальных дел. Но пока не могу найти ничего равноценного.

1970-01-20-031321434.jpg
Фото: Мария Казакова

— Сколько зарабатывают уличные музыканты? В народе ходят слухи о высоких доходах. Так ли это на самом деле?

— Это всегда бывает по-разному. Бывает хорошо, очень хорошо, а бывает и не очень. Есть много факторов. Бывает, что погода неподходящая. Или приедешь в парк, а тут деревья валят или траву косят — не поиграешь. Я уже привык играть в одном месте, и уже не хочется бегать искать другие места. Раньше был более гончий. Здесь нет — поехал на Маркса. Там нет — ещё куда-нибудь.

— Сейчас у людей стало гораздо меньше наличных денег. Многие предпочитают пользоваться картами. Это отражается на доходах уличных музыкантов?

— Это не проблема. Я выступаю с колонкой, на которой написан номер телефона, привязанный к банковской карте. На неё переводят деньги. 

Бывало, и по 700 рублей переводили. В прошлую субботу наличкой 2000 в кофр положили. Но, к сожалению, такое бывает редко.

— Как долго идёт ваше выступление в сквере?

— Я работаю до десяти вечера. Потом приходит полиция и показывает, что время истекло. Хотя самое время начинается как раз после десяти, когда люди более расположены отдыхать. Ещё в 21:30 никто не хочет сидеть, все ходят напряжённые. В десять часов начинают рассаживаться. Но приходит полиция — и концерт заканчивается.

1970-01-20-031321454.jpg
Фото: Мария Казакова

— Выступление на улице — это сезонное занятие. А чем вы заняты зимой?

— Меня приглашают на квартирники, дни рождения, корпоративы. Чаще всего звонят в Новый год, на 23 февраля и 8 марта.

— У вас есть команда KimStreet. Кто в неё входит и часто ли вы выступаете все вместе?

— Собираемся мы крайне редко. Хотя вчера играли на дне рождения. Отработали часов пять. Устали страшно. Но человек отмечал 45-летие, и ему очень хотелось праздника, поэтому мы старались, струны рвали так, что пришлось их потом менять. В нашу команду входят гитарист Виктор, барабанщик Илья, на басу играет Антон из Академгородка.

— Какие у вас авторитеты, какую музыку вы слушаете?

— Музыку слушаю в основном в машине. В плейлисте все те песни, которые я сам пою. Это чтобы текст не забывать. Бывает ведь, что забудешь — тогда приходится на ходу что-то сочинять самому или просто сделать вид, что так и должно быть (смеётся).

— А сами вы песни пишете?

— Писал, и даже есть несколько студийных записей. Но давно уже не пишу и не исполняю. Стесняюсь. Но в группе «ВКонтакте» их послушать можно. 

Видео: Мария Казакова

Что происходит

Двое подростков вскрыли автоматы с едой на вокзале Новосибирск-Главный

Новосибирцы смогут проголосовать за благоустройство на субботнике

Новосибирский зоопарк перешёл на летний график работы

Афиша Новосибирска: куда сходить в четверг, 25 апреля

Задайте вопрос и. о. мэра: прямой эфир с Олегом Клемешовым на Горволне

История новосибирской «шоколадки»: какао вместо пушек и спасение Покрышкина

Тотальный диктант: за что новосибирцы любят акцию проверки грамотности

От 78 рублей за кулич: в магазинах появилась пасхальная выпечка

Копию Знамени Победы передали школьникам в музей новосибирские ветераны

«Помним каждую страничку истории»: и. о. мэра встретился с фронтовиками

В 84 года — на подиум: дефиле учат в студии «Элегантный возраст»

Показать ещё