Реконструкцию Михайловской набережной в Новосибирске должны завершить до 15 октября. Это второй этап, и на него, как и на первый, потратили около 140 млн рублей. Проектировщики и подрядчики работали в уже сложившемся линейном парке. Сохраняя посадки и заложенную ещё в 50-60-ых годах планировку, они обновили покрытия дорожек, устроили новое освещение и добавили функционала площадкам. На какие идеи и принципы опирались архитекторы, готовя проект реконструкции, с какими трудностями столкнулись в процессе его реализации, что уже сделано, и что ещё осталось доделать — «Новосибирским новостям» рассказал ведущий архитектор мастерской «Адаптик-А», соавтор проекта реконструкции Михайловской набережной Павел Носарев.
— Павел, второй этап реконструкции Михайловской набережной должен завершиться 15 октября. Какие работы сейчас выполняют подрядчики, что уже сделано?
— На сегодня выполнено 90% от всех запланированных на этот год работ. Реконструирована нижняя зона, где в скором времени появится детская площадка, зона на среднем променаде, где чуть позже должны разместить семейное кафе. Под него подведены все сети. Вдоль обновлённого променада установлены почти все светильники, последние из них смонтируют на площадке «тихого» входа, расположенного за павильоном с кафе «Вилка-Ложка».
Подрядчики обустроили две так называемые «зелёные комнаты/сады», смонтировали в них освещение, уложили плитку и высадили растения. Сейчас укладывают последние метры плитки на среднем променаде. Вдоль ул. Большевистская со стороны подземного перехода от станции метро «Речной вокзал» до «тихого» входа большую часть покрытия уже уложили.
В районе «громкого» входа (это большая лестница слева от «Вилки-Ложки») сейчас устраивают пандус для маломобильных групп населения и родителей с детскими колясками. Раньше горожане с колясками спускались вниз к реке прямо по грунту.
— Нижний променад сейчас продлевают до гостиницы «Ривер Парк»?
— Да, мы его продлеваем. Но это не означает, что мы его доделаем прямо до гостиницы. Дело в том, что там не до конца решены все земельные вопросы. Поэтому сейчас сложно сказать, когда завершится отделка променада. Всех арендаторов с аттракционами попросили подвинуться чуть выше по склону.
— То есть завершат работы не в этом году? Часть работ перенесут на следующий?
— Безусловно, в этом году мы не сделаем всё. И одна из причин — на момент начала работ часть территории набережной была ещё в аренде. Сейчас участок вернулся в состав набережной. И мы нашли компромиссное решение, как благоустроить эту территорию. К нам обратились люди, которые на внебюджетные средства готовы организовать там спортивную площадку.
— В итоге получатся две комнаты и спортивная площадка?
— Да. Мы не уходим от нашей идеи, просто немного её уточняем.
— Как и когда будет благоустроена территория вокруг нового остановочного павильона, построенного «Строймастером» вместе с ТЦ «Река» и надземным пешеходным переходом?
— Эту площадку благоустроит застройщик. Мы с ним пришли к взаимопониманию, что нужно сделать. Правда, на стадии эскизного проекта было несколько иное решение, на стадии разговоров о том, что они будут делать — другое, сейчас же они реализуют третье.
— Вы им помогали вписаться в общую концепцию набережной?
— Да, на стадии разработки дизайн-проекта мы увязывали всё примыкающие территории. Наш сотрудник помогал «Строймастеру» разрабатывать концепцию благоустройства территории, чтобы добиться стопроцентного совпадения по материалам и всему остальному. Они сделали свои предложения, мы их выслушали и с чём-то согласились. Возможно, могут возникнуть вопросы о качестве выполнения работ. Я выполняю авторский надзор со стороны проектировщиков и КБ «Стрелка» над общим строительным процессом, а «Строймастеру» могу только что-то рекомендовать.
— Уже известно, когда запустят остановочный павильон и надземный переход?
— По имеющейся у меня информации на благоустройство им нужно ещё три-четыре недели. Параллельно ведут внутреннюю отделку павильона, устанавливают эскалаторы и лифты. Общестроительные работы уже завершили.
— Что остаётся на следующий год?
— Сначала к новому году планируют установить стационарную сцену. Мы участвовали в разработке её внешнего вида. Также в этом году планируется сдать тёплый туалет. В следующем году планируется ввод в эксплуатацию гигантского колеса обозрения. В рамках инвестиционного контракта застройщик колеса и общественного туалета предоставляет средства для строительства сцены. Планируется, что её установят на уже подготовленный участок. Она должна занять его полностью.
Неизвестно, будет ли финансирование на следующий год. Но мы понимаем, что у нас осталась неохваченной территория от среднего променада до ул. Большевистская. На ней мы хотим проложить дополнительный веломаршрут, чтобы закольцевать его с велодорожкой по нижнему променаду. Там же планируем разместить несколько локаций — детский зелёный лабиринт, парк качелей, спортивную площадку и выставочную зону со стороны Музея города, туалет и, возможно, ещё одно кафе. Оно будет расположено достаточно близко от входа, но не на первой линии. От дороги её отделит зелёный массив.
— Что будет с территорией набережной от моста до гостиницы «Ривер Парк»?
— Общий проект, который мы делали совместно с КБ «Стрелка», охватывал территорию до большой лестницы. Дальнейшую территорию мы рассматривали только в ключе возможного развития. Например, предполагали, что все аттракционы, расположенные на нижнем променаде, можно перенести чуть выше на существующую «улицу аттракционов», оформив всё едином стиле.
На оставшейся части есть несколько площадок, которые исторически были как спортивные — для гандбола, для баскетбола. С федерацией баскетбола мы обсуждали возможность восстановления этой площадки. Там возникла сложность с тем, кто возьмёт её себе на баланс. А с технической точки зрения реализовать её можно без особых проблем.
Со стороны гостиницы «Ривер Парк» есть неоконченное строительство. Ещё есть павильон «Макс Моторс», судьба которого мне неизвестна. Если собственники этих объектов захотят как-то развивать территорию, то мы готовы с ним сотрудничать.
Но пока вся эта территория остаётся в неизменном виде.
— Мы обсудили, как всё устроено. Но вопрос — почему так, а не иначе, кто всё это придумал? Это отражение каких-то мировых трендов в ландшафтном дизайне и организации общественных территорий или локальное решение?
— Проект создавала большая команда. Мы сотрудничали с музеем города, разговаривали с людьми, которые много знают про историю места, в том числе с Константином Голодяевым. В нашей команде есть урбанист Александра Архипова, много делающая для города совместно со Светланой Гижицкой, кандидатом биологических наук, доцентом кафедры ботаники и экологии Педагогического университета.
Опирались на несколько базовых принципов — историю места, современное состояние, на пожелания горожан. А затем совместно с БК «Стрелка» мы вырабатывали общее видение и проектные решения. Мы опирались на то, что эта территория должна быть открыта для горожан, безопасна и рассчитана на все социальные группы, в том числе с ограничениями по здоровью.
Мы понимали, что парк уже сложился. Его заложили в 50-60-ых годах, и то, в каком виде он к нам пришёл, стало тоже основополагающим. Там есть возрастные посадки, которые не хотелось вырубать. Тем более что это единственный в городе парк, исторически заложенный именно как линейный парк.
— Действительно, это не бывшее кладбище.
— В том-то и дело, что это не что-то стихийное, а спроектированный парк. Мы опирались на то, что это уникальная территория для города: в городе есть набережная, но выходов к ней нет. Мы придумывали легенду — зачем люди пойдут на набережную. Опирались на мнение горожан, на то, что им может помочь комфортно проводить здесь время. И совокупность этих факторов повлияла на то, как всё в итоге получилось. Люди «голосуют ногами». Если они идут гулять на набережную, значит, мы на верном пути.
Большой плюс в том, что до набережной можно доехать на всех видах транспорта, какие только есть в городе, разве что на самолёте прилететь нельзя. Можно и пешком дойти из центра.
— В прошлом году, когда ещё только укладывали плитку, люди уже гуляли.
— Люди начали гулять, как только сняли старый асфальт. Всем стало интересно, что происходит. Для города это был эксперимент открытой строительной площадки. Любой желающий мог прийти и понаблюдать за работой подрядчиков. Предложить своё видение. А когда заработала первая линия освещения, туда пришли тысячи людей посмотреть — «Ого, на набережной светло!».
Набережная должна быть ориентирована на спокойное времяпрепровождение — это в первую очередь парк, куда нужно идти гулять и смотреть закат. Поэтому мы там сделали разделение зон для пешеходов и велосипедистов — чтобы гуляющие не переживали, что их собьют с ног, а люди, которые хотят ездить на велосипедах, могли бы беспрепятственно передвигаться. Сначала же многие ходили по велодорожке, но со временем мы видим, что в сознании людей формируется новое осмысление пространства. Всё реже можно встретить пешеходов на велодорожке и велосипедистов — на плитке.
#Михайловская набережная #Архитектура #Благоустройство #Интервью #Город в лицах #Городские приоритеты