12 апреля наша планета отмечает Всемирный день авиации и космонавтики, или Международный день полёта человека в космос. В этот день в 1961 году Юрий Гагарин открыл эпоху пилотируемых космических полётов, совершив за 108 минут на своём корабле «Восток» первый орбитальный облёт Земли.
Новосибирск не остаётся в стороне от этой даты, напротив, наш город имеет к ней самое непосредственное отношение. Сибирская столица воспитала троих легендарных космонавтов — Германа Титова, Павла Поповича и Бориса Волынова. И более того, с Новосибирском тесно связано имя Юрия Кондратюка, чья книга — просто скромная брошюра, — навсегда изменила мир и преlставления землян об их возможностях.
Александр Игнатьевич Шаргей — именно так на самом деле звали Юрия Васильевича Кондратюка — родился в 1897 году в Полтавской губернии. И полжизни он прожил не под псевдонимом, не под вымышленным именем, отчеством и фамилией. Они были просто чужими — другого человека, который совершенно реально существовал.
Вышло так, что после революции Шаргея, как царского офицера, мобилизовали в Белую армию, а он из неё дезертировал. После, опасаясь репрессий за своё офицерское прошлое, он с помощью мачехи раздобыл документы киевского студента по фамилии Кондратюк, который умер от туберкулёза.
В тот период он построил грандиозный элеватор «Мастодонт» в городе Камень-на-Оби — зернохранилище на 13 тысяч тонн. Причём построил в условиях тотального дефицита — без единого гвоздя. И вот именно за это в июле 1930 года его арестовали по обвинению во вредительстве, посчитав, что строение не выдержит такое количество зерна и развалится, погибнет народное добро. Кондратюка осудили на три года лагерей, а «Мастодонт» простоял более 60 лет и сгорел в середине 1990-х годов.
Правда, вместо лагерей Кондратюка взяли работать в бюро для заключённых-инженеров, проектировать угольные предприятия. Потом он ещё проектировал Крымскую ветроэлектростанцию и некоторые другие объекты. Но главный труд своей жизни он совершил в свободное от работы время: он сшил вручную четыре школьные тетради и стал размышлять о том, как люди полетят в космос, вероятно, даже не догадываясь, какое будущее ждёт его рукопись.
В своей книге «Завоевание межпланетных пространств» он рассчитал оптимальную траекторию полёта к луне. Эти расчёты использовали NASA в своей «лунной» программе «Аполлон». Траекторию, которую предложил Шаргей в 1916 году, потом назвали трассой Кондратюка. Он не просто придумал, как улететь на луну, но и как с неё вернуться, а это было важнее. Для этого он предложил модуль, который отделяется от основного корабля, пока тот находится на орбите небесного тела.
Когда Александр Шаргей работал в здании «Хлебопродукта» на Советской, 24, где сейчас расположен музей Кондратюка, начальником предприятия был Пётр Кириллович Горчаков — человек с коммерческой жилкой. Он то и продвигал всячески книжку Кондратюка, когда её в 1929 году издали в Новосибирске. Он взялся за её распространение так активно, что не хватало тиража: возил её в Москву, в Ленинград, книжка попала в Германию, в Америку...
Легенда гласит, что американский астронавт, лунный первопроходец Нил Армстронг, будучи в Новосибирске, набрал горсть земли у стен дома, где жил и работал Кондратюк. Армстронг, дескать, заявил, что эта земля для него имеет не меньшую ценность, чем лунный грунт.
Главные новости вашего города — подписывайтесь на нашу группу Вконтакте.