Пять лет назад в Новосибирске завершили строительство необычного культового сооружения — храма Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви. Расположено здание в северной части города на 1-м Мочищенском шоссе. Храм возвели по строгим канонам. Он не бросается в глаза яркими красками и богатым декором. Сдержанные формы и цвета как будто призывают остановиться, перестать спешить и всмотреться в геометрию, в фактуру, в детали. Подробнее о том, как в нашем городе появился армянский храм, — в фоторепортаже «Новосибирских новостей».
Здание церкви Сурб Аствацацин начали возводить в 2010 году. Строительство благословил глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии архиепископ Ерзас Нерсисян. Настоятель храма иерей Григор Бекназарян приехал в Новосибирск в 2015 году. На тот момент службы вели в нижнем пределе, а над землёй стояли лишь четыре стены. Территория была пустой. В глубине участка ютился только небольшой хозблок. За три года удалось завершить стройку. В ноябре 2018-го храм освятили.
Церковь представляет собой здание купольное, облицованное армянским розовым туфом. Это пористая вулканическая порода. По словам отца Григора, в зависимости от погоды фасад может менять свой цвет. Иногда бывает почти белым, а иногда тёмно-красным.
«В Армении 90% храмов выстроены из туфа. Весь камень в Новосибирск привезли оттуда. Это тоже символическая связь человека со своей исторической родиной», — поясняет настоятель.
Здание возвели по образу первого купольного храма Армянской Апостольской церкви — кафедрального собора Первопрестольного Эйчмиадзина, расположенного в 20 километрах к западу от Еревана. Это сооружение считается первым христианским собором и старейшим собором в мире. Другие храмы, в том числе и новосибирский, построены по строгим канонам. В какой бы стране вы ни встретили армянскую церковь, вы не перепутаете её ни с какой другой.
Алтарь открыт глазу. Подходить туда могут только священнослужители. По словам настоятеля, занавес взят из традиции старозаветных храмов. Во время службы его сдвигают и раздвигают. В Великий пост он закрыт.
Под куполом расположена огромная кованая люстра. Весит она больше тонны, диаметр — четыре метра. Люстру и решётки ворот сделали новосибирские кузнецы по эскизам, нарисованным отцом Григорием.
Для пожилых прихожан в храме установлены скамьи.
Вместе с тем в течение службы есть моменты, когда нужно обязательно стоять.
Фасад здания украсили резьбой по камню, её вручную выполнили мастера из Армении. Колокол весом полтонны отлили на заводе в Златоусте.
На территории храма оборудовали детскую игровую площадку, построили церковную лавку, трапезную и административное здание. Его, по словам настоятеля, планируют приспособить под церковную школу, потому что сейчас не хватает места всем желающим учиться.
Школа базируется в подземной части храма. Это три помещения, где занимаются 85 детей. В прошлом году прихожане подали 250 заявок на обучение.
По словам отца Григора, перестроить административный корпус собираются в этом году. Там будут не только образовательные классы, но и зал для тренировок по национальной борьбе.
Уроки проходят по субботам для взрослых и по воскресеньям для детей от 7 до 14 лет. Старшая группа занимается изучением языка. Настоятель подчёркивает, что церковная школа не предусматривает религиозного образования.
«Мы просто ведём с детьми беседы обо всём. Иногда дети задают вопросы совсем не по-детски. Мы не делаем акцент на духовности, потому что духовность навязывать нельзя. Мы создаём эту почву, а затем человек сам решает», — поясняет отец Григор.
По словам иерея, вечером 5 января, в Рождественский сочельник, на богослужение собрались примерно 3500 человек. Не всем удалось попасть внутрь храма, большинство стояли вокруг.
«На простые воскресные службы тоже приходит немало людей. У нас не бывает так, что пришёл и ушёл. Все, кто к нам приходит, остаются», — добавляет настоятель.
«Где бы армяне ни оказались, первым делом они ставят хачкар (крест). Это не просто символ креста, а ещё и символ древа жизни. В нём много символизма. Этим они показывают, что не забывают своё прошлое, что не оторваны от своих корней. А затем строят церковь. Большие общины есть в Аргентине, в Иране, Сирии, Франции и США. Просто приходы есть в Южной Африке, Сингапуре, Малайзии. Везде стараемся сохранять свою религию, культуру, язык», — говорит отец Григор.
Очень много армян расселилось по всей планете, и, по его словам, причин для переезда всегда хватает. Это и войны, и геноцид, и природные катаклизмы.
«Большая часть нашего народа переехала в Новосибирск в конце 80-х годов, когда произошло землетрясение 88-го года, следом началась война в Нагорном Карабахе и Армении. Повлияла и безработица», — рассуждает священник.
На чужих территориях армянская церковь не проповедует, она объединяет прихожан по национальному признаку. Это древнейшая христианская церковь, в догматических и культурных традициях она входит в ряд восточных православных церквей. Службы идут на древнеармянском языке.
#Милый город #Религия #Архитектура #История #Культурный город