Роман Королёв изготавливает кии для бильярда уже почти четверть века. С деревом начал работать ещё в школе, когда увлёкся авиамодельным спортом. Был период, когда занимался ювелирным делом. Киестроение пришло в жизнь новосибирца случайно и осталось в ней навсегда. Сколько всего было сделано инструментов, сейчас даже посчитать сложно, говорит мастер. Но то, что многие чемпионы мира, России, призёры турниров по русскому бильярду играют и побеждают его киями, — известный в спортивной среде факт. «Новосибирские новости» побывали в мастерской Романа Королёва и расспросили его о секретах профессии.
Роман Королёв рассказал, что начал строить кии почти 25 лет назад. Он одним из первых от Урала до Владивостока стал делать инструмент для русского бильярда и сейчас входит в число лучших мастеров планеты. По словам умельца, хороших специалистов в этом деле можно пересчитать по пальцам.
«Русский бильярд популярен не только в России. Заказы на кии приходят со всего мира. У меня есть представители в Германии, Америке, Финляндии, Чехии. Русский бильярд развивается и набирает популярность как среди наших иммигрантов, так и у коренного населения. Мы пытаемся сделать так, чтобы в русский бильярд играли не только на Брайтон-Бич», — говорит бизнесмен.
Такой профессии, как мастер по производству бильярдных киёв (или мастер-киестроитель), нигде не учат. Роман Королёв работал ювелиром, когда к нему внезапно обратились с необычной просьбой — сделать два кия.
«И когда мне заплатили за одно изделие мою месячную зарплату ювелира, то я понял, что мне надо уходить в киестроение. Тогда не было интернета, и мне пришлось ездить в Москву, брать уроки у мастеров, которые на тот момент были лучшими. Работал сначала с циркуляркой и фуганком. Со временем начал покупать и переделывать программные станки. Сегодня я пытаюсь передать все свои знания и навыки дочери Алёне», — рассказывает Роман Владимирович.
По словам предпринимателя, с деревом он начал работать с четвёртого класса, когда увлёкся авиамоделизмом. Кстати, Роман Королёв имеет звание мастера в этом виде спорта. Был в числе лучших в Новосибирске, победителем зональных соревнований. Умение обращаться с древесиной помогло ему построить первые два кия.
«Заказчику понравилась моя работа, и он заказал ещё два. И пошло-поехало. Одно время я вёл статистику, когда моими киями выигрывали турниры: чемпионаты мира, Европы, Азии, коммерческие. Ни один мастер таких результатов не показывал», — вспоминает умелец.
«Сейчас я строю кии для самых разных клиентов, в том числе бизнесменов, учащихся спортивной школы бильярда в Новосибирске, где процентов 90 детей играют нашими киями. Заказы идут отовсюду. Среди заказчиков — Александр Розенбаум, Григорий Лепс, Андрей Макаревич (признан в России иностранным агентом. — Прим. „НН“), любители и профессионалы, простые игроки и чемпионы», — отмечает мастер.
Дизайн футляра для киёв новосибирец разработал сам. Изделия шьют из натуральной кожи. На киях и чехлах автор ставит свой логотип. Это серебряная круглая пластинка с витиеватой буквой «К».
В мастерской Королёва кии делают стандартными — определённой длины, диаметра и веса, но можно заказать и по индивидуальными параметрам. Для украшения инструмента используют серебро, янтарь, инкрустацию.
«Был случай с нашим великим спортсменом, чемпионом России Дмитрием Баевым. Я делал ему кии раз восемь, и всё ему в руку не ложилось, он не мог играть. Как оказалось, раньше он играл очень лёгким кием, и моим стандартным не получалось, хотя изделие великолепно исполнено. Проблема была в весе и балансе. Спортсмен привык к определённым параметрам, вся его мышечная память основывалась на этом инструменте, и не удавалось себя перенастроить на стандартный кий. Когда мы сделали вес и баланс по старому изделию, Дмитрий сразу начал играть и выиграл чемпионат России в Питере», — рассказывает предприниматель.
По словам мастера, чтобы строить правильные кии, он сам специально освоил бильярд. Тренировался упорно каждый день, чтобы понимать, каким должен быть инвентарь.
«Когда заказчик мне звонит, то мы с ним спокойно можем обсудить все нужные параметры. Каждый мастер по киям должен уметь играть. Сейчас только старый костяк умеет. Я в тройке лучших мастеров России. Любого бильярдиста спроси — и он скажет, кто такой Роман Королёв», — добавляет умелец.
Для киёв применяют в основном импортную древесину. Из российского леса можно использовать только белый граб. Всё остальное — это палисандр, макассар, пламенный, лунный и чёрный эбен, лайсвуд и много другого материала со всего мира.
«Наш климат не позволяет расти деревьям с твёрдой древесиной. А мягкая для киёв не подойдёт. Так, например, чёрный эбен из Африки тонет в воде», — поясняет Роман Королёв.
Мастер делает кии любых моделей: классика, паутина, корона с разным количеством запилов.
«Есть процесс — где я склеил и нужно ждать. Изделия должны побыть в отвесе. Они проточены в размер и просто висят для снятия концентрата напряжения. Он влияет на ровность кия. Если отвес не сделать, то кий может повести. Висеть может месяц или полтора. Смотрю на кривизну. Если изделие не гнёт, то доделываю. Есть мастера, которые этот этап игнорируют, торопятся заработать. Я в жизни уже всё заработал. Мне эти гонки за рублём не нужны», — подчёркивает новосибирец.
Было время, когда мастерская Королёва делала сотни киёв в месяц. Но сегодня изготавливать так много невыгодно: материалы выросли в цене. Если раньше брусок эбена стоил 25 долларов, то сейчас уже 240: подорожал почти в десять раз.
Роман Королёв уверен, что технологию киестроения можно получить от опытного мастера и самому пройти в течение нескольких лет.
«Я 25 лет строю кии, но я ведь не первый в России. А есть мастера, которые были до меня, и у них цена инструмента в три раза выше. Потому что у них имя и раскрученный бренд. Мне предлагали уехать в Москву и там всё организовать. Говорили — мы вложим в тебя большие деньги. Но я понимал, что тогда буду привязан к кому-то. И пошёл своей дорогой. В Новосибирске все мастера — это выходцы из моей мастерской», — констатирует бизнесмен.
По словам умельца, самые дешёвые, китайские, кии можно купить по цене от 20-30 долларов.
«Самый дорогой я видел на витрине магазина в Питере: 3,7 миллиона рублей. Это изделие из лучшего дерева с ценным декором. У меня верхняя планка — где-то 250 тысяч. Я делаю рабочие кии. Они красивые, но рабочие. Я много пробовал разных конфигураций и в итоге пришёл к самой рабочей модели — он хорошо играет, выдаёт, как надо, шара. Я его беру и делаю», — говорит автор.
Встречается на рынке и плагиат. Есть мастера, которые изготавливают такие же кии, как у Королёва, но они почему-то не играют.
«Да потому что люди это всё не пережили, не отстрадали, не отпилили вот так, как у меня, палец», — улыбается Роман Владимирович.
Мастер уверен, что в Новосибирске бильярдный спорт развивается, хотя и хочется большего.
«У нас хорошая спортивная школа, где занимается много детей. Они играют неплохо. Но для чемпионата России или мира они слабенькие. У нас нет великих тренеров, которые могли бы воспитывать чемпионов. Кроме того, нужны психологи, массажисты, определённое питание, много чего — как в настоящем спорте. Недавно смотрел, как играла Диана Миронова. Это просто машина. Семикратная чемпионка мира. Она абсолютно уверенна, адекватна, без капли сомнения. У нас таких спортсменов пока нет. База есть — да, со временем, думаю, вырастут и тренеры», — заключает Роман Королёв.
#Спортивный город #Сделано в Новосибирске #Фотогалерея #Город в лицах