«Самое главное поощрение для служебной собаки — это мячик, никаких наркотиков ей не надо», — говорит кинолог новосибирского регионального Центра кинологической службы Сергей Белый. Сейчас в центре живут около 80 собак, умеющие находить оружие, взрывчатку, психотропные вещества и пропавших людей, задерживать преступников. С ними работают полицейские-кинологи, которые наравне со всеми полицейскими 10 ноября будут отмечать свой профессиональный праздник. «Новосибирские новости» съездили в ЦКС в предпраздничный день и узнали, как несут службу хвостатые и ушастые полицейские.
Полицейский-кинолог метрополитена Анастасия Школьная работает со служебными собаками уже 19 лет. Своего подопечного по кличке Гриф Анастасия ласково называет «воробушком». Ему 6 месяцев. Он обожает играть с кольцом и готов сделать всё, что умеет, чтобы получить любимую игрушку. Сам садится, ложится, сам забирается на бревно, хотя его об этом никто не просит. Главное — чтобы ему дали кольцо.

Даже в полгода собака уже знает, как себя вести, чтобы получить игрушку. «Ух, я тебе! Кобелина!» — ругает кинолог своего воробушка Грифа, решившего поучить пятимесячную Тайбалу.
Больше всех она любит бельгийскую овчарку по кличке Мэй. Ему уже 12 лет. Это её первая овчарка. Мэй отработал 9 лет и ушёл на пенсию. Сейчас живёт дома у Анастасии.
Кинолог Оксана Борисова работает со спаниелем Чарли. Ему четыре года. Он умеет находить наркотические и психотропные вещества. Такие миниатюрные собаки могут залезть в салон автомобиля, куда большая собака не поместится. С собаками, которые ищут наркотики, работать непросто. Они тренируются на определённые запахи. Собака в среднем знает до 15 запахов, которые она обязана обозначать. Но линейка запахов постоянно пополняется новыми веществами. Если появляются новые запахи, их добавляют к тем, которые уже знает собака.

Кинолог Алексей Вагин тренирует сразу двух немецких овчарок — Опера и Джона. Оперу шесть лет, Джону — 2,5 года. Опер — розыскник, а Джон специализируется на поиске взрывчатых веществ. По команде Алексея собаки подходят слева, справа, сзади, передвигаются между ног хозяина. Кинолог учит свою собаку проявлять агрессию только тогда, когда это необходимо. Дома с собаками спокойно играют дети, катаются на них, но в нужной ситуации эта собака может укусить так, что кости захрустят.

С Опером Алексей дважды ездил на чемпионат России. По его словам, они попали в двадцатку в личном первенстве и заняли общекомандное третье место.
Старший инспектор-кинолог Центра кинологической службы ГУ МВД России по Новосибирской области, капитан полиции Сергей Белый работает кинологом уже 15 лет. Сейчас у него бельгийская овчарка и лабрадор. Кроме них, Сергей участвует в тренировках других собак ЦКС. Он напомнил, что в 2019 году кинологи будут отмечать 110 лет со дня образования российской кинологической службы.
«Эмоции важнее куска говядины»
Центр кинологической службы занимается подготовкой кинологических расчётов. Так называют кинолога с собакой. Здесь готовят собак для поиска наркотических и психотропных веществ, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, поиск трупов, трупных останков и следов крови человека, поиск людей по запаху. В штате ЦКС около 80 кинологов, за каждым из них закреплено как минимум две собаки.

«Кинологом надо родиться», — считает Сергей Белый. Сам он окончил военный институт по направлению «кинология». Но это, по его словам, скорее единичный случай. В ЦКС люди приходят либо из других подразделений, либо устраиваются непосредственно на должность полицейского-кинолога, либо на должность инспектора. «Не обязательно иметь профильное образование. К нам приходят люди как с высшим, так и со средним профессиональным образованием. Новички проходят обучение на базе центра в Новосибирске или школах подготовки кинологов в Уфе и Ростове. В кинологи берут эмоциональных людей с фантазией, потому что для собаки эмоции куда важнее куска мраморной говядины», — поясняет Сергей.
Центр сам занимается разведением собак, сегодня в нём живёт около 80 питомцев. В штате есть повар, который готовит для них завтраки и ужины. Есть и своя ветеринарная служба, которая контролирует здоровье собак. Кормят их два раза в день — дают кашу с мясом. Кашу готовят из разнообразных круп. Помимо этого, собакам дают и сухой корм премиум-класса. В подразделении кинологов служит много женщин. Гораздо больше, чем в других подразделениях полиции.
«Тойтерьеров на службу не берём»
«Как правило, у девушек любовь к животным проявляется больше, чем у парней. И это порой мешает. Собака должна быть в первую очередь дисциплинированной, потому что мы работаем в городе, с людьми. Она должна быть адекватной, а если давать ей слабину в дрессировке, то это может выливаться в проблемы», — поясняет Сергей Белый.
Есть даже фокстерьер. «Русские спаниели отлично работают на поиске наркотических средств и взрывчатки. Они хорошо поддаются дрессировке», — добавляет кинолог. По его словам, для охраны и караула привлекают кавказских и азиатских овчарок, которых и учить-то особо не надо, они от природы готовы охранять. «Йоркширских терьеров и тойтерьеров на службу не берём», — улыбается кинолог.

Бельгийские овчарки, такие как Гриф и Тайбала, лучше поддаются дрессировке, чем «немцы», но, по словам Сергея, есть один нюанс — если немецкую овчарку можно переучить чему-то, то с бельгийской нельзя допускать ошибок в дрессуре, поскольку переучить её почти невозможно.
Ротвейлер и восточно-европейская овчарка обучаются дольше, но плюс в том, что их один раз научил и они это запомнили на долгие годы. За хорошо выполненную работу собак поощряют вкусненьким или игрушкой. Самые любимые игрушки — это мячики.

«Собаки получают „зарплату“ каждый день — то сосиской, то сыром, то игрушкой. Приелся ей сыр, не хочет больше, покупаем ветчину. Но ветеринары строго следят за рационом», — подчёркивает Сергей Белый.
«Вялых собак минусуем»
Для поиска взрывчатых веществ слишком активных животных не берут, поскольку собака должна спокойно и тщательно всё обнюхивать, не сдвигая предметы — чтобы взрывчатка не сдетонировала. А в розыск, наоборот, берут более активных собак, потому что им иногда приходится и побегать, и задержать — если человек оказывает сопротивление при аресте.
Сначала собаку учат послушанию, затем она сдаёт экзамен на послушание. Если не сдаёт с первого раза, то обучение продолжается. И только когда она сдаст экзамен на послушание, её допустят к спецкурсу.
Основное требование для поступающих на службу собак — они должны быть адекватны к людям, не должны проявлять агрессию без надобности. Ещё одно требование — собака должна уметь играть. «Вялых собак мы минусуем сразу», — говорит Сергей.
Срок службы собаки — 8 лет. Продолжит она или нет, решение принимают ветеринары и кинологи. Если она отвечает всем требованиям, то её оставляют ещё на год, затем она опять проходит тестирование.
Работа в розыске требует физической выносливости, а в работе по целевым запахам сильно страдает обоняние, потому что приходится работать с химическими веществами. Когда служебная собака уходит на пенсию, то, как правило, кинологи оставляют её себе. Бывает, что горожане забирают животных к себе в семью. Но в большинстве случаев кинологи не хотят расставаться со своими питомцами.