Актёр Сергей Безруков побывал в Новосибирске на Рождественском театральном фестивале со своим спектаклем «Дядя Ваня». Перед отъездом знаменитый артист сделал несколько предновогодних видео на фоне нашего города, дал советы будущим папам — как нянчиться с маленькими детьми, и рассказал про антидепрессант, которым нужно пользоваться во время пандемии. Всё лучшее сказанное Сергеем Безруковым читайте в этом интервью.
— Сергей, вы сыграли в «Дяде Ване» роль Ивана Войницкого. По сценарию он ваш ровесник. А в жизни на кого из своих героев вы больше всего похожи?
— Честно говоря, скучно быть на кого-то похожим. Я — Сергей Безруков. И мне интересно быть именно Сергеем Безруковым. А что касается конкретных ролей, то они все у меня разные. Я каждую роль переживаю лично. Так меня учили мои мастера — сопереживать своим героям.
— А есть роль, которая для вас ещё пока так и осталась мечтой?
— Таких ролей на самом деле много. К счастью, я из тех артистов, у кого ещё есть возможность выбирать. Это теперь большая редкость во времена пандемии. Бывает роль, о которой ты вроде не мечтал, но понимаешь — было бы интересно её сыграть.
Вот я, например, не думал и не мечтал, что я сыграю роль чекиста Эйхманиса [сериал «Обитель». — Прим. ред]. Роль сложная, непредсказуемая, неоднозначная.
Или вот Борис Годунов. Никто меня не думал сразу утверждать на эту роль. Я прошёл пробы, как многие артисты. И я очень рад, что в моей жизни появилась такая роль. Чтобы вжиться в образ, мне пришлось заново изучить историю. Ведь мы в большей степени знаем о Борисе Годунове как о литературном герое благодаря поэме Пушкина. А мы хотели создать образ, приближённый к действительности, разрушить шаблон, который существует уже 300 лет.
Интересной для меня была и роль Алексея Темникова в фильме «После тебя». Все до сих пор думают, что я очередной раз сыграл какого-то великого человека. Количество запросов на фамилию «Темников» в Google тогда было огромное. Я сыграл артиста, но это выдуманный персонаж. Сценарий для меня специально писала моя супруга Аня.
Мне было сложно играть Темникова: и по физической подготовке, и по характеру. Потому что это невыносимый человек в жизни. Ну просто невыносимый! И только в конце фильма мы начинаем сочувствовать этому персонажу, его трагической судьбе. Его становится жалко.
— Ну а как же Саша Белый?
— И, кстати, даже он был для меня сложным образом. Я рад, что в вашем крае помнят Сашу Белого. Куда ваш край без Саши Белого? Вся страна познала в лихие девяностые этого пацана.
А я сейчас вспомнил, кого легче всего было играть. Это участковый Кравцов из сериала «Участок». Это очень светлая, почти шукшинская история с потрясающими, великими артистами. Я помню их с детства, я вырос на их фильмах. Там буквально каждого из них возьми: Русланова, Меньшов, Золотухин. И, представляете, как я был счастлив, что встретился с ними со всеми одновременно. И было такое ощущение лёгкости, задушевности, раскрепощённости.
— Как вы всё успеваете? У вас же сейчас дети совсем маленькие!
— С годами появилось умение отвлекаться от работы. Пока отвожу детей в детский сад — перестраиваюсь. Я называю это переключением скоростей. Семья, конечно, щадит, чтобы я поспал подольше, но я всё равно встаю в семь утра, помогаю домочадцам. Это ещё одна моя роль — роль папы.
Я сам умею воспроизводить белый шум. Но, если кто не знает, как это делать — можно поискать в интернете. Забейте в поиске — он вам выдаст множество вариантов белого шума.
— Вы готовите своих актёров. Как можно попасть к вам в труппу?
— Я возглавляю Московский губернский театр. Сейчас у нас идёт девятый сезон. За это время мне удалось собрать мощную и крепкую труппу. Будущей весной я буду набирать новый актёрский курс. Нам предстоит большая работа.
Каждого артиста я подбираю, как говорится, к своей «группе крови». И каждый раз, когда я отсматриваю выпускников театральных вузов, меня поражает профнепригодность ребят. Не знаю, с чем это связано — может быть, поколение мастеров-преподавателей поменялось.
— В общем, приходится потом доводить до ума этих ребят?
— С помощью спектаклей. Я даю молодым артистам возможность работать много, в том числе и в детских спектаклях. Я и сам в них играю. Потому что это очень мощная, хорошая школа для любого артиста. Это не зазорно.
— Ну а чем можно лично вас «зацепить» как педагога? Понятно, что нужен талант. Но как его идентифицировать у себя?
— Талант видно сразу. Другое дело — этот талант раскрыть. Педагог по-разному выбирает. Я не набираю одинаковых артистов. Зачем мне два или три одинаковых типажа? Для меня важно, чтобы артист умел играть в разных амплуа. Мне нужно, чтобы он был и трагиком, и комиком, мог петь и танцевать.
А ещё голос. Это, пожалуй, самое главное — чтобы у человека был слух. Всему остальному можно научиться. Я люблю артистов, которые готовы учиться. Даже если они уже имеют опыт и работали в театре.
— Где зрители смогут увидеть вас в ближайшее время?
— Я театром жил и живу, несмотря на то, что гастролировать мы все стали меньше по известным причинам. Сейчас я готовлюсь к репетициям «Маскарада», где мне предстоит сыграть роль Арбенина. Надеюсь, у меня всё получится.
После «Дяди Вани» мне захотелось какого-то бурлеска, праздника. Захотелось сделать яркий и сочный спектакль. Получился «Казанова» — спектакль о легендарном авантюристе и его приключениях при дворе Екатерины II. Может, привезу вам эту постановку сюда — в Новосибирск.
И вообще, я считаю, нужно ставить как можно больше весёлых, лёгких, праздничных спектаклей, которые дадут людям возможность радоваться, смеяться, надеяться. Театр должен стать для людей антидепрессантом в наше сложное пандемийное время.
#Интервью #Город в лицах #Культурный город #Кино #Театр #Культура #Визит #Дети