125 квадратных метров чистого искусства уже полвека встречают студентов в холле главного корпуса Новосибирского госуниверситета на Пирогова, 2. Огромные витражи хорошо видно из внутреннего двора. Их можно увидеть и с улицы через стеклянную дверь главного входа. Давайте рассмотрим их вместе.
Как театр начинается с вешалки, так НГУ начинается с витражей главного корпуса. Выпускники прежних лет, когда видят их на фотографиях, с ностальгией произносят: «Моя альма-матер». Работа Владимира Сокола стала символом вуза и его гордостью.
Владимир Петрович Сокол — художник монументально-декоративного искусства. Родился в 1927 году в Пихтовке Колыванского района. Окончил высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной в Ленинграде. С 1955 года жил и работал в Новосибирске. Мастерская Сокола находилась на улице Героев Труда. Вместе со своей командой автор создал масштабные мозаичные панно «Письменность, печать» на фасаде издательско-полиграфического комплекса «Советская Сибирь», «Покорители Оби» на ОбьГЭСе, десять витражей «Города Сибири» на станции метро «Речной вокзал» и другие запоминающиеся произведения. В том числе витражи «Наука» в главном корпусе НГУ.
Когда для Новосибирского госуниверситета построили новое здание и в нём отвели просторные помещения под музей, то решили сделать на плёнке уменьшенные копии всех пяти витражей с Пирогова, 2 и украсить ими стеклянные перегородки, отделяющие выставочные залы от коридора.
Подлинники несколько лет назад отреставрировали. Почти за полвека некоторые элементы были утрачены. Всё недостающее стекло восстановили, как было изначально задумано автором, рассказывает директор музея истории НГУ Лидия Воробцова.
Здание университета на Пирогова, 2 ввели в эксплуатацию в январе 1963 года. Изначально витражей в вестибюле не предусматривалось, и сквозь огромные окна открывался вид на внутренний двор. Но потом кто-то принял судьбоносное решение, и в начале 70-х годов Владимир Сокол с группой художников создали пять витражных полотен, каждое из которых имеет размер пять на пять метров. Композиции состоят из 16–17 сегментов. Все пять сюжетов объединены одной большой темой «Наука».
«Полностью мозаичное панно открыли в 1975 году. В разных источниках разные сведения о том, сколько лет его делали. Большинство сходятся на том, что процесс шёл с 1973 по 1975 год. Кроме Владимира Сокола, в работе участвовали несколько мастеров, в том числе Альберт Михайлович Мельников, Александр Моисеев и третий участник, имени которого история не сохранила, а сохранила лишь воспоминание, что это был бывший фронтовик и у него не было ноги», — пояснила Лидия Воробцова.
Каждая из пяти частей посвящена определённой теме. Если смотреть справа налево, то на первой композиции мы увидим солнце, а на последней — луну. На двух композициях собраны портреты великих учёных. Это Архимед, Коперник, Дарвин и Ньютон, Лобачевский, Менделеев, Ломоносов и Мечников.
По словам Лидии Воробцовой, время от времени разгораются споры о том, кто изображён в середине композиции с портретами выдающихся деятелей науки. Кто-то считает, что это семейная пара учёных Кюри, кто-то — что это символическое изображение женщины, которое подчёркивает её значимую роль в науке. «Можно как угодно это трактовать», — добавляет руководитель музея.
Центральный витраж посвящён студентам университета. Мы видим юношу и девушку перед открытой книгой. Они символизируют будущее.
Прозрачное цветное стекло для картин привезли в Новосибирск из Брянска. Материал резали на части нужной формы, а затем вставляли в подготовленные для них ячейки. Это самая старая техника изготовления витражных панно. Её мастера применяли несколько сотен лет. Сейчас не так-то просто найти автора, который смог бы повторить эту трудоёмкую технологию.
По словам Лидии Воробцовой, самый завораживающий свет от витражей можно наблюдать на закате, когда прямые лучи солнца проходят через цветное стекло.
Материал был впервые опубликован на сайте «Новосибирские новости» 29 августа 2023 года.
#Городская история #Сделано в Новосибирске #Культурный город #Город знаний #Образование