Новосибирские
новости
Все материалы
Подписывайтесь:

Разговор об истории: мосты как новосибирская идея и цветущая сложность

15 ноября на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывал историк, преподаватель юридического факультета Сибирского университета потребительской кооперации Михаил Шматов. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
20:00, 20 ноября 2024

Евгений Ларин: Михаил Юрьевич, уже несколько лет вы путешествуете по Новосибирской области и исследуете её как историк. Изучаете её цивилизационно-исторический багаж. Это я узнал из вашей лекции, с которой вы выступали недавно в Областной молодёжной библиотеке. Лекция «Ценности и традиции Новосибирской области: история, современность, перспективы». Я решил тогда, что хочу поговорить с вами на эту тему в нашей студии. 

И эта наша беседа, наверное, станет продолжением нашего недавнего разговора с доктором философских наук Сергеем Смирновым, в котором мы говорили о поисках некоего культурного кода Новосибирска. Я напомню, что Сергей Алевтинович утверждает, что единственным событием, которое повлияло на формирование идентичности Новосибирска, на его самоосознание как города, стало создание Академгородка. Остальные события проходили на фоне других, более масштабных процессов, и были их частью.

Академгородок — это, безусловно, предмет гордости новосибирцев, со времени его появления это неотъемлемая часть экскурсионных маршрутов для гостей города, особенно для иностранцев.

Но он — только один из объектов, которыми гордятся новосибирцы. Об этом мы сегодня и будем говорить — чем ещё гордятся новосибирцы? Каковы наши ценности? 

Здесь, думаю, есть соблазн начать перечислять объекты, известные многим во всей стране по магнитикам и кружкам, привезённым из Новосибирска. 

Михаил Шматов: Есть. 

Евгений Ларин: Давайте попробуем это сделать в экспериментальном порядке, чтобы было понятно, о чём мы говорим. Я начну. Театр оперы и балета.

NET_2027.JPG
Оперный театр. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Михаил Шматов: Железнодорожный вокзал Новосибирск-главный. Из относительно недавних объектов — Бугринский мост. Также железнодорожный мост Транссибирской магистрали. Театр «Глобус» — уникальное здание с архитектурной точки зрения.

IMG_2834.JPG
Театр «Глобус». Фото: nsknews.info

Евгений Ларин: Часовня на Красном проспекте — «центр державы» — с одноимёнными конфетами.

NET_9984.jpg
Часовня во имя Николая Чудотворца. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Михаил Шматов: Причём не географический, а символический центр, что не менее, а может быть, даже более важно. Всё-таки Новосибирск — третий город страны после Москвы и Санкт-Петербурга. 

Евгений Ларин: Зоопарк. 

Михаил Шматов: Да, одно из чудес России. 

Евгений Ларин: А вообще — Красный проспект целиком со всей архитектурой — и старой, и новой. 

Михаил Шматов: Про Красный проспект сразу скажу, что о нём есть непонятно откуда взявшаяся легенда, что это самая длинная прямая улица в мире. Это не так. Но зато Красный проспект — это одна из самых широких улиц в нашей стране. Её заложили в 1890-е годы как Николаевский проспект, этим занимались алтайские инженеры. Они спроектировали его так, что ширина его составила более 60 метров. Он оказался шире, чем Невский проспект в Санкт-Петербурге, главная улица нашей страны на тот момент. Так что это как раз повод для гордости: не длина Красного проспекта, а его ширина, масштаб. 

Евгений Ларин: Спору нет, великолепное место. Но завершим наш список: Крячков, Покрышкин, Кондратюк. 

Михаил Шматов: Лаврентьев, если уж мы начали с Академгородка.

IMG_20241114_093407.jpg
Михаил Шматов. Фото: nsknews.info

Евгений Ларин: Знаете, мне кажется, что такой подход всем уже, мягко говоря, приелся. Но, возможно, я рассуждаю как человек профессионально деформированный. А на самом деле для горожан, прежде всего, для молодых людей, таких, для которых вы читали свою лекцию, эти истории каждый раз будут открытием. И их нужно продолжать эксплуатировать, чтобы у нас начало, наконец, формироваться некое городское сообщество с общими и понятными ценностями. 

Но я хочу сегодня поговорить о другом. Скажем, в романе Пелевина герой пытается найти некую русскую идею. Может быть, нам нужна новосибирская идея?

Я, когда готовился к этой беседе, вспомнил одно подходящее определение из романа Курта Воннегута «Колыбель для кошки». Я процитирую: «Вампитер есть ось всякого карасса. Нет карасса без вампитера, <...> так же как нет колеса без оси. Вампитером может служить что угодно — дерево, камень, животное, идея, книга, мелодия, святой Грааль. Но что бы ни служило этим вампитером, члены одного карасса вращаются вокруг него в величественном хаосе спирального облака».

Может быть, нам нужно найти наш вампитер? Вещь или идею, или идею, воплощённую в материальный объект, вокруг которой новосибирцы смогут объединиться? Это нужно не туристам, а в первую очередь, нам самим. Я предлагаю поговорить о том, что это могло бы быть. 

Михаил Шматов: Предложение очень интересное, но и не менее спорное. Вопрос в том, нужна ли вообще мегаполису какая-то общая генеральная идея. Мне кажется, что Новосибирск — это один из типичных, может быть, даже хрестоматийных примеров развития российских городов в XX веке. Конечно, он основан в начале XIX века и бурно развивается в XXI веке. 

Просто сравните фотографию Новосибирска, скажем, 1991 года и современный пейзаж, особенно если речь идёт о виде с левого берега на правый. Большинство видимых зданий построены в последние даже не 20, а десять или пять лет.

Город развивался раньше и развивается сейчас, но его звёздным историческим часом, который сделал Новосибирск мегаполисом, причём мегаполисом разноплановым, мегаполисом-конструктором, составленным из разных элементов, был, конечно, XX век. Поэтому у нашего города несколько идей, а не одна. Новосибирск — и научный центр, и промышленный центр. Я бы сказал, что это город даже не предпринимательства и не город предпринимателей, а город предприимчивых людей. Людей, которые в очень сложных условиях — климатических, географических, хронологических, в сжатых сроках — умеют создавать то, что становится символами Новосибирска, Сибири и России в целом. Тот же самый Новосибирский зоопарк. Кто бы мог подумать, что он станет одним из чудес нашей страны! Он притягателен для миллионов россиян, а также и для иностранцев.

IMG_3427.JPG
Новосибирский зоопарк. Фото: nsknews.info

Евгений Ларин: И всё же давайте попробуем представить себе, какой это мог бы быть материальный объект. На гербе Новосибирска изображены река и мост. 

Михаил Шматов: И соболя из XVIII века с сузунской монеты. 

Евгений Ларин: Кстати, да. Но вот мост мог бы он стать материальным воплощением идеи... «новосибирскости»? 

Михаил Шматов: Думаю, да. Причём тут, конечно, речь не об одном мосте, а обо всех мостах вместе взятых. 

Вообще, если бы мост Транссибирской магистрали не был бы построен на этом месте, то нашего города, по крайней мере, в том виде, в каком мы его знаем, не было бы.

С одной стороны, город Новосибирск — очень молодой, но с другой стороны, на его месте к концу XIX века прекрасно существовали 12 сел и деревень, самые первые из которых были основаны на рубеже XVII–XVIII веков.

Это Большое Кривощёково на левом берегу, Усть-Иня на правом берегу недалеко от нынешнего микрорайона «Европейский берег». Сейчас от деревни остался Инюшинский бор и частный сектор, который местные до сих пор называют Инюшкой, слабо понимая, почему, ведь до реки Ини там не близко. 

Это я всё к тому, что, благодаря мосту, это сельское аграрное пространство оформилось в пространство транспортно-индустриальное, и это факт. Я говорю о первом мосте Транссибирской магистрали, который строили с 1893 по 1897 год — это очень короткий срок! 

У каждого города есть отцы-основатели, по крайней мере, символические фигуры. Во многих городах это полководцы или купцы, а у нас это инженеры путей сообщений: Будагов, Тихомиров, Гарин-Михайловский. 

Евгений Ларин: Из всей этой троицы Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, конечно, самая сомнительная фигура — в том, что касается его заслуг перед Новосибирском. 

Михаил Шматов: Тем не менее площадь, названная его именем, в городе есть, а мы же говорим в большей степени о памяти. 

Евгений Ларин: Но у нас есть и Михайловская набережная, названная в честь другого инженера, — Константина Яковлевича Михайловского, чьи заслуги перед нашим городом более очевидны. 

Михаил Шматов: Так или иначе, основателями города были инженеры, поэтому мост как инженерное чудо и как связующий элемент, безусловно, является одним из символов нашего города. 

Евгений Ларин: Мост, железная дорога, образ паровоза, который усматривается в здании вокзала Новосибирск-Главный, идея движения... Возможно, это годится в качестве некой основополагающей новосибирской идеи. Давайте попробуем развить эту мысль. Мосты в нашем городе появлялись с конца XIX века и в течение всего XX века. 

Михаил Шматов: Да, совершенно верно. 

Самый первый мост — мост Транссибирской магистрали — это, конечно, образ империи. Вообще что такое империя — как говорил Ленин — эпохи империализма? В логистическом плане это проекты огромных железных дорог. Была, например, запроектирована железная дорога Берлин — Багдад, её так и не построили. Англичане планировали железную дорогу через всю Африку. И только русские смогли реализовать проект трансконтинентальной железной дороги — это, собственно, Транссиб. Были построены великие мосты — через Енисей в Красноярске, через Амур в районе Хабаровска, это мост, который изображён на 5-тысячной купюре. А всё началось с моста через Обь на месте будущего Новосибирска. Это поздний имперский период нашей истории, время Александра Третьего и Николая Второго.

NET_3654.JPG
Ферма первого железнодорожного моста через Обь в Новосибирске. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: А ещё Транссиб с нашим мостом стал символом завершающего этапа освоения Сибири русскими. 

Михаил Шматов: Да, Сибири и Дальнего Востока. Благодаря этому в цивилизационную орбиту включались огромные территории. Железнодорожным работникам так или иначе нужно хотя бы начальное образование, поэтому Ново-Николаевск стал одним из первых городов, где было введено начальное образование, и по проекту Андрея Дмитриевича Крячкова построили 12 замечательных школ в стиле русского модерна. Кстати, я учился в одной из них, в школе №12, сейчас это 12-ый лицей. 

Дальше начинается советская эпоха, индустриализация. Первая пятилетка — это 1928–1932 годы. Под эгидой Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ) в Новосибирске меньше, чем за год, построили Кимовский мост, сейчас он называется Комсомольским. Это был наш второй железнодорожный мост, который помог индустриализации всей нашей страны, потому что связал Урал с Кузбассом и разгрузил Транссибирскую магистраль. И благодаря этому мосту в городе возник целый новый район — Первомайский. Сначала район назывался Эйховским в честь Роберта Индриковича Эйхе, партийного лидера Сибири, затем его переименовали в Первомайский. Но это отдельная история.

NET_5887.jpg
Комсомольский мост. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Дальше очень долго ждали, когда появится пешеходно-автомобильно-трамвайный мост, но построить его смогли только после Великой Отечественной войны, в 1955 году. Это Коммунальный мост, он же Октябрьский. 

NET_3393.jpg
Октябрьский мост. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Дальше — брежневская эпоха с её особой спецификой, может быть, более мягким, спокойным состоянием духа и Димитровским мостом — вторым автомобильно-пешеходным мостом в Новосибирске.

DJI_0153.JPG
Димитровский мост. Фото: nsknews.info

Но самый, наверное, главный символ советского варианта модернизации — это наш метромост. Про наше метро говорить можно много. Я люблю шутить, что наше метро — это метро образца Москвы 1935 года: тогда в московском метрополитене было 13 станций. А у нас именно столько станций сейчас. Но наш метромост — самый длинный крытый метромост в мире. Длина только надводной его части составляет 896 метров, а общая — больше двух километров. Это ведь тоже инженерное чудо! Такого больше нет нигде — ни в стране, ни в мире.

KOMP4609.JPG
Метромост. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

В XXI веке славная традиция продолжилась — Бугринский мост и четвёртый, ныне достраивающийся, мост. 

8C5A9062.JPG
Бугринский мост. Фото: nsknews.info

Евгений Ларин: Когда-то он будет достроен! 

Михаил Шматов: Он уже фактически готов. И он уже становится одной из архитектурных доминант Новосибирска. И символично то, что наш самый первый мост и последний мост на данный момент находятся примерно в одной и той же точке — в районе парка «Городское начало».

DJI_0389.JPG
Четвёртый мост. Фото: nsknews.info

Каждый из новосибирских мостов — это элементы эпохи XX века. Поэтому, наверное, идея Новосибирска при всей его эклектике, сочетании порой несочетаемых элементов в архитектуре, в градостроительстве заключается в том, что он является метафорой XX века. Ведь в XX веке любили очень много планировать, но очень часто получалось что-то совсем другое. Часто даже лучше того, что планировали. Это и есть Новосибирск. 

Например, никто изначально не планировал, что город будет развиваться на юг, думали, что он будет развиваться на север, туда, где находится Заельцовский бор. Есть проект инженера Загривко 1925 года, там больше похоже, что город движется в северном направлении. А в итоге, благодаря одной из самых больших станций — Инской — и Комсомольскому мосту, появляется Первомайский район, потом появляется Академгородок. Город пошёл на юг. 

Также никто не думал, что в Новосибирске будут такие огромные заводы. Но в начале 1930-х годов на левом берегу строят «Сибкомбайн», который потом назывался «Сибметаллстрой», а мы знаем его уже как «Сибсельмаш». А на правом берегу был задуман Завод горного оборудования для строительства шахт на Кузбассе. Но в 1936 году начинается гражданская война в Испании, становится понятно, что новой мировой войны не избежать, и Новосибирск становится авиаградом. Завод на востоке города перепрофилируется во всем известный авиастроительный завод, сейчас известный как завод имени Валерия Павловича Чкалова. И он до сих пор куёт воздушный щит нашей Родины.

NET_3255.jpg
Авиазавод имени В. П. Чкалова. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: Вот она наша идея движения! Движение по мосту, соединяющему эпохи, и город, движущийся непрерывно через весь XX век 

Михаил Шматов: Может быть, Новосибирск — это и есть мост. В модернизацию. 

Евгений Ларин: А вот что касается личностей, то нет у нас такого человека, от которого Новосибирск мог бы считать свою историю. Фёдор Кривошёк не подходит... 

Михаил Шматов: Их очень много. Каждый, наверное, сам выбирает себе ориентир. И часто это очень локальные ориентиры. Кстати, в Новосибирске очень развита культура мемориализации, то есть увековечивания памяти тех людей, которые жили на разных улицах. Другое дело, что это не всем известные персоналии. Приведу один пример. Я гулял по улице Станиславского около Монумента Славы. Станиславского — это, на мой взгляд, одна из красивейших улиц в Новосибирске. Здания в духе сталинского ампира проектировал архитектор Николай Фёдорович Храненко. Он и в Кузбассе много зданий спроектировал, и в Новосибирске. И в одном из своих же домов жил он сам. И есть мемориальная табличка на фасаде дома, где он жил. Я подошёл, сфотографировал её, — я люблю для себя тоже увековечивать наши мемориальные пространства. Мимо идёт пожилая женщина и говорит, дескать, сколько хожу здесь и даже не знала, что здесь есть такая мемориальная табличка. А теперь, мол, знаю, что такой великий человек жил в этом доме. 

KOM_4135.JPG
Улица Станиславского. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Это я к тому, что с одной стороны на локальных уровнях у нас есть практика сохранения памяти. Есть также, например, интерес к старым советским мозаикам — их сохраняют, отмывают, чтобы они выглядели чисто и красиво. Вывески советские у нас тоже сохраняют, зажигают вновь. 

С другой стороны, далеко не все люди в ежедневной рутине замечают эти объекты. Но если обращать на них внимание горожан, то людям становится интересно, у них загораются глаза. 

То, что город молодой, как раз и порождает запрос на историю. Мы ищем свою историю. Даже тот факт, что мы сейчас о ней говорим, свидетельствует о том, что мы ищем идентичность, ищем свою историю. А история-то вокруг нас, дорогие друзья! Просто достаточно посмотреть по сторонам, и мы увидим исторический источник той или иной эпохи. 

Евгений Ларин: Нам достаточно сложно это делать. Легко, скажем, в Великом Новгороде любить свою историю и гордиться ей, — она там вокруг горожан и буквально у них под ногами! Они до сих пор из земли берестяные грамоты вытаскивают. Или, например, в Хакасии: у них менгиров в полях — как стогов сена! У нас всё не так очевидно. У нас, скажем, нет архитектурного стиля, с которым можно было бы ассоциировать Новосибирск. 

Михаил Шматов: Сторонники новосибирского конструктивизма с вами не согласятся! Хотя, не конструктивизмом единым, — это тоже верно. 

Евгений Ларин: Именно. Я люблю говорить такую вещь, что если встать в Новосибирске на Красном проспекте в определённую точку, то с неё можно увидеть все архитектурные эпохи, и весь XX век. 

Михаил Шматов: Эклектика. Это и есть метафора XX века. Приходим в район часовни и видим там здания и начала прошлого века, и его середины, и современные. Например, стеклянное здание рядом с часовней, так называемый бутон — это ведь тоже памятник архитектуры, который через 20–30 лет будет интересовать не только архитекторов, но и историков. Это и есть визуальное проявление метафоры XX века. 

Евгений Ларин: Если к вам приедет гость из другого города, который никогда не был в Новосибирске, а у вас есть всего один час, чтобы ему что-то показать, то есть можно сходить только в одно место, то какое бы это было место? 

Михаил Шматов: Это вопрос не теоретический, а вполне себе практический. Я так и делаю: всегда начинаю знакомить гостей с городом с парка «Городское начало» — там, где стоит памятник первому железнодорожному мосту и императору Александру Третьему. И, кстати, замечательный Музей Новосибирска.

IMG_9475.jpg
Памятник Александру Третьему. Фото: nsknews.info

Почему я туда веду людей? Потому что, во-первых, тот, кто не видел сибирских рек, тот не видел всей России. А там река Обь — как на ладони в любое время года.

Во-вторых, там видно почти все наши мосты — и железнодорожные, и автомобильные, и метромост. Я показываю эти мосты, рассказываю, в какие эпохи они были построены. Людям, конечно, не всё становится понятно, но становится понятно главное: масштаб. А для мегаполиса важен именно масштаб, разноплановость. Как говорил философ Константин Леонтьев, «цветущая сложность». Русские мегаполисы, как и русская цивилизация вообще, — это, конечно же, цветущая сложность. И в этом, наверное, идея. 

Евгений Ларин: Прекрасно сказано! Вечное движение по мосту, который соединяет разные эпохи, — пусть это будет одним из вариантов той самой новосибирской идеи.

Главные новости из жизни нашего города — подписывайтесь на нашу группу в Одноклассниках.

Что происходит

Заключившим контракт с декабря 2024 года бойцам СВО спишут долги

Если вы пропустили: собачий психолог, подушка под лыжи и дома на колёсах

Удивительных ящериц, нежных питонов и милых котов собрали в ТЦ на Маркса

Антициклон по пути в Монголию принесёт в Новосибирск 24-градусный мороз

Раздали призы конкурса «Экочеловек»: лучшие работы появятся на билбордах

За «Квартал Победы» и другие проекты наградили новосибирских волонтёров

277 дольщиков долгостроя на Вилюйской получили долгожданные ключи

Рассказы новосибирцев о зиме будут транслировать в парках города

За красоту во дворах Новосибирска наградили активистов ТОСов

По поручению мэра Кудрявцева отремонтируют спуск к Новосибирску-Южному

Мэр Кудрявцев о концессии с СГК: «Срыва мероприятий мы не допустим»

Показать ещё