В гостях у ведущих «Вечернего разговора о спорте» побывал олимпийский чемпион по спортивной ходьбе, заслуженный мастер спорта СССР Андрей Перлов. В эфире радио «Городская волна» (101,4 FM) новосибирский спортсмен рассказал о том, почему решение Международного олимпийского комитета (МОК) не является отстранением России от Олимпиады в Пхёнчхане, можно ли эту ситуацию рассматривать как успех, какие выводы мы можем сделать в этой ситуации, и как теперь относиться к вице-премьеру Виталию Мутко.
Михаил Якимов: Андрей Борисович, начнём с первой же новости. Вы сами переживали это, когда получали награду под нейтральным флагом. Если не ошибаюсь, это было в 1992-м году.
Андрей Перлов: Да, но это был не нейтральный флаг, а флаг олимпийского комитета. В 1992-м году у нас была, в принципе, замечательная Олимпиада. Были последние игры, на которых выступала уже даже не сборная Советского Союза, а так называемая объединённая команда. Причина была простая — Советского Союза уже не было, как такового, а России ещё не появилось.
Выступало 12 республик, и Прибалтика выступала уже отдельными командами и государствами. Поэтому были объединённые команды, поднимался флаг олимпийского комитета с олимпийскими кольцами. Никакого гимна, ничего не было. Мы выступали без какой-либо символики СССР и других обозначений. Каждый выступал в той форме, в которой хотел и имел возможность выступить. Кому в чём было удобно.
Михаил Якимов: Я напоминаю, что основная тема нашего эфира — отстранение олимпийской сборной России от участия в Олимпийских играх в Пхёнчхане в 2018-м году.
Александр Шерудило: Всё-таки, Андрей Борисович, понятно, что в те годы ситуация была иная. Но, в любом случае, как команда всё это ощущала? Какие вообще были разговоры между спортсменами? И можно ли проводить какие-либо параллели с нынешней ситуацией?
Андрей Перлов: Я хотел бы вас поправить. Вы только что сказали — отстранение команд. Отстранения команды сейчас никакого не произошло.
Александр Шерудило: Отстранение именно России как сборной.
Андрей Перлов: Нет никакого отстранения России как сборной. То есть спортсмены будут допущены. Но будут называться так, как написал олимпийский комитет: «Олимпийские атлеты из России». Уже есть слово «Россия», есть слово «атлеты», я не вижу здесь никакого отстранения.
В случае с Олимпиадой идёт вопрос только лишь о временном отстранении Национального олимпийского комитета России, об исключении, пока тоже временном, об отстранении Жукова как президента Олимпийского комитета России. Дальше они исполнят всевозможные предписанные нюансы, заплатят какие-то деньги за работу комиссии Шмида. Я думаю, что членство в МОК потом будет восстановлено, как и наш олимпийский комитет. А то, что ходят слухи про наших спортсменов, которые должны будут принять участие, — неважно.
Самое главное — что спортсмен готовится к Олимпийским играм. Он готовится, показывает результат, готовится попасть в сборную команду, во-первых. Во-вторых, старается добиться, выполнить какую-либо квалификацию. Потому что не так просто попасть на Олимпийские игры.
Мало того, что человек должен попасть в состав национальной команды, пройти отборы здесь, внутри, но ещё и выполнить определённую олимпийскую квалификацию. Она тоже не такая слабая. И когда всё это выполняется, человек меньше всего думает о чём-то другом, потому что готовится к соревнованиям. А то, что не будет флага России, это, конечно, печально.
Не будет нашего гимна, но, тем не менее, все прекрасно понимают, откуда этот спортсмен, и куда он приезжает. Наши люди поедут выступать из Новосибирска. Дай Бог, выиграют медаль, и мы же будем их встречать. В аэропорт приедем все вместе, и пригласим кого-то на записи, будем чествовать олимпийских призёров. Мы не будем в этот момент говорить, под каким флагом он выступал. В любом случае мы дома его встречаем. Он наш человек, он человек, рождённый в Новосибирске, или выступающий за Новосибирск, за Российскую Федерацию. Все это прекрасно понимают. А то, что там, извините, принимают какие-то смешные решения люди в МОК, то пускай принимают.
Александр Шерудило: Всё-таки, мне кажется, что спортсменам теперь придётся заморочиться, потому что опубликовали основные критерии отбора для каждого спортсмена. Здесь список немаленький. Понятно, что он должен соответствовать квалификационным стандартам — это то, о чём вы сказали. Понятно, что он должен быть признан чистым, без допинговых скандалов — ничего подобного не должно быть. Должен пройти отдельно все тесты, которые назначит группа, которая будет проводить отбор. Тестов может быть и 50, и 200, насколько я понимаю.
Андрей Перлов: Да нет, предположим, что всё будет, как это было летом. В этом году также было для легкоатлетов. Там, по-моему, было шесть тестов, и в течение года они должны были их пройти. После этого принимается решение. Я думаю, многие спортсмены уже проходили эти тестирования, потому что соревнования идут в тех же лыжах, биатлоне, сноуборде. И тут идёт этап Кубка мира, Кубка Европы.
На каждом таком этапе сдаются пробы, и всё это будет проходиться, всё это будет делаться. Ничего страшного в этом я не вижу. Если спортсмен чистый и ничего не принимает, для него это вообще не является никакой проблемой. Да хоть каждый день сдавайте этот дополнительный контроль, в чём проблема?
Михаил Якимов: Как вы считаете, может ли кто-то запретить спортсменам поехать на Олимпиаду, если им официальные олимпийские органы не запрещают. При условии, что они выполнят все регламенты?
Андрей Перлов: Насколько я понимаю, 12 декабря планируется Олимпийский совет в Москве. Это как бы высший орган Олимпийского комитета. Хотя деятельность нашего комитета приостановлена МОКом, но, тем не менее, там будет приниматься окончательное решение по участию или неучастию. Но я считаю, что даже если что-то будут запрещать, то, если спортсмены имеют возможность выступить под флагом МОК, то я бы на их месте поехал и выступил.
Они выступали, выигрывали золотые, серебряные, бронзовые медали и прекрасно себя чувствовали. Почему нет? Я просто думаю, что у нас достаточно мудрое руководство в стране. И какие бы ни раздавались всевозможные возгласы, я думаю, что будет принято абсолютно правильное, взвешенное решение. И спортсмены поедут выступать на Олимпиаду. Это самое важное — чтобы они туда приехали и выступили хорошо.
Александр Шерудило: В заявлении, где Александр Жуков, президент Олимпийского комитета России, рассказал о том, что 12 декабря состоится это собрание, и будет приниматься решение, он отметил, что можно найти плюсы. И что положительным в этом решении является то, что расследования по нашим спортсменам прекращаются. Я правильно понимаю, что всё, теперь больше дополнительных расследований не будет?
Андрей Перлов: Во всяком случае, мы в это верим, если Жуков сказал. И на самом деле, они присутствовали на этом, грубо говоря, собрании МОКа. Если это так будет — прекрасно. Хотя можно ожидать всё, что угодно, и от WADA (Всемирное антидопинговое агентство — прим. НН), и от Олимпийского комитета. Там есть люди, и некоторые из них, как я считаю, просто неадекватные или ангажированные. Я даже не боюсь так говорить.
Потому что, предположим, яркий пример — опять принято решение о том, что наши спортсмены, ранее уличённые в допинговых скандалах, не имеют права участвовать в Олимпийских играх. Мы это проходили перед Рио-де-Жанейро, когда против наших спортсменов были такие же абсурдные вещи сказаны. На ту же Ефимову, которая была ранее уличена в допинге, было оказано огромное давление, что она никуда не поедет, что её не допустят. Она подала в суд в Лозанне, успешно выиграла его, выступила на Олимпиаде и завоевала серебряную медаль.
Михаил Якимов: С другой стороны, насколько это сильно влияет на спортсменов? Представляете: суды, разбирательства. Наталья Ловцова, наша пловчиха, которая могла бы завоевать медаль...
Андрей Перлов: Наталья Ловцова не могла завоевать медаль, это однозначно. Она не могла даже попасть в полуфинал, согласно своим результатам и уровню подготовки. Давайте не будем передёргивать. Кто мог завоевать медаль — тот её завоевал. И ничего не помешало Ефимовой, понимаете? И то же самое будет здесь.
Да, конечно, это создаёт стресс для людей. Это нервы и не совсем комфортные условия для подготовки. Но, тем не менее, человек, если он сильный и готов выступать, он выступит, я вас уверяю. И люди, если захотят поехать, то они будут выступать. Просто Олимпийский комитет сам себя ставит в неловкое и даже смешное положение.
Александр Шерудило: Я хотел бы поднять такой вопрос. Понятно, что наверное, уже чуть-чуть поздно об этом говорить, потому что так или иначе решение уже принято. Но очень много говорилось о том, кто всё-таки виноват больше. Понятно, что то, чего хотели добиться Олимпийский комитет и WADA, они добились. Но сделала ли российская сторона, чиновники и адвокаты достаточно для того, чтобы защитить наших спортсменов и их интересы в соответствии со сборной?
Андрей Перлов: Я думаю, что ответ лежит в самом вопросе. Если команду не допустили под национальным флагом, значит, что-то до конца не доделали. Я не готов сказать, что именно, но функционирование до конца не сделали, не выполнили что-то, не доработали. Разговор шёл вообще о полном отстранении атлетов из Российской Федерации от Олимпийских игр. Причём шёл достаточно уверенный разговор. Говорили, что вообще никого не допустят. Нынешняя ситуация — всё равно небольшой успех. Не хочу говорить слово «победа», но это всё равно успех в том, что нас допустили в таком формате. Это нормально при теперешней ситуации.
Если Жуков уверен в своей правоте, и что дальше это дело прекратится, то мы будем нормально жить и сотрудничать и с МОК, и с WADA в том числе. WADA не причём. Тут антидопинговое агентство не принимало решение, принимал решение МОК. Я вас уверяю, что пробы тех 26 спортсменов-призёров, которых они уже отстранили на основании игр в Сочи, оказались чистыми. Там было абсолютно безумное решение о том, что якобы поцарапаны пробирки, в которых хранилась моча. А, значит, и анализы неправильные, и поэтому идёт отстранение спортсменов.
Если я уверен — хорошо, берите у меня ещё дополнительный контроль. Пожалуйста, я готов сдавать его. Правильно сказал Бьёрндален буквально недавно: «Я сейчас боюсь сдавать дополнительный контроль. А то поцарапают мою пробирку и скажут, что я тоже дисквалифицирован». Человеку, извините меня, 43 года, он уже 25 лет в большом спорте. Там непонятное количество золотых, олимпийских и всех прочих медалей. И он явно об этом говорит. Это же бред — то, что творится. Поэтому это должно прекратиться.
Александр Шерудило: То есть, сначала нужно навести порядок в самой WADA?
Андрей Перлов: Нет, это же решение не WADA, а решение МОК. У меня есть чёткая позиция: выявили нарушение, грубо говоря — поймали спортсмена на применении запрещённых препаратов. Санкции к нему применяйте, такие же, как во всём мире. Дисквалифицируйте первый раз на два года, или на сколько положено. Поймали второй раз — четыре года или пожизненная дисквалификация. К каждому спортсмену может быть индивидуальный подход. Но действуйте согласно нормам правил, которые прописаны вами же. А когда вы принимаете решение на основании каких-то поцарапанных пробирок, то, может быть, она сразу была поцарапана. Кто ж её проверял?
Александр Шерудило: Нам, конечно, очень важно сейчас, чтобы прекратилось преследование спортсменов, поиски виновных для наказания, иногда на пустом месте. Но у меня к вам вопрос: как вы считаете, если сейчас Россия, все спортсмены, чиновники, все инстанции будут следовать этим правилам, которые установил Олимпийский комитет для восстановления статуса, это сработает? Действительно нас оставят в покое?
Андрей Перлов: Для восстановления в правах Олимпийского комитета совсем немного ещё нужно сделать. Там, я думаю, всё будет выполнено. Тем более Жуков сам сказал, что до конца игр в Корее всё это сделаем, всё решим. Спортсменам надо просто тренироваться, я считаю. Функционерам работать, заниматься своей работой. Тренерам тренировать, спортсменам тренироваться, докторам лечить. Смотреть, чтобы не было запрещённых препаратов, чтобы не применяли к чистым спортсменам санкций, и всё будет в порядке. Не надо ничего придумывать.
Все правила должны быть для всех едины. Не должно быть такого, чтобы одни правила были для российских спортсменов, другие — для американских, третьи — для европейских, четвёртые — для китайских. Всё должно быть одинаково.
Александр Шерудило: Снятие ли это скальпа?
Андрей Перлов: Не знаю. Ещё раз говорю: по данному решению страдают больше наши чиновники, которых отстранили, всё Министерство спорта в том числе. Где-то пострадал Жуков, причём прилично. Спортсмены страдают, потому что не могут представить свою страну официально. Я вас уверяю на 200%: спортсмен, выступая на Олимпийских играх, представляет и себя, и свою страну, и свою территорию, и свою семью. И когда мы будем их встречать, о чём я уже не раз говорил, здесь, дома, с медалями, с наградами, как призёров, чемпионов и участников, мы будем радоваться вместе с ними их победам.
И весь мир понимает, откуда эти спортсмены. Будет сборная команда России играть в хоккей, дай бог, завоюют золотую медаль. И неужели всему миру будет непонятно, кто это играет? Что это олимпийские атлеты из России? Сборная команда России — у кого-то есть сомнения? Или это Белоруссия играет? Или Прибалтика?
Михаил Якимов: Думаю, сомнений ни у кого не будет.
Андрей Перлов: Тогда о чём мы говорим? Некоторые решения МОК выглядят смешными.
Михаил Якимов: К тому же, может быть, спустя несколько лет, забудется сам факт того, что была такая история.
Андрей Перлов: Да нет, факт не забудется, просто это всё останется.
Александр Шерудило: Но важнее будут достижения спортсменов
Андрей Перлов: Мы же с вами говорили вначале о Барселоне, и что спортсмены выступали под флагом МОК. Но, по-моему, победы у нас были.
В Новосибирск приехало из Барселоны пятеро олимпийских чемпионов. И их победа ни в коей мере не менее значительна, чем победа в советское время или победа потом уже, когда была Россия. Вот и всё, всё нормально.
Андрей Перлов: Если говорить о том, чтобы увольнять, то у нас есть президент страны, который рекомендовал вице-премьера. Значит, ему и принимать решение — увольнять Мутко, или нет. Мы можем об этом много говорить, но у меня мнение такое: я не за то, чтобы увольнять. Виталий Леонтьевич — прекрасный спортивный функционер и, конечно, есть какие-то нюансы и чёрные стороны. Но, тем не менее, давайте быстренько окунемся в историю последних лет: Мутко руководил нашим спортом. Теперь он вице-премьер и возглавляет подготовку к Чемпионату мира.
Я просто по верхам пройдусь. Какие у нас были, и какие предстоят крупные события, которых не было никогда в стране? Летнюю Универсиаду провели? При Мутко в Казани? При Мутко. Олимпийские игры в Сочи провели? При Мутко? При Мутко. Право проводить Чемпионат мира, впервые в истории страны, провели? Добились, проведём. Шикарно проведём на будущий год. Зимняя Универсиада на будущий год в Красноярске будет? Будет. И к тому же ко всем этим мероприятиям меняется облик городов, облик страны. Появляются новые спортивные объекты, шикарные стадионы, реконструируются аэропорты, строятся дороги. Гляньте, что понастроили в Сочи, каких спортивных комплексов.
Буквально месяц назад я был в Красноярке, и там строят прекрасные спортивные объекты, которых мы не получили бы, не будь этих мероприятий. Поэтому не нужно говорить, что у нас всё плохо, и что Мутко развалил весь российский спорт. Я могу сказать так: за последние годы весь российский спорт прилично прибавил. Я знаю многие виды спорта, потому что я проработал в департаменте физкультуры и спорта. Идёт очень большой объём и физкультурной работы, и массовости, и высшего спортивного мастерства.
Мы прибавляем везде: построено очень много спортивных объектов, в том числе и в селе, и в Новосибирской области. И это всё будет делаться дальше. И это всё при Мутко делается. Нельзя говорить, что он вообще плохой человек. Почему-то любят повесить всё плохое на одного человека, а хорошего не видят.
Михаил Якимов: Да. Но всё равно в свете отстранения некоторых чиновников от работы в Олимпийском комитете, от участия в Олимпийских играх, игровых организациях, можно ли ожидать сейчас отставки кого-то из значимых фигур?
Андрей Перлов: Не готов сказать, не нам принимать это решение. Я думаю, что Мутко доработает до конца Чемпионата мира как минимум. Я не вижу причин для его отстранения куда-либо. Тем более, что до Чемпионата мира осталось меньше года.
Александр Шерудило: Ещё очень важный момент — то, что российская сторона по решению исполкома МОК, должна выплатить 15 млн долларов. Здесь указано, что это расходы, понесённые МОК в ходе расследования, а также вклад в создание независимой организации по допинг-тестированию. Это вообще адекватно по отношению к стороне, которая является частично пострадавшей?
Андрей Перлов: Я полагаю, что раз Жуков сказал, что деньги найдём и выплатим, значит, найдёт. Нам важнее членство в МОК, чем эти 15 млн. Я только не понимаю, честно говоря, решения исполкома — какая ещё независимая структура, которая будет проверять, когда есть WADA? Она уже, как они говорят, в корне независимая. Давайте тогда создадим ещё две независимых организации и будем их финансировать. А кто от кого независим? Кто от кого не зависит? От них ничего не зависеть будет, или что?
Михаил Якимов: Да, это хороший вопрос. Но, к сожалению, нам уже пора завершать эфир. Мы говорили о сложностях, которые возникли вокруг олимпийской сборной России.
Александр Шерудило: С вами были Михаил Якимов, Александр Шерудило и гость эфира — олимпийский чемпион Андрей Борисович Перлов. До свидания!
#Спорт #Разговор о спорте #Интервью #Город в лицах #Городская волна #Скандал