В гостях у ведущих «Вечернего разговора о спорте» побывали чемпионка России по кикбоксингу Наталья Рагулина и её тренер Эмзари Трунин. В эфире радио «Городская волна» (101,4 FM) они рассказали о кикбоксинге, савате и о том, как проходят их тренировки.
Михаил Якимов: В прямом эфире на радио «Городская волна» (101,4 FM) передача «Вечерний разговор о спорте». И у микрофона я, Михаил Якимов, Александр Потянихин и гости нашей сегодняшней программы — чемпионка России по кикбоксингу Наталья Рагулина и её тренер Эмзари Трунин.
Наталья Рагулина: Здравствуйте, Михаил и Александр!
Эмзари Трунин: Здравствуйте!
Михаил Якимов: Каково было выступать на чемпионате, с учётом травмы и такого количества соперниц?
Наталья Рагулина: Психологически было сложно, это больше подкосило морально, понимала последствия травмы, что это лишает меня движения, но нашла в себе силы. Без поддержки тренера я бы не собралась и не достигла бы такого результата.
Александ Потянихин: Наталья, а кого бы вы назвали самыми сильными в вашей категории, то есть, были ли у вас сильные конкуренты?
Наталья Рагулина: Были. В финале сильная противница из Ульяновской области. Она была в сборной России и ездила на Чемпионат мира в прошлом году.

Михаил Якимов: А как вы оцениваете выступление своей подопечной?
Эмзари Трунин: Я как тренер, всегда чем-то недоволен. Первый раунд она же проиграла, ещё два балла и победу можно было бы отдавать сопернице. Просто Наташа вышла слегка потерянной, и пока был промежуток между раундами, я её настроил, сказал, что она может и чтобы делала чудо.
Александр Потянихин: Кого из участников турнира вы можете ещё выделить?
Эмзари Трунин: У нас хороший мальчик был кузнецов Тимофей, он мог бы принести ещё одну золотую, но он выиграл 1/8 мальчика из Крыма, а в 1/4 а во втором раунде проиграл по глупости, потому что побежал на соперника. Знаете, это юношеская горячность.
Александр Потянихин: Чемпионат и первенство России в дисциплинах поинтфаинтинг и лайт-контакт. Чем они отличаются? И что нравится вам больше, Наталья?
Наталья Рагулина: В поинтфаинтинг в этом году я заявляться не стала, в прошлом пробовала, стала второй.
Эмзари Трунин: чтобы заниматься поинтфаинтингом, должны быть и природные данные. У Натальи нет, она крепкая, наработала. Но там сильная фихтовка ног. Что там делают ногами — что-то нереальное, как в кино.
Александр Потянихин: На международной арене кто силён?
Эмзари Трунин: Англичане, американцы, именно с них началось же это. Сначала появилась федерация полукаратэ. Потихоньку разделы формировались, мы представляем лайт-контакт: удары выше пояса, но бьют больно.
Михаил Якимов: Переходя к следующему вопросу, бьют больно, вид спорта жёсткий, почему в него пошли?
Наталья Рагулина: Затрудняюсь ответить, просто с детства всегда хотелось, но не было возможности.

Михаил Якимов: В других то есть занимались?
Наталья Рагулина: Ну я пробовала что-то, лёгкая атлетика, аэробика, всё по чуть-чуть, но это не серьёзно. Даже когда начала заниматься единоборствами, уже в сознательном возрасте, я всегда считала соревнования — это не для меня. Я несколько лет занималась просто так, для физической формы.
Александр Потянихин: А во сколько лет вы впервые начали этим заниматься?
Наталья Рагулина: В 18.
Михаил Якимов: То есть так поздно можно добиться таких успехов?
Наталья Рагулина: Да, всё своим трудом.
Михаил Якимов: Всё своим трудом? Просто часто сейчас говорят, что успехов не добьёшься, если придёшь в зрелом возрасте. А как вам это удалось?
Наталья Рагулина: Чем раньше начнёшь, тем лучше. Я немного жалею, что поздно начала. Многие заканчивают уже карьеру.
Эмзари Трунин: Во-первых, это характер. Очень важна индивидуальная работа. Работали наедине с отдельными моментами. Надо найти фишку и использовать её. Нам это удалось, поэтому Наташа сейчас побеждает.
Александр Потянихин: А когда родители узнали, что вы занимаетесь кикбоксингом, отговорить не пытались?
Наталья Рагулина: Нет, не пытались, поддерживали.
Михаил Якимов: Ещё вы занимаетесь французским боксом сават, недавно выиграли соревнования в Чемпионате Европы. В чём отличие от кикбоксинга?
Эмзари Трунин: Он очень схож с кикбоксингом, практически одинаковая координация рук и ног.
Михаил Якимов: Я слышал, что это один из самых жёстких видов единоборств, что и по голове были удары серьёзные.
Наталья Рагулина: Да, всё так. И в коленные суставы бьют, спиной повернулся, туда получить можешь.
Михаил Якимов: В Чемпионате Европы какие были соперники?
Наталья Рагулина: Там, безусловно, французы, на втором месте — итальянцы у них очень хорошая техника.
Александр Потянихин: Видимо, для французов сават, тоже самое, что для итальянцев — самбо.
Эмзари Трунин: Да, они родоначальники. Сават — это национальный вид спорта во Франции.

Александр Потянихин: Во время тренировок вы совмещаете сават и кикбоксинг? Как-то это удаётся или концентрируетесь на чём-то?
Эмзари Трунин: Мы совмещаем работу над техникой, мышцы, связки. Относительно календарного плана у нас начинается подготовка именно по такому плану. Спарринги под такие правила. Человека развиваем вне зависимости от вида спорта, а уже там подгоняем под правила.
Михаил Якимов: Ставят ли вас в спарринги вместе с парнями?
Наталья Рагулина: Конечно, потому что я единственная в своём возрасте и весе.
Михаил Якимов: А не страшно с парнями?
Наталья Рагулина: Сейчас уже нет.
Александр Потянихин: Парни работают в полную силу или поддаются?
Наталья Рагулина: Нет, не поддаются, да и я сама прошу, чтобы они работали нормально. Да и если поддаются, то они оказывают мне медвежью услугу.
Михаил Якимов: Если говорить о савате, там тренировочный процесс отличается, может это более жёстко, больше физической нагрузки?
Эмзари Трунин: Само собой, при подготовке мы делаем акцент на сильный удар. В любом случае нужно прокачивать мышцы вне зависимости лёгкий или слабый раздел.
Александр Потянихин: Сколько раз в неделю вы тренируетесь, у вас больше спарринга, техники?
Наталья Рагулина: Мы тренируемся 6 раз в неделю, в воскресение у нас выходной, и то не всегда. Спарринговые работы у нас идут при подготовке к соревнованиям. У нас все идёт в комплексе.
Михаил Якимов: Может ли профессиональный спортсмен заработать за счёт единоборств?
Наталья Рагулина: На жизнь хватает, я как профессиональный спортсмен трудоустроена в Центре Высшего спортивного мастерства и там стою на ставке инструктора. Поощряют за результативность, за сборы. Мы довольствуемся тем, что есть, спасибо и за это.
Александр Потянихин: А на себя деньги остаются?
Наталья Рагулина: Остаются.
Александр Потянихин: Как вы проводите свободное время?
Наталья Рагулина: Стараюсь проводить дома с мужем.
Александр Потянихин: Может, ездите в путешествия, походы, играете на музыкальном инструменте? Расскажите о себе в первую очередь не как о спортсменке, а как о человеке.
Наталья Рагулина: Как бы я не говорила, что хочу полежать, я люблю активный отдых. Супруг у меня активный, выходим на каток, лыжи, выходные дни чаще так проходят.
Михаил Якимов: Спорт у Натальи, можно сказать, постоянно. А вы, Эмзари, наверное, вообще из зала не вылазите?
Эмзари Трунин: Я не отдыхаю. Я давно возложил на себя работу не только тренировать, но и руководить общественными организациями, самим клубом. Мотаюсь, решаю денежные моменты, с оборудованием для спортсменов, дома почти не бываю. Уже восьмой год все это тяну. У меня была мечта поехать на пляж, проваляться там 2 недели. На Новый год съездил, на 11 день уже не смог, захотел работать, тренировать, какие-то идеи в голове новые.

Михаил Якимов: А что за оборудование вы пытаетесь найти для спортсменов?
Эмзари Трунин: Гелевые мешки-боксерские мешки, залитые жидким гелем, при ударе отдачи нет. На них можно хоть каждый день тренироваться. Пеньки обычные спилю, чтобы стоя на одной ноге, могли удары отрабатывать, как в фильме «Каратэ пацан». Постоянно что-то придумываю.
Михаил Якимов: Вы сами придумываете или где-то подсматриваете?
Эмзари Трунин: Бывает, где-то подсмотрю. Сам понимаю, как сделать, чтобы ребятам было удобно. Уже 30 лет в спорте, голова варит.
Александр Потянихин: Насколько меценаты помогают развитию кикбоксинга в Новосибирске?
Эмзари Трунин: За всю мою жизнь сколько занимаюсь спортом, мне ещё ни один меценат не помог, буду честен.
Александр Потянихин: Много ли ребят занимаются кикбоксингом?
Эмзари Трунин: Вы знаете, было время, когда активно проводили соревнования, отборочные, городские, перед чемпионатом России. По началу люди интересовались, но команда проиграла в первых же соревнованиях и у других желание ездить пропадает. К сожалению, уровень Новосибирска не самый высокий в восточных единоборствах. Сейчас появляются новые единоборства, люди разбегаются: если раньше в секции было 100 человек, то сейчас пять-десять человек.
Михаил Якимов: Наталья, вы не собираетесь тренером становиться?
Наталья Рагулина: Уже давным-давно решила стать тренером.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook — будьте в курсе актуальных новостей Новосибирска.