В гостях у ведущих «Вечернего разговора о спорте» побывал гроссмейстер и президент Федерации шахмат Новосибирской области Павел Малетин. В эфире радио «Городская волна» (101,4 FM) он рассказал о предстоящем кубке мэра, о том, как дошкольники бегают и прыгают в шахматных секциях, нужна ли шахматистам физическая подготовка и кто из новосибирцев в будущем может стать гроссмейстером.
Михаил Якимов: Поводом поговорить о шахматах становится крупный шахматный фестиваль — кубок мэра Новосибирска. Он во второй раз проходит в городе, и по сравнению с первым турниром стал более значимым. Турнир включает в себя много событий. Давайте его проанонсируем.
Павел Малетин: Кубок мэра изначально задумывался как объединяющий фестиваль. У него простая концепция — объединить в одном турнирном зале шахматистов разных поколений, разных районов города. Поэтому у нас определенным образом сформирован состав, чтобы каждый из районов города, административных единиц, выставил определённую квоту участников. Это ядро фестиваля.
Но в этом году мы решили немного расширить программу, добавили отдельный турнир для дошкольников. В связи с этим будет определённая церемония открытия. Не скажу, что новшество. Такое уже было в прошлом году, но мы сделаем на этой церемонии акцент. Это посвящение юных ребят в шахматисты. Они занимаются год, максимум полтора. Это очень интересный опыт.
Александр Потянихин: Как будет проходить это посвящение?
Павел Малетин: Все тайны раскрывать не буду, но у нас будет большая шахматная доска. Мы её расстелим на футбольном поле. Выстроим ребят в определённом шахматном порядке. Им будут вручаться памятные значки, у них у каждого будет небольшая корона. Заслуженные деятели шахматного спорта, приглашенные гости, будут поздравлять ребят с началом шахматного пути и желать им успехов.
Михаил Якимов: Я не знаю, как развивается дошкольная программа, но знаю, что активно развивается шахматная программа в школах. Что сейчас с ней?
Павел Малетин: Отвечу сначала про дошкольников. Мы в этом году пробуем целенаправленнее работать с этой аудиторией. У нас запустили курсы по обучению воспитателей в детских садах совместно с городским центром развития образования. Прошло уже две стадии, в каждой приняло участие 40 человек. То есть уже около 80 воспитателей в перспективе могут начать преподавание в детских садах. Курсы пользуются большим успехом.
Почему произошла разбивка? Потому что мы в первый набор не смогли уместить всех полностью. Аудитория не позволила. Очень большой интерес к этим шахматным курсам среди руководства, среди воспитателей, среди родителей обучающихся. Все хотят этим заниматься. По школам мы двигаемся в том же русле, только мы начали чуть раньше. Соответственно, достигли больших результатов.
Мы постоянно обучаем преподавателей школ на курсах, и тоже не успеваем обучить всех желающих. Но я думаю, что к началу следующего учебного года будет прорыв на этом направлении, причём существенный. Прогнозирую около 6000 занимающихся, поскольку кадровый задел за этот учебный год мы сделали очень хороший.
Хочу добавить, что к нам активно подключились педагогические колледжи. Сейчас у нас очень хороший преподаватель, Ольга Борисовна Бутакова, ведёт несколько групп студентов в педагогическом колледже им. Макаренко. К слову, она является лектором на наших курсах. Я думаю, что этот массив, который мы создали, выведет проект на новый уровень.
Александр Потянихин: Мы сейчас говорим о детских шахматах. А со скольки лет лучше всего отдавать ребёнка в этот вид спорта? И вообще стоит ли им заниматься с детства, или можно прийти в шахматы в более взрослом возрасте?
Павел Малетин: Шахматами можно заняться с любого возраста, тут существуют самые разные примеры. Скажем, великий русский шахматист Михаил Иванович Чигорин познакомился с шахматами, когда ему было уже за 20, и едва не стал чемпионом мира.
В нынешних временах, когда профессионализм играет главную роль, конечно, это вряд ли возможно. Но существуют примеры, когда люди становились сильнейшими гроссмейстерами, начиная заниматься тогда, когда им было больше 10 лет. Далеко за примерами ходить не надо. Наш гроссмейстер Дмитрий Бочаров, сильнейший шахматист области, начал только в 12 лет заниматься шахматами. Он тогда просто познакомился с этой игрой, серьёзные занятия и того позже начались. И ничего — сейчас входит в число лучших шахматистов России.
Александр Потянихин: Пять лет — это такой возраст для детей, им хочется бегать и прыгать. Как заставить ребенка усидеть перед шахматной доской?
Павел Малетин: Ну они и прыгают, и бегают, но это не мешает им осваивать шахматы. Стандартная программа занятий в школе, минимальный базовый уровень — это всего 1 час в неделю. В детских садиках мы делаем тот же час в неделю, только мы разбиваем его на два занятия. Получаются занятия по 25-30 минут. Дети успевают и что-то посмотреть, и напрыгаться. Понятно, что тут многое зависит от мастерства педагогов.
Михаил Якимов: Возвращаемся к кубку мэра. Насколько сильный уровень соперников в возрастных категориях? Может быть, там тоже гроссмейстеры принимают участие?
Павел Малетин: Как минимум один гроссмейстер, который сидит перед вами, уже подтвердил своё участие. Вообще в этом году у нас значительно более сильный состав. Я просматривал предварительные списки. Несколько мастеров спорта участвуют, молодые ребята. Но турнир мы пока проводим на общественных началах. Все играют в праздничном формате. Мы большой призовой фонд не устанавливаем. Тем не менее, ребята молодцы, поддержали этот формат, хотя шахматы на высшем уровне — это коммерческий вид спорта. Профессионалы играют за деньги. Но поддержать развитие шахмат в городе ребята нашли возможность, за это им большое спасибо.
Думаю, что тут сыграл роль азарт. Это соревнование командное, между районами. Мы в этом году решили соблюсти формальный принцип прописки. В прошлом году мы нетвёрдо его придерживались, сейчас решили сделать более строго. Прописан в Октябрьском районе — выступаешь за Октябрьский район. Я вот, например, за Кировский играю. Соответственно, это добавляет соревнованию интригу и интерес со стороны участников. Узнать — какой район взращивает более сильных шахматистов. Например, исторически сейчас таковым является Центральный, он победитель кубка мэра. Я думаю, они полны решимости отстоять этот титул. Кубок нам просто так не отдадут.
Прошлое поколение гроссмейстеров вышло как раз-таки из Кировского района. Там были наши знаменитые гроссмейстеры Гольден и Руббен. Они учились как раз в 63-й школе, которая присоединяется к проекту. Мы продолжаем их традиции. Я из Кировского района, вырос на Затулинке. Здесь у нас есть ещё несколько мастеров высокого уровня. Вот такая интересная деталь.
Михаил Якимов: Переходим к более профессиональным турнирам. Хотелось узнать — какие в ближайшее время соревнования серьёзного уровня примет Новосибирск? И как сборная Новосибирской области будет сейчас выступать, формироваться?
Павел Малетин: Касательно сборной. Сейчас высокий шахматный темп в стране, масса различных соревнований в первом квартале проходит, в первой половине года. Из последних успехов могу отметить дубль, который сделали наши спортсмены из Новосибирска. Это Татьяна Малетина, моя жена, кстати. Она выиграла чемпионат Сибири среди женщин. И Иван Бочаров, воспитанник бердской школы, спортсмен Новосибирской области, выиграл аналогичные соревнования среди мужчин.
До девяти лет в первенстве Сибири выступают наши малыши, но это тоже наша будущая сборная. Думаю, все они станут шахматистами хорошего уровня. Это видно уже сейчас — выиграли все три медали. 1-е, 2-е и 3-е место среди мальчиков. И наша девочка заняла второе место. Это последние, самые свежие новости. Буквально через две недели мы стартуем в командном чемпионате России. Это соревнование клубов, но, тем не менее, в этом году уже можно смело говорить именно о сборной, так как наша команда будет в большинстве составлена из шахматистов Новосибирской области.
Александр Потянихин: Меня всегда сильно интересовал вопрос. Футболисты заканчивают карьеру лет в 40, хоккеисты примерно также. А какая спортивная жизнь у шахматистов? До скольки лет они играют?
Павел Малетин: Здесь многое зависит от отношения к делу, насколько человек предан своему виду спорта. Думаю, это и в других видах сказывается. Насколько и чем он готов ради успешных выступлений жертвовать. Но это касается не только образа жизни или привычек. Играет роль поддержка семьи и надежный тыл. Я думаю, шахматист может успешно выступать, когда ему уже за 40. Не так много случаев, когда в таком возрасте шахматисты владели титулом чемпиона мира, но такие случаи нередки. Гарри Каспаров, Вишванатан Ананд, чемпионы советской эпохи. Все они проигрывали матчи, когда им было больше 40. И, тем не менее, даже после этого продолжали долгие годы успешно выступать.
Но всё-таки, если говорить о борьбе за титул Чемпиона Мира в классических шахматах с длинным контролем времени, наверное, критическая отметка — 42-43 года. Символично, что именно в 43 года закончил свою карьеру Гарри Каспаров, один из величайших чемпионов за всю историю шахмат.
Михаил Якимов: Что касается наших спортсменов, сборной области — за кем особо стоит последить? Я знаю, вы тоже будете в составе сборной.
Павел Малетин: Я уже больше не от хорошей жизни, что называется. Постараюсь конечно помочь команде. Но всё-таки сейчас, в связи с деятельностью федерации, осталось у меня меньше возможностей выступать и тренироваться. Поэтому будем надеяться на молодежь. Дмитрий Бочаров по-прежнему международный гроссмейстер, спортсмен нашего новосибирского центра высшего спортивного мастерства. Я думаю, он проявит себя как лидер команды, поведёт за собой ребят.
Также у нас будет выступать Иван Бочаров, это как раз новоиспечённый чемпион Сибири. И молодой мастер спорта, самый молодой из наших мастеров, Семен Ханин. Он сейчас выступает на первенстве России среди юниоров и следом поедет на взрослый командный чемпионат России. Это наш резерв и наше будущее.
Михаил Якимов: Если говорить о том, как стать гроссмейстером. Гроссмейстеров-то мало в составе сборной Новосибирской области.
Павел Малетин: Пока да.
Михаил Якимов: Насколько это сложно, и кто в ближайшее время может приблизиться к этому званию?
Павел Малетин: Я уже назвал две фамилии. Они пока что мастера. Но я почти на 100% уверен, что гроссмейстерами они станут в самое ближайшее время. И в перспективе у нас может быть основной состав, шесть игроков в заявке на каждый тур, и все шестеро будут гроссмейстеры. Причем не предпенсионного возраста, как некоторые, а молодые амбициозные шахматисты, которые готовы расти и выше. То есть гроссмейстеров у нас много, а Сергей Карякин один такой. Тут ещё нужно учитывать, что всегда есть куда стремиться, даже если ты уже получил высший шахматный титул.
Из молодых ребят я бы выделил Богдана Колябухова, Эрика Обгольца. Очень хорошее у нас растет поколение 2007 года. Им, понятно, ещё по 10-11 лет, но я думаю, одного-двух гроссмейстеров мы из них сделаем. Большие надежды на игроков 2010-2011 года. Но тут заранее всё-таки планировать сложно. Пока они войдут в сознательный шахматный возраст, пройдет лет десять, но потенциал очевиден. И среди девушек Катя Мирошник тоже, я думаю, станет гроссмейстером. Татьяна, моя супруга, тоже имеет все шансы пополнить эти ряды. То есть я рассчитываю, что в 5-6-летней перспективе у нас будет новая волна мастеров своего дела.
Александр Потянихин: Если брать обычные тренировки шахматистов. Сколько их проходит в неделю? Сколько они длятся, что вы разбираете на них? И есть ли физические нагрузки?
Павел Малетин: Физические нагрузки обязательны. Если речь идет о профессиональных шахматах, то без этого никуда. Ты можешь играть неплохо, будучи слабым физически, но если ты приведешь форму в порядок, то ты будешь играть намного лучше. Поэтому и на сборах общая физическая подготовка обязательна. Хотя бы час в день. Шахматисты очень любят игровые виды спорта — футбол, баскетбол, настольный теннис. Такие вещи видно, что в крови у ребят. На сборах готовы в футбол гонять круглые сутки, а про шахматы такое не каждый раз могу сказать.
Какая стандартная тренировочная программа? Для шахматиста моего уровня желательно заниматься хотя бы часов 5-6 в день в течение 5-6 дней в неделю. Но лучше шести. Одной выходной — нормально. Это не считая физических нагрузок.
Михаил Якимов: То есть это разбор каких-то шахматных задач?
Павел Малетин: Это аналитическая работа. В основном проработка дебютных схем. Мы готовим заранее, что мы будем играть против наших противников. Изучаем их партии, анализируем и своё творчество. Анализ — это всегда вопрос творческий, вопрос — почему этот ход лучше, а не другой? Почему я сделал ошибку в этой ситуации? Как можно избежать её в дальнейшем?
Александр Потянихин: Сколько нужно времени, чтобы разобрать одного соперника?
Павел Малетин: В зависимости от задачи. Если ты точно уверен, что чемпионаты по нокаут-системе проходят периодически, и тебе придется играть с этим соперником две партии — одну белыми, другую черными — ты можешь готовиться к нему и неделю. И всё равно этого не хватит.
Михаил Якимов: Могут ли шахматы стать не просто увлечением, спортивным хобби, а именно профессиональным занятием? То есть приносить заработок.
Павел Малетин: Да, безусловно. Конечно, нужно демонстрировать высокий уровень игры. Нужно входить в 50 лучших шахматистов России, чтобы стабильно более-менее зарабатывать. Если ты входишь в топ, уровень сборной страны, то можно считать, что ты обеспеченный человек. Есть, к чему стремиться. Но, повторюсь, конкуренция высокая, и на халяву тут не проскочишь. Надо вкалывать.
Михаил Якимов: Часто ли после завершения карьеры шахматисты становятся тренерами?
Павел Малетин: Достаточно часто. У кого есть склонность конечно. Я, например, люблю тренировать. С удовольствием работаю с детьми, поэтому уже сейчас этим занимаюсь.
Михаил Якимов: А с какими интереснее? Какого возраста?
Павел Малетин: Самого разного. Я обычно работаю с 12-15-летними, подростковый возраст. Но сейчас взял группу начальной школы, тоже достаточно интересно. Они шумные, конечно, но зато весёлые.
Полное интервью с Павлом Малетиным смотрите в этом видео:
#Шахматы #Спорт #Интервью #Разговор о спорте #Город в лицах #Городская волна