Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Разговор о спорте: «На Олимпиаде-80 для драйва не хватало американцев»

В гостях у ведущих «Вечернего разговора о спорте» побывал победитель Олимпиады-80 Виктор Маркин. В эфире радио «Городская волна» он рассказал, как проходили Олимпийские игры в Советском Союзе, какое отношение было к допингу, и высказал своё мнение по поводу выступления российских спортсменов под нейтральным флагом.

Михаил Якимов
Михаил Якимов
16:29, 09 февраля 2018

Про чемпионство

Михаил Якимов: В программе присутствуем мы, ведущие «Вечернего разговора о спорте». Я, Михаил Якимов, мой коллега Александр Потянихин и гость нашего эфира Виктор Фёдорович Маркин, двукратный олимпийский чемпион, олимпийский чемпион Олимпийских игр 1980 года.

Виктор Маркин: Добрый день.

Александр Потянихин: Виктор Фёдорович, давайте вспомним, как вы выиграли свои золотые медали. Вы же выиграли в беге на 400 метров и в эстафете четыре по 400. Как это было? 

NET_6670.jpg
Александр Потянихин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Виктор Маркин: Это было довольно просто. Нужно было попасть в сборную команду, выступить на Олимпийских играх, пробежать круг за 44:60 и стать олимпийским чемпионом. 

Михаил Якимов: То есть, никаких сложностей не было? На дистанции с чем столкнулись? 

Виктор Маркин: Легко сейчас говорить, что всё хорошо получалось, но, на самом деле, чтобы стать олимпийским чемпионом, нужно много и долго тренироваться. 

Наверное, очень хорошо, чтобы в этот финальный день, когда был забег, все звёзды тебе благоволили. Тогда можно стать олимпийским чемпионом.

Александр Потянихин: Виктор Фёдорович, а кто были ваши главные конкуренты в тех забегах? 

Виктор Маркин: Главным конкурентом, естественно, считался Альберто Хуанторена. Наверное, болельщики со стажем хорошо его знают, он был мировым рекордсменом в беге на 400 и 800 метров, также был бельгиец, чемпион Европы Джексон, и практически вся спортивная элита мира, кроме американцев. 

Михаил Якимов: Да, американцы объявили бойкот Олимпийским играм в 1980 году. Как вы считаете, их не хватало? 

Виктор Маркин: Как сейчас говорят, для драйва, может, и не хватало, но думаю, я в то время был в такой хорошей физической форме, что если бы приехали американцы, пришлось бежать чуточку быстрей. 

NET_6763.jpg
Виктор Маркин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Александр Потянихин: То есть никакого осадка не осталось, что американцы не приехали, не смогли сразиться? 

Виктор Маркин: А какой осадок? Это жизнь, и в ней нужно всегда ко всему быть готовым. 


Про политику в спорте

Александр Потянихин: Виктор Фёдорович, как вы считаете, насколько политика должна вмешиваться в спорт? 

Михаил Якимов: Потому что Олимпиады последних лет практически полностью политизированы. 

Виктор Маркин: К сожалению, это стало нормой, хотя люди, которые знакомы с олимпийской хартией, говорят, что спорт должен быть свободным, вне политики, и любой человек мог бы участвовать в соревнованиях и заниматься спортом. 

Михаил Якимов: К сожалению, не каждый человек сможет быть профессионалом, тем более спорт сейчас стал именно таким. Когда вы участвовали, было иначе, я понимаю?

NET_6739.jpg
Михаил Якимов. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Виктор Маркин: Он уже тогда был профессиональным. Я вам приведу такой пример: мы тренировались 10-15 раз в неделю, это практически рабочий день, и большую часть времени мы проводили на сборах. Так что профессиональным спорт стал где-то с 1972 года. 

Александр Потянихин: В последние годы у нас все бьют и бьют профессиональные рекорды. Как выдумаете, с чем это связано? Почему спортивные результаты так сильно возрастают? 

Виктор Маркин: Я бы так громко не заявлял, что спортивные результаты так сильно возрастают. Смотря, какие дистанции рассматривать. Если дистанция короче, то мировые рекорды установить всё сложней и сложней. 

Мне нравится поговорка: «Невозможное возможно». Если ты приходишь заниматься профессионально каким-либо видом деятельности, ты должен ставить перед собой высокую планку. Если её не будет, то сложно добиться чего-то. Результаты растут, потому что, наверное, мир меняется.

Михаил Якимов: Виктор Фёдорович, насколько известно вы в 1984 году завершили спортивную карьеру. Вы не смогли тогда поехать на Олимпийские игры в Лос-Анджелес, потому что тогда СССР бойкотировала эти игры. Насколько этот запрет на вас повлиял? 

Может быть, чувствовали, что можете ещё и там выиграть медали? Ведь на альтернативных советских соревнованиях вы тоже завоевали первые места.

Виктор Маркин: Да, действительно, я сейчас очень хорошо понимаю спортсменов, которые не поехали на Олимпийские игры из-за чиновников уже МОКа. И это самое обидное, когда спортсмены не едут из-за правительства своей страны. 

А уж когда не идут из-за Международного олимпийского комитета, это уже парадокс, потому что они должны способствовать тому, чтобы спортсмены выступали на этих соревнованиях.

Я вспоминаю 1984 год, и, когда нам объявили, что спортсмены Советского Союза не едут на Олимпийские игры, это было для всех спортсменов шоком, непониманием и внутренним возмущением: почему мы не должны ехать на Олимпийские игры из-за того, что кому-то это пришло в голову. Но факты остаются фактами, и такое было в моей жизни. Мне хотелось бы поддержать наших спортсменов, которые не поехали и остались: тренируйтесь, вы должны своего добиться и бороться за себя.

IMG_2980.JPG
Фото: Михаил Периков, nsknews.info

Михаил Якимов: Хотелось бы продолжить тему. Этот скандал начался с допинга, что якобы многие его употребляли. И 28 человек из списка тех, кого обвиняли, оправдали, но всё равно не допустили к соревнованиям. Почему Олимпийский комитет, по вашему мнению, не допускает наших спортсменов, которые официально признаны чистыми? Что это, политика? Давление каких-то федераций или стран? 

Виктор Маркин: Знаете, Олимпийский комитет стал не независимой организацией. Они зависят от людей, которые любят и хотят управлять миром. Если мы вспомним руководителя Олимпийского комитета, начиная с Пьера де Кубертена, вспомним Самаранча, это были фигуры, которые могли принимать самостоятельное решение. К сожалению, сейчас Бах не может принять ни одного самостоятельного решения.


Про альтернативу

Александр Потянихин: Виктор Фёдорович, ходит сейчас информация, что в Сочи, возможно, будут альтернативные игры. Как вы считает, нужно ли такое состязание?

Виктор Маркин: У меня двоякое к ним отношение: что это будут за альтернативные игры, и кто в них будет участвовать? Если делать аналогию с соревнованиями «Дружба-84», то порядка 30 стран участвовало в этих играх. А сейчас все ведущие спортсмены участвуют в Олимпийских играх. Это будет открытое Первенство России, хотя, конечно, нужно что-то делать чиновникам, чтобы компенсировать моральный и материальный урон, из-за которого спортсмены лишились Олимпиады. 

Михаил Якимов: Что касается этих Олимпийских игр, то они — зимние, а вы представляли летние, летний вид спорта — лёгкую атлетику. С лёгкой атлетикой тоже не всё у нас гладко: в Рио не поехали многие наши спортсмены, и сейчас тоже пока неясно. 

В этом году если наших спортсменов допустят к европейским чемпионатам, мировым, то под нейтральным флагом и только чистых. Как относитесь к этой ситуации с лёгкой атлетикой?

Виктор Маркин: Олимпиады, что летняя, что зимняя, ничем друг от друга не отличаются, потому что как было давление на российских спортсменов, так оно и продолжается. Несколько спортсменов сейчас подали в суд на МОК с мотивировкой, что это — геноцид по национальности. Я очень сожалею, что такое происходит в спорте.

Александр Потянихин: Виктор Фёдорович, как вы относитесь к нейтральному флагу? Спортсмены едут под ним, не будет наших флагов на трибуне, не будет играть наш гимн. Стоит ехать на такую Олимпиаду, или надо её бойкотировать? 

Виктор Маркин: Если приняли решение ехать, значит, нужно ехать. Парадокс в том, что спортсмены-олимпийцы отказались нести олимпийский флаг, и его понесёт волонтёр, — вот к чему привела непредсказуемая политика МОКа. Если мы вспомним Москву в 1980 году, тогда за честь считалось поучаствовать в играх. Англия оказалась среди тех стран, которые приехали, и английские спортсмены несли олимпийский флаг. Тогда это было почётно. 

46123-RIAN_archive_555827_Carrying_the_Olympic_flag-1024x684.jpg
Фото: Moscow.drugiegoroda.ru


Про допинг и Олимпиаду-80

Михаил Якимов: Я не помню ни разу в истории Олимпийских игр, чтобы кто-то отказывался нести флаг своей страны на играх. Да и олимпийский тоже. Хотелось бы спросить в продолжение допинговой темы. Когда вы выступали, как действовали в той ситуации, если кого-то ловили на допинге? Что предъявляли спортсменам? Как их отстраняли?

Виктор Маркин: Тогда не было такого ажиотажа вокруг допинга. Эта ситуация больше надуманная, мол, там, где допинг, там и очень большие деньги. Тот же Родченков, который следил за тем, чтобы спортсмены не принимали допинг, сам продавал допинг в коктейлях. Есть группа мошенников, которые наживаются на ажиотаже вокруг допинга. 

Если бы допинг был всемогущий, тогда все очень быстро бегали, прыгали, и было бы неинтересно ходить на соревнования.

Александр Потянихин: В ваше время были ли какие-то запрещённые препараты? Как-то пытались их выявить?

Виктор Маркин: Были прецеденты уже тогда, и мы проходили допинг-контроль, сдавали анализы. Дают тебе баночку, ты заходишь в туалет, комиссар стоит рядом с тобой. Потом отдаёшь ему баночку. Всё это было, но такого ажиотажа не было.

Александр Потянихин: А среди ночи комиссары могли разбудить? 

Виктор Маркин: Такого не было. Всё это было культурно, после соревнований были определённые правила. Сейчас правил нет, когда они захотели, тогда приехали. Спортсмен становится заложником. Это очень выгодно тем людям, которые любят управлять другими людьми. У них есть верёвочки, за которые они могут дёргать, и это, наверное, приносит им удовольствие. 

Михаил Якимов: Недавно прошёл чемпионат Сибирского федерального округа в Иркутске, и когда узнали, что туда приехали российские антидопинговые комиссары, то несколько спортсменов отказались выходить на старт, сослались на болезни. Они боялись серьёзных проверок, и что про них узнают, что они употребляют допинг? Или у них случились травмы? 

NET_6711.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Виктор Маркин: 30 человек не должно было заболеть и получить травмы. Здесь выход простой: попался, и почему-то дисквалифицируют только спортсменов. Уверен, что спортсмен без тренера ни одну таблетку не съест. У нас система оплаты тренеров зависит от результата спортсмена. Если он выигрывает, то тренер будет получать больше на три-четыре тысячи. Здесь больше тренер заинтересован, чем спортсмен, поэтому нужно что-то делать в спорткомитете. 

Александр Потянихин: Если на секрет, что вы получили в 1980 году за Олимпиаду? 

Виктор Маркин: Я получил за медаль вместе с вычетами 3600 рублей. По тем временам это были нормальные деньги, если Жигули стоили около 5000, а Волга стоила 10 000. Несмотря на то, что их нельзя было купить, была такая льгота: хочешь, покупай «Волгу» или «Жигули».

Михаил Якимов: Машину купили «Жигули» или «Волгу»?

Виктор Маркин: Занял у родителей ещё немножко денег, и мы купили «Волгу».

Александр Потянихин: А где сейчас эта «Волга»?

Виктор Маркин: Я не знаю. Боюсь, где-нибудь в странах Средней Азии. 

Михаил Якимов: Нам пришло время завершать эфир. В гостях у нас был Виктор Фёдорович Маркин, олимпийский чемпион 1980 года. Вели программу я, Михаил Якимов, мой коллега Александр Потянихин. Виктор Фёдорович, спасибо большое. Можно только пожелать удачи спортсменам на Олимпийских играх и болеть за наших 9 февраля. Спасибо, до свидания.

Виктор Маркин: До свидания.

О главном в одну строку — подписывайтесь на нас
и следите за новостями города в Twitter.

Что происходит

Если вы пропустили: новый мэр, испытания самолёта и официант-робот

«Вещдок: папка с эскизами»: выставка узника ГУЛАГа в краеведческом музее

День комфортного голосования: волонтёры помогли выбрать парки в офлайне

Театр «Красный факел» смешал все жанры музыки в «Ромео и Джульетте»

Автобус для раненых передал на СВО новосибирский муниципальный перевозчик

Новосибирец требует полмиллиона за ожоги в аварии на Петропавловской

Парк для всех возрастов: как может преобразиться Сосновый бор

30 лет заксобранию: депутаты приняли поздравления от губернатора

Заезд для семей участников СВО стартовал в центре «Морской залив»

Фантастические инсталляции создал в стенах музея скульптор Сафардиар

Маршруты транспорта изменятся в Академгородке из-за полумарафона

Показать ещё