Информацию обо всех граффити Новосибирска скоро можно будет увидеть в периодическом издании. Над первым выпуском сейчас завершают работу. Создатели своеобразного справочника стрит-арта уверены: так любителям уличного искусства и оригинальных фонов для фотографий будет гораздо проще сориентироваться. «Новосибирские новости» поговорили подробнее с представителем молодёжного центра «Альтаир» Яной Довгаль.
— Яна, приветствую вас в нашей студии!
— Добрый день!
— Вспоминаю ситуацию, когда в принципе где-то нужен какой-нибудь справочник. Допустим, в некоем городе очень много учреждений. И, чтобы это систематизировать, нужен специальный справочник или каталог.
Неужели у нас со стрит-артом сейчас происходит та же история: этих точек так много, что их нужно объединить на каком-то одном ресурсе?
— У нас вообще сейчас очень стремительный рост стрит-арта в городе. К нему по-другому стали относиться и власти, и горожане. Поменялось в принципе отношение к стрит-арту, он стал более свободным. Появляется больше работ — как легальных, так и нелегальных.
Пару лет назад у стрит-арт художников Новосибирска совместно с 2ГИС был проект, когда они создавали целый слой на карте. И мы решили, что нужно это всё каталогизировать, собрать в какое-то одно место, где можно посмотреть всё разнообразие сибирского стрит-арта, который расположен на территории Новосибирска. Так появилась идея — выпустить настоящий граффити-каталог.
Например, в первом граффити-каталоге выйдет интервью с человеком, который открыл первый граффити-магазин в Новосибирске в начале 2000-х. То есть без него здесь бы культура, наверное, не развивалась бы.
— Но при этом будет не только печатная версия?
— Да. Будет онлайн-версия, пока над этим форматом думаем. Во-первых, это будет бесплатный каталог, который горожанин сможет получить в определённом месте. И мы думаем о том, что он будет располагаться в библиотеках и в открытых пространствах Новосибирска, которых тоже достаточное количество благодаря рабоче-молодёжной политике.
— Адреса локаций там будут?
— Да, у каждой картинки, граффити будет указан адрес, чтобы можно было прийти и посмотреть. Плюс на центральном развороте этого каталога в каждом выпуске будет указан граффити-маршрут. Можно будет развернуть этот маршрут, встать в точку «А». У нас есть «красная линия» в центре города для туристов. Тут будет такая же и на левом, и на правом берегах.
Каждый выпуск — это какие-то интересные локации, новый маршрут. Чтобы и самому походить, и гостям города показать — что такое сибирский стрит-арт.
— Но ведь это, наверное, большой пласт информации, с которой вам пришлось работать. Как вы всё это сводили?
— Этот каталог создаётся силами горожан и художников, его курирует молодёжный центр «Альтаир». Мы бросили в соцсетях клич о том, что собираем фотографии и локации интересных граффити в Новосибирске.
Специально создали почту, на которой собираем все эти снимки: 100kvadratov2020@gmail.com
Теперь принимаем там работы. Их присылают художники, работы свои и своих друзей. Есть граффити-хантеры, это люди, которые охотятся за граффити. И они тоже присылают снимки нам. Это те самые люди, которые зачастую успевают сфотографировать стрит-арт до того, как его закрасят.
— В каталоге есть места, которые мало знакомы горожанам?
— Есть такие, которые прислали нам граффити-хантеры. О них мало кто знает. Но если ты идёшь в своём районе и завернёшь за угол, то ты сможешь увидеть граффити. Но никогда на него не обращал внимания.
— Давайте сейчас проведём эксперимент: покажем фото граффити. Я попытаюсь определить, где они находятся, насколько это редкие места для фотосъёмки.
Это, если не ошибаюсь, улица Сибиряков-Гвардейцев, спортивная площадка.
— Да, всё правильно.
— Вы знали об этом месте сами, или вам подсказали?
— Я знакома с этими граффити, потому что живу на левом берегу. Но когда ты постоянно ходишь на правом, то, возможно, об этих граффити даже не догадываешься. Хотя работы в этом дворике и правда очень классные — как легальные, так и нелегальные.
— Вот ещё работа. Это, по-моему, какой-то молодёжный центр.
— Да, это стена молодёжного центра, он находится на улице Кошурникова, недалеко от «Берёзовой рощи». Если ехать по улице Кошурникова, то граффити видно.
— А это где-то в Первомайском сквере?
— Это как раз те самые граффити, ради которых нужно войти во двор. Это трансформаторная будка на улице Демьяна Бедного. Относительный центр, недалеко от станции метро «Маршала Покрышкина».
— Яна, кстати, каким-то образом вы будете отсеивать граффити, которые не представляют некую культурную ценность, на взгляд составителей и организаторов этого периодического издания?
— Нельзя назвать граффити красивыми или некрасивыми. Это же всё субъективно. Мы будем стараться собирать номера по какой-то тематике. Туда будут попадать и классические шрифтовые граффити, и портреты, и абстракции. Потому что мы хотим показать через эти каталоги разнообразие стрит-арта и граффити. Хотим показать, что шрифтовые граффити — это тоже искусство. С него всё и начиналось.
— Это очень знакомая работа. По-моему, этот мурал находится где-то в районе площади Ленина.
— Нет. Это двор на улице Романова, 23. Работу создали в рамках фестиваля «Окрашено». Это коллаборация сразу нескольких классических граффитистов, которые нарисовали здесь своих персонажей и шрифты. И в одной цветовой гамме родилась всеобщая коллаборация.
— Это как раз рядом с пространством «АртЕль», верно?
— Да.
— А это ваша гордость: недавно раскрашенный граффитчиками поезд метро.
— Надеемся, что этот поезд станет отправной точкой, когда мы сможем сделать наш метрополитен намного ярче. Чтобы он был первым в серии, как это же случилось с трамваями. И не придётся специально ловить граффити-поезд. Все они будут яркие и классные. Можно будет, стоя на станции в течение получаса, поймать несколько поездов.
— И выбрать себе поезд под настроение?
Это хорошо знакомая работа. По-моему, во дворах на улице Фрунзе.
— Фрунзе, 5 — это то, с чего начинался фестиваль «Окрашено». Мы сделали музей под открытым небом. Это работа трёх художниц: Марины Ягоды, Айгуль Лаку и Алёны Катаны. Работа называется «Вчера, сегодня, завтра».
— Вот эти граффити не знаю.
— Это будка в Центральном парке.
— То есть она находится на виду у всех?
— Да, но её очень редко замечают. Она стоит с самого края парка, но если идти по улице вдоль забора, то её прекрасно видно как со стороны парка, так и со стороны улицы.
— Будка в виде пломбира, наверное, рядом с центром. Где-то я её уже видел.
— Это работа Ивана Ягоды, она находится недалеко от театра «Глобус», в сквере. Сейчас граффити выглядят, конечно, не так ярко, как на этой фотографии. Художник Иван Ягода рассказывал историю этого рисунка в своём «Инстаграме» и показывал — что с годами происходит со стрит-артом, который никто не трогает, но на него влияют погодные условия.
— Тает, практически как пломбир.
— Да.
— Яна, а как вы думаете, можно ли считать само издание о граффити некоей «Красной книгой» уличного искусства, попыткой защитить его от вандализма — чтобы не исчезли эти экземпляры, ставшие уже достопримечательностью?
— По факту это одна из задач этого каталога. Мы сейчас собираем не только новые работы. Нам присылают граффити из 2008 года, 2011-го. Они уже не существуют в виде рисунков на стенах, только на жёстких дисках у художников, друзей художников, хантеров. И, чтобы дать возможность городу увидеть работы, которые уже не существуют или которые исчезнут в ближайшее время, как раз и появляется такой каталог.
— Хочется уже полистать. Думаю, скоро представится такая возможность. Спасибо вам большое за интервью!
— Спасибо!
Полную запись интервью смотрите в этом видео:
#Наш Новосибирск #Культурный город #Активный город #Живопись #Хобби #Красота #Культура #Молодежь