С 1 февраля Новосибирский городской центр изобразительных искусств предоставляет услуги по телепортации в Петербург. Здесь открылась первая в России персональная выставка одного из самых известных русских фоторепортёров Александра Петросяна. Экспозиция с нежным названием «Питер, mon amour»* будет телепортировать посетителей в один из самых красивых городов на земле вплоть до 25 февраля.
В адрес стрит-фотографа Александра Петросяна на его страницы в социальных сетях летят исключительно восторженные эпитеты. Открытие его выставки в Новосибирске 1 февраля тоже не стало исключением, и в залах ГЦИИ со всех сторон раздавалось: «Это изумительно», «Это же не виватный, а настоящий Петербург», «Очень честный автор», «Боже, какое солнце в Питере», «Хоть и постановка, а всё равно гениально».
Организаторы выставки составили экспозицию из нескольких десятков разноплановых и разножанровых работ Александра Петросяна. Мы смотрим на знакомый нам город его глазами и видим много цвета и много света. Оказывается Питер — это не только свинцовые тучи, цепляющиеся за шпиль адмиралтейства. Оказывается, он бывает солнечным.
В пейзажных работах фотографа много воды и солнца. Причём последнего не просто много: оно доминирует. Игра теней, контровый свет, яркие краски, отражения, дымка, туман — все эти приёмы автор использует без стеснения, чем вызывает неожиданные эмоции у зрителя.
«Фотографировать Питер — это нечестно», — говорит грустный зритель. И отчасти он прав. Питер — это красиво даже тогда, когда это развалины старого кладбища, руины дома, идущего под снос, обнимающиеся на тротуаре бомжи или простой монах с обычной уткой в метро.
«Хорошо, что работы без названий. Каждый зритель сам прочитает в кадре что-то своё», — говорит одна из посетительниц выставки. Она и сама как будто только что вышла из кадра Петросяна: фактурная и любопытная, переходит от одного снимка к другому, глаза её блестят.
Здесь отдельно надо сказать об уличных портретах фотографа. Он показывает нам людей, проходящих мимо, и тех, мимо кого невозможно пройти. Его персонажи — это бабушки-петербурженки, бомжи, полицейские, дети, простые горожане, вышедшие погулять или на работу именно в момент, кода фотограф вышел на свою охоту.
«Как у него так получается?» — спрашивает зритель сам себя, глядя на фото с двумя голубями. Возможно, вселенная подсуетилась и посадила этих двух голубков аккурат на фоне плаката с лидерами государства в тот момент, когда фотограф проходил мимо. Кто знает, как там всё было на самом деле.
В работах Петросяна всегда есть глубина кадра. Первый план, второй, третий, четвёртый. «Да сколько ж можно, посмотри, там же в зеркале ещё отражение», — говорит внимательный юноша. «Глазам больно», — добавляет он. Действительно. И не только глазам.
*Питер, моя любовь (с франц.)
Справка: Александр Петросян родился в 1965 году, провёл детство во Львове (Украина). В 1977 г. переехал в Ленинград. После службы в армии окончил кинофотоотделение кульпросветучилища, а затем Ленинградский институт культуры. Серьёзно занялся фотографией в 2000 г. В 2003-2008 г. работал фотокорреспондентом в городском еженедельнике «Мой район», 2008-2012 в издательском доме «Коммерсант». Публикации в изданиях «Newsweek», National Geographic,«GEO», «Русский репортёр», «Огонёк», «Деньги», «Власть», а также в газетах «Коммерсант», «Известия», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Деловой Петербург» и др.
Главные новости вашего города — подписывайтесь на нашу группу Вконтакте.