Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: танцующий скульптор, вечный мальчишка и баба Вера

3 марта на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В студии побывал заместитель директора Музея Новосибирска Иван Ветров. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
08:00, 14 марта 2023

Взгляд назад. Исторический календарь 

27 февраля 1983 года в музыкальной школе №1 открылся городской клуб баянистов. 

28 февраля 1952 года вступил в строй Новосибирский завод радиодеталей. 

28 февраля 1959 года самодеятельному художественному коллективу Дома культуры имени Клары Цеткин после премьеры спектакля Семёна Иоаниди «Ромео и Джульетта» присвоили звание «Народный театр». Прямой наследник этого коллектива — театр «На левом берегу» — живёт и процветает и по сей день. 

8C5A2097.JPG
ДК имени Клары Цеткин. Фото: nsknews.info

28 февраля 1959 года открылся самый большой продовольственный магазин в Сибири и на Дальнем Востоке — гастроном №2. Он расположился на первом этаже жилого дома НИИ-39 на Красном проспекте, 30. На площади в 1630 кв. метров разместились пять торговых залов. В 1971 году дом на Красном, 30, а вслед за ним и гастроном получили народное (которое спустя годы стало и официальным) название — «Под строкой». На крыше дома появилось световое буквенное табло. Это была бегущая строка, «электронная газета» с городскими новостями. Магазин этот просуществовал практически полвека. 

29 февраля 1964 года Новосибирскому театру оперы и балета присвоили звание академического. В этот день была исполнена опера Михаила Глинки «Иван Сусанин», с которой в своё время и началась жизнь учреждения.  

IMG_8147.JPG
Театр оперы и балета. Фото: nsknews.info

1 марта 1897 года в посёлок Ново-Николаевский прибыл Владимир Ульянов, известный позже как Ленин. В 21:25 будущий вождь мирового пролетариата сошёл с почтово-товарно-пассажирского поезда №4 на конечной станции Западно-Сибирской железной дороги Кривощёково. На санях по речному льду Ульянов перебрался на правый берег на станцию Обь, заплатив за проезд примерно 40 копеек. Следующим утром, 2 марта 1897 года, в 9:01 Ленин отправился дальше — в Красноярск. Дальше путь лежал в Шушенское, куда Ильич ехал в ссылку. 

С 1 марта по 14 апреля 1922 года Ново-Николаевск находится на военном положении, которое ввели из-за разгула в городе бандитизма. 

1 марта 1943 года в строящемся здании театра оперы и балета состоялся первый областной съезд женщин-стахановок. В нём участвовали полторы тысячи женщин из всех районов области, которые работали в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, искусства и науки. Съезд продолжался в течение трёх дней. Именно на этом съезде делегатка Панова, мать сына-фронтовика, предложила начать сбор средств на постройку эскадрильи «Сибирячки — фронту». 

1 марта 1958 года вышел в свет первый номер газеты «Вечерний Новосибирск». Очереди к газетным киоскам начинали выстраиваться около пяти часов вечера, они надолго стали характерной деталью городского пейзажа. 

1 марта 1970 года открылся Октябрьский рынок. 

2 марта 1924 года в Ново-Николаевске состоялось собрание учредителей Сибирского отделения Всероссийского общества «Долой неграмотность». В районах началось создание ячеек общества. В городе в это время функционировали 21 пункт и 10 школ для малограмотных. 

2 марта 1967 года открыл свои двери для покупателей Центральный универсальный магазин «Новосибирск» — ЦУМ, который госкомиссия приняла его ещё в январе.    

IMG_8559.JPG
ЦУМ. Фото: nsknews.info

3 марта 1946 года после войны возобновилось издание журнала «Сибирские огни». Первый послевоенный номер вышел тиражом 5 тысяч экземпляров. 

4 марта 1971 года было создано Западно-Сибирское отделение Союза кинематографистов РСФСР. Отделение объединило кинодеятелей пяти областей и краёв Западной Сибири. 

5 марта 1966 года в Заельцовском районе открылась первая в городе прачечная-автомат.


Однажды в Новосибирске. Красная весна 

2 марта 1917 года в Ново-Николаевск пришло известие о революционном перевороте в Петрограде. Вечером весь город читал спецвыпуск газеты «Голос Сибири» с текстом телеграммы об отречении императора Николая Второго от престола. 

В тот же день, 2 марта, состоялось экстренное заседание Городской думы, которое продолжалось до поздней ночи. Зачитывали телеграммы — от председателя Временного комитета Государственной думы и от Петроградской городской думы о присоединении к новому правительству. Было принято обращение к населению. Городской голова Беседин говорил о необходимости спокойствия и достойной встречи событий. Меньшевик Герман-Каменский призвал Городскую думу возглавить ново-николаевскую революцию. 

В течение двух последующих дней в Ново-Николаевске установилось двоевластие. Во-первых, возник Комитет общественного порядка и безопасности. Городская дума подчинилась Комитету как единственно законному представителю Временного правительства. Городского голову Беседина Комитет в отставку не отпустил и попросил остаться в думе до новых выборов в городское самоуправление.

Полицмейстер Бухартовский заявил о том, что подчиняется новой власти. Но его сначала посадили под домашний арест, а потом и вовсе отправили на фронт в действующую армию. 

Вместе с Комитетом в городе появляется и другая власть. 5-7 марта в Ново-Николаевске проходят выборы в Совет рабочих и солдатских депутатов. Избирают около 80 депутатов. Они представляют 8 тысяч рабочих и 40 тысяч солдат гарнизона. Большинство мест в Совете депутатов получают эсеры и меньшевики.

Комитет общественного порядка и безопасности возглавил Николай Жернаков, двоюродный брат первого городского головы Владимира Жернакова, представитель знатной купеческой фамилии. Во главе Совета депутатов встал лидер социал-демократов, меньшевик Владислав Герман-Каменский. Оба были известными и уважаемыми в городе людьми. 

Комитет общественного порядка и безопасности будет оставаться у власти до конца апреля. 30 апреля он передаст её вновь избранному городскому народному собранию. Но Временное правительство его не признает. В июле все народные собрания преобразуют в земские. 

До конца марта в Ново-Николаевске проходят многочисленные митинги, многие носят красные банты, повсюду развеваются красные флаги. Именно красный флаг стал общенациональным символом февральской революции.


Было — не было. Поддержка и опора Новосибирска

Гость в студии «Городской волны» — заместитель директора Музея Новосибирска Иван Ветров. 

Евгений Ларин: Сегодня, как я и обещал на прошлой неделе, мы посвятим наш выпуск приближающемуся весеннему празднику, — удивительно, но он по-прежнему называется Международным женским днём! Хотя, возможно, так оно и должно быть, — даже в Новосибирске разных народов больше ста. Пусть будет международным, — речь не об этом. 

В прошлую пятницу мы с директором Музея Новосибирска Еленой Михайловной Щукиной рассказали о четырёх мужчинах из числа безвестных, — ну, не то, чтобы уж совсем безвестных, но малоизвестных широкой аудитории, — героях новосибирской истории. Сегодня постараемся дать более-менее симметричный ответ на прошлый выпуск, поэтому в гостях у меня сегодня заместитель директора Музея Новосибирска Иван Ветров. 

О выдающихся женщинах в истории Новосибирска поговорим сегодня в нашей главной рубрике. 

А начать хотелось бы вот с чего. Когда у меня в гостях в этой студии была наш известный некрополист Лидия Королёва, она рассказывала о том, какие находки она совершала во время своих исследований Заельцовского кладбища. И среди этих находок оказалась могилы брата и сестры Штейн.

Алексей Фёдорович Штейн — профессор Ленинградской консерватории, он многое сделал и в Новосибирске, его считают одним из основоположников музыкального образования нашего города. 

А сестра его, Вера Фёдоровна Штейн — это наш известный скульптор. Я уверен, что большинство тех новосибирцев, которым это имя и фамилия не скажут ничего, хотя бы одну её работу знают. 

Иван Ветров: Да, это действительно так. В самом деле, историю Новосибирска можно изучать, в том числе и посещая такие не самые радостные места, как кладбища. Главное то, какую цель ты себе ставишь и преследуешь. Согласен и с тем, что многие новосибирцы и гости нашего города не видят всех красот, которые есть в сибирской столице. 

Театр оперы и балета — это знаменитейшее здание, это один из символов нашего города. И у этого здания есть много красивых декоративных элементов. В частности, барельеф, который находится над главным входом в здание — «Танцы народов СССР», ещё его иногда называют «Искусство народов СССР». Одним из его создателей, соавтором является Вера Фёдоровна Штейн. 

Но особенность этого барельефа в том, что его очень сложно увидеть цельно, он расположен за колоннами. Люди часто его просто не видят. Вспомните, мы бежим в театр, часто опаздываем, торопимся успеть до третьего звонка и далеко не всегда обращаем внимание на то, что там вообще над входом, не можем окинуть взором этот красивейший барельеф, который во всей своей полноте перед нами не раскрывается. Но если мы подойдём ближе и уделим ему чуть больше времени, то мы оценим высокую художественную ценность этого объекта, который прекрасен сам по себе. 

Евгений Ларин: Работ Веры Фёдоровны Штейн в Новосибирске на самом деле очень немного. Я знаю про «Танцы народов СССР» на оперном и на здании Дворца труда, — это то, что сейчас университет водного транспорта с одной стороны и кинотеатр «Победа» с другой, — ещё одна её работа. Там рабочие, спортсмены и женщины с детьми.    

IMG_3345.JPG
Университет водного транспорта. Фото: nsknews.info

Иван Ветров: Ещё можно вспомнить барельеф на школе №54, если мне память не изменяет. Школа находится на улице Советской, и там был замечательный барельеф, посвящённый юным мичуринцам. Барельеф этот исследовали специалисты нашего художественного музея и атрибутировали этот объект как принадлежащий руке Веры Фёдоровны. 

Сейчас на месте старого здания строится новая школа, и поскольку сохранить барельеф не было совершенно никакой возможности, его восстановят на основе данных 3D-сканирования, которое было сделано с подлинного барельефа.

А барельеф — замечательный, он рассказывает о том, как дети совместно со своим наставником сначала высаживают деревья, а во второй части — как собирают урожай. Уникальный объект.

Но если мы с вами вернёмся к барельефу над входом в театр оперы и балета, то там есть один маленький интересный нюанс, который, на мой взгляд, придаёт этому произведению дополнительную ценность. Есть легенда, что за первой колонной с левой стороны Вера Фёдоровна изобразила саму себя, — танцующей в платье. Вот такие маленькие истории, по-моему, как раз и формируют облик нашего города. И мне будет очень приятно, если наши слушатели, оказавшись в следующий раз у оперного театра, уделят внимание этому барельефу. 

Евгений Ларин: И попытаются рассмотреть Веру Фёдоровну. Но вот, что на мой взгляд удивительно. Вера Штейн — признанный мастер, и тема в духе соцреализма, но всё это с такой, как у Веры Фёдоровны, биографией! Во-первых, она дворянка. Во-вторых, про неё пишут, что она училась в Париже у самого Родена, или, по крайней мере, они общались и он ей давал какие-то советы. В-третьих, она какое-то время в 1930-х годах отбывала тюремный срок на Соловках. А это часто вообще бывает билетом в один конец. Но она автор советского барельефа на более чем советском здании! Удивительное обстоятельство. 

Иван Ветров: История — сложная вещь. Часто судьба может бросать человека из огня да в полымя, как говорят в народе. Действительно, судьбы её была трагична. Она в самом деле отбывала срок на Соловках. Именно после этого, через некоторое время, вслед за своим братом, о которого вы упомянули в начале, она приехала в Новосибирск. И всю свою последующую жизнь она связывала уже с нашим городом. В Новосибирске она жила до конца своих дней, и покоится она на Заельцовском кладбище, как мы уже сказали. Её семья была высокого дворянского происхождения. Её, отец, Фёдор Фёдорович, был действительным статским советником.

Евгений Ларин: Его звали Теодором, она была Вера Теодоровна на самом деле. 

Иван Ветров: Да, у них были немецкие корни. А её старший брат был дипломатом, он служил в Аргентине и после революции там и остался. И это, кстати, было одним из пунктов обвинения Веры Федоровны, — что она поддерживает связь с братом и получает от него средства. 

Евгений Ларин: Ещё в вину ей вменяли участие в каком-то религиозно-философском кружке или что-то в этом роде. 

Иван Ветров: Да, общество «Воскресение». По этому делу осудили около 70 человек, среди них была и Вера Фёдоровна. 

Евгений Ларин: Возвращаясь к тому, с чего мы начали, стоит сказать, что, по словам Лидии Королёвой, могила Веры Штейн заброшенной не выглядит. Родственники живы, они бывают на могиле. А в 2021 году было 140 лет со Дня рождения Веры Фёдоровны и 150 лет со Дня рождения Алексея Фёдоровича. Но эти события как-то прошли мимо нас... Может быть, уже пора восстанавливать память? 

Иван Ветров: Конечно, мы отдаём должное этой семье, но, к сожалению, знаковые даты часто, действительно, проходят мимо большинства горожан. Так что нам есть ещё, над чем работать.

IMG_4943.JPG
Иван Ветров И Евгений Ларин. Фото: Сергей Тарасов, nsknews.info

Евгений Ларин: Говоря о женщинах, часто прибегают к одному расхожему выражению, — даже скорее уже штампованному. Интернет называет эту фразу старой английской пословицей, я не знаю, так ли это на самом деле. «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина». Кому в действительности принадлежит эта фраза, выяснить уже, наверное, невозможно, но кто бы ни сказал её первым, утверждение это, конечно, не бесспорно. Но как есть. 

К великим мужчинам, безусловно, относится человек, который стал легендой ещё при жизни, — Михаил Алексеевич Лаврентьев. Новосибирцам основателя Академгородка представлять не надо. 

Говоря о женщинах, которые окружали Лаврентьева, упоминают профессора Пелагею Яковлевну Кочину, которую Лаврентьев пригласил работать в Сибирское отделение, часто говорят о его пресс-секретаре баронессе Наталье Алексеевне Притвиц, которая была его спичрайтером. 

Но вот почему-то очень мало говорят о самой близкой ему женщине — его жене, Вере Евгеньевне Лаврентьевой. Она была из тех, кого принято, опять же следуя известному штампу, сравнивать с жёнами декабристов. Она была готова поехать за ним куда угодно.

Даже в Сибирь — в место, которое называли Волчьим логом. Золотой долиной его назовут скоро, но не сразу. Такой поступок тоже сродни подвигу. 

Иван Ветров: Утверждение о том, что мы мало знаем о Вере Евгеньевне, действительно только по отношению к широкой публике. Жители Академгородка о ней знают достаточно много. Наш известный писатель Прашкевич, например, делал целую серию заметок о знаменитых людях Академгородка, исследованию жизни Веры Евгеньевны он посвятил отдельную статью.

Действительно, для широкого круга людей она, наверное, оставалась в тени своего знаменитого мужа, в этом смысле она была настоящей декабристкой, всячески помогая ему в во всём, в том числе, в обустройстве быта и в общении с коллегами, друзьями. Все вспоминают, что дома у них всегда было очень уютно, всегда царила дружеская располагающая атмосфера. 

Евгений Ларин: А о доме нужно сказать отдельные слова! Ведь они всегда жили в избушке в Золотой долине. Хрущёв приказал построить им большой уютный коттедж. Они туда переселились, но прожили совсем недолго и вернулись обратно в свою избушку. 

Иван Ветров: Её ещё называли домиком лесника. Действительно, бытует легенда, что Хрущёв посоветовал им построить такой дом, чтобы не было желания уехать из Сибири. 

Евгений Ларин: И чтобы он был представительный и туда можно было приглашать высоких гостей. 

Иван Ветров: Конечно, ведь Михаил Алексеевич должен был выполнять ещё и высокую представительскую функцию. Но, как показывает практика, он всегда был рядом со своими коллегами, сослуживцами, друзьями, разделял с ними, в том числе, тяготы первоначального быта ещё времён строительства Академгородка, когда там ещё были щитовые домики с печным отоплением. Условия были тяжёлыми, но даже в этих условиях Вера Евгеньевна устраивала по воскресеньям так называемые званые ужины, когда друзья собирались у них дома. Она никогда не позволяла гостям мыть после себя посуду, как у нас это часто принято, когда мы хотим помочь хозяйке. Но она никогда не позволяла этого делать, подчёркивая, что они её гости. 

Биография Веры Евгеньевны Лаврентьевой очень интересна сама по себе. Даже в интернете можно найти много интересного из её жизни. Она сама была учёным, биологом, как и её знаменитая мама, которая по приглашению работала в Соединённых Штатах Америки. Вера Евгеньевна жила там вместе с ней, там училась и начинала свою карьеру именно там. Потом по приглашению советского правительства они обе вернулись в Советский Союз и встали у истоков становления в нашей стране биологической науки, биологического института. 

Вера Евгеньевна в совершенстве знала английский, немецкий и французский языки. Она помогала Михаилу Алексеевичу в зарубежных поездках, — была переводчиком. Её помощь была неоценимой. Все, кто её знал, вспоминают её с большой теплотой.

Интересно то, что когда в 1975 году Михаил Алексеевич покинул свой пост председателя Сибирского отделения, Лаврентьевы уехали из Новосибирска. А после смерти Михаила Алексеевича Вера Евгеньевна вернулась в Академгородок и жила здесь до конца своих дней.    

NET_4419.jpg
Южное кладбище. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: Известно, что Михаила Алексеевича Лаврентьева близкие люди с огромным уважением называли Дедом. Например, когда академик Алексей Павлович Окладников создавал свой музей под открытым небом, он говорил: «Дед в силах. Он пробьёт создание музея». Вот в таком духе. 

А вот недавно, читая материалы в интернете, я наткнулся на статью под заголовком «Баба Вера». И это про Веру Евгеньевну Лаврентьеву. Жили-были дед да баба, получается? Её действительно так называли? 

Иван Ветров: Да, встречаются такие упоминания. Это только подтверждает, каким большим уважением пользовалась семья Лаврентьевых, — интеллигентная, образованная. Близкие их с любовью, по-домашнему, по-семейному назвали дедушкой и бабушкой. Я считаю это признанием коллег, сослуживцев, друзей. Признанием роли Лаврентьевых не только как руководителей, но и как душевных людей. 

Евгений Ларин: Я выписал ещё одну цитату: Замира Ибрагимова, научный журналист, которую можно, наверное, назвать биографом семьи Лаврентьевых, в свой статье на смерть Веры Евгеньевны написала, что Лаврентьева «стала атмосферообразующим центром пионерского поселения из щитовых бараков, набитых восторженной молодёжью, рванувшей из столиц за почитаемыми своими учителями — создавать Сибирь научную». 

Иван Ветров: Это очень важные слова, возвращающие нас к началу нашего разговора о Вере Евгеньевне, когда мы говорили о том, что Лаврентьева как декабристка отправилась в Сибирь. На самом деле, если бы не поддержка жён виднейших учёных, которые готовы были поехать за ними в Сибирь, то, возможно, Сибирского отделения Академии наук, Академгородка в Новосибирске и не возникло бы! Потому что тылы должны были быть обеспечены.    

IMG_3621.JPG
Академгородок. Фото: nsknews.info

Евгений Ларин: Я читал, что учёным, которым Лаврентьев предлагал ехать в Сибирь, а они отказывались с такой формулировкой, мол, я-то за, да жена моя ни в какую, Михаил Алексеевич отвечал, дескать, прекрасно, в Сибири, мол, есть много женщин, которые смогут вам заменить ваших несговорчивых жён. 

Иван Ветров: Человек был с большим чувством юмора. Но ведь, действительно, в Сибири — самые лучшие женщины! 

Евгений Ларин: Совершенно верно! 

Мы перейдём к следующей героине нашей беседы, поговорить о которой мне предложил Иван Иванович, а я, к своему стыду, до этого вообще не знал, кто такая Мери Симховна Лебензон. Во время подготовки к этой программе я решил посмотреть, а нет ли о ней, возможно, какого-то документального фильма. Набрал её имя в YouTube и с удивлением обнаружил, что там есть много записей её концертов, где она исполняет Рахманинова с оркестром Каца, играет Чайковского, Шопена, — достаточно много концертов, есть интервью и даже видеоуроки с разборами пьес! 

Я посмотрел одно небольшое интервью, посмотрел на её учеников, — там были фрагменты их исполнения. Они все такие одухотворённые! Ну, наверное, пианисты все такие. Но учителя выдают его ученики. Из интервью Мери Симховны мне запомнилось, что немаловажное значение она, как педагог, придаёт воспитанию характера. По её мнению, в профессии пианиста очень многое значит характер. Вот это, наверное, подход настоящего педагога? 

Иван Ветров: Это к разговору о том, что женщины поддерживают мужчин. И, действительно, великих деятелей искусства делает преподаватель.

Мери Симховна, помимо того, что она была талантливым музыкантом, новосибирцам запомнилась, прежде всего, именно как музыкальный педагог. В этом смысле она уникальна. За продолжительное время своей практики она выпустила огромное количество учеников.

Она практически стояла у истоков нашей консерватории, она начала преподавать там, когда переехала в Новосибирск в 1961 году. 

Судьба её очень интересна. Она не коренная жительница нашего города, она уроженка Одессы. В её семье, конечно, сохранялся этот неповторимый одесский колорит. Но к нам она приехала с севера. Её муж был военным строителем, он очень много перемещался по стране, они жили в Северодвинске, в Архангельске, в Североморске. 

Свою карьеру педагога Мери Симховна начала в Северодвинске. Она выступала как музыкант на концертах, но в то же время начала посвящать себя детям и в этом её талант проявился с особенной силой. И однажды от своей сестры она услышала, что в Новосибирске открывается консерватория. В Североморске она не могла найти себе применения в том качестве, в котором бы она хотела, в том масштабе, в котором она мыслила. Консерватории там не было. И у неё появилась идея переехать в Новосибирск.    

8C5A0861.JPG
Памятник М. И. Глинке возле консерватории. Фото: nsknews.info

Сначала мы говорили о том, что жёны поддерживают своих мужей, а здесь получилась обратная история, — муж поддержал свою жену, он стал ей опорой. Он написал прошение о том, чтобы его перевели, а поскольку просился не в Москву, а в Новосибирск, то, наверное, поэтому ему пошли навстречу. И они переезжают. Сначала сама Мери Симховна, чуть позже к ней присоединился её муж. Они поддерживали друг друга. В начале карьеры мужа Мери Симховна следовала за ним из городка в городок, — судьба военных нелегка, — а потом муж поддержал её, они переехали в Новосибирск. Здесь её талант как педагога раскрылся полностью. 

Приведу её цитату о том, что она считала главным при воспитании своих учеников: 

«Стремлюсь сформировать у учеников три качества — интеллигентность, образованность и владение инструментом. Причём “интеллигентность” — как открытость миру, отзывчивость на чужую боль, ранимость и чувствительность души.

Образованность — это, набившее оскомину, знание стилей и авторов, постижение эпох и культур, овладение богатством литературы и философии. Но самые смелые мысли и самые возвышенные чувства останутся невоплощёнными, если не владеть богатством туше и беглостью, разнообразием оттенком и тонкостями педализации».

Она пыталась сформировать разносторонние личности. Она погружала своих учеников в музыку, в историю искусства и культуру, в историю произведений и авторов, которых они изучали. Но и технике исполнения она, конечно, придавала большое значение.    

NET_9262.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: В том интервью, которое я посмотрел, Мери Симховна рассказывала, что её ученики не только играют на фортепьяно, но и рисуют, и стихи пишут. Она рассказывала, как одна девочка подбирала стихи Тютчева, Фета и других классиков к тем музыкальным произведениям, которые она исполняла, — чтобы проиллюстрировать настроение пьесы. 

Иван Ветров: Мери Симховна в своих учениках пестовала чувствительность по отношению к другим. Это высшее педагогическое достижение. 

Евгений Ларин: У нас есть ещё одно имя. Из четырёх женщин, которых мы сегодня решили сделать героинями нашей беседы, мне, — да, наверное, не только мне — наиболее известно имя Зои Фёдоровны Булгаковой. Хотя помнят её сегодня, пожалуй, только представители старшего поколения, — но зато ещё как помнят! Ведь она три десятилетия она проработала на сцене Новосибирского ТЮЗа. Это сколько же ребятишек выросло на её спектаклях! 

Интересно то, что она пришла в ТЮЗ в год его открытия. И если она стояла у истоков ТЮЗа, то и новосибирского театра вообще как такового, потому как всё тогда только-только начиналось по большому счёту. 

Иван Ветров: Собственно, ТЮЗ был первым стационарным театром в нашем городе. Действительно, Зоя Фёдоровна Булгакова пришла в ТЮЗ в 1930 году, потом, работая в театре, параллельно занималась в студии театра и стала профессиональной актрисой. И с 1930-го по 1960 год она играла очень особенные роли.    

IMG_7580.JPG
Театр «Глобус» (ТЮЗ). Фото: nsknews.info

Евгений Ларин: Да, мы сейчас об этом скажем, но сначала приведу одну цитату, которую я себе выписал. О том, как Зоя Фёдоровна поступала в студию при театре. Это из тех воспоминаний, что были собраны в центре устной истории Музея Новосибирска:

«Я пришла на улицу Максима Горького, зная, что студенты уже начали заниматься в подвальном помещении, ведь специального здания у театра ещё не было. В фойе поставили длинный стол, за который сели преподаватели. Я не растерялась: спела песню, сыграла на фортепьяно, рассказала басню. Потом попросили сыграть беспризорника, который ворует кошелёк у мужчины, читающего газету. Я сыграла более чем убедительно». 

И вот теперь о том, какие роли она играла. А это были роли маленьких мальчиков и девочек.

Иван Ветров: Да! Зоя Фёдоровна была очень красивой женщиной, пропорционально сложенной, но она была маленького роста. И, действительно, всю свою карьеру она играла маленьких девочек и мальчиков 7-9 лет, подростков. Ей эти образы шли. Здесь она стяжала большую славу. И можно сказать, что карьеру актрисы она сделала, во многом благодаря силе своего характера, своей упёртости в хорошем смысле слова. 

Интерес к актёрству Зоя Фёдоровна испытала, когда её не взял в свою труппу, в свой спектакль её старший брат. Он со своими друзьями организовал театр где-то у себя в амбаре или сарае, они устроили там импровизированную сцену. И когда гости начали собираться, маленькая Зоя хотела войти в этот театр, а брат её не пустил, — перед носом у неё закрыл дверь. Девочка была очень смешливая, и он боялся, что сестра испортит представление. Она сказала, дескать, ах так!? И организовала потом свой театр, так сказать. Сила характера способствовала тому, что она стала актрисой. А она ещё в школьной театральной самодеятельности участвовала, так что опыт у неё был. 

Евгений Ларин: Её амплуа — травести — довольно большая редкость! 

Иван Ветров: Действительно, травести — это взрослая артистка, которая играет маленьких детей.    

IMG_4987.JPG
Иван Ветров и Евгений Ларин. Фото: Сергей Тарасов, nsknews.info

Евгений Ларин: Только представьте, она 20 лет играла Красную Шапочку! А ещё среди ролей Зои Фёдоровны — Кот в сапогах, Конёк-Горбунок, Митиль из «Синей птицы» Метерлинка, Снегурочка, Золушка, Зайка-Зазнайка и всё в таком духе. 

Иван Ветров: Ещё она принимала участие в спектакле «Тимур и его команда». Зоя Фёдоровна вспоминала об одном выступлении в Анжеро-Судженске — ТЮЗ переезжал туда во время войны. Многие новосибирские театры тогда переезжали, уступая место учреждениям, эвакуированным из Москвы и Ленинграда. И вот после выступления в Анжеро-Судженске дети, проникшись игрой Зои Фёдоровны, преподнесли ей и её коллеге букеты. Но букеты не из цветов, а из черемши — её ещё колбой называют. 

Евгений Ларин: Дикий чеснок. 

Иван Ветров: Верно. Актрисы удивились: мол, это же не цветы. 

Евгений Ларин: Но это витамины — в военное-то время! 

Иван Ветров: Конечно! Я считаю, что это было высшее признание, когда дети таким образом хотели выразить свою симпатию. Ради этого стоит жить и работать! 

Евгений Ларин: Есть ещё один удивительный факт, который мы не можем не озвучить. Во-первых, Зоя Фёдоровна Булгакова — единственная из героинь нашей сегодняшней беседы уроженка нашего города. Она родилась в Ново-Николаевске в 1914 году. И она прожила 102 года! Она ушла из жизни в 2017-м. То есть она прожила почти всю историю нашего города. И была старейшей артисткой, по крайней мере, Новосибирска — точно. А Википедия пишет, что и России вообще. 

Иван Ветров: Замечательный факт. Что всей России, я не знал. 

Евгений Ларин: Я не проверял. 

Иван Ветров: А ещё интересно то, что Зоя Фёдоровна всегда оставалась очень женственной, старалась быть красивой. Когда она приехала на запись интервью в Музей Новосибирска — это была зима, было очень холодно, — то взяла с собой туфельки, чтобы переобуться. Хотя снимали по грудь, ног всё равно не было видно. Но Зоя Фёдоровна считала, что себя нужно нести. Она оставалась настоящей женщиной и прекрасной актрисой до конца своих дней. 

Евгений Ларин: Теперь самое время сказать самые главные слова к женскому празднику. Вам выпадает ответственная миссия поздравить женщин от всего Музея Новосибирска и от всего города! 

Иван Ветров: На самом деле мужчины очень любят этот праздник. Хочу пожелать вам, наши дорогие женщины, чтобы мужчины, находящиеся рядом с вами, вспоминали о том, какие вы красивые, умные, замечательные не только в этот день, но и во все последующие — почаще! Потому что это действительно так. На примере женщин, о которых мы сегодня рассказывали, мы говорим о том, что без вас мы не чувствуем себя спокойно, мы не чувствуем поддержки. И только благодаря вам мужчины могут добиться многого. 

Евгений Ларин: Я присоединяюсь ко всему сказанному. Мы вас любим и ценим. Будьте счастливыми, красивыми и немножко бесшабашными!    

Главные новости из жизни нашего города — подписывайтесь на нашу группу в Одноклассниках.

Слушать аудиоверсии программы «Вечерний разговор об истории» теперь можно также в разделе подкастов на Яндекс Музыке.

Что происходит

499 многодетных в Новосибирске оснастили дома пожарными извещателями

В Новосибирске на уборку улиц добавят 169 миллионов рублей

Мост через Большевистскую закроют с 3 июня для ускорения ремонта

Новосибирцы отправили в зону СВО медикаменты и квадроциклы

Новосибирцы налаживают связи с системой образования в Африке

Мэр отвечает: прямой эфир с Максимом Кудрявцевым на Горволне

«Шанхай» рядом с Плехановским жилмассивом начали застраивать

СГК вернёт горячую воду в 1500 домов в Новосибирске к 30 мая

Холодное начало лета прогнозируют в Новосибирской области синоптики

«Сибирь» оштрафовали за овербукинг на рейсах в Красноярск и Махачкалу

Юрий Похил и Николай Бирюля стали почётными жителями Новосибирска

Показать ещё