Новосибирские
новости
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: шабаш ведьм, казнь анархистов и весенний костёр

26 апреля на радио «Городская волна» прозвучал очередной выпуск «„Вечернего разговора“ об истории Новосибирска». В гостях в студии побывал доктор исторических наук, профессор Владислав Кокоулин. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
20:15, 30 апреля 2019

Взгляд назад. Исторический календарь

24 апреля 2006 года торжественно открыли пригородный вокзал на станции «Новосибирск-Главный» вместимостью в тысячу пассажиров. В здании вокзала 22 билетных кассы, справочное бюро, сервис-центр с разнообразным спектром услуг и бар.

27 апреля 1931 года запущена первая Автоматическая телефонная станция.

28 апреля 1982 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета о награждении Новосибирска орденом Ленина.

29 апреля 1898 года постановлением томского губернатора все домовладельцы в посёлке Ново-Николаевском обязывались приобрести таблички единого образца, сделать на них надписи с указанием улицы и номера дома и прикрепить их к дому.

30 апреля 1893 года к устью Каменки прибыл первый отряд мостостроителей — квалифицированных рабочих, инженеров и техников для строительства железнодорожного моста через Обь в створе села Кривощёкова.

77777.jpg
Фото: Музей Новосибирска

30 апреля 1917 года Ново-Николаевский комитет общественного порядка и безопасности передал власть городскому Народному собранию. Результаты выборов в Собрание объявили 18 апреля. Большинство мест (67) получили эсеры, меньшинство (всего семь) — социал-демократы.

1 мая 1905 года начало действовать сезонное предприятие — товарищество драматических артистов под управлением Макарова, о котором корреспондент центрального журнала писал: «Труппа публике нравится, сборы хорошие».

1 мая 1923 года открылся Дом культуры имени Дзержинского, созданный как клуб «Красный милиционер». С 2008-го по 2011 годы ДК предоставлял площадь молодому коллективу «Первый театр».

1 мая 1934 года начался первый сезон в областном театре кукол, он был создан при театре юного зрителя как кукольный театр «Петрушка».

4 мая 1909 года вступил в должность городского головы, первого мэра города, Владимир Жернаков.

Однажды в Новосибирске. Столица Сибири

28 апреля 1921 года Сибирский революционный комитет принял постановление перевести все общесибирские учреждения в Ново-Николаевск. Из уездного города он превращается в столицу Сибири.

Перенести центр Сибири в Ново-Николаевск Сибирское бюро партии большевиков решило ещё в январе 1921 года. Омск — бывшая столица белой России, ставка верховного правителя Колчака — стал неугоден советской власти. Историю надо было начинать заново. Послушаем сотрудника Музея Новосибирска, краеведа Константина Голодяева.

Константин Голодяев: Крупный транспортный перекрёсток, сформировавшийся в городе на Оби, сыграл свою безусловную роль. Ново-Николаевск из уездного города формально становится столицей Сибири.

Но это было уже не первое столичное назначение Ново-Николаевска. Впервые он получил его за полтора года до этого — 23 декабря 1919 года. Практически сразу после занятия города частями Красной армии Ново-Николаевск по постановлению Сибревкома становится центром Томской губернии, «съедает» белогвардейский ещё Томск.

Но тогда город не справился, «поперхнулся»: негде было размещать учреждения, селить людей. Бывали случаи, когда ради размещения приезжих служащих на улицы выбрасывали жителей города. Пробный шар не удался.

Уже менее чем через три месяца — 10 марта 1920 года — столица губернии была возвращена в Томск. А город остался центром Ново-Николаевского уезда. Через год власти возвращаются к этому вопросу, и 13 июня 1921 года постановлением ВЦИК — Всероссийского центрального исполнительного комитета — была образована наша собственная Ново-Николаевская губерния, включающая части Томской, Омской, Алтайской губерний, с Каинским, Каргатским, Каменским, Ново-Николаевским, Черепановским уездами. Площадь территории новой административной единицы составляла 135 тысяч квадратных километров, а численность населения — 1 миллион 331 тысяча человек.

В Ново-Николаевск снова были переведены общесибирские государственные, партийные, хозяйственные организации, причём не только из Омска, но и из Томска. Опять дружно стали размещать вновь прибывших. Сибревком, Сибирское бюро ВКП(б), органы управления разместили в здании бывшего Реального училища на Красном проспекте, 3, губернский исполком — в доме купца Маштакова на Красном, 9. Типография и редакция газеты «Советская Сибирь» — в торговом доме Собенникова на Красном, 22, губернская контора государственного банка — в Городском торговом корпусе на Красном проспекте, 23. И так далее, и так далее.

NET_1676.jpg
Константин Голодяев. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Город уже фактически обрёл функции общекраевого центра, подтвердив это в мае 1925 года, когда был образован огромный Сибирский край с центром в Ново-Николаевске. В его состав вошли шесть губерний — от Омска до Забайкалья. Площадь его составляла более 4 млн квадратных километров с населением почти 10 млн жителей. Это почти четверть территории всей страны!

И та конфигурация нашего Сибирского военного округа, которую мы имеем сегодня, очень даже напоминает границы того, старого Сибирского края. Через пять лет Сибирский край разукрупнили, разделили на два — Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский.

Площадь Западно-Сибирского края уменьшилась более чем на 2/3. А осенью 1937 года была образована Новосибирская область, которая поначалу она включала в себя и Томскую область, и Нарымский край, и Кузбасс. Тогда наш железнодорожный вокзал получил название «Новосибирск-Главный».

Структура момента. Октябрьский — значит первый

Старейший район Новосибирска — Октябрьский — отмечает своё 90-летие. Это название появилось на карте города в 1929 году. Правда, район существовал и до этого, только назывался он Закаменским. По сути, это исторический центр города, именно с этого района есть пошёл Новосибирск, началом летоисчисления которого принято считать возникновение посёлка мостостроителей и строительство первого железнодорожного моста.

По случаю 90-летия Октябрьского района в одном из вагонов метро уже по традиции открылась передвижная выставка, посвящённая богатой истории района. Выставку назвали «Октябрьский — значит первый». И выставка в вагоне стала первой, которая посвящена одному-единственному району. И это не случайно. Вот что рассказала на открытии выставки моим коллегам из телевизионной редакции «Новосибирских новостей» директор Музея Новосибирска Елена Щукина.

Елена Щукина: Выбор Октябрьского района в качестве главной темы для выставки в вагоне метропоезда — абсолютного заслужен, потому что это самый старый район на территории города, бывший Закаменский район.

IMG_0135.JPG
Елена Щукина. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Это район, на территории которого многое происходило впервые. Первое поселение на территории города — 4000 лет до нашей эры, первый аэродром, первый военный городок — самый крупный в Томской губернии, первая радиостанция, один из первых МЖК в Советском Союзе; много чего, о чём хочется рассказать, поделиться особыми фактами с пассажирами.

Очень хочется, чтобы жители Октябрьского района, которые будут находиться в этом вагоне, узнав, гордились, что они там проживают, а те, кто из других районов хотели бы там жить. Материалы мы начали собирать ещё пять лет назад, когда район праздновал 85-летие, а сейчас мы что-то обновили. Например, появились новые интересные сведения про археологический памятник «Турист-2», где были проведены раскопки. Мы смогли представить уникальные находки, которые были там сделаны.

Здесь не только исторические факты о событиях, но и о предприятиях. Продукция Новосибирского аффинажного завода была использована при запуске первого искусственного спутника земли. 

Есть чем гордиться! Завод «Электросигнал» на 100% обеспечивал радиостанциями все самолёты в годы Великой Отечественной войны, он успешно работает до сих пор.

Факты мы набирали у предприятий района, у районной администрации, у учёных Сибирского отделения Академии наук. Такой синтез позволил нам подготовить выставку. К сожалению, размеры вагона не очень велики. Отбирая фотографии, очень многое хотели взять, но здесь ограниченное пространство, а мы стараемся не делать мелких фотографий.

Есть несколько фотографий, которые взяты из личных архивов — люди приносили фотографии на заводы, фото находились альбомах. Будет верно сказать, что выставка подготовлена на основе материалов горожан, предприятий и архива Музея города Новосибирска.

8C5A8539.JPG
Завод «Электросигнал». Фото: nsknews.info

Было — не было. Мир, труд, май

Гость в студии — доктор исторических наук, профессор Владислав Кокоулин.

Евгений Ларин: Приближается 1 мая с традиционными выходными, которые в этом году особенно длинные — целых пять дней. Кто-то, конечно, пойдёт на демонстрацию, есть те, кто не оставляет этой традиции. Но большинство, конечно, по ещё более старой традиции — отправится в лес или на речку, на пикник — или открывать дачно-шашлычный сезон.

Я учился в НГУ, и для нас, студентов, Первомай всегда был связан с маёвкой. Это был большой концерт — в прежние времена в Академгородок приезжали многие легендарные рокеры, был настоящий шумный праздник. Было, что студенты напивались в зюзю и ночевали потом в лесу, не без этого, но было весело. Но, надо полагать, политические маёвки, которые проходили в НГУ прежде, выглядели несколько иначе?

Владислав Кокоулин: Да, это так. Ведь первоначально это был День международной солидарности трудящихся. Первые маёвки, которые назывались Интернеделями, были посвящены борьбе с мировым империализм, с традиционным набором лозунгов. К нам приезжали молодёжные представители братских компартий, были даже из Испании, из Чили, из других стран.

Евгений Ларин: Когда прошла первая маёвка в НГУ?

Владислав Кокоулин: Маёвки стали проходить с самых первых дней образования НГУ, а в 1970-х маёвка преобразовалась в Интернеделю, в 1990-е — плавно трансформировалась в первомайский праздник с концертом, с рок-группами.

Сейчас проводится интернациональный Арбат, но это не солидарность трудящихся, а просто представители разных народов, которые учатся в НГУ, живут в Академгородке, представляют свою культуру. Праздник поменял свои смыслы, политического подтекста у маёвки уже нет. Он есть в общем празднике Первомая. Первомайский праздник много раз менял своё содержание.

IMG_0020.JPG
Владислав Кокоулин. Фото: nsknews.info

Евгений Ларин: О чём говорили те, кто собирался на маёвки в 1960-1970-е годы?

Владислав Кокоулин: Обсуждали международные проблемы, как живут и страдают где-нибудь в Испании, и как хорошо живут рабочие на Кубе.

Евгений Ларин: Они продолжали страдать и в 1970-е?

Владислав Кокоулин: Да, праздник именно с таким содержанием проходил.

Евгений Ларин: Известный справочник «Новосибирск. 100 лет» фиксирует, что самая первая в истории нашего города маёвка прошла 1 мая 1902 года.

Владислав Кокоулин: Первая первомайская демонстрация в Ново-Николаевске прошла в 1905 году. А маёвки, как собрания на природе, проходили даже раньше — в конце XIX века. По воспоминаниям рабочих завода «Труд» — они неформальные маёвки проводили в лесу, — первая прошла в 1899 году. Но эти воспоминания написаны в 1920-х годах, и, скорее всего, они эту дату несколько смещали. Наиболее вероятно, 1901 — 1902 год.

Евгений Ларин: Что это были за мероприятия? Кто собирался, чем занимались?

Владислав Кокоулин: Это были неформальные подпольные мероприятия. Собирались рабочие. Тогда распространялась нелегальная литература, в том числе и газета «Искра», рабочие зачитывали нелегальные газеты и листовки, праздник имел то содержание, которое он имел в то время уже во всем мире: борьба за восьмичасовой рабочий день.

Евгений Ларин: Если это пикник, то со всеми вытекающими?

Владислав Кокоулин: После первой русской революции 1905 года этот праздник стал плавно трансформироваться в пикник.

 В первомайском празднике всегда было две традиции — пикник на природе и политическое содержание. В разные эпохи то одна преобладала, то другая.

Евгений Ларин: Неужели выпивали и не закусывали?

Владислав Кокоулин: Конечно, выпивали и закусывали, люди есть люди.

Евгений Ларин: И, наверное, песни пели.

Владислав Кокоулин: И песни пели, но революционные, это же был день интернационала. А если мы говорим о дореволюционных пикниках, то это был просто отдых на природе, день встречи весны. Это мировая традиция, она ещё от древних римлян идёт.

Евгений Ларин: А марксистский кружок в городе образовался ещё до проведения первой маёвки?

Владислав Кокоулин: Обская группа РСДРП была создана чуть позднее. Но для распространения марксистских идей не обязательна была формальная организация. Если собирается неформальный кружок, в котором читают нелегальные газеты, листовки, брошюры Ленина, книги Маркса, то его можно назвать марксистским кружком. Но это не партячейка.

Евгений Ларин: Книги Маркса — это довольно сложная литература, а у рабочих же не было соответствующего образования.

Владислав Кокоулин: Были люди, которые разъясняли, но не все работы Маркса написаны сложно. Например, манифест коммунистической партии написан очень просто. Предельно ясно, чуть ли не в лозунги всё уложено, очень компактно и удобно для восприятия. «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Это оттуда. Чёткие, ёмкие и запоминающиеся фразы.

IMG_0029.JPG
Евгений Ларин. Фото: nsknews.info

Евгений Ларин: Где проходили подпольные собрания на природе?

Владислав Кокоулин: Если мы говорим о заводе «Труд», то рядом был лес, и там, ближе к берегу реки Ини, они проходили. Удобная поляна, можно было провести маёвку, митинг, собрание.

Евгений Ларин: Читаем справочник, к которому мы сегодня обращаемся: 1 мая состоялась первая в истории города маёвка. На ней присутствовали рабочие-железнодорожники, члены социал-демократического кружка на станции Обь. Они тайно собрались в лесу между Первой и Второй Ельцовкой, район площади Калинина. Опять искажённые воспоминания?

Владислав Кокоулин: Действительно, там, вполне возможно, было собрание, но, как часто бывает в воспоминаниях, воспоминания разного времени складываются в одно. Если мы говорим о социал-демократическом кружке, то это обская группа РСДРП, а она образовалась позже, в 1903 году, если я не ошибаюсь. Были отдельные представители, которые причисляли себя к социал-демократам, возможно, они там читали какие-то листовки и нелегальную литературу.

Когда историки работают с таким материалам, им, кроме воспоминаний, нужно что-то ещё. Если бы их полицейские захватили, это сохранилось бы в полицейских отчётах, но эти отчёты пострадали в 1920-е годы, когда уничтожили архив местной жандармерии.

Евгений Ларин: Праздник весны и труда, или День труда, как его называют во многих других странах, раньше назывался Днем международной солидарности трудящихся, и был одним из символов революции. А появился он из-за события, которое произошло, в общем-то, в не особо революционной стране, так? Давайте вспомним события, которые произошли в Чикаго.

Владислав Кокоулин: Первомайский праздник в современном виде впервые возник в 1865 году в Австралии. Именно там впервые был выдвинут лозунг борьбы за восьмичасовой рабочий день. 1 мая рабочие провели митинг. С этого время идёт традиция современного вида праздника. А события 1 мая 1886 года в Чикаго просто получили громкий резонанс — в связи с тем, что в митинге участвовали анархисты.

Произошли столкновения, в результате которых восемь полицейских были убиты. Потом был суд, анархистов приговорили к смертной казни, и к 1889 году казнили. А Парижский конгресс Второго Интернационала решил в честь памяти этих казённых ежегодно 1 мая отмечать День солидарности с этими казёнными.

И в таком виде, привычном старшему поколению, этот праздник начал существовать. У молодёжи сейчас совершенно другое наполнение первомайского праздника.

Евгений Ларин: Хотя, собственно, в США праздник День труда отмечают вообще в первый понедельник сентября. И впервые его отметили в Нью-Йорке 5 сентября 1882 года, то есть за четыре года до трагических событий в Чикого, когда власти разогнали митинг социалистов, анархистов и коммунистов.

Владислав Кокоулин: В Дне труда есть несколько смысловых содержаний праздника. Во-первых, это праздник весны — у нас это Масленица, не пересекается. А в некоторых странах, например, в Словакии, то, что у Масленицы с сожжением чучела, происходит как раз 1 мая.

Евгений Ларин: А теперь самое интересное: почему 1 мая? Почему именно эта дата избрана революционно настроенной публикой как день особой активности? Что-то подсказывает, что это произошло совсем не случайно?

NET_8405.JPG
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Владислав Кокоулин: Событие случайно совпало с этой датой, оно могло произойти и 1 июня. Но 1 мая действительно имеет давние традиции. Если мы вспомним первомайские демонстрации в Ново-Николаевске и вообще в Сибири, и в России в начале 1920-х годов, то они же копировали Пасху, конкурировали с ней.

В новой стране задача была вытеснить пасхальные праздники на периферию сознания. Шествия с портретами — это традиция Пасхи в чистом виде, только вместо икон портреты. Потом эта традиция перешла на 7 ноября, также стали ходить с портретами вождей. Эти два праздника конкурировали. Сейчас 7 ноября шествий нет, а 1 мая остаётся.

1 мая — праздник, который на удивление выжил, хотя сейчас он тоже поменял своё содержание.

Евгений Ларин: Давайте вспомним, как проходили самые первые демонстрации в Ново-Николаевске?

Владислав Кокоулин: Первая официальная массовая демонстрация произошла в 1917 году, после Февральской революции. Тогда она ещё воспринималась не как революция рабочих, а как революция всего народа, в том числе и буржуазии. 

Но в Ново-Николаевске, в отличие, например, от Омска, первомайская демонстрация шла с наиболее радикальными лозунгами: «Долой империалистическую войну!», «Власть советам!»

В Омске лозунги было помягче, там и учредительное собрание было, и состав публики другой. С того времени эти лозунги и стали лозунгами Первомая.

Евгений Ларин: Какие-то особые традиции тогда у нас уже были? Может быть, возложение цветов?

Владислав Кокоулин: Нет, это традиция 9 мая. 1 мая мы ничего никуда не возлагали. 1 мая у нас был праздничный день, а 2 мая — нерабочий день. С 1920-х годов сложилась такая традиция: 1 мая — официальные торжества, которые надолго закрепились, а 2 мая был как раз «шашлычный» день. В 1965 году 9 мая стал официальным праздником, и у нас появились своеобразные майские каникулы. А это было время распространения дач, и неформальная часть майских праздников стала развиваться. И сейчас она сохранилась в большей степени.

Евгений Ларин: Знаете, какой факт будоражит воображение больше всего? То, что ночь на 1 мая — это Вальпургиева ночь в Европе, когда ведьмы и черти собираются на шабаш на Лысой горе. А в деревнях было принято отмечать праздник весны, который восходит ещё к дохристианским традициям. Такой праздник был практически у всех народов Европы. И непременный атрибут праздника, как и маёвки — костёр. На нём часто сжигали чучело ведьмы. А на маёвках — чучело мирового империализма. Как это всё объяснить?

Владислав Кокоулин: Да, это, конечно, всё очень интересно. Здесь наслоились две традиции.

Первая традиция идёт от Древнего Рима, от языческих времён, когда 1 мая был днём встречи весны. Праздник связан с богиней Майей, с началом сезона посадок, сельскохозяйственных работ. Это был радостный и счастливый праздник, никакой нечистой силы не было.

Когда в Европе появилось христианство, этот праздник стал постепенно приобретать другой характер. Многие продолжали праздновать языческий праздник, а церковь с этим боролась. Поэтому на праздник стали собираться ночью, сжигать чучело — и праздник оброс в шабаш ведьм.

IMG_0018.JPG
Фото: nsknews.info

Почему Вальпургиева ночь? Здесь совершенно другой смысл. В 748 году из Англии на территорию нынешней Германии приехала святая Вальпургия. Она основала монастырь, занималась целительством, потом умерла и её похоронили. Но примерно через 100 лет рабочие, которые реставрировали монастырь, случайно раскопали могилу — и осквернили.

И ночью Вальпургия явилась епископу в грозном виде, пообещала за разрушение её могилы наслать кучу неприятностей на монастырь. Тогда её мощи перенесли в грот в горе и захоронили там. А через некоторое время гора стала выделять благовонное масло, мироточить, как икона. Вальпургия была причислена к лику святых, был объявлен День святой Вальпургии, он как раз приходился на 1 мая. Две традиции.

Евгений Ларин: И всё же, почему анархисты и социалисты выбрали для своего выступления 1 мая?

Владислав Кокоулин: Это случайное совпадение. Они не вкладывали этот глубинный смысл. Есть, конечно, в этом что-то мистическое.

Евгений Ларин: Никак не отделаться от этого ощущения.

Владислав Кокоулин: В Европе у праздника разные смыслы. День труда там не 1 мая, в некоторых странах он проходит осенью. А, например, в Италии первомайский праздник — это День весны. 

В Сицилии была такая традиция: если юноша хотел жениться на девушке, он ночью приносил ей ветку к дому. И если девушка хотела выйти за него замуж, утром она ветку забирала, если нет — выбрасывала.

Евгений Ларин: У нас есть ещё одна интересная первомайская традиция, относительно недавняя — это так называемая Монстрация. Очевидно, что это какая-то карнавальная часть праздника, доведённая в своём проявлении до абсурда. Вот это что такое?

Владислав Кокоулин: Очень просто. В 1990-е годы, когда система ценностей и система праздников начала меняться, 1 мая перестал быть днём борьбы с империалистами, он просто стал Днём весны и труда. Но поскольку это время удачное, то разные политические силы стали использовать его как возможность проводить митинги с разными лозунгами, порой далёкими от изначального смысла Первомая. Молодёжь тоже использует эту возможность для выражения своих политических, культурных, идеологических предпочтений.

Евгений Ларин: Или просто никаких.

Владислав Кокоулин: Да, ведь Монстрация — это в некотором смысле антикультурное мероприятие, или, скорее, это культура, доведённая до абсурда. Это внешняя форма, в которую уже не вкладывается никакого содержания.

Евгений Ларин: Что-то похожее где-то когда-то существовало или существует?

Владислав Кокоулин: Нет, это у нас уникальная ситуация: только в России Первомай таким образом трансформировался.

NET_8625.JPG
Ростислав Нетисов. Фото: nsknews.info

Евгений Ларин: Это похоже на карнавальное шествие?

Владислав Кокоулин: Похоже. Первомайское содержание было самое разнообразное, мы уже говорили: официальная демонстрация с портретами, неформальная часть и карнавальная часть, ведь после шествия садились за стол. Интернеделя в НГУ сейчас — это тоже карнавальное мероприятие, оно перестало быть политическим: шествие, музыка, празднество, дурачество.

Евгений Ларин: И обязательно большой костёр, как в средневековой Европе.

Владислав Кокоулин: И в современной Европе костры устраивают, и «ведьм» сжигают. У нас просто эта традиция на Масленицу выпала.

Евгений Ларин: У нас ещё есть Иван-Купала, что-то похожее.

Владислав Кокоулин: У нас несколько иная система праздников с такими смыслами, они оказались разнесёнными. На Ивана-Купалу прыгают через костёр, на Масленицу сжигают чучело зимы — как чучело ведьмы. В Европе это совпало в ночь с 30 апреля на 1 мая. Пожелаем всем прекрасной погоды, хорошего настроения, хорошо отдохнуть и чтобы этот праздник запомнился!

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook — будьте в курсе актуальных новостей Новосибирска.

Что происходит

Огромный вентилятор запустили в новосибирском метро после реконструкции

Мэр Кудрявцев: главы районов персонально отвечают за качество уборки улиц

Мэр Кудрявцев на Днях ритейла назвал главные задачи для Новосибирска

Систему видеонаблюдения модернизируют в новосибирском метро

Стоимость проезда в транспорте Новосибирска хотят поднять до 40 рублей

Мэр Кудрявцев сообщил о рекордной закупке ради сноса аварийных домов

Названы лидирующие по числу сделок застройщики Новосибирска

119 миллионов получит Новосибирская область на борьбу с сахарным диабетом

Афиша Новосибирска: куда сходить в четверг, 5 декабря

Ещё два шаурмячных киоска исчезли с улиц Новосибирска

«В моде зелёный»: как одеться на новогодний корпоратив в 2024 году

Показать ещё